Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших школьников 6
1.1 Агрессивное поведения младших школьников как объект социально-педагогической деятельности 6
1.2 Содержание деятельности социального педагога по профилактике
агрессивного поведения младших школьников 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Практические основы деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших школьников 29
2.1 Задачи, методы и анализ результатов исследования агрессивности младших школьников 29
2.2 Программа социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения младших
школьников 44
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современный мир требует от людей проявления доброты, человечности, внимания, ответственности и не терпит зла, насилия, лжи, обмана, жестокости. И в последнее время считается ненормальным не соблюдение правил и требований определяемых обществом.
Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, отсутствие соответствующих знаний и умений жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам.
Особенно тяжело подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои действия. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него бессимптомно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим.
На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение нормальным, не имея в своем поведенческом «запасе» другого, положительного опыта. Исходя из сказанного следует, что очень важно предупредить формирование агрессивного поведения. И чем раньше это начать, тем меньше опасность распространения жестокости и насилия.
Изучение проблемы агрессивного поведения стало популярным направлением исследовательской деятельности педагогов и психологов. В зарубежной психологии выполнено большое количество исследований, направленных на изучение агрессии, ее происхождения, механизмов и той роли, которую она играет в жизни человека. Однако отечественные работы в этой области немногочисленны (Е.М. Гаспарова, С.Н. Ениколопов, А.Д.Кошелева, Н.Д.Левитов, В.Е.Каган, Т.Г.Румянцева, И.А.Фурманов и др.). В них, главным образом, намечаются подходы к изучению некоторых отдельных аспектов агрессии. В то же время почти отсутствуют экспериментальные исследования процесса формирования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Анализ большого числа работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует насколько сложна и многоаспектна эта проблема и насколько различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.
В результате оценки актуальности темы исследования и ее теоретической разработанности была выделена проблема поиска путей профилактики агрессивного поведения младших школьников и сформулирована тема нашего исследования: «Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших школьников».
Цель исследования - изучить особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и разработать программу его социально-педагогической профилактики.
Объект исследования - агрессивное поведение в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность и характеристики агрессивного поведения
дошкольников.
2. Выявить содержание социально-педагогической профилактики
агрессивного поведения дошкольников.
3. Провести исследование по определению уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу социально-педагогической профилактики агрессивного поведения младших школьников.
В квалификационной работе использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение,
моделирование; практические - анкетирование, проективные методики «Кактус» и «Несуществующее животное».
База исследования: МКОУ «СОШ №4» города Миньяра Ашинского муниципального района Челябинской области.
Всего в исследовании приняло участие 30 учеников четвертого класса в возрасте 10 лет, составляющие контрольную (средний возраст 10 лет) и экспериментальную группу (средний возраст - 10 лет) исследования.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение двух лет и включало три основных этапа:
Первый этап (январь 2015 - январь 2016 гг.). Изучение научной и методической литературы по теме исследования. Выявление и анализ особенностей деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения в начальной школе. Написание теоретической части исследования.
Второй этап (январь 2016 г. - январь 2017 г.). В МКОУ «СОШ №4» города Миньяра осуществлялось исследование по изучению проявлений агрессивного поведения младшими школьниками.
Третий этап (февраль 2017 г. - ноябрь 2017 г.). Разработка программы социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения младших школьников. Формулировка выводов исследования, оформление квалификационной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В современном мире все чаще наблюдается проявление человеческой агрессии. Ужасно то, что агрессивнее становятся дети. С этим нужно бороться. С этой целью в образовательных учреждениях введена должность социального педагога, который работает с детьми с отклоняющимся от нормы поведением, в том числе, с агрессивным. Все это говорит об актуальности решения проблемы профилактики агрессивного поведения на уровне общества.
В науке эта проблема не менее актуальна. Она широко изучена в зарубежной психологии: выполнено большое количество исследований, направленных на изучение агрессии, ее происхождения, механизмов и той роли, которую она играет в жизни человека. Однако отечественные работы в этой области немногочисленны (Е.М.Гаспарова, С.Н.Ениколопов, А.Д.Кошелева, Н.Д.Левитов, В.Е.Каган, Т.Г.Румянцева, И.А.Фурманов и др.). В них, главным образом, намечаются подходы к изучению некоторых отдельных аспектов агрессии. В то же время почти отсутствуют экспериментальные исследования процесса формирования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
В результате оценки актуальности темы исследования и ее теоретической разработанности была выделена проблема поиска путей профилактики агрессивного поведения младших школьников и сформулирована тема нашего исследования: «Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших школьников».
Цель исследования - изучить особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и разработать программу его социально-педагогической профилактики.
Объект исследования - агрессивное поведение в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования -социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения младших школьников.
В соответствии с целью были сформулированы и последовательно решались в исследовании четыре задачи.
В первой (теоретической) главе решались две задачи. Во-первых, изучалась сущность агрессивного поведения, его виды и формы, причины появления и многое другое. В процессе анализа научной литературы было отмечено, что агрессивное поведение -это действие, цель которого нанести физический или моральный вред другим. Ученые, работающие в различных направлениях, в последние годы предполагают разнообразные подходы к трактовке определения агрессивного поведения. Но в общих чертах, агрессивность понимается как целенаправленное причинение физического или психического вреда себе или другому живому существу.
При решении проблемы агрессивного поведения перед социальным педагогом стоит ряд важных задач, которые должны решиться, среди них такие, как: поиск форм, методов, технологий работы с агрессивным поведением младших школьников, направленных на профилактику агрессивного поведения младших школьников, на устранение условий, прямо или косвенно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетних. В науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с детьми агрессивного поведения - это профилактика и реабилитация.
Изучив сущность социальной профилактики агрессивного поведения, ее виды, формы, мы остановились на вопросах организации предупредительных мероприятий в общеобразовательных учреждениях, где решением социальных проблем занимается социальный педагог. Выявив, что в настоящее время существует множество способов профилактической деятельности, но преимущественное значение играют системные действия, которые выражаются в программах профилактики агрессивного поведения, направленных на детей и развитие их навыков противодействия личностным и социальным факторам, влияющим на формирование агрессивного поведения.
С помощью выбранных ними методик диагностики агрессивности мы провели исследование и пришли к выводу, что для всех участников исследования идет преобладание значений среднего и высокого уровня агрессивности в поведении.
Результаты исследования позволили сделать вывод: профилактика агрессивного поведения в начальной школе необходима.
Для решения проблемы профилактики агрессивного поведения младших школьников была разработана программа социально-педагогической деятельности, направленная на его профилактику, построенная на принципах системности, технологичности и учета возрастных особенностей учащихся.
Программа включает два направления:
1) социально-педагогическая профилактика с детьми экспериментальной группы;
2) работа с родителями по повышению просвещенности в вопросах предупреждения проблем агрессивного поведения детей.
Особенность программы заключается в том, что она направлена не только на обучающихся младших классов, но и родителей; использовании наиболее оптимальных форм работы, которые способствуют информированию и просвещению участников программы, активному участию их в обсуждении проблемы, отвечают за агитацию за здоровый образ жизни, привлекают к социально одобряемой и значимой деятельности.
Реализация программы позволит достичь следующих результатов: снижение числа детей, склонных к агрессивному поведению; повышение уровня социальной адаптации учащихся 1-4 классов; развитие эмоционально-волевой сферы; овладение детьми новыми стратегиями поведения.
1. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности. Вопросы психологии / М.В. Алфимова, В.И. Трубников. - 2010. - №6. - С. 112.
2. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. -510 с.
3. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 2010. - с. 352
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности / Г.М. Бреслав. - М., 2011.
6. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб.пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2014. - 144 с.
7. Васильева, О.С. Возрастные особенности агрессивности школьников. Школа здоровья / О.С.Васильева, И.В. Абидова. - 2011.- №3.- С. 101.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский.- М. : Смысл : Эксмо, 2003. - 1134 с.
9. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций. / М.А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б.П. Дьяконов. - М. :Гуманит. изд. центр ВАЛДОС, 2009. - 416 с.
10. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Н.Л. Морозова и др. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -2010. - № 16 (20). -С. 84-91.
11. Горшечникова, Т.Б. Причины агрессивного поведения у
младших школьников и подростков. // Т.Б. Горшечникова, Л.Н. Дородницына. - Режим доступа: http://www.
psyinfo.ru/ru/service/conf/asoc.php (дата обращения 15.09.2017)
12. Гидденс, Э. Социология : учебник / Энтони Гидденс. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/giddens_sociologija(дата обращения 20.05.2017).
13. Дубинко, Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявления агрессивности в детском возрасте / Н. А. Дубинко// Вопросы психологии. 2010.- №1.-С. 53-57.
14. Дементьева, И. Отклоняющееся поведение
несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия / И.Дементьева // Социальная педагогика.- 2005. - № 1. - 289 с.
15. Ениколопов, С.Н. Психология агрессии: основные подходы / С. Н. Ениколопов // Вестник Псковского вольного университета. - 2010. - Т. 1. - №1.- С. 62-69.
16. Ениколопов, С.Н. Дети и психология агрессии / С.Н. Ениколопов // Школа здоровья. - 2010. - Т.2. - №3. - С. 35-49.
17. Жукова, М.В. Отклоняющееся поведение в детском возрасте: терминологическое поле исследования / М.В. Жукова // Вестник ЧГПУ. -
2012. - № 11. - С. 71-85.
18. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров.- М., 2010. - 128 с.
19. Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования /И. С. Зимина/ /Педагогика, 2013. - №3. - с. 14-18.
20. Иванченко, В.Н. Агрессивное поведение у детей / В.Н. Иванченко, А.Г. Асмолов, С. Н. Ениколопов // Вопр. психол. - М.: 2010. - № 2.
21. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: Сфера, - 2011. - 160 с.
22. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
23. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков /Д. Коннор.- СПб, 2014. - 288 с.
24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / И.М. Лисина. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 387 с.
25. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.:
2013. - 269 с.
26. Люблянская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблянская.- М.: Просвещение, 2013. - 420 с.
27. Люблянская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблянская. - М.: Просвещение, 2012. - 213 с.
28. Малкова, А.А. Факторы, влияющие на формирование социального поведения детей / А.А. Малкова // Народное образование.- 2015. - № 34.
29. Мельникова, М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет / М. Мельникова.- Ижевск: Удмуртский ун-т, 2013. - 126 с.
30. Михайлина, М.Ю. Психологические аспекты исследования агрессивности в школе / М.Ю. Михайлина, Е.В.Гусева. - Саратов. 2004. - 36 с.
31. Мухина, B.C. Возрастная психология / В.С. Мухина.- М.: Академия, 2010.-608с.
32. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб.для студ.
высшее педагогическое учебное заведений / В.В. Краевский. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
33. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.Б. Петрова. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 152 с.
34. Пошивалов, В.П. Новые направления в изучении агрессивного поведения / В.П. Пошивалов // Журн. высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - Выпуск 4. - 2014. - с. 37.
35. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
36. Практическая психология образования/Под ред.
И.В.Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера»,2014. - 528 с.
37. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высшее учебное заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
38. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения: пособие для учителя / под.ред. В.А. Татенко, Г.М. Титаренко. -Киев: Рад.шк.,1989. - 126с.
39. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал./А. А.Реан.- М.: 2014, № 5, С.3-18.
40. Румянцева, Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии ./ Т.Т. Румянцева. - 2011.
- №1. - С.81.
41. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты
детства: социально-правовые проблемы: учебное пособие / Е.М.
Рыбинский.-М.: Академия, 2004. - 224 с.
42. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина.
- М.: Просвещение, 2014. - 150 с.
43. Слободянник, Н.П. Формирование эмоционально - волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60 конспектов занятий: практическое пособие / Н.П. Слободянник. - М.: 2014. - 176 с.
44. Смирнова, В. Как помочь ребёнку осознать свое поведение // Дошкольное воспитание / В.Смирнова. - 2010. - № 5. - с.75-80
45. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников : учеб.пособие для студ. высшее педагогическое учеб. заведений / В. Г. Степанов. - 3-е изд., переработано и доп. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
46. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности./ Е.Т. Соколова. М.: Просвещение, 2011.
47. Столяренко, А.М. Юридическая педагогика: курс лекций / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. -М.: Закон и право, 2004. -С. 667.
48. Технологии социальной защиты и обслуживания семей и детей / Н.А. Соколова, Т.Г. Пташко, С.В. Рослякова и др.; под общ.ред. Т.Е. Никитиной. - Челябинск: Книга, 2017. - 463 с.
49. Формы и методы профилактики детской и школьной агрессии. Научно-методические рекомендации / под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2013. -320 с.
50. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция / И. А. Фурманов. -Минск, 2011.- 192с.
51. Фурманов, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. - М., 2012. - 192 с.
52. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск.: Ильин В.П., 2011. - 199 с.
53. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А.Фурманов. - М.: Владос, 2014. - 351с.