Мониторинг качества управления профессиональной образовательной организацией
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления профессиональной образовательной организацией 6
1.1. Категория «управление» в современном образовании 6
1.2. Показатели качества управленческой деятельности профессиональной образовательной организацией 17
1.3. Порядок организации мониторинга для контроля качества управления профессиональной образовательной организацией 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению качества управления профессиональной образовательной организацией 36
2.1. Стартовый этап исследования качества управления профессиональной образовательной организацией 36
2.2. Формирующий этап эксперимента: рекомендации по повышению качества
управления профессиональной образовательной организацией 47
2.3. Итоговый этап исследования качества управления профессиональной
образовательной организацией 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты управления профессиональной образовательной организацией 6
1.1. Категория «управление» в современном образовании 6
1.2. Показатели качества управленческой деятельности профессиональной образовательной организацией 17
1.3. Порядок организации мониторинга для контроля качества управления профессиональной образовательной организацией 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению качества управления профессиональной образовательной организацией 36
2.1. Стартовый этап исследования качества управления профессиональной образовательной организацией 36
2.2. Формирующий этап эксперимента: рекомендации по повышению качества
управления профессиональной образовательной организацией 47
2.3. Итоговый этап исследования качества управления профессиональной
образовательной организацией 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения
Актуальность исследования: Особенностью развития современного общества является огромное значение информации, как важнейшего стратегического ресурса управления. В настоящее время перед каждым образовательным учреждением возникает проблема получения объективной и достоверной информации о результатах образовательной деятельности [1]. Поэтому для качественного управления профессиональной образовательной организации требуется внедрение и использование перспективных методов и инструментов оценки, а также диагностики состояний объекта исследования. К числу таких инструментов, на сегодняшний день, относится мониторинг, который предоставляет существенное информационное обеспечение учебного процесса, предвидит интегративное взаимодействие всех структур и компонентов для более качественного достижения поставленной задачи [2].
Мониторинг как вид деятельности перестает быть прерогативой только профессиональных технических сфер, он активно вживается в педагогические, психологические, социологические и управленческие профессиональные области [3].
Основная задача мониторинга заключается, прежде всего, в скорейшем предупреждении всевозможных нежелательных воздействий используемых педагогических технологий, стиля общения педагогов на здоровье и психоэмоциональное состояние обучающихся. Необходимая информация, которую получили в ходе мониторинга, дает нам возможность корректировать образовательный процесс и развивающую среду образовательного учреждения.
Все это вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Мониторинг качества управления в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования — качество управления профессиональной образовательной организацией.
Предмет исследования — организация мониторинга как средства определяющего качество управления профессиональной образовательной организацией.
Цель работы: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка технологии мониторинга, обеспечивающее качественное управление профессиональной образовательной организацией.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мониторинг становится эффективным средством качества управления организацией, если:
1) управление профессиональной образовательной организацией осуществляется как непрерывный цикличный процесс скоординированной деятельности субъектов управления по достижению соответствия качества образовательного процесса требованиям всех заинтересованных сторон;
2) мониторинг рассматривается как комплексная система измерения результирующей стороны качества управления образовательной организацией, обладающей целостной совокупностью системных свойств;
3) технология мониторинга включает в себя разработку и реализацию оценочных процедур, обеспечивающих комплексное измерение результирующей стороны качества управления образовательной организацией;
4) контролировать и повышать качество управления образовательной организацией можно через продуманную систему мероприятий, направленных на рост показателей образовательной системы и качества образования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать категорию «управление» в современной профессиональной образовательной организации.
2. Выявить сущность мониторинга и его роль в качестве управления профессиональной образовательной организацией.
3. Разработать и реализовать систему оценки качества управления профессиональной образовательной организацией.
экспериментальные методы, среди которых:
• анализ литературы в сфере оценки качества и управления профессиональной образовательной организацией;
• анкетирование;
• методы математической статистики;
• опытно-экспериментальное внедрение разработанной методики
мониторинга в практику управления системами образовательной организации.
Методологическую основу исследования составили работы в области:
общенаучных основ системного анализа и управления В.Н. Калинин, В.Н. Садовский, А.Д. Цвиркун, Э.Г. Юдин, В.П. Беспалько, Т.К. Селевко;
общей теории управления учреждениями профессионального образования Е.Я. Бутко, А.Т. Глазунов, Б.С. Гершунский, А.М. Новиков, И.П. Смирнов, М.В. Никитин, Е.В. Ткаченко;
педагогического проектирования и прогнозирования образовательного процесса В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.А. Конаржевский, В.Е. Родионов;
- образовательного мониторинга В.А. Кальней, А.А. Макаров, Д.Ш. Матрос.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана и апробирована система оценки качества управления профессиональной образовательной организацией, направленная на улучшение работы образовательной системы профессиональной организации,
- разработан план действий по повышению качества образования, то есть комплекса мероприятий по преодолению выявленных проблем в ходе исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно углубляет, конкретизирует и расширяет научные представления о сущности мониторинга качества управления профессиональной образовательной организацией, способствующего повышению компетентности и конкурентоспособности выпускников учебных заведений.
Практическая значимость исследования заключается в предоставлении механизма и технологии осуществления мероприятия по определению качества управления образовательным процессом и его комплексной апробации в ходе экспериментальной работы на базе ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж».
Достоверность результатов исследования обусловлена научно обоснованной логикой исследования, системным подходом к исследованию, корректным проведением опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Мониторинг как основа выявления качества управления профессиональной образовательной организацией.
2. Инструментарий мониторинга профессионального образования, отражающий уровень качества управления образовательным процессом.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, в каждой по 3 параграфа, заключение, список использованной литературы, содержащий 61 наименований и 1 приложение.
Мониторинг как вид деятельности перестает быть прерогативой только профессиональных технических сфер, он активно вживается в педагогические, психологические, социологические и управленческие профессиональные области [3].
Основная задача мониторинга заключается, прежде всего, в скорейшем предупреждении всевозможных нежелательных воздействий используемых педагогических технологий, стиля общения педагогов на здоровье и психоэмоциональное состояние обучающихся. Необходимая информация, которую получили в ходе мониторинга, дает нам возможность корректировать образовательный процесс и развивающую среду образовательного учреждения.
Все это вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Мониторинг качества управления в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования — качество управления профессиональной образовательной организацией.
Предмет исследования — организация мониторинга как средства определяющего качество управления профессиональной образовательной организацией.
Цель работы: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка технологии мониторинга, обеспечивающее качественное управление профессиональной образовательной организацией.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мониторинг становится эффективным средством качества управления организацией, если:
1) управление профессиональной образовательной организацией осуществляется как непрерывный цикличный процесс скоординированной деятельности субъектов управления по достижению соответствия качества образовательного процесса требованиям всех заинтересованных сторон;
2) мониторинг рассматривается как комплексная система измерения результирующей стороны качества управления образовательной организацией, обладающей целостной совокупностью системных свойств;
3) технология мониторинга включает в себя разработку и реализацию оценочных процедур, обеспечивающих комплексное измерение результирующей стороны качества управления образовательной организацией;
4) контролировать и повышать качество управления образовательной организацией можно через продуманную систему мероприятий, направленных на рост показателей образовательной системы и качества образования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать категорию «управление» в современной профессиональной образовательной организации.
2. Выявить сущность мониторинга и его роль в качестве управления профессиональной образовательной организацией.
3. Разработать и реализовать систему оценки качества управления профессиональной образовательной организацией.
экспериментальные методы, среди которых:
• анализ литературы в сфере оценки качества и управления профессиональной образовательной организацией;
• анкетирование;
• методы математической статистики;
• опытно-экспериментальное внедрение разработанной методики
мониторинга в практику управления системами образовательной организации.
Методологическую основу исследования составили работы в области:
общенаучных основ системного анализа и управления В.Н. Калинин, В.Н. Садовский, А.Д. Цвиркун, Э.Г. Юдин, В.П. Беспалько, Т.К. Селевко;
общей теории управления учреждениями профессионального образования Е.Я. Бутко, А.Т. Глазунов, Б.С. Гершунский, А.М. Новиков, И.П. Смирнов, М.В. Никитин, Е.В. Ткаченко;
педагогического проектирования и прогнозирования образовательного процесса В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.А. Конаржевский, В.Е. Родионов;
- образовательного мониторинга В.А. Кальней, А.А. Макаров, Д.Ш. Матрос.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана и апробирована система оценки качества управления профессиональной образовательной организацией, направленная на улучшение работы образовательной системы профессиональной организации,
- разработан план действий по повышению качества образования, то есть комплекса мероприятий по преодолению выявленных проблем в ходе исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно углубляет, конкретизирует и расширяет научные представления о сущности мониторинга качества управления профессиональной образовательной организацией, способствующего повышению компетентности и конкурентоспособности выпускников учебных заведений.
Практическая значимость исследования заключается в предоставлении механизма и технологии осуществления мероприятия по определению качества управления образовательным процессом и его комплексной апробации в ходе экспериментальной работы на базе ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж».
Достоверность результатов исследования обусловлена научно обоснованной логикой исследования, системным подходом к исследованию, корректным проведением опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Мониторинг как основа выявления качества управления профессиональной образовательной организацией.
2. Инструментарий мониторинга профессионального образования, отражающий уровень качества управления образовательным процессом.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, в каждой по 3 параграфа, заключение, список использованной литературы, содержащий 61 наименований и 1 приложение.
В диссертационной работе поставлена и решена актуальная научно - педагогическая задача по выявлению организационно-методических и технологических условий осуществления комплексного мониторинга качества управления профессиональной образовательной организацией. Актуальность проблемы обусловлена изменившимися социально-экономическими, политическими обстоятельствами в стране, повышением требований работодателей к уровню подготовки специалистов и возникновением ряда противоречий, затрудняющих объективность оценки и отслеживания качества профессионального образования в средних специальных учебных заведениях.
Выявлено, что применение мониторинга как инструмента качества управления профессиональной образовательной организацией позволяет в полной мере выполнять функцию контроля, получать обратную связь между всеми элементами образовательной системы. Аналитическое отслеживание динамически изменяющихся сведений об успеваемости, эффективности воспитательной работы, движении контингента учащихся и других показателей позволяет определить факторы, оказывающие непосредственное влияние на эту динамику, а также принять своевременные управленческие решения.
Анализ качества управления профессиональной образовательной организацией мы проводили на примере ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж». Анализ качества управления профессиональной образовательной организацией предполагал изучение кадрового обеспечения образовательного процесса; изучение условий для реализации индивидуальной профессиональной личностной траектории достижения образовательных результатов; изучение организации учебно-методического сопровождения; проведение контроля качества знаний и уровня профессиональной компетентности педагогов. В качестве участников эксперимента выступили обучающиеся в количестве 25 человек и 10 педагогов из базовой образовательной организации.
По итогам стартового этапа исследования качества управления профессиональной образовательной организацией и на основании данных диагностического исследования был сделан вывод, что обучающихся преобладают средние и низкие показатели по всем вышеназванным критериям, а также невысокие показатели были выяснены у педагогов относительно их удовлетворенностью качеством образовательного процесса.
Выявленные невысокие показатели указывают на необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса посредством внедрения рекомендаций по успешному управлению образовательной организацией и управлению качеством образовательного процесса в ней. Для повышения качества управления профессиональной образовательной организацией мы разработали план действий по повышению качества образования, направленный на улучшение работы образовательной системы базовой образовательной организации, планированию комплекса мероприятий по преодолению выявленных проблем.
Комплекс мероприятий в рамках формирующего этапа эксперимента мероприятия по повышению качества образования, мероприятия практического этапа плана повышения качества образования в базовой образовательной организации, мероприятия по подготовке педагогов к решению задач повышения качества образования в базовой образовательной организации, мероприятия по модернизации образовательной системы образовательной организации.
После реализации мероприятий формирующего этапа эксперимента мы повторно оценили показатели качества управления профессиональной образовательной организацией на примере базового образовательной организации - ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж».
По результатам повторно проведенного исследования был сделан вывод о том, что обучающихся преобладают высокие и средние показатели по всем вышеназванным критериям, преобладание невысоких показателей было выявлено у педагогов относительно их удовлетворенности качеством образовательного процесса. Значит, выявлено повышение показателей в финале педагогического эксперимента.
Согласно результатам педагогического эксперимента мы можем сделать вывод о том, что выявлено повышение результатов у обучающихся и педагогов: было выявлено повышение эффективности и качества образовательного процесса после внедрения рекомендаций по успешному управлению образовательной организацией и управлению качеством образовательного процесса в ней, что подтверждает заявленную в начале исследования гипотезу о том, что контролировать и повышать качество управления образовательной организацией и качество образовательного процесса в ней можно через продуманную систему мероприятий, направленных на рост показателей образовательной системы и качества образования; на повышение компетентности педагогов; на улучшение отношения обучающихся к качеству образовательного процесса в базовой образовательной организации; на нормирование деятельности по повышению качества образования в образовательной организации.
Выявлено, что применение мониторинга как инструмента качества управления профессиональной образовательной организацией позволяет в полной мере выполнять функцию контроля, получать обратную связь между всеми элементами образовательной системы. Аналитическое отслеживание динамически изменяющихся сведений об успеваемости, эффективности воспитательной работы, движении контингента учащихся и других показателей позволяет определить факторы, оказывающие непосредственное влияние на эту динамику, а также принять своевременные управленческие решения.
Анализ качества управления профессиональной образовательной организацией мы проводили на примере ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж». Анализ качества управления профессиональной образовательной организацией предполагал изучение кадрового обеспечения образовательного процесса; изучение условий для реализации индивидуальной профессиональной личностной траектории достижения образовательных результатов; изучение организации учебно-методического сопровождения; проведение контроля качества знаний и уровня профессиональной компетентности педагогов. В качестве участников эксперимента выступили обучающиеся в количестве 25 человек и 10 педагогов из базовой образовательной организации.
По итогам стартового этапа исследования качества управления профессиональной образовательной организацией и на основании данных диагностического исследования был сделан вывод, что обучающихся преобладают средние и низкие показатели по всем вышеназванным критериям, а также невысокие показатели были выяснены у педагогов относительно их удовлетворенностью качеством образовательного процесса.
Выявленные невысокие показатели указывают на необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса посредством внедрения рекомендаций по успешному управлению образовательной организацией и управлению качеством образовательного процесса в ней. Для повышения качества управления профессиональной образовательной организацией мы разработали план действий по повышению качества образования, направленный на улучшение работы образовательной системы базовой образовательной организации, планированию комплекса мероприятий по преодолению выявленных проблем.
Комплекс мероприятий в рамках формирующего этапа эксперимента мероприятия по повышению качества образования, мероприятия практического этапа плана повышения качества образования в базовой образовательной организации, мероприятия по подготовке педагогов к решению задач повышения качества образования в базовой образовательной организации, мероприятия по модернизации образовательной системы образовательной организации.
После реализации мероприятий формирующего этапа эксперимента мы повторно оценили показатели качества управления профессиональной образовательной организацией на примере базового образовательной организации - ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж».
По результатам повторно проведенного исследования был сделан вывод о том, что обучающихся преобладают высокие и средние показатели по всем вышеназванным критериям, преобладание невысоких показателей было выявлено у педагогов относительно их удовлетворенности качеством образовательного процесса. Значит, выявлено повышение показателей в финале педагогического эксперимента.
Согласно результатам педагогического эксперимента мы можем сделать вывод о том, что выявлено повышение результатов у обучающихся и педагогов: было выявлено повышение эффективности и качества образовательного процесса после внедрения рекомендаций по успешному управлению образовательной организацией и управлению качеством образовательного процесса в ней, что подтверждает заявленную в начале исследования гипотезу о том, что контролировать и повышать качество управления образовательной организацией и качество образовательного процесса в ней можно через продуманную систему мероприятий, направленных на рост показателей образовательной системы и качества образования; на повышение компетентности педагогов; на улучшение отношения обучающихся к качеству образовательного процесса в базовой образовательной организации; на нормирование деятельности по повышению качества образования в образовательной организации.
Подобные работы
- Совершенствование системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - Управление инновационными процессами в профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Оценка методической работы преподавателей профессиональной образовательной организации
(на примере Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ НА МАРКЕТИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019



