Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьники

Работа №80375

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы управления деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников
1.1. Сущность и управленческие аспекты организации процесса
художественно-творческого развития детей в начальной школе 8
1.2. Модель управления деятельностью образовательной организации по
художественно-творческому развитию младших школьников 28
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Организация процесса управления деятельностью организации по художественно-творческому развитию младших школьников
2.1. Задачи и содержание экспериментальной работы 34
2.2. Реализация модели управления деятельностью образовательной
организации по художественно-творческому развитию младших школьников 37
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Результаты экспериментальной работы
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
работы 43
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы 50
Выводы по третьей главе 60
Заключение 62
Библиографический список 64


Изменения, которые происходят абсолютно во всех сферах нашей жизни за последние десять лет просят переоценку и научное доказательство содержания, методов и форм в плане организации в разнообразных областях образования. Разрабатываемые концепции новой наукой направлены на развитие индивидуальной личности. Меняются ценности, жизненные приоритеты благодаря новым технологиям и новому обществу. Становится необходимым человек, который будет мобильным и гибким. Стремящийся быть образованным и самодостаточным. Развитие компьютерных технологий влечет за собой требование к выпускнику школы иметь воображение, зрительное мышление. Какую роль выполняет искусство? Эта роль имеет большое значение, имеет рост и подтверждение анализа теоретического и практического аспекта образования [13, 156 с.].
Главной задачей развития личности в творчестве является процесс обучения и воспитания. Найти подтверждение можно в Образовании Российской Федерации, который представляется одной из социально важных задач нынешнего развития нашего общества. Высокая цель образования заключается непременно в становлении саморазвития и самоопределения личности, которая способна к открытому, творческому взаимному действию с окружающим миром, нашим обществом, государством на основание общепринятых ценностях. Эти качества формируются в образовательный период, являясь важной проблемой [2, 297 с.].
Именно поэтому уровень обязан быть высоким, чтобы человек смог определиться в жизнедеятельности своей.
Большинство исследований последних десятилетий в области педагогики художественного творчества обращается к широкому обоснованию и разработке идей развивающего обучения, вытесняющих узкометодический, прагматический подход к преподаванию искусства. Общепедагогическое и развивающее значение занятий искусством, которое выдвигалось на первое место отечественными деятелями художественного воспитания начала XX века, первых послереволюционных лет А.В. Бакушинским, Ю.М. Бонди, В.Е. Пестель, Ф.И. Шмитом, переосмысливается и вновь обретает необычайную актуальность.
Мы изучили определенное количество исследований за последние десять лет по нашей теме и интересующему нас вопросу. И пришли к выводу, что тема выбранная нами в данный момент актуальна.
Практика художественного образования научного осмысления утверждает, что есть сохранение формально-алгоритмического подхода с организацией обучения, рамки которого направлены на развитие творческо - художественное младших школьников. Язык изобразительного искусства изучается системой конкретных операций, изобразительных навыков и умений. Если игнорировать сердце и душу младшего школьника, то произойдет механистическое усвоение основ графической грамоты, оставляет в стороне систему мотивов творческо-художественной деятельности, эмоционально-волевую основу личности младшего школьника и креативный ее потенциал [22, 304 с.].
Мы рассмотрели разнообразные определения понятий творчество и пришли к выводу о том, что мнения и взгляды авторов совпадают в одном: умение нахождения новых идей и есть суть, которая также заключается в решении разными путями проблем в непонятных ситуациях, умение, настраиваться на изобретение нового и понимания опыта своего.
Развитие личности ребенка в художественном воспитании происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности, которая усложняется и дифференцируется с возрастом. К проблеме художественно-творческого развития младших школьников обращались: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, В.Г.Рындак.
Исследования по данному вопросу позволяют выделить противоречие между социальной значимостью управления деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников и недостаточной разработкой теоретико-методических подходов к данному вопросу.
Данное противоречие обусловило проблему нашего исследования: какой должна быть модель управления деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников?
Исходя из вышесказанного, нами определена тема исследования: «Управление деятельностью образовательной организации по художественно творческому развитию младших школьников».
Цель данного исследования: теоретически обосновать, разработать и выявить эффективность модели управления деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников.
Объект исследования: управление развитием младших школьников в образовательной организации.
Предмет исследования: управление художественно-творческим развитием младших школьников.
Гипотеза настоящего исследования заключается в предположении, что модель управления по художественно-творческому развитию младших школьников будет эффективна, если:
- будет опираться на системно-деятельностный подход, личностно ориентированный, интегративный, компетентностный;
- будет опираться принципы: саморазвития, социальной
ответственности, непрерывного образования участников художественно-творческого развития, принцип согласования целей и баланса интересов субъектов, принцип открытости будущему;
- будет включать целевой, теоретико-методологический,
содержательный и критериально-оценочный блоки;
Для достижения цели данной работы были выделены следующие задачи:
1. Изучить сущность и управленческие аспекты организации процессом художественно-творческого развития детей в начальной школе.
2. Разработать и внедрить модель управления деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников.
3. Выявить эффективность модели управления деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концептуальные идеи ученых и педагогов по управлению Г. Эмерсон, Р. Акофф, С. Вир, Д. Форрестер, Ф. Тейлор, Р. Гантт, А. Файоль, М. Вебер, в теоретических аспектах управления художественно-творческим развитием Э. Пурик;
- по художественно-творческому развитию детей Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, В.И.Киреенко, А.Г.Ковалев, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, В.Г.Рындак.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании и разработке модели управления художественно-творческим развитием младших школьников, основанной на системно-деятельностном, личностно ориентированным, интегративным, компетентностным подходах и включающая целевой, теоретико-методологический, содержательный и критериально-оценочный блоки.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности реализации модели управления по художественно-творческому развитию младших школьников в образовательной организации на начальной ступени образования.
База исследования: МБОУ" Гимназия № 10 г.Челябинска".
Этапы исследования:
На первом этапе изучалась психолого-педагогическая литература, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
На втором этапе проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялась модель по управлению деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников;
На четвертом этапе проводилась обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, анализ психолого-педагогической литературы.
2. Методы эмпирического исследования: эксперимент.
3. Методы обработки и интерпретации данных: количественный, качественный.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Художественно-творческая деятельность является важным потенциалом в развитии личности, непосредственно с помощью которой формируются важные качества человека, о недостатке которых на сегодняшний день некоторые ученые говорят. К ним относятся эмоциональность, художественно-образная выразительность, эстетическая восприимчивость, художественное мышление, эмпатия, воображение и многое другое. Эти многообразные названные способности могут быть развиты через «встраивание» ребёнка в художественную культуру. Специфика художественного творчества, форма которого является постижение действительности и психологических устройств, которые могут обеспечивать личностное развитие человека, являются трудностью формирования этих качеств [38, 50 с.]
В управлении существуют несколько аспектов. Мы перечислили самые важные, которые подходят для нашей темы. Это контроль, организация, планирование, мотивирование и регулирование. Руководитель образовательной организации управляет педагогическим коллективом с помощью перечисленных аспектов. Решает задачи, проблемы, внешние и внутренние конфликты. Конфликты могут быть между учителями, между руководством и учителем, между учителем и родителем, между учителем и учеником и др. Задача руководителя разрешать текущие ситуации. Руководитель должен грамотно выходить из любой ситуации, держать нейтралитет, стараться бесконфликтно решать возникшие проблемы и вопросы. Существует множество правил и алгоритмов действия руководителя в той или иной ситуации [8, 165 с.].
Анализ педагогической литературы позволил нам спроектировать практико-ориентированную модель управления деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников, которая опирается на системно-деятельностный, личностно ориентированный, интегративный, компетентностный подходы;
опирается на принципы: саморазвития, социальной ответственности, непрерывного образования участников художественно-творческого развития, принцип согласования целей и баланса интересов субъектов, принцип открытости будущему и включает целевой, теоретико-методологический, содержательный и критериально-оценочный блоки.
На первом этапе нашей работы изучалась психолого- педагогическая литература, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
На втором этапе проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялась модель по управлению деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьников;
На четвертом этапе проводилась обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности педагогических условий реализации практико-ориентированной модели формирования художественно-творческих способностей у младших школьников средствами интеграции художественных видов деятельности. Статистические данные достоверны.



1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С.
Альтшуллер. - М.: Сов. Радио, 2005. - 175 с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания
и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев - Казань: Изд-во Казанского ун-та,- 2006. - 297 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития:
Инновационный курс / В.И. Андреев. -М.: Новая школа, 2006. - 567 с.
4. Анциферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова -М.: Педагогика, 2009. - 318 с.
5. Астахов, А.И. Воспитание творчеством / А.И. Астахов - М., 2000. - 18 с.
6. Афанасьев, В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование / В.Г. Афанасьев - М., 2014.- 153 с.
7. Батищев, Г.С. Диалектика творчества / Г.С. Батищев - М., 2005. - 544 с.
8. Белая, К.Ю. Система управления школьным образовательным учреждением / К.Ю. Белая - М., 2013. - 165 с.
9. Бердяев, Н.А. Философия свободы: смысл творчества / Н.А. Бердяев - М., 2008. - 607с.
10. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал / Д.Б. Богоявленская - 1995. - 5 с.
11. Бондарь, В.И. Управленческая деятельность директора школы, дидактический аспект / В.И. Бондарь - Киев: Рад. Школа, 2003. - 160 с.
12. Вазина, К.Я. Педагогический менеджмент / К.Я. Вазина - М.: Педагогика, 2006. - 268 с.
13. Вазина, К.Я.Управление инновационными процессами в системе образования / К.Я. Вазина, Е.Н. Копейкина. - Нижний Новгород, 2002. - 156 с.
14. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка / В.В. Ванслов — Л.: Художник РСФСР. 1983. - 232 с.
15. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев - М.: Педагогика, 2014. - 143 с.
16. Воронин, А.М. Управление развитием инновационной образовательной среды школы / А.М. Воронин - Брянск, 2001. - 137 с.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология / Л.С. Выготский - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 101 с.
18. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский — М. Педагогика. 1987. - 34 с.
19. Глухова, С.Г Развитие творческого
потенциала младшего школьника в учебной деятельности / С.Г. Глухова - Казань, - 2008. - 254 с.
20. Горюнова, Л.В. Овладение знаниями и умениями
педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя / Л.В. Горюнова - Ростов на Дону,2003.- 23 с.
21. Грибов, Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии / Ю.А. Грибов - 2006. - 57 с.
22. Ермолаева, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева. - М.: Академический проспект, 2003. - 304 с.
23. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева - М.: Новая школа, 2009. - 320 с.
24. Зиновкина М. Развиваем воображение // Школа / М. Зиновкина, Р. Гареев - 2004. - 15 с.
25. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие младших школьников / Т.Г. Казакова — М.: Педагогика. — 2001. - 112 с.
26. Калошина, И.П. Структура и формирование интеллектуального компонента в творческой деятельности учащихся / И.П. Калошина - М.,
2004. - 23 с.
27. Караковский, В.А. Воспитательная система школы:
Педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский - М: Новая школа, 1992. - 128 с.
28. Кокоткина, О.Д. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством / О.Д. Кокоткина - М., 2004. - 35 с.
29. Константинова, Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа / Л.Б. Константинова - 2000. - 10 с.
30. Крыжко, В.В. Организационно-педагогические условия
повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа / В.В. Крыжко - Брянск, 2010. - 199 с.
31. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников/ И.Б. Левицкая, С.К. Турчак // Педагогика. - 2007. - 45 с.
32. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер - М., 2005.- 37 с.
33. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук - М.:Наука, 2007. - 125 с.
34. Мотков, О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие / О.И. Мотков - М.:Треугольник, 1993. - 230 с.
35. Орлов, А.Н. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А.Н. Орлов - М.: Прометей, 2015. - 184 с.
36. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый - М.: Педагогика, 2008. - 240 с.
37. Полуянов, Д.И. Воображение и способности / Д.И. Полуянов - М.:3нание, 1999. - 50 с.
38. Путилин, В.Д. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности / В.Д. Путилин - Магнитогорск: изд-во МГПИ, 2010. - 62 с.
39. Рогачева, Н.А. Регулирование в системе внутришкольного управления / Н.А. Рогачева - М.:МПГУ им. В.И. Ленина, 2005. - 16 с.
40. Ряховских, Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя / Н.Д. Ряховских - Оренбург, 2015. - 206 с.
41. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7 Инноватор / В.И. Слободчиков - М., 2011. - 23 с.
42. Третьяков, П.И. Практика управления современной школой
(Опыт педагогического менеджмента) / П.И. Третьяков - М.: МИГУ им.
Ленина, 1995. - 204 с.
43. Файоль, А.Е. Управление это наука или искусство / А.Е. Файоль - М., 2012. - 56 с.
44. Ходырева, Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников / Е.А. Ходырева - Киров, 2000. - 182 с.
45. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской - М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
46. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р.Х. Шакуров - М.:Просвещение, 2011. - 208 с.
47. Шамова, Т.И. Внутришкольное управление: теория и практика / Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, К.А. Нефедова - М, 1991. - 192 с.
48. Шубинский, B.C. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский - М.: Знание, 1998. -80 с.
49. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон - М., 2013. - 19 с.
50. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.
51. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии / М.Г. Ярошевский - 2006. - 45 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ