Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема двойничества в поэзии С.А. Есенина

Работа №80390

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Феномен двойничества в русской классической литературе 5
1.1. Двойничество в творчестве Н.В. Гоголя 6
1.2. Раздвоенное сознание героев Ф.М. Достоевского 12
1.3. Двойничество в культуре Серебряного века: творчество Александра
Блока 19
2. Двойничество в жизни Сергея Есенина 25
2.1 Борьба города и деревни в судьбе поэта 25
2.2 Эволюция отношения к революции 30
2.3. Маска художника и истинный Есенин 35
3. Двойничество в творчестве С. А. Есенина: литературная традиция и
мифопоэтика 37
3.1 Эволюция темы двойничества в лирике Есенина 37
3.2. Поэма «Черный человек» 41
4. Изучение творчества С. Есенина в школе 47
4.1. Обзор школьных программ по литературе 47
4.2. Конспект урока по изучению поэмы «Черный человек» 51
Заключение 60
Список литературы 62

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Явление двойничества, характерное для ментальности русской культуры, усиливается в переломные моменты культурно-исторического развития, что обуславливается неустойчивостью, упадком социального сознания, мироощущения. Одним из подобных переходных моментов развития России является рубеж XIX-XX столетий. Русская культура этого периода представляет собой культурно-историческое распутье.
Актуальность исследования нашей темы обусловлена тем, что творчество С.А.Есенина не достаточно изучено касательно проблемы двойничества. Такие исследователи как Юрий Львович Прокушев, Елена Александровна Самоделова, Наталья Игоревна Шубникова -Гусева касались данного вопроса, но мы решили изучить тему двойничества в поэзии С.А.Есенина, опираясь не только на литературную традицию, но и на мифопоэтику.
В данной квалификационной работе мы в большей степени обращаемся к поэме «Черный человек», а также к нескольким стихотворениям, имеющим тему двойничества. Художественный мир и поэтические особенности этих произведений стали объектом нашего исследования.
Предметом исследования является тема двойничества в творчестве С.А. Есенина.
Цель: исследование функций мотива двойничества в поэзии С.А. Есенина.
Для достижения заданной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Выявить элементы темы двойничества в поэтических текстах С.А. Есенина.
2) Определить традиционную семантику выявленных элементов
3) Проанализировать функции образов и мотив двойничества и художественных образов, связанных с этой темой в поэзии С.А.Есенина
4) Разработать методические рекомендации по изучению поэмы «Черный человек» С.А. Есенина в 11 классе школы.
Теоретической базой для исследовательской работы послужили, как укоренившиеся в есениноведении монографии: Прокушев Ю. Образ. Стихи. Эпоха. - М. Советская Россия, 1979, Сергей Есенин в стихах и жизни: Стихотворения 1910-1925 /Сост. Н.И. Шубникова-Гусева.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997; так и сравнительно современные исследования: Лекманов О. Свердлов М. Сергей Есенин: биография. - М.: АСТ: CORPUS; 2015, Самоделова Е.А. Антропологическая поэтика С.А.Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций - М.: Языки славянских культур, 2006.
Работа состоит из четырех глав, введения, заключения и приложения в виде сопоставительной таблицы образов и символов поэмы.
В первой главе мы изучили термин двойничество. Термин двойничество имеет богатую историю. Это явление зарождается уже в фольклоре и развивается в последующей культурной традиции, связывается тесно с темой двойника человека, а также продолжается в поэзии 20 века. Мы рассмотрели двойничество в творчестве Н.В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и А.А. Блока. Изучением двойничества в произведениях Н. В.
Вторая глава нашей работы - это описание жизни и творчества Сергея Есенина. В большей степени мы опираемся на мемуары его современников и критиков того времени. Для нас важно, каким образом двойничество проходит через всю биографию С.А. Есенина.
Третья глава содержит анализ стихотворений Есенина, в которых проявилась тема двойничества, также рассматривается поэма «Черный человек».
Четвертая глава представляет собой обзор школьных программ по литературе касательно изучения творчества Сергея Есенина и предлагает методические рекомендации в виде конспекта урока для 11 класса «Двойничество в поэме С. Есенина «Черный человек».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы ставили цель: исследовать функции темы двойничества в поэзии С.А. Есенина. Для достижения этой цели мы выполнили ряд задач: выявили элементы темы двойничества в поэзии Есенина, определили их традиционную семантику, проанализировали функции темы двойничества и художественных образов, связанных с этой темой в поэзии С.А.Есенина, а также разработали методические рекомендации по изучению поэмы «Черный человек» С.А. Есенина в 11 классе.
Таким образом, мы делаем вывод, что тема двойничества в поэзии Есенина была одной из самых значимых. Двойничество появляется уже на раннем этапе творчества поэта и в полной мере раскрывается в поэме «Черный человек», законченной на последнем году жизни Сергея Есенина. Тема двойничества является отражением внутренних противоречий самого поэта, которые терзали его на протяжении всего жизненного пути.
Поэма «Черный человек» Сергея Есенина максимально напряженно высказывает всё то, что изнуряло его в течение долгих лет - внутреннее разногласие, неосуществимость достижения гармонии с собой, невозможность разобраться в себе и понять себя. Поэму можно считать результатом всего его творчества, она создавалась поэтом в течение нескольких лет.
В. Наседкин, супруг сестры Есенина, вспоминал: «Над «Черным человеком» Есенин работал два года. Эта жуткая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником- отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушивающимся к самому себе». [42, с.360]
Таким образом, в поэме «Черный человек» максимально отчетливо отмечено явление двойничества. Данное произведение является результатом творческого пути Есенина. Двойник, терзавший Есенина всю жизнь, и так или иначе проявляющийся во многочисленных его творениях, в поэме «Черный человек» предстаёт пред поэтом во плоти.
Есенин признается самому себе и целому миру в собственном раздвоении, ибо его двойник до такой степени тяготит его, что он больше не способен с 60
ним справляться. Рассмотрев творчество С. Есенина, мы изучили развитие темы двойничества, являющейся одной из основных в его творчестве. Мы выяснили, что тема двойничества, характерная для российской культуры и проявляющаяся в ее бинарности, в большей степени становится актуальной в переломные для страны периоды. Это сопряжено с общей неустойчивостью, непостоянностью культурно-исторического развития, что и приводит к утрате внутренней целостности личности.
Явление двойничества в культуре Серебряного века является одним из аспектов культурного сознания периода. Необходимо отметить, что проследив развитие темы двойничества в творчестве Сергея Есенина, мы на определенном примере доказали тот факт, что явление двойничества в культуре Серебряного века особенно актуализуется и становится основным для этого периода. Художественное сознание Есенина, раздваивается, его внутренний мир рушится. Связано это с тем, что для его мироощущения свойственно чувство потери взаимосвязей с жизнью, утраты моральных ориентиров.
Его неосуществимая мечта о воплощение в жизнь некого идеала, о гармонии мира, рухнула, и Есенин остался ни с чем. Вся его жизнь состояла только из творчества, помимо стихов у поэта в этой жизни не существовало ничего. По этой причине, когда Есенин осознал, что использует свой дар напрасно, это неминуемо вело его к смерти. Творчество С. Есенина, полное трагедии, характеризуется раздвоением его личного сознания, отчуждением от собственной сущности, и это связано, в первую очередь с переломным сознанием самой эпохи.



1. Блок А.А. Лирика / Сост. и коммент. В.Г. Фридлянд М.: Правда, 1985.
2. Гоголь Н.В. Повести. - М. : Олимп, 1993
3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., «Наука», 1991. Том 9-10
4. Достоевский Ф.М. Двойник. - М.: Московский рабочий, 1983
5. Есенин С. Стихотворения. Поэмы. Проза. - М.: АСТ: Астрель 2011. - 640с.
***
6. Авраменко А. П. А. Блок и русские поэты 19 века. -М.: Издательство МГУ, 1990
7. Агеносов В.В., Архангельский А.Н. Русская литература XIX-XX веков.
Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы.-М.:Дрофа, 2007
8. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.// М.: Советская Россия, 1979
9. Бельская Л.Л. Песенное слово. - М.: Наука, 1990
10. Беннет В. Двойники и маски: Исповедальные мотивы в «Воспоминаниях об А.А. Блоке» А. Белого // Литературное обозрение 1993 №7-8-С. 37-4710.
11. Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // М.В. Гоголь: История и современность. - М.: Советская Россия, 1985.- С. 180-213
12. В мире литературы: Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Под ред. А.Г. Кутузова.-М.:дрофа, 2007.
13. Воронова О. Е. Философский смысл поэмы Есенина «Черный человек» // Вопросы философии 1997 №6.-С. 343-353
14. Волков А.А. Художественные искания Есенина. - М.: Наука. 1976
15. Гиппиус З.Н. Судьба Есенина // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминание современников. - М.: TEPPA; Республика, 1997.- С. 101 - 105
16. Горький М. Сергей Есенин // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997.- С. 326
17. Ермаков И.Д. Двойственность. Глава из неопубликованной работы «Ф.М. Достоевский. Он и его время» // Советская библиография 1990 №6.- С.100¬110
18. Зарубежная литература XIX века: Романтизм /Сост. А.С. Дмитриев. - М.: Высшая школа, 1980
19. Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе.- М.: Советский писатель, 1987
20. Зубакин Б. Стихи и письма // Новый мир 1992 №7.- С. 103-104
21. Злочевская А.В. К проблеме «самостоятельности» героя в художественном мире Достоевского // Вестник Московского Университета.
Сер. 9. Филология 1980 №2.- С. 23-33
22. История зарубежной литературы XIX века /ред. В.Н. Богословского и др.- М.: Высшая школа, 1991
23. Изряднова А.Р. Воспоминания // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997,-С. 55
24. Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А. Есенина.- Тверь.: Издательство ТГУ, 1998
25. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры.- М.: Аспект Пресс, 1997
26. Кошечкин С.П. Раздумья о Есенине.- М.: Просвещение, 1977
27. Лакшин В. Я. Отрытая дверь: Воспоминания и портреты. М.: Московский рабочий, 1989, 448 с.
28. Латынина А.Н. Экзистенциальная концепция человека и проблема отношения личности и общества у Достоевского //Вестник Московского
Университета 1979 №2.- С. 67-77
29. Лекманов О. Свердлов М. Сергей Есенин: биография. - М.: АСТ: CORPUS; 2015
30. Литература: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.-М.:Дрофа, 2007.
31. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века // Русское зарубежье о Есенине. т.1.- М.: Просвещение, 1993.- С.60
32. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А.Блока.-Л.: Советский писатель, 1975.- С.144-176
33. Максимов Д.Е. Русские поэмы начала века.-М.: Советский писатель, 1986
34. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.-М.: Художественная литература, 1988.-С.55- 125
35. Мариенгоф А.Б. Воспоминания о Есенине // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997,-С. 216
36. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя.-Л.: Худ. литература, 1989.-С.72-103
37. Махлин В.А. К проблеме двойника (прозаика и поэма) // Философия М.М. Бахтина и этика современного мира.-Саранск, 1992.-С.88-100
38. Мекш Э.Б. С.Есенин в контексте русской литературы.-Рига, 1989
39. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Наука, 2000. — 407 с.
40. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX начала XX века //Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Сер.7. Литературоведение 1999 №4.-С.31-41
41. Наседкин В.Ф. Последний год Есенина // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997,-С. 492
42. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19- начала 20 века.-М.: Наука, 1993
43. Нике М. Поэма Есенина «Черный человек» в свете аггелизма //Русская литература 1990 №2.-.С.194-196
44. Нике М. Поэт тишины и буйства //Звезда 1995 №9.-.С.55-59
45. Оцуп М.А. Сергей Есенин» // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997,-С. 306
46. Прокушев Ю. Образ. Стихи. Эпоха. - М. Советская Россия, 1979
47. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.
48. Розанов И.Н. Воспоминания о С.Есенине // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997,-С. 292-305
49. С.А. Есенин: проблемы творчества, связи.- Рязань: Издательство РГПУ, 1995
50. Самоделова Е.А. Антропологическая поэтика С.А.Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций - М. : Языки славянских культур, 2006 - 920 с.
51. Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы /Сост. Н.И. Шубникова-Гусева.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997
52. Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы. Проза /Сост. Н.И. Шубникова- Гусева.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997
53. Сергей Есенин в стихах и жизни: Стихотворения 1910-1925 /Сост. Н.И. Шубникова-Гусева.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997
54. Соловьев Б.И. Блок и Достоевский //Достоевский и русские писатели.
Традиции, новаторство, мастерство.- М.:Советский писатель, 1971-С.105-134
55. Станюта А.А. Постижение человека: творчество Достоевского.- Минск:Издательство ВГУ,1976.-С.47-110
56. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала 20 века.- М.:Просвещение,1976
57. Толстая-Есенина С.А. Отдельные записи // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997,-С. 440
58. Эренбург И.Г. Был поэт... // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997,-С. 207
59. Эрлих В.И. Из книги «Право на песнь» // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.- М.: ТЕРРА; Республика, 1997,-С. 402
***
60. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К.
Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников; ЧелГУ. — Челябинск: Металл, 1997. — 272 с.
61. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. Издательство: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993
62. Караулов Ю. Н. Словарь языка Достоевского.- М.: Азбуковник, 2001
63. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М. «Советская Энциклопедия» 1980


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ