ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 9
1.1. Формирование и развитие хореографических дисциплин в
системе образования 9
1.2. Формы и методы работы педагога-хореографа 22
1.3 Специфика развития лидерских качеств обучающихся на
занятиях хореографии 28
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПО
РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 42
2.1. Методические аспекты составления программы по развитию
лидерских качеств 42
2.2. Реализация комплексов и программ в образовательных
учреждениях 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 9
1.1. Формирование и развитие хореографических дисциплин в
системе образования 9
1.2. Формы и методы работы педагога-хореографа 22
1.3 Специфика развития лидерских качеств обучающихся на
занятиях хореографии 28
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПО
РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 42
2.1. Методические аспекты составления программы по развитию
лидерских качеств 42
2.2. Реализация комплексов и программ в образовательных
учреждениях 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Войдя в новое тысячелетие, современное общество сконцентрировалось на динамичном развитии различных отраслей производства: стремительно растут межотраслевые государственные отношения, что вызывает радикальные социальные преобразования, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей, их взгляды, идеи и жизненную позицию. На фоне участившихся актов агрессии и насилия в молодежной среде по отношению к национальным меньшинствам, варьирующихся политических взглядов и отношений между людьми, основу которых в преобладающем большинстве составляют рыночные и товарно-денежные отношения, происходят значительные изменения в сознании молодого поколения, накладывающие отпечаток на его культурное развитие, формирование ценностных ориентаций и отношение к народной культуре, как источнику духовного и нравственного роста. Таким образом, возрастает потребность в культурном становлении личности, как одном из основополагающих факторов успешного существования и развития государства, что предполагает дальнейшую гуманизацию системы образования, обеспечивающего условия для развития духовной и нравственной сферы личности.
На фоне финансово-экономического кризиса произошло падение престижа профессий в сфере художественного творчества, в том числе и профессии педагога-хореографа. Духовную угрозу несут следующие факторы: интенсивные модернизационные процессы; беспорядочное
копирование политических и экономических моделей; манипулирование средствами массовой информации общественным сознанием; разрушение базовых и духовных ценностей, что наблюдается на каждом этапе исторического развития общества. На это указывает смена общественно-политической формации, социокультурные изменения и, как следствие, нарушение в преемственности поколений, изменения в психологии человека и в восприятии им искусства.
Хореография, являясь одним из пространственно-временных видов искусств, видоизменяется соответственно развитию общественных отношений и требованиям настоящего времени, провозглашающим возвращение к общечеловеческим ценностям, глубоким народным традициям и культуре. Ментальность общества раскрывается через культуру и искусство, поэтому забвение народной хореографической культуры оказывает прямое влияние на культурный и духовный уровень молодого поколения. Сохранение культурных ценностей происходит в социокультурной сфере и осуществляется специалистами в области народной хореографии. Народное хореографическое искусство представляет собой специфический феномен, основывающийся на традициях народной культуры и принципах пластического воплощения реально существующих или вымышленных образов и событий соответственно общим для каждого автора требованиям времени с одной стороны, и представляющий продукт в виде произведения хореографического искусства - танца, обусловленного авторской индивидуальностью.
Однако, западные тенденции развития хореографического искусства ориентируют специалистов данной области на овладение современными направлениями хореографии, далекими от народных культурных традиций, что приводит к незнанию подлинной истории, канонов народной хореографии и обедняет содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов, призванных объединять вокруг себя массы людей. Система профессиональной подготовки в сфере культуры и искусства является классическим примером использования традиционных средств, что не позволяет в полной мере раскрыть потенциал будущих специалистов, руководителей любительских коллективов и объединений, функционирующих на основе принципов народной хореографической культуры.
Таким образом, возрастает значение средств профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Длительное время специалисты в области хореографического искусства воспринимались общественностью как исполнители-танцовщики, осуществляющие свою профессиональную деятельность лишь в рамках сценической площадки. Сложившиеся стереотипы восприятия личности педагога-хореографа, недостаточно эффективные способы их профессиональной подготовки снижают качество профессиональной деятельности. Изменения в системе художественного образования и практической деятельности в области хореографического искусства обуславливают потребность в подготовке специалистов, ориентированных на овладение профессиональными умениями и навыками и приобретение культурных, духовных ценностей, необходимых для полноценной профессиональной самореализации.
Научные труды, посвященные профессиональной подготовке педагогов- хореографов, свидетельствуют о сложности и недостаточной изученности данной проблемы. Общетеоретические основы обучения педагогов-хореографов изложены в трудах А.Я. Вагановой, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова, В.И. Уральской и др. Проблемы профессиональной подготовки педагогов-хореографов рассматриваются в работах Ю.В. Богачевой, И. Борисова, Ю.И. Громова, И.К. Измайловой, E.H. Поповой, JI.A. Телегиной, Э.А. Широкой и др.
Актуальная потребность современного общества на сегодняшний день - это формирование социально активного и всесторонне развитого человека, умеющего найти свое место в обществе. Это означает, что необходима подготовленность подрастающего поколения к новому типу отношений, которая обеспечит путь и перспективы развития общества, а также и государства в целом. Для этого нужны молодые лидеры, способные взять на себя управление процесса нововведений.
Выявление и формирование лидерских способностей детей - процесс, который необходимо организовать в процессе обучения и воспитания, где сам ребенок был бы активным участником, т.е. субъектом собственного становления. Любой ребенок с рождения уникален и открыт миру и наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Главной реальностью в жизни ребенка являются переживания мира и себя в этом мире. Поэтому человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс формирования человека.
Задача современного воспитания состоит в том, чтобы дать возможность личности развиваться и саморазвиваться; способствовать поиску ребенка своей индивидуальности и формированию положительной «Я - концепции», ведущей к самоактуализации. Более успешное развитие личности происходит в процессе группового взаимодействия. Благодаря ему возникает и начинает действовать лидерство, выражающееся во влиянии, оказываемом лидером на остальных членов группы.
Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Л.Г. Брылева, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, В.П. Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е. Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.
Цель исследования состоит в изучении форм работы педагога- хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы форм работы педагога- хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся;
- проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
- уточнить определения понятий «лидер», «лидерские качества», «развитие»;
- раскрыть формы развития лидерских качеств средствами хореографии;
- разработать программу и методические рекомендации по развитию лидерских качеств средствами хореографии в УДО;
- проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования является формы работы педагога- хореографа.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия развития лидерских качеств средствами хореографии.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что хореография может являться эффективным средством развития лидерских качеств в учреждениях УДО при условии системного подхода в проектировании работы педагога-хореографа.
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами, поставленными в работе были использованы следующие научные методы: исторический анализ, сравнительный анализ, метод проектирования, метод включенного педагогического наблюдения, аналитический метод сопоставления различных форм работы педагога-хореографа по развитию лидерских качеств и метод диагностики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрены закономерные аспекты становления и развития лидерских качеств средствами хореографии, что позволило выявить соответствующие формы работы педагога-хореографа, направленные на решение поставленных задач.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- материал диссертации может служить основой для работы педагогов-хореографов в различных учреждениях культуры, образования и творческих коллективах;
- предложенные упражнения и творческие задания могут использоваться для составления методик и комплексов для решения аналогичных задач;
- основные выводы и методические рекомендации могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования;
- рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут применяться в системе повышения квалификации педагогов-хореографов, при чтении соответствующих курсов для аспирантов и магистров.
Апробация результатов проводилась в течение 2016 - 2018 гг. на базе Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» г. Астаны.
Публикации:
- статья «Формы работы педагога-хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся в условиях дополнительных образовательных учреждений»;
- статья «Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога-хореографа».
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
На фоне финансово-экономического кризиса произошло падение престижа профессий в сфере художественного творчества, в том числе и профессии педагога-хореографа. Духовную угрозу несут следующие факторы: интенсивные модернизационные процессы; беспорядочное
копирование политических и экономических моделей; манипулирование средствами массовой информации общественным сознанием; разрушение базовых и духовных ценностей, что наблюдается на каждом этапе исторического развития общества. На это указывает смена общественно-политической формации, социокультурные изменения и, как следствие, нарушение в преемственности поколений, изменения в психологии человека и в восприятии им искусства.
Хореография, являясь одним из пространственно-временных видов искусств, видоизменяется соответственно развитию общественных отношений и требованиям настоящего времени, провозглашающим возвращение к общечеловеческим ценностям, глубоким народным традициям и культуре. Ментальность общества раскрывается через культуру и искусство, поэтому забвение народной хореографической культуры оказывает прямое влияние на культурный и духовный уровень молодого поколения. Сохранение культурных ценностей происходит в социокультурной сфере и осуществляется специалистами в области народной хореографии. Народное хореографическое искусство представляет собой специфический феномен, основывающийся на традициях народной культуры и принципах пластического воплощения реально существующих или вымышленных образов и событий соответственно общим для каждого автора требованиям времени с одной стороны, и представляющий продукт в виде произведения хореографического искусства - танца, обусловленного авторской индивидуальностью.
Однако, западные тенденции развития хореографического искусства ориентируют специалистов данной области на овладение современными направлениями хореографии, далекими от народных культурных традиций, что приводит к незнанию подлинной истории, канонов народной хореографии и обедняет содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов, призванных объединять вокруг себя массы людей. Система профессиональной подготовки в сфере культуры и искусства является классическим примером использования традиционных средств, что не позволяет в полной мере раскрыть потенциал будущих специалистов, руководителей любительских коллективов и объединений, функционирующих на основе принципов народной хореографической культуры.
Таким образом, возрастает значение средств профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Длительное время специалисты в области хореографического искусства воспринимались общественностью как исполнители-танцовщики, осуществляющие свою профессиональную деятельность лишь в рамках сценической площадки. Сложившиеся стереотипы восприятия личности педагога-хореографа, недостаточно эффективные способы их профессиональной подготовки снижают качество профессиональной деятельности. Изменения в системе художественного образования и практической деятельности в области хореографического искусства обуславливают потребность в подготовке специалистов, ориентированных на овладение профессиональными умениями и навыками и приобретение культурных, духовных ценностей, необходимых для полноценной профессиональной самореализации.
Научные труды, посвященные профессиональной подготовке педагогов- хореографов, свидетельствуют о сложности и недостаточной изученности данной проблемы. Общетеоретические основы обучения педагогов-хореографов изложены в трудах А.Я. Вагановой, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова, В.И. Уральской и др. Проблемы профессиональной подготовки педагогов-хореографов рассматриваются в работах Ю.В. Богачевой, И. Борисова, Ю.И. Громова, И.К. Измайловой, E.H. Поповой, JI.A. Телегиной, Э.А. Широкой и др.
Актуальная потребность современного общества на сегодняшний день - это формирование социально активного и всесторонне развитого человека, умеющего найти свое место в обществе. Это означает, что необходима подготовленность подрастающего поколения к новому типу отношений, которая обеспечит путь и перспективы развития общества, а также и государства в целом. Для этого нужны молодые лидеры, способные взять на себя управление процесса нововведений.
Выявление и формирование лидерских способностей детей - процесс, который необходимо организовать в процессе обучения и воспитания, где сам ребенок был бы активным участником, т.е. субъектом собственного становления. Любой ребенок с рождения уникален и открыт миру и наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Главной реальностью в жизни ребенка являются переживания мира и себя в этом мире. Поэтому человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс формирования человека.
Задача современного воспитания состоит в том, чтобы дать возможность личности развиваться и саморазвиваться; способствовать поиску ребенка своей индивидуальности и формированию положительной «Я - концепции», ведущей к самоактуализации. Более успешное развитие личности происходит в процессе группового взаимодействия. Благодаря ему возникает и начинает действовать лидерство, выражающееся во влиянии, оказываемом лидером на остальных членов группы.
Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Л.Г. Брылева, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, В.П. Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е. Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.
Цель исследования состоит в изучении форм работы педагога- хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы форм работы педагога- хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся;
- проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
- уточнить определения понятий «лидер», «лидерские качества», «развитие»;
- раскрыть формы развития лидерских качеств средствами хореографии;
- разработать программу и методические рекомендации по развитию лидерских качеств средствами хореографии в УДО;
- проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования является формы работы педагога- хореографа.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия развития лидерских качеств средствами хореографии.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что хореография может являться эффективным средством развития лидерских качеств в учреждениях УДО при условии системного подхода в проектировании работы педагога-хореографа.
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами, поставленными в работе были использованы следующие научные методы: исторический анализ, сравнительный анализ, метод проектирования, метод включенного педагогического наблюдения, аналитический метод сопоставления различных форм работы педагога-хореографа по развитию лидерских качеств и метод диагностики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрены закономерные аспекты становления и развития лидерских качеств средствами хореографии, что позволило выявить соответствующие формы работы педагога-хореографа, направленные на решение поставленных задач.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- материал диссертации может служить основой для работы педагогов-хореографов в различных учреждениях культуры, образования и творческих коллективах;
- предложенные упражнения и творческие задания могут использоваться для составления методик и комплексов для решения аналогичных задач;
- основные выводы и методические рекомендации могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования;
- рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут применяться в системе повышения квалификации педагогов-хореографов, при чтении соответствующих курсов для аспирантов и магистров.
Апробация результатов проводилась в течение 2016 - 2018 гг. на базе Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» г. Астаны.
Публикации:
- статья «Формы работы педагога-хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся в условиях дополнительных образовательных учреждений»;
- статья «Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога-хореографа».
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Цель нашего исследования состояла в изучении форм работы педагога-хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы форм работы педагога- хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся;
- проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
- уточнить определения понятий «лидер», «лидерские качества», «развитие»;
- раскрыть формы развития лидерских качеств средствами хореографии;
- разработать программу и методические рекомендации по развитию лидерских качеств средствами хореографии в УДО;
- проанализировать полученные результаты.
В соответствии с поставленными задачами и проведенным исследованием, мы можем сделать следующие выводы.
В ходе работы проводилось изучение методологической базы исследования трудов таких учёных как: Л.Г. Брылева, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, В.П. Лаврентьев, Г.Е. Минскер, которые занимались проблемами самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях.
Современными акмеологическими исследованиями занимались А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е. Шишов и др., изучавшие и описавшие закономерности достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.
Были уточнены определения понятий «лидер», «лидерские качества», «развитие».
Была разработана и внедрена программа и методические рекомендации по развитию лидерских качеств средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования. Эффективность предложенной методики была экспериментально проверена на базе на базе детской хореографической студии Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» г. Астаны. В эксперименте участвовали учащиеся хореографической студии, дети 7 - 8 лет. Начало исследования - сентябрь 2016 года, конец - май 2018 года.
Поставленные нами задачи были выполнены в ходе исследования в полном объёме и верифицированы, что доказывает положительную роль хореографии в формировании и развитии лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений.
За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.
Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.
Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.
Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу.
Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.
Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.
Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.
Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений. Для воспитания настоящего лидера подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя. Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.
Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу. Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители и педагоги должны направить развитие ребёнка в нужное русло.
По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если насильно и слишком активно навязывать ребёнку определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то воспитанник станет более замкнутым. Если предъявлять к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.
Педагоги должны уметь выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.
В ходе нашего исследования нами была разработана и внедрена программа, всецело способствующая развитию лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений. Были разработаны и внедрены методические рекомендации, содержащие ряд развивающих упражнений, направленные на формирование и развитие лидерских качеств детей.
В эмпирической части нашего исследования был проведён анализ полученных результатов. При помощи проведённых экспериментов было доказано, что при соблюдении условий системного подхода в проектировании работы педагога-хореографа, хореография может являться эффективным средством развития лидерских качеств в учреждениях дополнительного образования.
Научно обоснованная и систематизированная методика использования хореографии как формирующего фактора развития лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений, которая была предложена в работе, является теоретической новизной исследования.
Выполненные в ходе нашего исследования поставленные задачи позволили доказать выдвинутую ранее гипотезу, которая заключалась в предположении о том, что хореография может являться эффективным средством развития лидерских качеств в учреждениях дополнительного образования при условии системного подхода в проектировании работы педагога-хореографа.
Полученные и верифицированные результаты в ходе проведённого нами опытного исследования убедительно доказали эффективность хореографического искусства в формировании и развитии лидерских качеств у подрастающего поколения в учреждениях дополнительного образования.
Мы предполагаем дальнейшие исследования в данном направлении.
Таким образом, нам удалось доказать, что хореография является эффективным средством развития лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы форм работы педагога- хореографа по развитию лидерских качеств обучающихся;
- проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
- уточнить определения понятий «лидер», «лидерские качества», «развитие»;
- раскрыть формы развития лидерских качеств средствами хореографии;
- разработать программу и методические рекомендации по развитию лидерских качеств средствами хореографии в УДО;
- проанализировать полученные результаты.
В соответствии с поставленными задачами и проведенным исследованием, мы можем сделать следующие выводы.
В ходе работы проводилось изучение методологической базы исследования трудов таких учёных как: Л.Г. Брылева, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, В.П. Лаврентьев, Г.Е. Минскер, которые занимались проблемами самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях.
Современными акмеологическими исследованиями занимались А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е. Шишов и др., изучавшие и описавшие закономерности достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.
Были уточнены определения понятий «лидер», «лидерские качества», «развитие».
Была разработана и внедрена программа и методические рекомендации по развитию лидерских качеств средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования. Эффективность предложенной методики была экспериментально проверена на базе на базе детской хореографической студии Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» г. Астаны. В эксперименте участвовали учащиеся хореографической студии, дети 7 - 8 лет. Начало исследования - сентябрь 2016 года, конец - май 2018 года.
Поставленные нами задачи были выполнены в ходе исследования в полном объёме и верифицированы, что доказывает положительную роль хореографии в формировании и развитии лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений.
За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.
Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.
Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.
Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу.
Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.
Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.
Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.
Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений. Для воспитания настоящего лидера подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя. Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.
Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу. Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители и педагоги должны направить развитие ребёнка в нужное русло.
По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если насильно и слишком активно навязывать ребёнку определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то воспитанник станет более замкнутым. Если предъявлять к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.
Педагоги должны уметь выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.
В ходе нашего исследования нами была разработана и внедрена программа, всецело способствующая развитию лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений. Были разработаны и внедрены методические рекомендации, содержащие ряд развивающих упражнений, направленные на формирование и развитие лидерских качеств детей.
В эмпирической части нашего исследования был проведён анализ полученных результатов. При помощи проведённых экспериментов было доказано, что при соблюдении условий системного подхода в проектировании работы педагога-хореографа, хореография может являться эффективным средством развития лидерских качеств в учреждениях дополнительного образования.
Научно обоснованная и систематизированная методика использования хореографии как формирующего фактора развития лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений, которая была предложена в работе, является теоретической новизной исследования.
Выполненные в ходе нашего исследования поставленные задачи позволили доказать выдвинутую ранее гипотезу, которая заключалась в предположении о том, что хореография может являться эффективным средством развития лидерских качеств в учреждениях дополнительного образования при условии системного подхода в проектировании работы педагога-хореографа.
Полученные и верифицированные результаты в ходе проведённого нами опытного исследования убедительно доказали эффективность хореографического искусства в формировании и развитии лидерских качеств у подрастающего поколения в учреждениях дополнительного образования.
Мы предполагаем дальнейшие исследования в данном направлении.
Таким образом, нам удалось доказать, что хореография является эффективным средством развития лидерских качеств обучающихся в условиях образовательных учреждений.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ СИБИРИ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЭСКИЗА ЭВЕНКИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



