Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №80414

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Проблема развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта в психолого-педагогической литературе 6
1. 2 Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта...10
1.3 Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 15
Вывод по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ
РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 21
2.1 Этапы, методы, методики исследования 21
2.2 Результаты констатирующего эксперимента по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 24
2.3 Проектная деятельность по проблеме развития эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 27
Вывод по главе 2 29
Заключение 30
Список литературных источников 33
Приложение

Дети с умственной отсталость находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Постоянно возрастающий интерес к проблеме помощи детям с выраженными степенями интеллектуальной недостаточности, включение их в систему специального образования дали толчок научным исследованиям в этой области, поиска новых организационных форм образования этих детей, созданию инновационных программ их обучения. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с выраженными степенями интеллектуальной недостаточности в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия их потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева., С.М.Виноградов., М.Л.Рабинович) [6] . У детей эмоциональные состояния оказывают большое влияние на развитие других сфер психики. Б.И. Додонов., К.Е. Изард., [18] В.В.Лебединский [24], С.Л. Рубинштейн [32] и другие исследователи говорят, что эмоциональная сфера является ядром личности и оказывает регулирующее воздействие на все стороны жизнедеятельности человека. Многие исследователи отмечают связь эмоционального и интеллектуального развития (Ю.Д.Бабаева, Е.П. Ильин, и др.). Нарушения в эмоциональном развитии приводят к тому, что дети не могут полноценно использовать свои способности.
Эмоции оказывают большое влияние на деятельность, общение и развитие личности ребенка. Один из важнейших аспектов данной темы - развитие эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, при этом данный аспект является наиболее плохо освещенным в современной литературе. Этими вопросами А. Алексеева, Е.И.Изотова [19], О.Е.Шаповалова [42] и другие. Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев и др. Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом [9] . Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее. Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность нашей работы.
Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально проверить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: особенности развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Гипотеза: исследования заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта имеет свои особенности, которые заключаются в :
1. Малой дифференцированности и однообразии эмоций.
2. Бедности оттенков переживаний .
3. Слабости побуждений и борьбы мотивов.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2. Определить особенности эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
4. Определить этапы, методы, методики исследования.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
6. Разработать проект по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
7. С оставить рекомендации для родителей по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: изучение и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования и эмпирический метод: эксперимент; анализ полученных данных, беседа, наблюдение, анкетирование.
База исследования
Исследование проблемы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта проводилось на базе МБДОУ ДС № 452 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 15 детей дошкольного возраста 11 мальчиков и 4 девочки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, к проблеме развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта в психолого-педагогической литературе можем отнести то, что к сожалению, на сегодняшний день, эмоциональной сфере умственно отсталых дошкольников изучена в психологии менее подробно, чем развитие интеллектуальных и познавательных процессов. Но современные экспериментальные исследования направлены на выявление уровня понимания детьми с интеллектуальными нарушениями понимания эмоциональных состояний другого человека.
К особенностям эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта можно отнести незрелость эмоций и чувств. Реакции таких детей чрезмерно бурные, по своей силе не соответствуют вызываемым их причинам, в ряде случаев - неадекватные. Другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо событиях. Для них характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. Вместе с тем, у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственны «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.
К психолого-педагогическим условиям развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта относится введение в развивающую предметно-пространственную среду группы уголка настроения и игрушек-забав, вызывающих у детей удивление, восторг и смех. Для развития эмоциональной комфортности и индивидуального благополучия детей создается зона отдыха, а также организуется личное пространство и место, где ребенок может хранить свои вещи.
К этапам исследования относится: поисково -подготовительный этап, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий этап. К методам исследования относится: метод анализа литературных источников, метод наблюдение, метод эксперимента. Нами были использованы такие методики изучения эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта как: методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния», методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», методика «Ситуации без лица».
По итогам проведенной диагностики было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта у 9 (60%) опрошенных детей отмечен средний уровень понимания собственных эмоций. Опрошенные дети рассказали о нарисованных эмоциях частично. 4 (15%) детей низкий уровень - ребенок не смог объяснить нарисованного и у 2 (25%) детей высокий уровень - ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке. Также у 9 (55%) опрошенных детей средний уровень адекватности определения детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица, у 3 (25%) -низкий и у 3 (20%) - высокий уровень. И у 9 (55%) опрошенных детей средний уровень
адекватности определения детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица, у 3 (25%) -низкий и у 3 (20%) - высокий уровень. По нашим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит наша работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью дидактических игр, побывать в чудесной стране под названием эмоции, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир.



1. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса М.: Медицина, 1968. - 547 с.
2. Артемьева, Татьяна Психолого -педагогическая диагностика нарушений развития детей / Татьяна Артемьева. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2017. - 204 c.
3. Берк, Л.Е. Развитие ребенка / Л.Е. Берк. - М.: Питер, 2015. - 331 с.
4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. / В.В. Бойко - М: 1996. - 50 с. .
5. Бреслав, Г. М. Психология эмоций. / Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
6. Бреслав, Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Педагогика, 1990.
7. Брызгалова, С.И. Введение в научно -педагогическое исследование: учебное пособие. 3-е изд., испр.и доп. / Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 151 с.
8. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 38-48
9. Веракса, Н.Е. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований / Н.Е. Веракса,
А.К. Белолуцкая // Вопросы психологии. - 2019. - № 5. - С. 132-142
10. Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.
11. Довгая, Н. Проблема осознания и вербализации эмоций в
дошкольном возрасте / Н. Довгая, О. Македонская // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 15-20. 12.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. - М: Педагогика, 1982 - 1984. Т. 5. Основы дефектологии. - 1983. - 368 с.
13. Ежкова, Н. Эмоционально - ценностное развитие дошкольников. / Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.
14. Жиличкина, М. Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности / М. Жиличкина, Т. Суханова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 96-103.
15. Жуйкова, Т.П.Условия реализации социо-игровых подходов в формировании эмоционально-волевых усилий у детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова, Е.С. Байкалова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 16. - С. 221-226
16. Занков, Л. В. Псология умственно отсталого ребёнка: книга для
студентов/Г осударственное учебно-педагогическое издательство
наркомпроса РСФСР, 1939. - 64 с.
17. Здунова, Ж.А. Развитие волевых качеств у детей 6-7 лет в подвижных
играх и эстафетах / Ж.А. Здунова, Г.В. Ильина, Э.Р. Галиуллина // Мир детства и образование : сб. материалов Х междунар. науч.-практ. конф., Магнитогорск, 25 мая 2016 г. - Магнитогорск, 2016. - С. 238-240. 18. Изард, К.
Эмоции человека / 1980 19.Е. И.
Изотова, Е. В. Никифорова Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Год издания: 200 20. Истратова, О.
Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - М.: Феникс, 2015. - 352 с. 21. Коломейцев,
П.Л.Кристель Манске, Каждый ребенок - особенный. Иллюзия дефекта.
Год издания 2017. 22.Кузьмич, В.В. Использование
эмоций в учебном процессе / Кузьмич, В.В., Мильто, П.В. // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Информационные технологии в политических, социально-экономических, правовых и технических системах» / Белорусский национальный техн. ун-т ; сост. В. Л. Червинский. - Минск : БНТУ, 2019.
23. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики: Учебник. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
24. Лебединский В. В. Л 332 Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
34
25. Лубовский, В. И. Специальная психология /Знание, 2003. с. 356.
26. Минаева,,В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Пособие для практических работников дошкольных учреждений -М: АРКТИ, 2003. -48 с. 27.Натальина, А.Т.
Психогимнастика -как средство для сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей .
28. Охотникова, Е.В. Авторская программа Радуга эмоций для детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. 29. Решетникова,
О.В. Играют все! // Школьный психолог-2007. -37. -С. 12.
30. Российская
педагогическая энциклопедии / Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2009. -240 с.
31. Розовская, Р.И. Влияние
эмоциональной окраски запоминаемой информации на мозговую организацию и эффективность рабочей памяти : дис. ... канд. психол. наук / Розовская Р. И. - Москва, 2019. - 155 с 32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей
психологии. /С. Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2011. - с. 513 - 554.
33. СанПиН 2.4.1.3049-13
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
34. Серебрякова, Е.А. Развитие эмоций у детей через театрализованную деятельность / Е.А. Серебрякова.
35. Синичкина, Н.А. Отслеживание
эмоциональных состояний дошкольников через систему работы уголков настроения. 36. Сидорова, О. А. Нейропсихология
эмоций / отв. ред. П. В. Симонов: Наука, 2001 - 147 с.
37. Скалкова, Я. и др. Методология и методы педагогического исследования, 1989.
38. Комплексная медико-социальная и психолого-
педагогическая помощь детям с РАС, Смоленская городская типография , 2016 год. 39. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольногообразования: с изменениями и
дополнениями на 2013 год. -М. : Просвещение, 2013. -33 с.
40. Федина, Н.В. Игры, викторины и конкурсы. / Н.В. Федина, О.Е. Веннецкая, Е.В. Вербовская. -М: Просвещение, 2013, -127 с. 41. Цикото, Г. В. Об интеллектуальном развитии
детей-имбецилов [Текст] / Г. В. Цикото // Дефектология. - 1979. - № 1. - С. 14-19 42. Шаповалова, О. Е. Использование проективных методик
при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 15¬
20. 43. Шаповалова, О. Е. Переживание умственно
отсталыми школьниками своего отношения к страшному // Дефектология. - 1998. - № 1. - С.37-41.
44. Шевченко, Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников 1999. -19 с.
45. Шипицына, Л.М., М.: Юрайт Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. Год выпуска 2016
46. Шкляр, Н. В., Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 71-73
47.
Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 61-66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ