ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 7
1.1. Хореографический коллектив как педагогическая модель
художественно-творческого развития личности 7
1.2. Методика руководства хореографическим коллективом 13
1.3. Роль руководителя хореографического коллектива 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В НАРОДНОМ АНСАМБЛЕ ТАНЦА «ТУМАР» ДВОРЦА ШКОЛЬНИКОВ Г. АСТАНА 31
2.1. Творческая биография ансамбля танца «Тумар» 31
2.2. Организация учебного процесса в ансамбле 35
2.3. Организация постановочно-репетиционной и концертной
деятельности 43
2.4. Мониторинг качества деятельности руководителя народного
ансамбля танца «Тумар» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность работы определяется практической необходимостью выявления потенциала роли руководителя в организационно-творческом процессе в хореографическом коллективе.
Творческие коллективы хореографической направленности являются одним из самых популярных и востребованных обществом направлением досуговой деятельности, дополнительного образования и профессиональной ориентации детей и молодежи.
Насколько будет результативна и продолжительна деятельность коллектива, зависит от руководителя. В основе работы руководителя- хореографа лежит процесс обучения танцевальному искусству, создание и постановка танцевальных композиций. Руководитель конкретизирует цели каждого занятия, определяет формы их организации, планирует учебно-воспитательный материал, подбирает танцевальную музыку, определяет методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Руководитель показывает и объясняет танцевальные движения, помогает учащимся овладеть профессиональными умениями и навыками, организует концертные выступления и т.д. Организаторская и творческая деятельность требует креативности, умения принимать решения в самых неожиданных ситуациях, творчески использовать имеющийся опыт.
Доказано на практике, что больших результатов добьется коллектив, где все действия - от организации первого собрания до публичного выступления - будут взаимосвязаны. Недостаточно собрать коллектив, поставить и разучить определенный репертуар, выступить и занять призовое место. Хореограф должен разбираться практически во всех сферах: искусстве, образовании, педагогике и психологии, истории, литературе, этике и эстетики, экономике и менеджменте. А все виды его деятельности как руководителя - организаторская, управленческая, координирующая учебно-тренировочная, образовательно-воспитательная, психолого-педагогическая, постановочно-репетиционная, концертно-исполнительская - должны быть объединены единой воспитательной направленностью. Руководителю необходимо всегда помнить, что основная цель любого творческого коллектива, и хореографического в том числе, это формирование активной, духовно богатой личности. Поэтому руководитель должен не только владеть необходимыми профессиональными навыками работы с коллективом, но и глубоко понимать педагогические задачи искусства в обществе.
Современная образовательная практика сегодня предлагает различные инновационные технологии ведения учебной работы, методики диагностики развития участников коллектива, мониторинга качества усвоения знаний. Задача руководителя - воспользоваться этим материалом. Однако никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут руководителю успешно осуществлять свою творческую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Выдающийся педагог XIX века К.Д.Ушинский считал, что помочь растущей личности воспитанника в ее становлении может только воспитатель, который сам является личностью.
Каким должен быть современный руководитель? Какими теоретическими знаниями и практическими навыками должен владеть? По какому принципу строится учебно-воспитательная работа в коллективе? От чего зависит успех творческого коллектива? Эти вопросы являются основополагающими нашего исследования на тему «Организационно-творческая деятельность руководителя хореографического коллектива».
Цель исследования - изучить деятельность руководителя хореографического коллектива, определить особенности организационного и творческого процессов, раскрыть основы педагогической деятельности руководителя хореографического коллектива.
Объектом изучения являются организационно-творческий процесс в
хореографическом любительском коллективе и деятельность руководителя творческого коллектива.
Предметом исследования являются особенности руководства детским хореографическим коллективом.
Основными задачами работы являются:
1. Определить сущность любительского творческого коллектива.
2. Проанализировать специфику хореографической деятельности.
3. Раскрыть роль руководителя в хореографическом коллективе через организационную и учебно-тренировочную работу.
4. Изучить формы, методы работы руководителя в хореографическом коллективе и выявить особенности его педагогической деятельности.
5. Проанализировать репертуар ансамбля танца как основу всей работы коллектива, определить особенности репетиционной и концертной деятельности.
Методологическую основу исследования составили труды по теории и истории любительского движения, методике работы хореографического коллектива. Так, проблемами хореографической самодеятельности занимаются авторы: А.С. Каргин «Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе»; Н.А. Бакланова «Профессиональное мастерство работника культуры»; Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать».
По вопросам учебно-воспитательной работы в танцевальных коллективах необходимо отметить работы Ю.И. Громова, В.И. Уральской, Г.И. Шаховской, Н.Н. Шереметьевской и др. В ряде исследований последних лет нашли отражение проблемы, связанные с ролью руководителя хореографического коллектива (В.Д. Шахгулаври); формированием индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа (Т.М. Кузнецова); активизацией творческих проявлений детей в процессе занятий хореографией (С.В.Акишев).
Гипотеза исследования. Мы предположили, что:
1) жизнедеятельность хореографического коллектива в полной степени зависит от его руководителя;
2) деятельность руководителя хореографического коллектива будет эффективной, если организационный и творческий процесс рассматриваются как единое целое, а именно:
- будут определены цели и задачи творческого развития коллектива;
- будут скоординированы формы и методы образовательного, учебно-тренировочного и творческого процесса;
- в коллективе будет создана художественно-творческая среда;
- вся деятельность хореографического коллектива проводится с учетом возрастных особенностей участников коллектива.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов: метод анализа и обобщения
теоретического материала по данной проблеме; методы наглядности, систематичности; индивидуальные беседы, наблюдения.
В своем исследовании мы анализировали деятельность руководителя народного ансамбля танца «Тумар» Дворца школьников города Астаны. В течение года мы наблюдали за работой руководителя: посещали уроки, смотрели выступления, следили за творческими успехами.
Практическая значимость исследования - материалы работы могут быть полезны студентам, начинающим педагогам-хореографам, руководителям детских хореографических коллективов.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Деятельность руководителя - это деятельность специалиста широкого профиля, сложная, комплексная, включающая художественно-творческое, педагогическое и организаторское направления.
Сущность профессиональной деятельности руководителя определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма, творческой неповторимости, высокой духовности, увлечения своей профессией, стремление к самосовершенству и творческой самореализации
В процессе исследования мы доказали, что от руководителя хореографического коллектива зависит весь организационно-творческий процесс.
Художественный руководитель хореографического коллектива это:
1. Идейный лидер, сильная творческая личность, он определяет идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива
2. Человек, обладающий организационными способностями.
3. Педагог, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства и методиками его передачи другим.
4. Балетмейстер, обладающий знаниями и способностями режиссера-постановщика, репетитора, педагога, способный выстроить отдельный номер и концертную программу.
5. Воспитатель, обладающий выдержкой, умеющий ладить с людьми, владеющий искусством стратегии и тактики
6. Человек, занимающийся самообразованием, не останавливается на достигнутом, много читает, расширяет кругозор, развивает ум и художественный вкус.
Обучение и воспитание в хореографическом коллективе - два взаимосвязанных процесса.
На примере деятельности народного ансамбля танца «Тумар» Дворца школьников г. Астана мы определили:
1. Основополагающей частью работы коллектива является организационно-творческая деятельность руководителя. Она служит основой его существования, однако не ограничивается рамками танцевального искусства, а служит платформой широкой педагогической программы формирования личности участника.
2. Специфика воспитательной работы в ансамбле заключается в органичном сочетании общепедагогических, художественно-исполнительских и социально-психологических моментов.
3. Педагогическая деятельность заключается в усвоении и воспроизведении хореографических знаний, двигательных умений и навыков. Приобретенный опыт закрепляется в сознании участников и реализуется в сценической практике. Занятия в ансамбле способствуют развитию человека, формированию у него чувства коллективизма, патриотизма, организованности, развитию коммуникативных качеств личности, играют большую роль в деле эстетического воспитания.
4. Репетиция - основное звено всей учебной, организационно-методической, образовательной и воспитательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.
5. Репертуар - это лицо коллектива. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения организационных, художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия творческих способностей учащихся.
6. Значительным событием в творческой жизни руководителя и жизни коллектива является концерт. Для танцоров концертные выступления всегда являются большим стимулом в их творческой деятельности. В процессе подготовки и проведения концерта вырабатываются необходимые жизненные черты характера, усваиваются морально-этические и нравственные нормы поведения. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла - важнейшая задача руководителя.
Активность детей в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога-руководителя.
В ходе исследования мы увидели, что цели и задачи творческого развития ансамбля руководителем определены, скоординированы формы и методы образовательного, учебно-тренировочного и творческого процесса, на уроках, репетициях создана благоприятная художественно-творческая атмосфера, вся деятельность проводится с учетом возрастных особенностей участников ансамбля. Это говорит об эффективности организационно-творческой деятельности руководителя коллектива.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства /И.П.Андриади. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 160 с.
2. Андрусенко, Л.С. Становление системы руководства коллективами детского самодеятельного хореографического творчества // Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 6.
3. Асмолов, А.Т. Психология личности: учебник. - М., 1990.
4. Базарова, Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - М.: Лань, 2006
5. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб пособие. /Н.К.Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003. - 222 с.
6. Богданов, Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. - М., 2002.
7. Боттомер, П. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2006
8. Бурцева, Г.В. Развитие творческого мышления специалиста- хореографа: Монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001
9. Ванслов, В. Художественный опыт России XX века / Художественная культура XX века // Развитие пластических искусств: Сборник статей. М.: Русское слово, 2002.
10. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /Под ред. А.С. Роботовой.- М., 2007. - 219 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000 - 624с.
12. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства.- М.: Владос, 2012
13. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности /А.В.Золотарева. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с.
14. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом. - Челябинск, 2004.
15. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
16. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учебное пособие для студентов культ. - просвет. фак. вузов культуры и искусств - М.: Просвещение, 1984.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003. - 176 с.
18. Кудрявцев, В.Т. Развитие детства и развивающее образование -
Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.
19. Настюков, Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. - М.: Академия, 2003
20. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.
21. Никифорова, А.В. Советы педагога классического танца. С.-П., 2005
22. Основы подготовки специалистов-хореографов.
Хореографическая педагогика. Учебное пособие .- СПбГУП, 2006
23. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2007. - 224с.
24. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
25. Пуртова, Т.В. Детское танцевальное творчество: достижения и проблемы / Т.В. Пуртова //Культура и дети. - М.: Минкультуры РФ, ГРДНТ, 2004. - С. 3 - 11.
26. Пуртурова, Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.
27. Сарибекян, Е.А. Современные возможности использования инструментария оценки персонала / Е.А.Сарибекян // Культура: управление, экономика, право. - 2006. - № 2. - С. 38 - 43.
28. Тарасенко, Т.В. Развитие профессиональных навыков менеджера танцевального коллектива /Ауезовские чтения-3. ЮКГУ им. М. Ауезова, 2001. Т. 3. - С. 29.
29. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. 2005. с ил.
30. Хореографическое образование: Сб. Всероссийской науч.- практ. конф. (Москва, 25-28 апреля 2003 г.)/ Ред. В.Н. Нилов - М.: МГУКИ,2003
31. Чеккеттти Грациозо. Полный учебник классического танца /Перевод: Лысова Е. - АСТ, 2010 г.
32. Янаева, Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.