ЕВРЕЙСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ: ТРАДИЦИИ, ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРОЙ ИСТОРИИ И ВЫШИВКА ВРЕМЕНИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ
СУДЬБЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ 8
1.1. Этнос или суперэтнос? 8
1.2. История и костюм 13
1.3. Некоторые общие отличительные черты еврейского этнического
костюма 19
ГЛАВА 2. ЕВРЕЙСКИЙ КОСТЮМ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ: ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИИ 30
2.1. Еврейские одежды на земле исхода 30
2.2. Западная Европа и Восток: от Средних веков до Нового времени 48
2.3. Цицит и талит: облачение священников, талмудистов, молящихся в
синагоге 63
2.4. Еврейский национальный костюм в Восточной Европе и России . 71
2.5. Костюм евреев Крыма и Кавказа 82
2.6. Национальный костюм в современном Израиле 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. КРОЙ ИСТОРИИ И ВЫШИВКА ВРЕМЕНИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ
СУДЬБЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ 8
1.1. Этнос или суперэтнос? 8
1.2. История и костюм 13
1.3. Некоторые общие отличительные черты еврейского этнического
костюма 19
ГЛАВА 2. ЕВРЕЙСКИЙ КОСТЮМ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ: ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИИ 30
2.1. Еврейские одежды на земле исхода 30
2.2. Западная Европа и Восток: от Средних веков до Нового времени 48
2.3. Цицит и талит: облачение священников, талмудистов, молящихся в
синагоге 63
2.4. Еврейский национальный костюм в Восточной Европе и России . 71
2.5. Костюм евреев Крыма и Кавказа 82
2.6. Национальный костюм в современном Израиле 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В автобиографической книге «Моя жизнь» первая женщина - премьер-министр Израиля Голда Меир пишет про свою поездку в Москву в 1948 году в качестве посла: «Конечно, вопрос туалетов не слишком меня занимал, но тут я пожалела немножко, что у нас нет национального костюма - это бы, по крайней мере, разрешило для меня хоть одну проблему, как для миссис Пандит, которая тоже была дипломатом в Москве, и, разумеется, на всех официальных приемах появлялась в сари. В конце концов (...) согласились, что на вручении верительных грамот я буду в длинном черном платье, которое мне сшили в Тель-Авиве, и, если надо, надену на голову маленькую черную бархатную шляпу-тюрбан» (55).
Сразу возникает вопрос: как может быть, чтобы у древнего, всем на свете известного народа, образовавшего в середине XX столетия собственное государство, а точнее вернувшего спустя две тысячи лет себе государственность, нет национального костюма? Для ответа на этот вопрос нужно понять, кто же такие евреи, что это за этнос, каковы его признаки и почему, собственно, Г. Меир сказала в своё время, что в её стране нет национального костюма, когда еврейский костюм вполне представим любому, по крайней мере, российскому человеку?
Для того, чтобы познать и понять определённые особенности национального костюма, необходимо изучить источники, относящиеся и к истории, и к различным аспектам материальной и духовной культуры, и к религии исследуемого народа. Потому что костюм отражает и выражает очень многие, казалось бы, напрямую с одеждой и не связанные вещи.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что для евреев, две тысячи лет находившихся в состоянии рассеяния и относительно недавно обретших государственность, очень важно осознать единые компоненты, которые заключены не только в религиозном учении, сохранившем еврейство, но и в других аспектах духовной и материальной культуры. Также понимание облика и смыслов еврейского костюма актуально для российских евреев. Русские евреи, как и иные народы бывшей Российской империи, пережили процесс ассимиляции, и возвращение к корням, осознание этнической принадлежности и собственных отличий очень важно для них. Актуально знание о составе еврейского костюма и для других этнонациональных образований, эстрадных и фольклорных коллективов, художников, так или иначе соприкасающихся с еврейской темой в своей профессиональной деятельности.
Цель работы - проследить этапы развития еврейского национального костюма в парадигме времени - от древнейших (или библейских) времён, до нынешнего дня, выявив то общее, что даёт право данному костюму осознаваться как определённая целостность. Почему только некоторые аспекты? Потому что охватить всё, что касается бытования и развития еврейского костюма в целом, не представляется возможным, так ка пришлось бы провести историко-этнографический анализ всех еврейских общин мира, в каждой из которых присутствуют культурные особенности, во многом обусловленные влиянием этнического окружения, а также внутриобщинной многовековой традиции. Чтобы сделать такой анализ нужно владеть знаниями по лингвистике, истории, этнографии и культурным особенностям не только каждой из общин, но, практически, всех крупных этносов земного шара (за небольшими исключениями).
При изучении этнологического материала, касающегося истории и культуры евреев мира, нами не обнаружено чёткого терминологического обозначения единства и различий внутри еврейского этноса. Чаще всего при анализе этих различий употребляется слово «община». Общины сефардов, ашкенази, крымчаков, татов, бухарцев, фалаша и т. д. Реже «общины» обозначаются как «этносы». Мы полагаем, что в данном случае наиболее точным определением этих национальных объединений является термин «субэтнос», каждый из которых входит в состав более крупного еврейского этноса. А также, основываясь на классификации, предложенной выдающимся русским этнологом Л. Н. Гумилёвым, можно говорить о различных еврейских этносах в составе суперэтноса.
Учитывая сложность поставленной проблемы, мы сформулировали следующие задачи исследования:
- изучить общие аспекты древнего, средневекового еврейского костюма и костюма нового времени (учитывая общинное разнообразие) и завершить исследование современным периодом в развитии еврейского костюма, прежде всего, бытующего в государстве Израиль;
- углубиться в изучение костюма ашкенази - евреев Восточной Европы, потому что для нас, жителей России, представляет особенный интерес изучение культуры именно её этносов.
Гипотеза исследования заключается в том, что еврейский национальный костюм существует как целостное явление, несмотря на весь спектр общинного разнообразия.
Объектом исследования являются особенности еврейского костюма, существующие вне зависимости от разнообразия субэтнических характеристик.
Предмет исследования - еврейские сряды (костюмные комплексы, отражающие те или иные культурологические особенности, связанные с мировоззрением этноса) различных исторических периодов с учётом данных характеристик.
Теоретическое значение работы основано на подтверждении гипотезы относительно целостности понятия «еврейский национальный костюм», внедрение нового взгляда на смысловое и эстетическое единство еврейских сряд, на поверхностный взгляд кажущихся разнородными.
Практическое значение работы основывается на формировании более цельного представления о том, что есть еврейский костюм, для профессионально заинтересованных читателей. ЭТО работники еврейских этнокультурных центров, преподаватели, художественные руководители ансамблей и другие профессионалы в сфере народной художественной культуры. Данный материал должен помочь в подготовке уроков, классных часов, спецкурсов, спектаклей, концертов и других мероприятий, посвящённых еврейской культурной традиции.
Для того, чтобы решить поставленные нами задачи, мы привлекли обширный документальный, художественный, изобразительный, аудио и видео материал, интернет-ресурсы.
Структура работы состоит из введения, заключения и двух глав. Первая глава содержит три раздела, вторая - шесть.
В первой главе мы уделяем внимание общим вопросам определения еврейского этноса, беглому очерку культурных особенностей и религии евреев; постановке некоторых вопросов, связанных с этнической идентификацией и самоидентификацией евреев; теоретическим положениям о разнице между понятиями «одежда», «костюм», «сряда»; общим базовым особенностям еврейского костюма в связи с религиозными и обрядовыми элементами еврейской культуры.
Во второй главе прослеживаются конкретные особенности еврейского национального костюма библейской, талмудической и пост¬талмудической эпох и определяются общие черты между костюмами различных еврейских субэтносов.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы и делаются выводы о подтверждении высказанных нами ранее гипотез о базовом единстве элементов еврейского костюма вне зависимости от особенностей развития того или иного еврейского субэтноса.
В процессе работы мы пользовались лишь русскоязычными источниками (включая переводы). Однако, учитывая смысловой акцент, который делается на актуальности нашего труда именно для российского еврейского сегмента, мы надеемся, что языковая ограниченность источников не скажется на его качестве.
При выборе методологии исследования мы остановились на следующих методах:
- методе сравнительного анализа (при указании на общие черты в костюмах различных еврейских субэтносов);
- индуктивном методе (предположение о единстве базовых элементов еврейского национального костюма для всех еврейских субэтносов);
- методе дедукции (частные детали, встретившиеся нам в исследовании, дали возможность сделать вывод о более крупных явлениях).
Во время исследовательской работы мы использовали труды известных историков костюма, таких как, М.Н. Мерцалова, Н.М. Каминская, Ф. Ф. Комиссаржевский, А. Васильев, Д. Кассен-Скотт, А. Блейз и др.; научные статьи и видеолекции современных нам учёных - историков и этнографов: М. Членова, М. Кизилова, П. Кутенкова, А. Боровского и др.; привлекли обширный справочный и научно-популярный материал, касающийся таких областей как иудаика, гебраистика, арабистика, религиоведение, этнология, этнография, история; также обратились к художественным и документальным текстам, которые содержат интересующие нас сведения.
Иллюстративный материал, размещённый в Приложении, включает фотографии, опубликованные в документальных источниках и интернет- ресурсах, репродукции картин известных живописцев, рисунки и гравюры, отображающие детали еврейского костюма и различные их комбинации, а также художественное осмысление еврейского костюма.
Сразу возникает вопрос: как может быть, чтобы у древнего, всем на свете известного народа, образовавшего в середине XX столетия собственное государство, а точнее вернувшего спустя две тысячи лет себе государственность, нет национального костюма? Для ответа на этот вопрос нужно понять, кто же такие евреи, что это за этнос, каковы его признаки и почему, собственно, Г. Меир сказала в своё время, что в её стране нет национального костюма, когда еврейский костюм вполне представим любому, по крайней мере, российскому человеку?
Для того, чтобы познать и понять определённые особенности национального костюма, необходимо изучить источники, относящиеся и к истории, и к различным аспектам материальной и духовной культуры, и к религии исследуемого народа. Потому что костюм отражает и выражает очень многие, казалось бы, напрямую с одеждой и не связанные вещи.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что для евреев, две тысячи лет находившихся в состоянии рассеяния и относительно недавно обретших государственность, очень важно осознать единые компоненты, которые заключены не только в религиозном учении, сохранившем еврейство, но и в других аспектах духовной и материальной культуры. Также понимание облика и смыслов еврейского костюма актуально для российских евреев. Русские евреи, как и иные народы бывшей Российской империи, пережили процесс ассимиляции, и возвращение к корням, осознание этнической принадлежности и собственных отличий очень важно для них. Актуально знание о составе еврейского костюма и для других этнонациональных образований, эстрадных и фольклорных коллективов, художников, так или иначе соприкасающихся с еврейской темой в своей профессиональной деятельности.
Цель работы - проследить этапы развития еврейского национального костюма в парадигме времени - от древнейших (или библейских) времён, до нынешнего дня, выявив то общее, что даёт право данному костюму осознаваться как определённая целостность. Почему только некоторые аспекты? Потому что охватить всё, что касается бытования и развития еврейского костюма в целом, не представляется возможным, так ка пришлось бы провести историко-этнографический анализ всех еврейских общин мира, в каждой из которых присутствуют культурные особенности, во многом обусловленные влиянием этнического окружения, а также внутриобщинной многовековой традиции. Чтобы сделать такой анализ нужно владеть знаниями по лингвистике, истории, этнографии и культурным особенностям не только каждой из общин, но, практически, всех крупных этносов земного шара (за небольшими исключениями).
При изучении этнологического материала, касающегося истории и культуры евреев мира, нами не обнаружено чёткого терминологического обозначения единства и различий внутри еврейского этноса. Чаще всего при анализе этих различий употребляется слово «община». Общины сефардов, ашкенази, крымчаков, татов, бухарцев, фалаша и т. д. Реже «общины» обозначаются как «этносы». Мы полагаем, что в данном случае наиболее точным определением этих национальных объединений является термин «субэтнос», каждый из которых входит в состав более крупного еврейского этноса. А также, основываясь на классификации, предложенной выдающимся русским этнологом Л. Н. Гумилёвым, можно говорить о различных еврейских этносах в составе суперэтноса.
Учитывая сложность поставленной проблемы, мы сформулировали следующие задачи исследования:
- изучить общие аспекты древнего, средневекового еврейского костюма и костюма нового времени (учитывая общинное разнообразие) и завершить исследование современным периодом в развитии еврейского костюма, прежде всего, бытующего в государстве Израиль;
- углубиться в изучение костюма ашкенази - евреев Восточной Европы, потому что для нас, жителей России, представляет особенный интерес изучение культуры именно её этносов.
Гипотеза исследования заключается в том, что еврейский национальный костюм существует как целостное явление, несмотря на весь спектр общинного разнообразия.
Объектом исследования являются особенности еврейского костюма, существующие вне зависимости от разнообразия субэтнических характеристик.
Предмет исследования - еврейские сряды (костюмные комплексы, отражающие те или иные культурологические особенности, связанные с мировоззрением этноса) различных исторических периодов с учётом данных характеристик.
Теоретическое значение работы основано на подтверждении гипотезы относительно целостности понятия «еврейский национальный костюм», внедрение нового взгляда на смысловое и эстетическое единство еврейских сряд, на поверхностный взгляд кажущихся разнородными.
Практическое значение работы основывается на формировании более цельного представления о том, что есть еврейский костюм, для профессионально заинтересованных читателей. ЭТО работники еврейских этнокультурных центров, преподаватели, художественные руководители ансамблей и другие профессионалы в сфере народной художественной культуры. Данный материал должен помочь в подготовке уроков, классных часов, спецкурсов, спектаклей, концертов и других мероприятий, посвящённых еврейской культурной традиции.
Для того, чтобы решить поставленные нами задачи, мы привлекли обширный документальный, художественный, изобразительный, аудио и видео материал, интернет-ресурсы.
Структура работы состоит из введения, заключения и двух глав. Первая глава содержит три раздела, вторая - шесть.
В первой главе мы уделяем внимание общим вопросам определения еврейского этноса, беглому очерку культурных особенностей и религии евреев; постановке некоторых вопросов, связанных с этнической идентификацией и самоидентификацией евреев; теоретическим положениям о разнице между понятиями «одежда», «костюм», «сряда»; общим базовым особенностям еврейского костюма в связи с религиозными и обрядовыми элементами еврейской культуры.
Во второй главе прослеживаются конкретные особенности еврейского национального костюма библейской, талмудической и пост¬талмудической эпох и определяются общие черты между костюмами различных еврейских субэтносов.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы и делаются выводы о подтверждении высказанных нами ранее гипотез о базовом единстве элементов еврейского костюма вне зависимости от особенностей развития того или иного еврейского субэтноса.
В процессе работы мы пользовались лишь русскоязычными источниками (включая переводы). Однако, учитывая смысловой акцент, который делается на актуальности нашего труда именно для российского еврейского сегмента, мы надеемся, что языковая ограниченность источников не скажется на его качестве.
При выборе методологии исследования мы остановились на следующих методах:
- методе сравнительного анализа (при указании на общие черты в костюмах различных еврейских субэтносов);
- индуктивном методе (предположение о единстве базовых элементов еврейского национального костюма для всех еврейских субэтносов);
- методе дедукции (частные детали, встретившиеся нам в исследовании, дали возможность сделать вывод о более крупных явлениях).
Во время исследовательской работы мы использовали труды известных историков костюма, таких как, М.Н. Мерцалова, Н.М. Каминская, Ф. Ф. Комиссаржевский, А. Васильев, Д. Кассен-Скотт, А. Блейз и др.; научные статьи и видеолекции современных нам учёных - историков и этнографов: М. Членова, М. Кизилова, П. Кутенкова, А. Боровского и др.; привлекли обширный справочный и научно-популярный материал, касающийся таких областей как иудаика, гебраистика, арабистика, религиоведение, этнология, этнография, история; также обратились к художественным и документальным текстам, которые содержат интересующие нас сведения.
Иллюстративный материал, размещённый в Приложении, включает фотографии, опубликованные в документальных источниках и интернет- ресурсах, репродукции картин известных живописцев, рисунки и гравюры, отображающие детали еврейского костюма и различные их комбинации, а также художественное осмысление еврейского костюма.
В нашей работе мы провели обзор национального еврейского костюма с древнейших времён до наших дней, проследив его развитие в различных этнических вариантах, чтобы найти общие, объединяющие черты для всех его видов. Проделанная нами работа послужила доказательством тезиса: еврейский костюм существует как некая целостная данность вне зависимости от обилия вариантов, связанных с рассеянностью этноса по всему земному шару.
Мы смогли выделить несколько параметров, по которым еврейский костюм остаётся таковым вне зависимости от места обитания того или иного еврейского субэтноса (или еврейского этноса в составе суперэтноса).
Первое, это детали одежды для исполнения религиозных обрядов: талит, талит-катан, кипу, цицит используют все евреи-мужчины вне зависимости от места проживания; второе, для женского костюма всегда действуют правила цниюта (скромности): закрытый лиф, длина ниже колен, длинные рукава, покрытие волос замужней женщиной и т. д.; третье, традиционная любовь всех евреев и европейских, и восточных к необычным и выдающимся головным уборам (которые могут иметь различные формы и виды у различных субэтносов, но внимание к данной детали одежды всегда повышенное); четвёртое, приверженность к определённой цветовой гамме - сочетание белого с чёрным, синим и коричневым прослеживается в одежде евреев разных субэтносов, а также приверженность национальному полосатому узору; пятое, схожесть элементов национального вкуса: любовь к обилию украшений и ярким кричащим цветам у женщин, входящая в противоречие с некой монохромностью и строгостью тоже отличающей другую сторону еврейского вкуса, отражение в костюме памяти о восточном происхождении, даже в среде европейских евреев (тюрбаны, халаты, платки и т. д.).
Всё это доказывает правоту выдвинутой нами гипотезы относительно существования такого цельного понятия, как «еврейский национальный костюм». По нашему мнению логичнее будет говорить не отдельно о костюме различных субэтносов: ашкенази, сефардов, марокканских евреев, хасидов и т. д., а о еврейском национальном костюме вообще и его разновидностях. Более того, формирующийся ныне в Израиле некий единый образ еврейского костюма (при разнообразных направлениях процесса) выводится из поиска общей для всех еврейских этносов или субэтносов базы.
Мы думаем, что наша работа стала начальным шагом к уяснению этой базы, к более чёткому понятию о том, что является общим и частным и на что нужно опереться при создании еврейского костюма. Надеемся, что наш труд окажется полезным еврейской общине Челябинска, и заинтересованные люди смогут сделать первые шаги к восстановлению утраченного на территории Урала понятия «еврейский национальный костюм».
Мы смогли выделить несколько параметров, по которым еврейский костюм остаётся таковым вне зависимости от места обитания того или иного еврейского субэтноса (или еврейского этноса в составе суперэтноса).
Первое, это детали одежды для исполнения религиозных обрядов: талит, талит-катан, кипу, цицит используют все евреи-мужчины вне зависимости от места проживания; второе, для женского костюма всегда действуют правила цниюта (скромности): закрытый лиф, длина ниже колен, длинные рукава, покрытие волос замужней женщиной и т. д.; третье, традиционная любовь всех евреев и европейских, и восточных к необычным и выдающимся головным уборам (которые могут иметь различные формы и виды у различных субэтносов, но внимание к данной детали одежды всегда повышенное); четвёртое, приверженность к определённой цветовой гамме - сочетание белого с чёрным, синим и коричневым прослеживается в одежде евреев разных субэтносов, а также приверженность национальному полосатому узору; пятое, схожесть элементов национального вкуса: любовь к обилию украшений и ярким кричащим цветам у женщин, входящая в противоречие с некой монохромностью и строгостью тоже отличающей другую сторону еврейского вкуса, отражение в костюме памяти о восточном происхождении, даже в среде европейских евреев (тюрбаны, халаты, платки и т. д.).
Всё это доказывает правоту выдвинутой нами гипотезы относительно существования такого цельного понятия, как «еврейский национальный костюм». По нашему мнению логичнее будет говорить не отдельно о костюме различных субэтносов: ашкенази, сефардов, марокканских евреев, хасидов и т. д., а о еврейском национальном костюме вообще и его разновидностях. Более того, формирующийся ныне в Израиле некий единый образ еврейского костюма (при разнообразных направлениях процесса) выводится из поиска общей для всех еврейских этносов или субэтносов базы.
Мы думаем, что наша работа стала начальным шагом к уяснению этой базы, к более чёткому понятию о том, что является общим и частным и на что нужно опереться при создании еврейского костюма. Надеемся, что наш труд окажется полезным еврейской общине Челябинска, и заинтересованные люди смогут сделать первые шаги к восстановлению утраченного на территории Урала понятия «еврейский национальный костюм».



