Повышение конкурентоспособности предприятия общественного питания (на примере ИП Приходько В. В. Кафе «Персона»)
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Основные понятия 7
1.2 Виды и методы конкуренции 13
1.3 Маркетинговые модели описания конкурентных рынков 18
1.4 Конкурентные силы и формирование стратегии 20
2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности кафе «Персона» 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия 34
2.3 Анализ финансовых показателей предприятия 55
2.4 Анализ конкурентного положения кафе «Персона» 62
3 Мероприятия, направленные на повышение
конкурентоспособности кафе «Персона» 67
3.1 Организационные мероприятия 67
3.2 Клиентская лояльность как элемент повышения
Конкурентоспособности 69
3.3 Развитие маркетинговой деятельности и рекламы 89
3.4 Правовое обеспечение управлением проектом 92
3.5 Оценка эффективности рекламной деятельности 98
Заключение 104
Список использованных источников 107
Приложение А Меню кафе «Персона» 110
Приложении Б Банкетное меню кафе «Персона» 114
Приложение В Анкета № 1 127
Приложение Г Анкета № 2 128
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Основные понятия 7
1.2 Виды и методы конкуренции 13
1.3 Маркетинговые модели описания конкурентных рынков 18
1.4 Конкурентные силы и формирование стратегии 20
2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности кафе «Персона» 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия 34
2.3 Анализ финансовых показателей предприятия 55
2.4 Анализ конкурентного положения кафе «Персона» 62
3 Мероприятия, направленные на повышение
конкурентоспособности кафе «Персона» 67
3.1 Организационные мероприятия 67
3.2 Клиентская лояльность как элемент повышения
Конкурентоспособности 69
3.3 Развитие маркетинговой деятельности и рекламы 89
3.4 Правовое обеспечение управлением проектом 92
3.5 Оценка эффективности рекламной деятельности 98
Заключение 104
Список использованных источников 107
Приложение А Меню кафе «Персона» 110
Приложении Б Банкетное меню кафе «Персона» 114
Приложение В Анкета № 1 127
Приложение Г Анкета № 2 128
Аннотация
Повышение конкурентоспособности продукции предприятий общественного питания занимает наиболее важное место в системе развития предприятия.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия, в частности были приведены: основные понятия конкурентоспособности, виды и методы конкуренции. Были рассмотрены маркетинговые модели описания конкурентных рынков и формирование стратегии в видении как отечественных, так и зарубежных авторов.
Во второй главе работы был проанализирован основной вид деятельности кафе «Персона» - предоставление услуг общественного питания. Проведен ретроспективный анализ финансовых показателей предприятия, приведены показатели продаж, выявлены сильные и слабые стороны деятельности предприятия. С помощью методик ПЭСТ и SWOT- проанализирована внешняя среда предприятия. Для оценки конкурентного положения кафе «Персона» была использована модель расширенного соперничества М. Портера.
В третьей главе разработаны мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и расчет показателей эффективности их реализации.
В заключении отражены выводы и предложения, направленные на повышение конкурентоспособности кафе «Персона».
Работа выполнена на 128 страницах, включающих в себя 30 таблиц, 23 рисунок, 5 формул, 4 приложения и 35 литературных источника.
Введение
Конкурентоспособность предприятия – это свойство хозяйствующего субъекта, характеризующиеся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными субъектами, представленными на данном рынке. Наиболее сложным является оценка конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими предприятиями.
Деятельность любого предприятия ориентированна на достижения определённых целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, определяется оптимальным выбором деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры. [14].
Степень конкурентоспособности предприятия может выражаться, например, в формировании благоприятного образа в глазах потенциальных потребителей и групп стратегического влияния. Конкурентное преимущество предприятия должно оцениваться за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические, а не тактические цели предприятия.
Экономическая состоятельность предприятия зависит от наличия благоприятных условий хозяйствования, деловой активности, эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятия на рынке.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом предприятия [1].
Уровень конкуренции в секторе предприятий общественного питания радикально изменяется. На рынке таких предприятий конкуренция будет возрастать.
С точки зрения масштабов и влияния на уровень жизни населения, предприятия общественного питания являются важнейшей отраслью экономики. Оборот таких предприятий в России в 2007 г. составил 8627,5 млрд р., что на 13 % выше по сравнению с 2006 г. [20].
Повышение конкурентоспособности продукции предприятий общественного питания занимает наиболее важное место в системе развития предприятия.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия, в частности были приведены: основные понятия конкурентоспособности, виды и методы конкуренции. Были рассмотрены маркетинговые модели описания конкурентных рынков и формирование стратегии в видении как отечественных, так и зарубежных авторов.
Во второй главе работы был проанализирован основной вид деятельности кафе «Персона» - предоставление услуг общественного питания. Проведен ретроспективный анализ финансовых показателей предприятия, приведены показатели продаж, выявлены сильные и слабые стороны деятельности предприятия. С помощью методик ПЭСТ и SWOT- проанализирована внешняя среда предприятия. Для оценки конкурентного положения кафе «Персона» была использована модель расширенного соперничества М. Портера.
В третьей главе разработаны мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и расчет показателей эффективности их реализации.
В заключении отражены выводы и предложения, направленные на повышение конкурентоспособности кафе «Персона».
Работа выполнена на 128 страницах, включающих в себя 30 таблиц, 23 рисунок, 5 формул, 4 приложения и 35 литературных источника.
Введение
Конкурентоспособность предприятия – это свойство хозяйствующего субъекта, характеризующиеся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными субъектами, представленными на данном рынке. Наиболее сложным является оценка конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими предприятиями.
Деятельность любого предприятия ориентированна на достижения определённых целей. Однако в рыночных условиях хозяйствования одни предприятия успешно достигают поставленные цели, а другие – нет. Успех в условиях рынка, определяется оптимальным выбором деятельности предприятия, наличием достаточного количества всех необходимых ресурсов и способностью предприятия адаптироваться к многочисленным изменениям рыночной конъюнктуры. [14].
Степень конкурентоспособности предприятия может выражаться, например, в формировании благоприятного образа в глазах потенциальных потребителей и групп стратегического влияния. Конкурентное преимущество предприятия должно оцениваться за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические, а не тактические цели предприятия.
Экономическая состоятельность предприятия зависит от наличия благоприятных условий хозяйствования, деловой активности, эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятия на рынке.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом предприятия [1].
Уровень конкуренции в секторе предприятий общественного питания радикально изменяется. На рынке таких предприятий конкуренция будет возрастать.
С точки зрения масштабов и влияния на уровень жизни населения, предприятия общественного питания являются важнейшей отраслью экономики. Оборот таких предприятий в России в 2007 г. составил 8627,5 млрд р., что на 13 % выше по сравнению с 2006 г. [20].
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Маркетинговая среда кафе «Персона» слагается из микросреды и макросреды. Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды предприятия, без учета и изучения которой невозможна разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке.
Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия между отдельными производителями товара и услуги за наиболее выгодные условия производства.
Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на: ценовую (конкуренцию на основе цены); неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (предприятия выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде предприятие прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность. Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.
Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и этого вполне достаточно, чтобы сказать, что суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.
Маркетинговая среда кафе «Персона» слагается из микросреды и макросреды. Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды предприятия, без учета и изучения которой невозможна разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке.
Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия между отдельными производителями товара и услуги за наиболее выгодные условия производства.
Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на: ценовую (конкуренцию на основе цены); неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (предприятия выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде предприятие прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность. Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.
Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и этого вполне достаточно, чтобы сказать, что суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.



