Введение 3
Глава 1. Формирование этнокультурных ценностей студентов как педагогическая проблема 8
1.1. Теоретические аспекты проблемы формирования этнокультурных
ценностей студентов 8
1.2. Современные проблемы формирования этнокультурных ценностей
студентов в системе профессионального образования 18
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования
этнокультурных ценностей студентов 26
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурных ценностей студентов 32
2.1. Выявление уровня сформированности общекультурных ценностей студентов среднего профессионального образования 32
2.2 Разработка учебного пособия по формированию этнокультурных
ценностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства 33
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение
В начале третьего тысячелетия, в век активной компьютеризации и новейших технологий, очень важна и необходима связь прошлого, самобытного, того что неразрывно связывает нас с окружающей средой, другим человеком и, наконец, с самим собой. А наше этническое сознание определяет формирование и развитие мировоззрения, что составляет многоуровневый комплекс отношений, который основывается на взаимодействии между народами. Именно поэтому среди проблем народного самосознания на планете, населяемой многими этносами, разными по традициям и объединяющимися территориально, историческим опытом, религиозным сознанием и культурой - с целью выявить как глобальные исторические процессы, так и самоценные их проявления в культуре каждого народа, глобально поднимается вопрос о формировании, сохранении этнокультурных ценностей, самосознания, любви к своему родному краю у молодого поколения.
На современном этапе развития общества актуальной является тенденция к обращению и возрождению традиционных ремесел и промыслов родного края. Эти тенденции проходят на фоне общего интереса к историческому прошлому нашей страны, поиску национальной самоидентификации и как следствие происходит обращение к культуре русского народа, немаловажной составляющей которой являются народные художественные промыслы. Здесь важно отметить этапы изучения традиционного искусства региона. Этнографическое изучение нашего региона начиналось с конца 1940-х, когда под руководством В.Е. Гусева, впоследствии выдающегося фольклориста, осуществляются студенческие экспедиции от ЧГПИ (ныне ЮУрГГПУ) в различные районы Челябинской области [5]. С периода 1960-х годов талантливый архитектор, исследователь, автор многочисленных публикаций по теме деревянного зодчества Южного Урала М.П. Мочалова исследовала объекты народной традиционной архитектуры и предметы крестьянского быта. Собранные ею материалы стали основой монографий. Следующий этап - выставочный проект Н.М. Шабалиной «Народное искусство Южного Урала» (1997), где были представлены работы мастеров народных ремесел и промыслов (костюм, резьба по дереву, гончарство, ткачество, кружевоплетение и др. Этап научного изучения традиционного декоративно- прикладного искусства региона с 1990-х гг. продолжен автором в диссертации Н.М. Шабалиной «Развитие центров народных художественных ремесел русского населения на Южном Урале» (вторая половина XIX - середина XX вв.).
Однако проблема образования студентов сегодня в полиэтническом обществе, под которым понимается ситуация, при которой многие люди не принадлежат более жестко к одной этнической группе, а являются членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые «смыкаются» в самых различных комбинациях, находятся в постоянной динамике; формирования культуры, эстетики, этнокультурных ценностей современной российской молодежи остается актуальной сегодня . Исследователи современного общества (Дробижева Л. М., Семененко И. С., и др.) «бьют» тревогу, так как наблюдается размытие российской идентичности у значительной части молодого поколения (около 40%)- важнейшего параметра самосознания граждан страны. Кроме того, молодое поколение во все исторические периоды, являлось мощным рычагом движущей силы прогресса и развития общества в целом, что можно сказать и о современном поколении, которое является неким «культурным паспортом» страны. Еще одним фактором является мобильность обучающихся под влиянием различных экономических, политических факторов. Можно сказать, что сегодня происходит борьба в массовом сознании общества, рушатся те устои, которые вчера еще считались ценностями, а то, что было неприемлемым, становится едва ли не самым значимым в жизни [6]. Несомненно, это связано сознанием, которое диктует общество, находясь под влиянием изменения различных условий. И больше всего это влияние направлено на психологическое подсознание молодого поколения, на формирование их этнокультурных ценностей и патриотизма, который генетически связан с этнокультурной идентичностью.
Характерными тенденциями современного образования являются как диверсификация (введение новых направлений профессиональной деятельности, специальностей и квалификаций), так и традиционализм (сближение национально-региональных особенностей, нахождение и развитие в них общих универсальных принципов, составляющих основу взаимообогащения различных художественных культур) [7]. Несмотря на это, студенты слабо владеют информацией о культурном наследии своего народа в области декоративно-прикладного искусства. Анализ ситуации в средних профессиональных образованиях региона позволяет нам сделать вывод, что приобщение студентов к культурным ценностям своего народа, изучение народного декоративно-прикладного искусства носят фрагментарный характер. Это также позволяет делать вывод об актуальности проблемы освоения этнокультурных и общечеловеческих ценностей. Анализ широкого круга психолого-педагогической литературы показал, что в науке наработаны основы для изучения проблемы формирования этнохудожественной культуры народных традиций (работы Бессарабовой И.С., Бунакова М.Ю., Лукина В.Н., и других). В то же время, вопросы формирования этнокультурных ценностей через элементы народного декоративно-прикладного искусства мало изучены и не нашли более полного отражения в публикациях педагогов, таких как, например, Л. В. Косогорова, Т.Я. Шпикаловой, Е.Е. Бочаровой и др.
Традиции, этнокультурные ценности, которые создавались поколениями народов, не должны исчезнуть, потому что без этнических корней и нравственных ценностей невозможно развитие и становление современного человека. Поэтому тема нашего исследования значима для личности каждого человека, студента, представителя любой национальности, так как народное декоративно-прикладное искусство способствует воспитанию у обучающихся эстетических ценностей, обогащает их и интеллектуальный опыт, формирует активное и осознанное стремление к самореализации и саморазвитию в этнокультурной и общечеловеческой среде.
Цель исследования: изучить проблему формирования этнокультурных ценностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства в организациях среднего профессионального образования и разработать учебное пособие по теме «Традиционный орнамент».
Объект исследования: учебно- воспитательная среда среднего
профессионального образования
Предмет исследования: процесс формирования этнокультурных ценностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства
Гипотеза: если внедрить учебное пособие по применению средств декоративно- прикладного искусства, то это будет способствовать повышению уровня сформированности этнокультурных ценностей студентов В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены
следующие задачи исследования:
1. Изучить историографию проблемы формирования этнокультурных ценностей студентов
2. Проанализировать современные аспекты по формированию этнокультурных ценностей студентов в системе среднего профессионального обучения
3. Определить специфику декоративно-прикладного искусства
4. Выявить уровень сформированности этнокультурных ценностей студентов среднего профессионального образования
5. Разработать учебное пособие по формированию этнокультурных ценностей средствами декоративно-прикладного искусства
6. Проанализировать эффективность опытно-экспериментальной работы
Методы исследования:
- метод анализа информации: поиск и подбор нужной для работы информации;
- метод синтеза информации: обработка и выбор главного из информации;
- метод экспериментальной разработки
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» (далее ГБПОУ «ЧПК №1»).
Практическая значимость данной Выпускной квалификационной работы заключается в разработке и создании учебного пособия по формированию этнокультурных ценностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства на основе анализа изученной темы теоретического и практического аспекта.
В заключении можно сделать вывод на основе теоретического исследования проблемы и практической разработки учебного пособия, что проблема образования студентов сегодня в полиэтническом обществе, под которым понимается ситуация, при которой многие люди не принадлежат более жестко к одной этнической группе, а являются членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые «смыкаются» в самых различных комбинациях, находятся в постоянной динамике; формирования культуры, эстетики, этнокультурных ценностей современной российской молодежи остается актуальной и необходимой. Кроме того, молодое поколение во все исторические периоды, являлось мощным рычагом движущей силы прогресса и развития общества в целом, что можно сказать и о современном поколении, которое является неким «культурным паспортом» страны. Еще одним фактором является мобильность обучающихся под влиянием различных экономических, политических факторов. Можно сказать, что сегодня происходит борьба в массовом сознании общества, рушатся те устои, которые вчера еще считались ценностями, а то, что было неприемлемым, становится едва ли не самым значимым в жизни. Несомненно, это связано сознанием, которое диктует общество, находясь под влиянием изменения различных условий. И больше всего это влияние направлено на психологическое подсознание молодого поколения, на формирование их этнокультурных ценностей и патриотизма, который генетически связан с этнокультурной идентичностью.
Основным принципом политики в современном образовании (в том числе и среднем профессиональном) является защита, развитие и синтез национальных, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Формы народного воспитания находятся в неразрывном единстве с социальными институтами жизни народа, его традициями, обычаями и обрядами, бытом, нормами поведения в обществе.
В данном направлении необходима определенная деятельность педагогического коллектива, которая будет включать в себя целесообразный отбор методов и форм этнокультурного развития обучающихся; преемственность в осуществлении задач этнокультурного воспитания; ориентацию на положительный опыт, который закреплен в традициях; учет индивидуальных запросов и возрастных особенностей студентов; планирование деятельности по поликультурному и этносоциальному воспитанию молодежи и обеспечение внутренней связи данной работы с другими видами начальной и средней профессиональной деятельности. благодаря современной инновационной деятельности этнокультурный компонент может составить органическую часть профессионального образования и способствовать формированию коммуникативных, социальных, базовых (ключевых) компетенций и у личности развитию творческого интеллектуального потенциала, которая развивается в поликультурной среде. Для этого необходимо разработать нормативные и учебно-методические программы, учебно-методический комплекс пособий и рекомендаций. На основе анализа проблемы было разработано учебное пособие на тему «Традиционный орнамент» по формированию этнокультурных и общекультурных ценностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства, которое обеспечит внедрение этнокультурного компонента в педагогический процесс профессионального образования в структуре этнокультурного образования в профессиональной подготовке студентов.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002. - 128с.
2. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» [Текст]. (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34864). Приказ Минобрнауки
3. Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие».
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции от 03.08.2018 года.
5. Алдошина М.И. Этнокультурные ценности и формирование эстетической культуры студентов[Текст] /М.И.Алдошина. Вестник Брянского государственного университета. -Брянск, 2004. - № 1- С.105¬109.
6. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие[Текст]/ С.А. Арутюнов. - М: Наука,2010. -246 с.
7. «Берегиня Урала»: современный народный костюм. Каталог
выставки[Текст]/ Челябинский областной государственный Музей искусств. - Ч., 2017. - C.15.
8. Бессарабова, И.С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике[Текст] / И.С. Бессарабова. Фундаментальные исследования. - М.,2010 - С.92-93.
9. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и
преемственность в жизни общества[Текст]/ С.К. Бондарева. - Москва- Воронеж, 2016. - С. 34.
10. Бунаков М.Ю., Лукин В.Н. Национализм и национальная идентичность в условиях глобализации: проблемы концептуализации[Текст]/М.Ю.
Бунаков. Теоретический журнал CREDO NEW. -Челябинск,2016. -№5. -С.28-30.
11. Воловикова М.И., Харламенкова Н.Е. Современная личность. Психологические исследования [Текст]/М.И. Воловикова. Н.Е. Харламенкова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. -125с.
12. Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа[Текст]/ П.Р. Гамзатова. - М.: URSS,2019. - 208с.
13. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века[Текст]/ Б.С. Гершунский. - М., 2013. - 512 с.
14. Гройсман Я. Нижегородские художественные промыслы[Текст]/Я. Гройсман. - Н.: Деком,2019. - 96 с.
15. Гудима, Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры[Текст] / Т.М.Гудима. Ориентиры культурной политики. -М.,2015. - №3. - С.4-11.
16. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы[Текст]/К.М. Гуревич. -М.: Наука,2014. - 271 с.
17. Дугин, Л.Г. Этносоциология[Текст] / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2016. -634с.
18. Зимняя И.А. О модели поэтапных требований к развитию общей культуры личности в системе непрерывного образования[Текст]/И.А. Зимняя. -М.,1998. - 31 с.
19. Игнатович, Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования [Текст]/ Е. В. Игнатович. Непрерывное образование: XXI век. - СПб., 2013. - № 2. -С.1-9
20. Казанская, Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов.: Дис. канд. пед. наук [Текст]/ Н.Р. Казанская - М.,2000. - 167с.
21. Каталин Юхас. С головы до пят в народном. Теория моды. Одежда,
тело, культура[Текст]/Ю.Каталин - М.: Новое литературное
обозрение,2017-18. - №46-20с.
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь[Текст]/ Г.М. Коджаспирова. -М.: «Академия», 2015. -176 с.
23. Кравченко, Ю.Н. Народные обычаи и традиции на занятиях по декоративно-прикладному творчеству [Текст]/ Ю.Н. Кравченко. Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 13-17.
24. Краткий этнологический словарь [Текст]/ под ред. Редколл, H.H. Пищулин и др. М., 1994. - 103 с.
25. Лукина, А. Эстетическое воспитание на занятиях изобразительным
искусством[Текст]/А. Лукина. Дополнительное образование и
воспитание. - 2014. - № 2. - С.33-36.
26. Лебедева Н.М. Методы этнической и кросс -культурной психологии[Текст] / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. — М.: Высшая школа экономики, 2015. -68с.
27. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Научно- методическиое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений[Текст] / В.Ф.Максимович. - М.: Флинта, 2016. - 64 с.
28. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/dekorativno-prikladnoe-
iskusstvo-v-sisteme-kultura-iskusstvo-proizvodstvo
29. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. Освобождение духа[Текст]/ В.М. Межуев. - М.,2016. - 259 с.
30. Моран А. История декоративно-прикладного искусства[Текст]/ А. Моран. - М.: Искусство,2013-245с.
31. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального
образования[Текст]/ Н.А. Морева - Москва: Академия,2015- 272 с.
32. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания[Текст]/ Б.М. Неменский. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение,2017. - 255 с.
33. Палаткина, Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования[Текст] / Г.В. Палаткина. - М.,2003. - 403с.
34. Пережовская А. Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования. Образование и воспитание[Текст]/ А. Н.Пережовская. -М.,2015. - №2. -С. 13-16.
35. Расинэ О. Орнамент всех времён и стилей[Текст]/ О. Расинэ. - Том 2. - М.: Арт-Родник,2013. - 250с.
36. Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим прерванный путь. Сер.: Россия накануне XXI века[Текст]/ В.Н. Сагатовский.- Вып. 2. - СПб, 1994.- 217 с.
37. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография[Текст]/ Н.К. Сергеев. - СПб- Волгоград,2005. - 117с.
38. Сериков В.В. К Методологии построения теории и практики личностно ориентированного образования. Этнопедагогика — педагогика жизни[Текст]/ В.В. Сериков. - М.: Элиста, 2015.С. 24-28.
39. Смирнов О.С. Резьба по дереву. От ложки к скульптуре[Текст]/ О.С. Смирнов. -М.: Кладезь (АСТ), 2019. - 160 с.
40. Соколов М.В., Соколова М. С.: Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие для ВУЗов[Текст]/ М.В. Соколов. - Н.: Владос, 2013. - 399с.
41. Шабалина Н.М. Традиционные художественные ремесла и промыслы Южного Урала (вторая половина XIX - середина XX вв.). Монография [Текст]/ Н.М. Шабалина -Ч., 2007. - 148с.
42. Этнологический словарь. Этнос. Нация. Общество. [Текст]- Москва, 1996. С. 201.
43. Vygotsky L. The genesis of higher mental functions In: Wertsch J., ed. The concept of activity in Soviet psychology. Armork, N.Y.: Sharpe, 1981. P. 132-134.
44. Shabalina N. Colour is a Sign of National Traditional Ornamental Art // The Artistic Traditions of Non-European Cultures, vol. 4 / Edited by Dr Beata Biedronska-Slota and Alekcandra Gorlich. Polish Institute of World Art Studies & Tako Publishing House, Warsaw - Torun, 2016.- P. 157-167.
45. Российская национальная библиотека. Региональные энциклопедии:
[Электронный ресурс]-Режим доступа:
http://quist.pro/books/ural_obl.php-(Дата обращения 09.03.2019).
46. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 224 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21077-(Дата обращения 12.06.2019).
47. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/Нормативные документы ОУ. - 2015. - №8. - С. 7-20. -(Дата обращения 09.06.2019).
48. Таов П.К. Нравственные проблемы современного общества России
[Электронный ресурс] /П.К. Таов-2012. - № 3. -Режим доступа:
http://intercircass.org/?p=781- (Дата обращения 11.04.2019).
49. Челябинский государственный центр народного творчества. [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://www.ocnt.ru- (Дата обращения 12.03.2019).
50. Этническая одежда: история и современная мода [Электронный
ресурс]- Режим доступа: http://ethnoboho.ru/etno/etnicheskaya-
odezhda.html-(Дата обращения 09.03.2019).