Введение 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРПОДОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе 6
1.2. Образовательная робототехника 10
1.3. Особенности изучения образовательной робототехники в начальной школе 13
Вывод по главе 1 21
Глава 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1. Анализ нормативных документов 22
2.2. Курс «Образовательная Робототехника» 25
2.3. Программно-методическая поддержка курса 43
2.4. Апробация курса «Образовательная Робототехника» 49
Вывод по 2 главе 50
Заключение 52
Литература
Все вокруг меняется, индустрия игрушек так же не стоит на месте. Игрушки, с каждым поколением детей, становятся более яркими, разнообразными и качественными. Современные дети любят не статические игрушки, а динамические, т.е. те, которые легко трансформируются, вращаются, издают звуки и др. С увлечением всего мира направлением STEM (Science, Technology, Engineering, Math), игрушки, позволяющие конструировать, стали ещё популярнее. Главным представителем динамических игрушек являются конструкторы, поощряющие детей узнавать о научных и математических принципах движений.
Лего-конструирование, мода или потребность времени? Лего- конструирование - популярная во всем мире педагогическая система, повсеместно использующая SD-модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития ребёнка [2].
Лего-конструирование, как развивающе-обучающее занятие, начинается в детском саду. Далее о нем не забывают и в школе.
Сегодня во многих школах нашей области есть раздел Лего- технологий в рамках таких предметов как: технология, информатика, физика, математика и окружающий мир. Но все это в средней и старшей школе, а как же быть ученикам начальной школы. Ученики 1-4 класса могут посещать занятия Лего-конструирования и робототехники в рамках внеурочной деятельности, это способствует развитию у учащихся:
• умения читать схемы,
• воплощать свои идеи в виде движущихся механизмов,
• умения анализировать задачи и находить возможные решения,
• критического мышления,
• исправление допущенных ошибок,
• решение практических задач и многое другое.
Дети, изучая азы робототехники на базе Лего, учатся создавать, ошибаться, находить ошибки, и, исправляя их, добиваться идеала. Включение робототехники во внеурочную деятельность для начальной школы очень важно, т.к. ученики могут выполнять работу как самостоятельно, так и коллективно, применяя стандартные алгоритмы и схемы, обучая товарищей, раскрывая свою индивидуальность, применяя фантазию и творчество для постижения возможностей роботов.
Методические материалы LEGO Education, разработанные ведущими специалистами по педагогике, соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам и предлагают множество заданий для учеников начальной школы по различным предметам естественно-научной и технической направленности. Инструменты оценки успеваемости помогают анализировать работу учащихся в процессе обучения, а не после его завершения.
Именно эти положения обусловили актуальность темы исследования.
Предмет исследования - образовательная робототехника.
Объект исследования - процесс изучения образовательной робототехники в начальной школе в рамках внеурочной деятельности.
Цель исследования - выявить методические особенности преподавания робототехники в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать педагогическую, методическую литера-туру по проблеме исследования.
2. Разработать курс «Образовательная Робототехника» для начальной школы.
3. Разработать методические рекомендации по проведению курса.
4. Апробировать курс «Образовательная Робототехника» на практике.
Гипотеза исследования: если в образовательный процесс начальной школы будет внедрен курс образовательной робототехники, то это поможет развить моторику рук, развить техническое мышление, а также повысит наглядность при изучении законов физики.
Подводя итоги данной работы, важно отметить, что проведенное исследование направлено на изучение робототехники в начальной школе. В итоге работы была достигнута цель - выявлены методические особенности образовательной робототехники.
В процессе исследования были выполнены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. Изучена и проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература по проблеме исследования. Анализ литературы показал, что курс «Робототехника» в рамках дополни-тельного образования позволяет заинтересовать младших школь-ников учебой, знакомит с техникой, открывает ребятам тайны механики, учит работать в коллективе и находить оптимальное решение.
2. Разработан курс «Образовательная Робототехника» состоящий из 17 уроков по 4 основным темам.
3. В качестве программно-методической поддержки было разработано учебное пособие в виде сайта, с использованием технологии WordPress и располагается по адресуhttp://a91912mb.beget.tech.
4. Апробирован курс на практике в МАОУ «СОШ №13 им. Д. И. Кашигина». Курс был проведен в рамках внеурочной деятельности на уроке «Робототехника WeDo»
В подтверждении гипотезы можно сказать, что данный курс позволяет наглядно продемонстрировать физические законы младшим школьникам.
Таким образом, поставленные задачи можно считать выполненными и можно сделать вывод о верности поставленной гипотезы.
1. Аленина, Т. И. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО: пособие для учителя [Текст] / Т. И. Аленина [и др]. - Челябинск: Дом печати, 2012. - 208 с.
2. Бедфорд, А. Секретная инструкция LEGO [Текст] / А. Бедфорд, под ред. Л. Захарова - М.: Эком, 2013. 332 с.
3. Берджес, Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными [Текст] / Д. Берджес - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 155 с.
4. Белиовский, Н.А. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников. Отраслевой подход. [Текст] / Н.А. Белиовский, Л.Г Белиовская - М.: ДМК-Пресс, 2016. 88с.
5. Всероссийская робототехническая олимпиада [Электронный ресурс] - 2015 - Режим доступа:http://robolymp.ru(дата обращения: 07.04.2019).
6. Гагарина, Д. А. Занимательная робототехника [Электронный ресурс] - Д. А. Гагарина, А. С. Гагарин, А. А. Гагарин - 2014 - Режим доступа:http: //edurobots .ru(дата обращения: 12.01.2019).
7. Гин С. И. Мир логики [Текст] / С. И. Гин - М.: Вита-Пресс, 2013. - 127 с.
8. Дахин, А. Н. Педагогика робототехники как возникающая инновация школьной технологии [Текст] / А.Н. Дахин - Народное образование - 2015. 161с.
9. Дик, Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках. Мир игры в 3-4 классах [Текст] / Н. Ф. Дик. - Ростов: Феникс, 2008. 315 с.
10. Зайцева, Н. Н. Образовательная робототехника в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / Н. Н. Зайцева, Т. А. Зубова, О. Г. Копытова, С. Ю. Подкорытова - Челябинск: Обл. центр информ. и мат.-тех. обесп. ОУ Челяб. обл. - 192 с.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова и Т.А. Куликова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
12. Кон, А. Наказание наградой [Текст] / А. Кон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 237 с.
13. Корягин, А.В. Образовательная робототехника LEGO WeDo [Текст] / А.В. Корягин, под ред. Д.А. Мовчан - ДМК-Пресс, 2016. 254 с.
14. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова - М.: 2010 - 201 с.
15. Легоконструирование [Электронный ресурс] - 2017 - Режим досту-па:http://www.prorobot.ru/lego.php
16. Мерзликина, Н. В. Робототехника в образовании [Электронный ре-сурс] - Н. В. Мерзликина - 2017 - Режим доступа:
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/06/20/robototehnika-v-obrazovanii
17. Министерство науки и образования Челябинской области [Электронный ресурс] - 2010 - Режим доступа:
http: //oimozlat.edusite.ru/DswMedia/vstraivanierobototexnikivobrazovatel-nyiyprocess.pdf
18. Мирошина, Т. Ф. Образовательная робототехника на уроках информатики и физике в средней школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Ф. Мирошина, Л. Е. Соловьева, А. Ю. Могилева - Челябинск: Взгляд, 2011. - 160 с.
19. Млодик, И. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога [Текст] / И. Млодик - М.: Генезис, 2016. - 179 с.
20. ПервоРобот [Электронный ресурс]: Книга для учителя - 2014 - Ре-жим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/support/wedo/sample-
lesson(дата обращения: 15.04.2019).
21. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст] / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2011. 671 с.
22. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Турченко - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
23. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь [Текст] / Д.Н. Ушаков - М.: Славянский Дом Книги, 2014. - 960 с.
24. Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили [Текст] / А. Фабер [пер. с англ. А. Завельской]. - М.: Эксмо, 2010. — 336 с.
25. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Начального Общего Образования [Электронный ресурс] - 2016 - Режим доступа:https://fgos.ru
26. Федоренко, Л. Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе [Текст] / Л. Г. Федоренко - М.: КАРО, 2009. - 160 с.
27. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей [Текст] / С. А. Филиппов. - М.: Наука, 2013. - 319 с.
28. Формируя любовь к учебе [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://education.lego.com/ru-ru/elementary/intro (дата обращения:
15.02.2019).
29. Халамов, В. Н. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО [Текст] / В. Н. Халамов, Т. И. Аленина. - Челябинск: Взгляд, 2012. - 208 с.
30. Шадронов, Д. С. Робототехника в современном образовании [Электронный ресурс]: Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 241-243. — Режим доступа:https://moluch.ru/archive/205/50145/(дата обращения: 12.01.2019).
31. Шушаков, В. Что такое диджитал простыми словами? [Электронный ресурс]: статья / В. Шушаков - 2017.- Режим доступа: https://www.syl.ru/article/368829/chto-takoe-didjital-prostyimi-slovami(дата обращения: 6.03.2019).