Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты дискуссионных методов 8
проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла 8
1.1. Особенности осуществления образовательной деятельности в 8
организации среднего профессионального образования 8
1.2. Методы проведения занятий по дисциплинам профессионального
цикла в организации среднего профессионального образования 16
1.3. Дискуссионные методы проведения занятий по дисциплинам
профессионального цикла как эффективная педагогическая форма
организации среднего профессионального образования 22
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Практическая работа по реализации дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла ГБПОУ «Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего» 28
2.1. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ГБПОУ
«Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего» 28
2.2. Анализ эффективности проведения занятий по дисциплинам
профессионального цикла ГБПОУ «Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего» 33
2.3. Рекомендации по реализации дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в бюджетном учреждении профессионального образования ГБПОУ «Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего» 37
Выводы по 2 главе 41
Список использованной литературы 43
Актуальность исследования. Современное учебное занятие - это форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы студентов определенного возраста, состава и уровня подготовки (группы), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач.
Требования к занятию определяют необходимость постановки четкой цели в начале и получения конкретного (диагностируемого и измеримого) результата в конце. Следовательно, возрастают и требования к методам, с помощью которых выстраивается «образовательный маршрут» занятия от цели к результатам.
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения студентами определенного содержания учебного материала.
Метод дискуссии выступает базовым в системе интерактивных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем, дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения. В переводе с латинского языка «discussio» - это исследование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей, мнений и предложений.
Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором - дискуссия будет носить характер спора, т. е. отстаивание своей позиции. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента. Какие бы характеристики ни преобладали в дискуссии, то ли это взаимоисключающий спор, то ли это взаиморазвивающий диалог в деловом режиме, главный фактор для повышения эффективности любой дискуссии - это сопоставление различных позиций дискутантов.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: «Дискуссионные методы проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла».
Цель исследования: разработать рекомендации по реализации дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в ГБПОУ «Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
Объект исследования: процесс образовательной деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: использование дискуссионных методов в процессе проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности осуществления образовательной деятельности в организации среднего профессионального образования.
2. Дать характеристику методам проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в организации среднего профессионального образования.
3. Изучить дискуссионные методы проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла как эффективная педагогическая форма в организации среднего профессионального образования.
4. Проанализировать эффективность проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в ГБПОУ «Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
5. Разработать рекомендации по реализации дискуссионных методов проведения занятий по дисциплинам профессионального цикла в ГБПОУ «Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего».
Методология исследования: теория реализации дискуссионных методов обучения (В.И. Крамаренко, В.И. Блинов, С.Д. Резник и др.); теория интерактивного обучения (О.А. Бекетова, П.В. Разбегаев, Т.Л. Скрипченко и др.); деятельностный подход (В.И. Крамаренко, Е.В. Евплова, С. Смирнов и др.); концепция учебной деятельности (В.С. Автономов, В.М. Коджаспирова, К.А. Чебанов и др.); компетентностный подход к содержанию образования (А.А. Вербицкий, О.Е. Кузовенко, З.П. Трофимова и др.); дидактические и методические основы экономического образования (П.Н. Русакова, В.М. Рогинский,В.Д. Симоненко и др.).
Практическая значимость работы: осуществлен анализ применения дискуссионного метода в процесс преподавания экономических дисциплин в ГБПОУ «Челябинском техникуме промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего», разработаны рекомендации по применению дискуссионного занятия по дисциплине «Практические вопросы предпринимательства».
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки, наблюдения и др.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего», расположенный по адресу г. Челябинск, ул. Масленникова, 21.
Структура работы: данная работа состоит из введения, первой главы, в которой мы рассматриваем теоретический обзор дискуссионных методов проведения занятий в СПО, а также применение дискуссионных методов обучения в СПО и дискуссию как метод активного обучения; во второй главе мы проанализировали применение дискуссионных методов в процессе преподавания экономических дисциплин; выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
1. Автономов В.С. Совершенствование экономического образования: аналитический доклад. М.: Логос, 2015- 54с.
2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов
как необходимый этап проектирования ГОС ВПО: методич. пособие /В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2015. - 72с.
3. Бекетова ОА Интерактивное обучение как метод формирования
профессиональных компетенций // Наука и образование опыт, проблемы, перспективы развития. - Красноярск: Красноярский
государственный аграрный университет, 2015 - С.113-116.
4. ВикупинаМ.А Исторические основы технологического подхода в педагогике // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 8 - С.30-83.
5. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 75с.
6. Гарифуллина А.А. Эвристические методы в экономике / А.А. Гарифуллина // Актуальные вопросы экономических на-ук: материалы Шмеждунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2014. - С. 98 -100.
7. Доу Ш. Математика в экономической теории: исторический и методологический анализ // Вопросы экономики. - 2013. - №7. - С.53-72.
8. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным / Е.В. Евплова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 11. - С. 84-87.
9. Евплова Е.В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? / Е.В. Евплова. - Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2014. - №1. - С. 41-45.
10. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? / Е.В.Евплова // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 99-105.
11. Евплова Е.В. Применение блиц-игр в процессе экономического образования / Е.В. Евплова Вестник ВГУ: Проблемы высшего образования. -
2013. - № 2. - С. 84-86
12. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса / О.А. Исаева. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. - 351 с.
13. Козловский В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход / В.В.Козловский,- Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2015.- 357с.
14. Крамаренко В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. пособие / В. И. Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида». 2012.- 231с.
15. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования:Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2013.- 214с.
16. Крамаренко В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. пособие / В.И.Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида»,
2014. -254с.
17. Кузовенко О.Е. Компетентностно-ориентированная экономическая
подготовка будущих педагогов в образовательном процессе вуза /О.Е. Кузовенко // Наша новая школа - путь к культуре граждан и развитиюобщества: науч.-попул. изд.: в 6 т. / под общ. ред. А.Ф. Аменда. - Челябинск:Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - Т. 3: Подготовка и
повышение квалификации педагогов. - С. 223-311.
18. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс
институциональной экономики: институты, сети, трансакционные
издержки, контракты. М.: ГУ-ВШЭ, 2015 - 214с.
19. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие для вузов/ В.И. Блинов - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 315 с.
20. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П.Николаевой. М.: Финстатинформ, 2014. - 321с.
21. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 2016. - 247с.
22. Петровская Л.М. Механизмы согласования макроэкономического и
внешнеэкономического равновесия: функциональный анализ /
Л.М.Петровская, А.В.Данильченко - Минск: «Технология», 2014.- 298с.
23. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учебное пособие / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 361с
24. РусаковаП.Н. Современные педагогические технологии сборник
материалов // П.Н. Русакова - Екатеринбург: Екатеринбургский
энерготехникум, 2014.-60с
25. Русецкая Т.П. Современные технологии обучения в высшей школе / Т.П. Русецкая.- М.: МИТСО, 2014.-287с.
26. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогинский. М.: Высшая школа, 2013.- 321с.
27. Разбегаев П.В Интерактивные методы в обучении: исторический аспект//Вестник научных конференций. - 2016 -№1-С 156-158.
28. Скрипченко Т.Л., Чичерин Ю.А Использование интерактивных методов обучения и коммуникативных умений на занятиях со студентами среднего профессионального образования//Наука и образование новое время—2016. - №1-12 -С. 95-101
29. Смирнов С. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России / С. Смирнов. 2000. - № 6.- С.31-39.
30. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: Учебно-методическое пособие. Брянск: Изд-во БГПУ,2014.- 112с.
31. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс. М.: Педагогика, 2014.-245с.
32. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр —Академия, 2012. - 365с.
33. Трофимова З.П. Технология обучения (Методические материалы для преподавателей) / З. П. Трофимова. Мн.: РИВШ БГУ, 2015. - 301с.
34. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы. - Минск, 2014, - 274с.
35. УсковВ.Л. Качество электронного образования. // Информационные технологии. - 2015. - № 2.- С.21-28
36. Хвесеня Н.П. Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии // Учебное знание как основа порождения культурных форм в университетском образовании. - Минск, 2015, - 304с.
37. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. - Минск: БГУ,2016. - 116с.
38. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. СПб.: Питер, 2015. - 328с.
39. Чебанов К.А, Богданова М В. Формирование профессиональных компетенций, обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования -2016-№4 -С. 135.
40. Шенягин В.П. Эволюция экономической теории и ростки гармонии / «Экономический журнал», №4, 2013, С. 25-40