ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Исторические аспекты воспитания толерантных качеств
личности 6
1.2. Педагогические технологии как инструментарий
формирования на толерантной личности 11
1.3 Специфика использования хореографии с целью воспитания толерантных качеств личности 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА БАЗЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА «РИТМ» 23
2.1. Народный танец как основной фактор воспитания
толерантности 23
2.2. Методические аспекты реализации программы по
воспитанию толерантных качеств личности средствами народного танца 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Исторические аспекты воспитания толерантных качеств
личности 6
1.2. Педагогические технологии как инструментарий
формирования на толерантной личности 11
1.3 Специфика использования хореографии с целью воспитания толерантных качеств личности 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА БАЗЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА «РИТМ» 23
2.1. Народный танец как основной фактор воспитания
толерантности 23
2.2. Методические аспекты реализации программы по
воспитанию толерантных качеств личности средствами народного танца 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для страны, в которой проживает более 200 наций и народностей, нет более актуальной проблемы, чем межнациональные отношения. Если в этой сфере не было достигнуто согласие, которое предполагает равные права для всех народностей, страна не сможет нормально жить и развиваться. Необходимо обращать внимание на все составляющие конкретной народности - язык, быт, черты культуры.
К сожалению, не теряет своей актуальности проблема преступности среди молодежи. С каждым днем растет количество межличностных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В первую очередь, волна агрессии, которую ребенок направляет в сторону сверстников, является ничем иным, как недостатком воспитания в семье.
На сегодняшний день национальной доктриной является воспитание будущего поколения, передача им знаний и тех ценностей, которыми дорожили предки. Требуется, чтобы человек знал, наследие не только своего, но и других народов. Только так можно добиться осуществления межкультурного и межличностного взаимодействия.
Умение жить, уважать другие народы, иметь права и свободу, признавать личные границы каждого во все времена считалось человеческой добротой.
Каждая страна, человек хочет найти свое местоположение, сохраняя национальную уникальность. Проблема в том, что население не готово к взаимоотношениям без насилия. Угрозой для общества стали экстремистские организации, террор, всплески агрессии.
Формирование толерантности будет эффективнее, если:
• рассматривать формирование толерантности в качестве
приоритетной задачи;
• учебно-воспитательный процесс выстроить на принципах
междисциплинарности, оптимизации, поликультурности, полиэтничности, практической направленности;
Воспитания толерантности настолько возросло, что многие педагоги разделяют мнение Б.С. Гершунского, считая это наиважнейшей стратегической задачей XXI века. Воспитание личности, основанное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций. Однако в последнее время педагогика толерантности формируется как независимое направление, в развитие которого большой вклад вносят Б. Риэрдон, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова, А.А. Погодина.
Анализ философских, психолого-педагогических, социологических трудов показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последние годы. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в трудах А.Г. Асмолова, A.M. Байбакова, С.К. Бондыревой, P.P. Валитовой, A.A. Гусейнова, П.Ф. Комогорова, Г.У. Солдатовой, Т.Н. Петровой и многих других.
Толерантность в социальной последовательности - выбирать каждому стиль жизни, нормы поведения в обществе, отрицая насилие, хулиганство. В политической последовательности это свободомыслие населения, политический конфликт в рамках конституции. В этнической среде толерантность является ценностью достоинств и доброты человека, поддерживающих каждого индивидуума. В педагогическом плане, это качество, которое имеет гуманитарное направление, определяет ценностное взаимоотношении.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что на первый план выдвигаются принципы, требующиеся для общего выживания и свободного развития. В данном случае говорится об идеях терпимости к чуждым позициям, поиске компромиссов, которые приемлемы для всех сторон, стратегии понимания сторонней культуры и т.д.
Цель диссертации - за счет требований, выдвигающихся педагогом, воспитать качества толерантности на уроках хореографии в коллективе «Ритм».
Задачи исследования:
• провести анализ специальной литературы, касающейся темы диссертации;
• рассмотреть особенности воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей и частности в детском хореографическом коллективе;
• проанализировать работу с детским хореографическим коллективом с точки зрения эффективности решения задачи воспитания толерантной личности;
• показать на примере изучения танцев народов бывшего СССР целесообразность комплексного подхода, предполагающего не только освоение танцевальной техники, но и просвещение в области этнографии, народно-художественного творчества, а также воспитание терпимости в межнациональных отношениях;
• предложить методику занятий народно-сценическим танцем в хореографическом ансамбле «Ритм», реализующую задачу воспитания толерантной личности;
• провести педагогический эксперимент, в ходе которого будет доказана эффективность предполагаемой методики.
Гипотеза исследования: на формирование толерантности у
подрастающего поколения большое влияние оказывает хореография.
Объект исследования: педагогические технологии на уроках хореографии.
Предмет исследования: воспитание толерантных качеств личности на уроках хореографии.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ теоретической базы, проведение экспериментальной части исследования, обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:
• изучен термин толерантности и внесено уточнение в данное понятие;
• обосновано рассмотрение толерантности как условия развития личности;
• определенны исторические аспекты воспитания толерантных качеств личности;
• выделены педагогические технологии формирования на толерантной личности;
• выявлены педагогические закономерности, условия и метод развития толерантной личности на уроках хореографии.
Практическая ценность исследования заключается в том, что в работе:
• разработан план содержательного и методического обеспечения реализации модели воспитания толерантности на уроках хореографии
• Методические аспекты реализации программы по воспитанию толерантных качеств личности средствами народного танца
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений; иллюстрирована рисунками.
К сожалению, не теряет своей актуальности проблема преступности среди молодежи. С каждым днем растет количество межличностных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В первую очередь, волна агрессии, которую ребенок направляет в сторону сверстников, является ничем иным, как недостатком воспитания в семье.
На сегодняшний день национальной доктриной является воспитание будущего поколения, передача им знаний и тех ценностей, которыми дорожили предки. Требуется, чтобы человек знал, наследие не только своего, но и других народов. Только так можно добиться осуществления межкультурного и межличностного взаимодействия.
Умение жить, уважать другие народы, иметь права и свободу, признавать личные границы каждого во все времена считалось человеческой добротой.
Каждая страна, человек хочет найти свое местоположение, сохраняя национальную уникальность. Проблема в том, что население не готово к взаимоотношениям без насилия. Угрозой для общества стали экстремистские организации, террор, всплески агрессии.
Формирование толерантности будет эффективнее, если:
• рассматривать формирование толерантности в качестве
приоритетной задачи;
• учебно-воспитательный процесс выстроить на принципах
междисциплинарности, оптимизации, поликультурности, полиэтничности, практической направленности;
Воспитания толерантности настолько возросло, что многие педагоги разделяют мнение Б.С. Гершунского, считая это наиважнейшей стратегической задачей XXI века. Воспитание личности, основанное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций. Однако в последнее время педагогика толерантности формируется как независимое направление, в развитие которого большой вклад вносят Б. Риэрдон, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова, А.А. Погодина.
Анализ философских, психолого-педагогических, социологических трудов показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последние годы. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в трудах А.Г. Асмолова, A.M. Байбакова, С.К. Бондыревой, P.P. Валитовой, A.A. Гусейнова, П.Ф. Комогорова, Г.У. Солдатовой, Т.Н. Петровой и многих других.
Толерантность в социальной последовательности - выбирать каждому стиль жизни, нормы поведения в обществе, отрицая насилие, хулиганство. В политической последовательности это свободомыслие населения, политический конфликт в рамках конституции. В этнической среде толерантность является ценностью достоинств и доброты человека, поддерживающих каждого индивидуума. В педагогическом плане, это качество, которое имеет гуманитарное направление, определяет ценностное взаимоотношении.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что на первый план выдвигаются принципы, требующиеся для общего выживания и свободного развития. В данном случае говорится об идеях терпимости к чуждым позициям, поиске компромиссов, которые приемлемы для всех сторон, стратегии понимания сторонней культуры и т.д.
Цель диссертации - за счет требований, выдвигающихся педагогом, воспитать качества толерантности на уроках хореографии в коллективе «Ритм».
Задачи исследования:
• провести анализ специальной литературы, касающейся темы диссертации;
• рассмотреть особенности воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей и частности в детском хореографическом коллективе;
• проанализировать работу с детским хореографическим коллективом с точки зрения эффективности решения задачи воспитания толерантной личности;
• показать на примере изучения танцев народов бывшего СССР целесообразность комплексного подхода, предполагающего не только освоение танцевальной техники, но и просвещение в области этнографии, народно-художественного творчества, а также воспитание терпимости в межнациональных отношениях;
• предложить методику занятий народно-сценическим танцем в хореографическом ансамбле «Ритм», реализующую задачу воспитания толерантной личности;
• провести педагогический эксперимент, в ходе которого будет доказана эффективность предполагаемой методики.
Гипотеза исследования: на формирование толерантности у
подрастающего поколения большое влияние оказывает хореография.
Объект исследования: педагогические технологии на уроках хореографии.
Предмет исследования: воспитание толерантных качеств личности на уроках хореографии.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ теоретической базы, проведение экспериментальной части исследования, обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:
• изучен термин толерантности и внесено уточнение в данное понятие;
• обосновано рассмотрение толерантности как условия развития личности;
• определенны исторические аспекты воспитания толерантных качеств личности;
• выделены педагогические технологии формирования на толерантной личности;
• выявлены педагогические закономерности, условия и метод развития толерантной личности на уроках хореографии.
Практическая ценность исследования заключается в том, что в работе:
• разработан план содержательного и методического обеспечения реализации модели воспитания толерантности на уроках хореографии
• Методические аспекты реализации программы по воспитанию толерантных качеств личности средствами народного танца
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений; иллюстрирована рисунками.
Народно-сценический танец позволяет не только ознакомить учащихся с танцевальной культурой различных народов, но и воспитать интерес и бережное отношение к народному творчеству (в том числе и танцевальному) как вненациональному общекультурному достоянию. Вместе с тем, изучение народных танцев воспитывает уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.
В конце года, после отчетного концерта, где были представлены танцевальные номера и этюды, созданные за прошедший год, был проведен повторный опрос. Всего было опрошено 30 участников коллектива.
На вопрос: «Испытываете ли вы смущения, танцуя танец чужой для вас национальности?». Все 30 респондентов ответили: «Нет».
«Узнаете ли вы, что- то новое о национальности, танцуя их народный танец?». Все 30 респондентов ответили «Да».
«Меняется ли у вас мнение после исполнения танца той или иной национальности в лучшую сторону?». Все 30 респондентов ответили: «Да».
Таким образом, опрос показал, что хореография как искусство воспитывает в человеке толерантное отношение к людям другой национальности.
Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто- то хуже. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и - наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.
Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.
Хореография как средство эстетического воспитания, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Различные постановки на уроках хореографии танцев —народов мира приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации традиционных обрядовых форм способствует лучшему про чувствованию и пониманию особенностей — других этносов. Танцевальный коллектив выполняют поставленные задачи, а именно через народные танцы воспитывают в детях бережное отношение к любой нации и народности, терпимости и к пониманию друг друга. Результаты опроса показали, что хореография как средство воспитания влияет на формирование толерантности среди участников коллектива «Ритм».
В конце года, после отчетного концерта, где были представлены танцевальные номера и этюды, созданные за прошедший год, был проведен повторный опрос. Всего было опрошено 30 участников коллектива.
На вопрос: «Испытываете ли вы смущения, танцуя танец чужой для вас национальности?». Все 30 респондентов ответили: «Нет».
«Узнаете ли вы, что- то новое о национальности, танцуя их народный танец?». Все 30 респондентов ответили «Да».
«Меняется ли у вас мнение после исполнения танца той или иной национальности в лучшую сторону?». Все 30 респондентов ответили: «Да».
Таким образом, опрос показал, что хореография как искусство воспитывает в человеке толерантное отношение к людям другой национальности.
Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто- то хуже. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и - наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.
Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.
Хореография как средство эстетического воспитания, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Различные постановки на уроках хореографии танцев —народов мира приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации традиционных обрядовых форм способствует лучшему про чувствованию и пониманию особенностей — других этносов. Танцевальный коллектив выполняют поставленные задачи, а именно через народные танцы воспитывают в детях бережное отношение к любой нации и народности, терпимости и к пониманию друг друга. Результаты опроса показали, что хореография как средство воспитания влияет на формирование толерантности среди участников коллектива «Ритм».
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическая реабилитация подростков с девиантным
поведением средствами хип-хоп культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019



