РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
|
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Проблема развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта в психолого-педагогической литературе 6
1. 2 Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта...10
1.3 Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 15
Вывод по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ
РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 21
2.1 Этапы, методы, методики исследования 21
2.2 Результаты констатирующего эксперимента по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 24
2.3 Проектная деятельность по проблеме развития эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 27
Вывод по главе 2 29
Заключение 30
Список литературных источников 33
Приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Проблема развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта в психолого-педагогической литературе 6
1. 2 Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта...10
1.3 Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 15
Вывод по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ
РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 21
2.1 Этапы, методы, методики исследования 21
2.2 Результаты констатирующего эксперимента по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 24
2.3 Проектная деятельность по проблеме развития эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 27
Вывод по главе 2 29
Заключение 30
Список литературных источников 33
Приложение
Дети с умственной отсталость находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Постоянно возрастающий интерес к проблеме помощи детям с выраженными степенями интеллектуальной недостаточности, включение их в систему специального образования дали толчок научным исследованиям в этой области, поиска новых организационных форм образования этих детей, созданию инновационных программ их обучения. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с выраженными степенями интеллектуальной недостаточности в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия их потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева., С.М.Виноградов., М.Л.Рабинович) [6] . У детей эмоциональные состояния оказывают большое влияние на развитие других сфер психики. Б.И. Додонов., К.Е. Изард., [18] В.В.Лебединский [24], С.Л. Рубинштейн [32] и другие исследователи говорят, что эмоциональная сфера является ядром личности и оказывает регулирующее воздействие на все стороны жизнедеятельности человека. Многие исследователи отмечают связь эмоционального и интеллектуального развития (Ю.Д.Бабаева, Е.П. Ильин, и др.). Нарушения в эмоциональном развитии приводят к тому, что дети не могут полноценно использовать свои способности.
Эмоции оказывают большое влияние на деятельность, общение и развитие личности ребенка. Один из важнейших аспектов данной темы - развитие эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, при этом данный аспект является наиболее плохо освещенным в современной литературе. Этими вопросами А. Алексеева, Е.И.Изотова [19], О.Е.Шаповалова [42] и другие. Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев и др. Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом [9] . Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее. Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность нашей работы.
Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально проверить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: особенности развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Гипотеза: исследования заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта имеет свои особенности, которые заключаются в :
1. Малой дифференцированности и однообразии эмоций.
2. Бедности оттенков переживаний .
3. Слабости побуждений и борьбы мотивов.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2. Определить особенности эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
4. Определить этапы, методы, методики исследования.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
6. Разработать проект по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
7. С оставить рекомендации для родителей по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: изучение и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования и эмпирический метод: эксперимент; анализ полученных данных, беседа, наблюдение, анкетирование.
База исследования
Исследование проблемы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта проводилось на базе МБДОУ ДС № 452 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 15 детей дошкольного возраста 11 мальчиков и 4 девочки.
Эмоции оказывают большое влияние на деятельность, общение и развитие личности ребенка. Один из важнейших аспектов данной темы - развитие эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, при этом данный аспект является наиболее плохо освещенным в современной литературе. Этими вопросами А. Алексеева, Е.И.Изотова [19], О.Е.Шаповалова [42] и другие. Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев и др. Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом [9] . Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее. Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность нашей работы.
Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально проверить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: особенности развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Гипотеза: исследования заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта имеет свои особенности, которые заключаются в :
1. Малой дифференцированности и однообразии эмоций.
2. Бедности оттенков переживаний .
3. Слабости побуждений и борьбы мотивов.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2. Определить особенности эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
4. Определить этапы, методы, методики исследования.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
6. Разработать проект по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
7. С оставить рекомендации для родителей по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: изучение и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования и эмпирический метод: эксперимент; анализ полученных данных, беседа, наблюдение, анкетирование.
База исследования
Исследование проблемы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта проводилось на базе МБДОУ ДС № 452 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 15 детей дошкольного возраста 11 мальчиков и 4 девочки.
Таким образом, к проблеме развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта в психолого-педагогической литературе можем отнести то, что к сожалению, на сегодняшний день, эмоциональной сфере умственно отсталых дошкольников изучена в психологии менее подробно, чем развитие интеллектуальных и познавательных процессов. Но современные экспериментальные исследования направлены на выявление уровня понимания детьми с интеллектуальными нарушениями понимания эмоциональных состояний другого человека.
К особенностям эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта можно отнести незрелость эмоций и чувств. Реакции таких детей чрезмерно бурные, по своей силе не соответствуют вызываемым их причинам, в ряде случаев - неадекватные. Другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо событиях. Для них характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. Вместе с тем, у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственны «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.
К психолого-педагогическим условиям развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта относится введение в развивающую предметно-пространственную среду группы уголка настроения и игрушек-забав, вызывающих у детей удивление, восторг и смех. Для развития эмоциональной комфортности и индивидуального благополучия детей создается зона отдыха, а также организуется личное пространство и место, где ребенок может хранить свои вещи.
К этапам исследования относится: поисково -подготовительный этап, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий этап. К методам исследования относится: метод анализа литературных источников, метод наблюдение, метод эксперимента. Нами были использованы такие методики изучения эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта как: методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния», методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», методика «Ситуации без лица».
По итогам проведенной диагностики было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта у 9 (60%) опрошенных детей отмечен средний уровень понимания собственных эмоций. Опрошенные дети рассказали о нарисованных эмоциях частично. 4 (15%) детей низкий уровень - ребенок не смог объяснить нарисованного и у 2 (25%) детей высокий уровень - ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке. Также у 9 (55%) опрошенных детей средний уровень адекватности определения детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица, у 3 (25%) -низкий и у 3 (20%) - высокий уровень. И у 9 (55%) опрошенных детей средний уровень
адекватности определения детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица, у 3 (25%) -низкий и у 3 (20%) - высокий уровень. По нашим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит наша работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью дидактических игр, побывать в чудесной стране под названием эмоции, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир.
К особенностям эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта можно отнести незрелость эмоций и чувств. Реакции таких детей чрезмерно бурные, по своей силе не соответствуют вызываемым их причинам, в ряде случаев - неадекватные. Другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо событиях. Для них характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. Вместе с тем, у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственны «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.
К психолого-педагогическим условиям развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта относится введение в развивающую предметно-пространственную среду группы уголка настроения и игрушек-забав, вызывающих у детей удивление, восторг и смех. Для развития эмоциональной комфортности и индивидуального благополучия детей создается зона отдыха, а также организуется личное пространство и место, где ребенок может хранить свои вещи.
К этапам исследования относится: поисково -подготовительный этап, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий этап. К методам исследования относится: метод анализа литературных источников, метод наблюдение, метод эксперимента. Нами были использованы такие методики изучения эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта как: методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния», методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», методика «Ситуации без лица».
По итогам проведенной диагностики было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта у 9 (60%) опрошенных детей отмечен средний уровень понимания собственных эмоций. Опрошенные дети рассказали о нарисованных эмоциях частично. 4 (15%) детей низкий уровень - ребенок не смог объяснить нарисованного и у 2 (25%) детей высокий уровень - ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке. Также у 9 (55%) опрошенных детей средний уровень адекватности определения детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица, у 3 (25%) -низкий и у 3 (20%) - высокий уровень. И у 9 (55%) опрошенных детей средний уровень
адекватности определения детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица, у 3 (25%) -низкий и у 3 (20%) - высокий уровень. По нашим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит наша работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью дидактических игр, побывать в чудесной стране под названием эмоции, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет с нарушением речи арт терапевтическими средствами
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Содержание коррекционной работы при дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта к условиям дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



