Введение 3
1. Теоретические основы оценки предприятия розничной торговли 6
1.1. Предприятия розничной торговли как объект оценки 6
1.2. Факторы и принципы оценки стоимости предприятия розничной 13 торговли
1.3. Подходы и методы оценки стоимости предприятия розничной 26 торговли
2. Информационная база оценки предприятия розничной торговли 37
2.1. Характеристика ООО «Альпари» 37
2.2. Анализ рынка розничной торговли бытовой химии 42
2.3. Анализ экономических показателей деятельности ООО
«Альпари» 48
2.4. Эконометрический анализ прибыли на основе панельных данных 55 (денежного потока) ООО «Торговый дом Альпари»
3. Оценка незначительном стоимост высокими ООО «Альпари» 63 методом капитализации дохода
3.1. Прогноз прибыли ООО «Альпари» 55
3.2. Расчет стоимости ООО «Альпари» методом доходного подхода 78
3.3. Основные направления роста стоимости ООО «Альпари» 84
Заключение 93
Список использованных источников 96
Приложения
В современных экономических условия оценка стоимости объектов собственности стала неотъемлемой частью рыночных отношений, а иногда является и обязательной, например, при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду или продаже объектов государственной собственности, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставные капиталы.
Вопрос об оценке стоимости объектов возникает у каждого, кто задумывается реализовать свои права собственника и в этом случае возникает много проблем и вопросов. С этими проблемами сталкиваются предприятия, фирмы, акционерные общества, финансовые институты. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования также формируют потребность в новой услуге - оценке стоимости объектов и прав собственности. Поэтому в настоящее время одним из значимых субъектов рыночных отношений является оценщик, обладающий не только навыками оценивания, но и знаниями по управлению стоимостью бизнеса и консалтингу.
Оценка бизнеса позволяет оценить расчетную величину рыночной стоимости собственного (уставного) капитала закрытых предприятий, ООО илиакционерные общества с недостаточно ликвидными акциями. Публичные компании, чьи акции активно торгуются на фондовом рынке, Согласно Закону Российской Федерации «Об акционерных обществах» в ряде случаев должна проводиться оценка рыночной стоимости акционерного капитала независимыми оценщиками. Например, эта процедура предусмотрена при дополнительной эмиссии, выкупе акций и т.д.
Возрастает потребность в оценке бизнеса при инвестировании, кредитовании, страховании, исчислении налогооблагаемой базы.
Рыночная стоимость, ее динамика становятся в настоящее время одним из основных показателей эффективности деятельности предприятий.
Современная концепция менеджмента ориентирована прежде всего на стоимостной подход в принятии и реализации управленческих решений.
В процессе оценки бизнеса появляется возможность выявления альтернативных подходов к управлению предприятием и определении того, который из них обеспечит максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, что, как отмечалось выше, и является основной целью и собственников, и менеджмента.
Перечисленные аспекты обусловили актуальность данной работы, целью которой является исследование теоретико - методических аспектов определения стоимости предприятий, ее количественная оценка и разработка направлений повышения стоимости предприятий розничной торговли на примере ООО «Торговый дом «Альпари».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы оценки предприятия розничной торговли, выявить факторы, определяющие ее величину;
- представить методические основы расчета стоимости бизнеса;
- исследовать информационную базу оценки предприятия розничной торговли ООО «Торговый дом «Альпари»;
- исследовать влияние фактора местоположения предприятий на динамику прибыли на основе использования эконометрических моделей;
- рассчитать прогнозную модель чистой прибыли;
- рассчитать стоимость ООО «Торговый дом «Альпари»;
- предложить основные направления роста стоимости ООО «Торговый дом «Альпари».
Объектом исследования являются организационно-экономические отношения возникающие в процессе определения стоимости бизнеса.
Предметом исследования является система оценки бизнеса ООО «Торговый дом «Альпари» и факторы роста его стоимости.
Правовой базой исследования выпускной квалификационной работы выступали следующие нормативно-правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998г(с изменениями на 5 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года).
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды следующих авторов: Р. Брейли и С. Майерса, А. Дамодарана, Т. Коупленда, Т. Колера, Дж. Муррина, В.Ф. Шарпа, Г.Дж. Александра, Дж.В. Бэйли, Ф.М. Шерера, Д. Росса, П.Л. Виленского, А.Г. Грязновой, И.А. Егерева, В.Н. Лившица, С.А. Смоляка, ЮВ. Козыря.
В мире уже давно пришли к тому, что единственная цель деятельности компании, которая позволяет примирить и согласовать все остальные частные цели функционирования, это рост стоимости компании. В России уже стали появляться компании, для которых ориентация на рост оценки бизнеса из разряда теоретических изысков из западных учебников перешла в сферу реальной практической работы.
Общую стоимость компании, предприятия как действующего организма часто необходимо определить, если рассматривается возможность ее покупки, продажи. В тоже время и владелец, и менеджеры заинтересованы в повышении стоимости компании, даже если пока и не стоит вопрос о ее продаже или слиянии. Ими ведется поиск своего места в деловой среде, разработка целей и критериев работы при постоянном изменении спроса на продукцию, действующего законодательства, наличии инфляционных процессов. В этом случае, конечно же, большое влияние оказывает расчет стоимости предприятия и управление последней.
Здесь следует отметить, что успешно действующие компании создают сравнительно больше стоимости для всех участников - потребителей, работников, правительства (через выплачиваемые налоги) и поставщиков капитала. Однако есть и другие причины, по которым следует принять систему, ориентированную на стоимость для акционеров. Во-первых, стоимость - лучшая из известных нам мер результатов деятельности. Во- вторых, держатели акций - единственные участники корпораций, которые, заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, одновременно способствуют повышению благосостояния всех других.
Как показали исследования, оценка бизнеса в России - чрезвычайно сложная явление и нет единства взглядов в процедуре ее выполнения. Существуют различные способы оценки стоимости компании. Не последнюю роль при определении стоимости предприятия играют здравый смысл и интуиция. Простор для творчества в этой области огромен, особенно в России, где нет ни развитого фондового рынка, ни мощных рейтинговых агентств и инвестиционных компаний, ни накопленной за многие годы статистики для проведения сравнительного анализа.
Данная работа была посвящена изучению оценки бизнеса предприятия на примере ООО «Торговый дом «Альпари», в ней были рассмотрены теоретические основы данной проблемы, подходы и методы расчета стоимости предприятия, на основе полученных данных предпринята попытка разработки системы мониторинга. Можно наблюдать, как изо дня в день возрастает спрос на методические разработки для принятия экономически обоснованных управленческих решений с учетом функционирования экономики страны. Руководители предприятий все в большей мере осознают необходимость применения комплексного подхода при выработке стратегических и тактических планов. Свидетельства, которые дает рынок, более чем убедительны. Если управление стоимостью внедрено и организованно должным образом, компания получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости.
Оценка бизнеса - это процесс непрерывного наблюдения, управления и максимизации стоимости компании, который должен служить ориентиром для принятия решений на всех уровнях - от стратегических, на уровне совета директоров, до повседневных оперативных решений менеджеров низшего звена. Имея графическое представление динамично изменяющихся параметров предприятия, финансист получает возможность прогноза рыночной стоимости предприятия, а также планирования результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.
В свою очередь, управление стоимостью и наблюдение за его изменением призвано развить у всех работников компании стоимостное мышление, основанное на ключевых факторах стоимости. Оно должно улучшить двусторонний обмен информацией, поскольку позволяет всем членам организации говорить на одном, понятном языке. Его следует усиливать обсуждением итогов деятельности, измеряемых факторами стоимости.
Рассмотренное предприятие приводит к важному выводу, что при успешном внедрении системы мониторинга оценки бизнеса и эффективном его использовании стоимость предприятия будет наращена, что положительно отразится на финансовых результатах.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября
1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля
1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
3. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" № 135-ФЗ: от 29 июля 1998г.
4. Федеральные стандарты оценки: ФСО№1, ФСО№2, ФСО№3,
утвержденные приказами: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 20 июля 2007 г. N 256, № 255, № 254
5. Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 248 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2015, - 1280 с.
6. Алдошин В.М. Методология обоснования оценки бизнеса корпораций в технологиях управления исключительными правами /В.М. Алдошин; Рос. Агенство по пат.и товар. знакам. Информ.-издат. центр. - М.: ИНИЦ Роспатента, 20146.- 152 с.
7. Бланк И.А. Управление активами. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2015.— 720 с.
8. Бланк И.А. Управление использованием капитала. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2013.— 656 с.
9. Валдайцев С.В. "Оценка бизнеса" - М., ЮНИТИ, 2013г. -352 с.
10. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия - М., Проспект, 2011г. -719 с.
11. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: Учебник /С. В. Валдайцев. - М.: Проспект; Велби, 2012.- 352 с..
12. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебное
пособие. -М.: ЗАО "Финстатинформ", 2015. - 541с.
13. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.¬615с.
14. Гленн М. Десмонд, Ричард Э. Келли Руководство по оценке бизнеса - М. Российское общество оценщиков, 2014г.
15. Григорьев В.В. Оценка и переоценка основных фондов - М.: ИНФРА- М, 2012г. - 317 с.
16. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса - М.: Финансы и статистика, 2011. - 736 с.
17. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: Искусство упр. /И. А. Егерев. - М.: Дело, 2012.- 479 с.
18. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: - Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2014. - 576 с.
19. Есипов В.Е. Оценка бизнеса /В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В.
Терехова. - СПб.: Питер, 2013.- 415 с.
20. Есипов В.Е. Оценка бизнеса /В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В.
Терехова. - М. и др.: Питер, 2015.- 415 с.
21. Журнал "Эксперт" №24(425) от 28 июня - 4 июля 2014г.
22. Калугин В.К. Анализ и оценка рыночной стоимости бизнеса /В.К. Калугин, П.В. Новиков, Д.В. Соколов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: СПбГУЭФ, 2014.- 93 с.
23. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2015. - 512 с.
24. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: 2013. - 424 с.
25. Кузнецов О. Кредиты малому бизнесу: анализ рисков // Банковское обозрение, №2, февраль 2011. - с. 14-20
26. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471 с.
27. Малова А. С. Основы эконометрики в среде Gretl: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2016. -112 с.
28. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник /В.И. Кошкин, Н.А. Колайко, В.В. Мокрышев, В.В. Букреев; ]Под ред. Кошкина В.И.; Высш. шк. приватизации и предпринимательства. - М.: ЭКМОС, 2013.- 937 с.
29. Официальный бюллетень Российского фонда федерального имущества "Реформа" №№49-86 за апрель-июнь 2014 года
30. Оценочная деятельность в экономике" по ред. Джуха В.М., Киреев В.Д.
- М., Р-наД, ИКЦ "МарТ", 2014г. - 301 с.
31. Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения.
- М.: Альфа-персс, 2015. - 200с.
32. Панков В.В. Анализ и оценка состояния бизнеса: Методология и практика /В. В. Панков. - М.: Финансы и статистика, 2012.- 206 с.
33. Петрова Ю. Мерки для баланса // Секрет фирмы, №09, 2015. - с. 56-59
34. Руководство по оценке стоимости бизнеса /Д. Фишмен, Ш. Пратт, К. Гриффит, К. Уилсон; Пер. с англ. Лопатникова Л.И.; Под ред. Рутгайзера В.М.. - М.: Квинто-Консалтинг, 2012.- 370 с.
35. Рутгайзер В.М. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования - М.: Дело, 2015г. -238 с.
36. Рутгайзер В.М. Оценка рыночной стоимости недвижимости - М.: Дело, 2013 г. -381 с.
37. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО "Новое знание", 2011. - 687с.
38. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб.пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 479 с.
39. Статистические показатели экономического и социального развития городов и районов Н-ской области // Статистический бюллетень, январь-декабрь 2014г. (по каталогу 3.1)
40. Тупицын А.Л. Особенности оценки стоимости торгового предприятия // Новосибирск, 2015. Бизнес-Аптека, - 100с.
41. Финансовый бизнес - план. Под ред. Попова В.М. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 480 с.
42.Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 686с.
43. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
44. Щербаков В.А. Оценка стоимости предприятий (бизнеса): [Учеб.пособие] /В. А. Щербаков, Н. А. Щербакова; М-во образования Рос. Федерации, Новосиб. гос. техн. ун-т. - Н-ск: НГТУ, 2014.- 126 с
45. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России /К.В. Щиборщ. - М.: Дело и Сервис, 2012.- 320 с.
46. Эконометрика: учеб./под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Проспект, 2010. - 288 с.
47. http://tkalpari.ru/ - официальный сайт ООО «Торговый дом «Альпари».
48. http://www.avia-kos.ru - официальный сайт ООО «АВИА-Кос».
49. http://gretl.sourceforge.net/ - кросс-платформенный программный пакет для эконометрического анализа.
Рисунок 2.4.2. МНК-оценки модели анализа панельных данных с
фиксированными эффектами
Полученная регрессионная модель анализа панельных данных с фиксированными эффектами имеет вид:
Y = 847,318du + 2353,15du2 + 1249,66du3 + 813,085dw4 + 0,307% + 2,239X2 + e,
R* 2 = 0,9596
где du1 - фиктивная переменная «Ново-Савиновский район»;