ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Теоретические основы формирования имиджа образовательной
организации 7
1.2. Понятие имиджа 10
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 21
2.1 Анализ построения имиджа образовательной организации, как механизм формирования позитивного имиджа 21
2.2 Образы в образовательном учреждении, как фактор формирования успешного имиджа 27
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СОЗДАНИЯ ИМИД-ЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 38
3.1 Практические рекомендации по развитию имиджа школы 38
3.2 Исследование имиджа Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Бориса
Семеновича Суворова" города Верхняя Пышма 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Проблема формирования имиджа общеобразовательных организаций приобретает уместность в современном мире. Учебные заведения признают, что на конкурентоспособном образовательном рынке они должны работать над позитивным изображением. Однако, поскольку практика показывает, не многие учреждения владеют механизмами и методами ее формирования и обслуживания.
Ни для кого не является секретом то, что каждый родитель очень тщательно выбирает школу для своих детей, именно поэтому существует множество мнений и оценок, которые помогают им взять нужный ориентир. Следовательно, от того какое мнение сложиться у нескольких людей о той или иной школе и зависит ее репутация. Исходя из этого имидж это - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром и пропагандой. Поэтому данная тема крайне важна, ведь необходимость формирования имиджа учебных заведений определяет их успех в целом. Также это важно по ряду следующих причин:
- во-первых, сложная демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся;
- во-вторых, позитивный имидж облегчает доступ
образовательных учреждений к лучшим ресурсам, таким как: финансовые ресурсы и информационные;
- в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предоставляет в большей степени стабильность;
- в-четвертых, устойчивый позитивный имидж создает запас доверия ко всему, что происходит в стенах учреждения;
Именно тот имидж, который складывается в глазах общественности об образовательном учреждении и его руководителе, существенно влияет и на приток родителей и учащихся, и на развитие социального партнерства. Поэтому, сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:
- повысить привлекательность школы для родителей, учащихся и персонала;
- повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг в данном учреждении;
- облегчить процесс введения новых образовательных услуг;
- повысить уровень организационной культуры;
В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления школы существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельности. Так же это обуславливается сокращением численности обучающихся; сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников; потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе.
В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.
Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности.
О том, насколько эта тема актуальна и практически необходима в условиях конкурентной борьбы, говорить излишне.
Данная работа может оказать методическую помощь руководителям и специалистам системы образования по разработке социальных проектов, так как содержит теоретические основы и механизмы формирования имиджа образовательного учреждения. В качестве примера исследуется Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Бориса Семеновича Суворова" города Верхняя-Пышма.
Объект исследования: имидж образовательного учреждения.
Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения на примере Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Бориса Семеновича Суворова" города Верхняя-Пышма.
Цель исследования: заключается в проведении анализа имиджа МАОУ «СОШ №1» г. Верхняя - Пышма и выработке практических рекомендаций по его дальнейшему укреплению.
Задачи исследования:
- рассмотрение понятия имиджа образовательного учреждения;
- изучение механизма формирования и способов построения имиджа образовательного учреждения, а также рассмотрение особенностей формирования;
- анализ существующего имиджа предмета исследования;
- разработка практических рекомендаций по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа школы.
Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их школе лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней.
Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных учреждений находится на начальном этапе изучения.
Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и как дополнительный ресурс управления и развития образовательного учреждения.
Целенаправленно создаваемый имидж образовательных учреждений представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. К таким характеристикам относят: образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.
Целью данной работы являлось рассмотрение теоретических основ формирования имиджа образовательного учреждения, а также проведение исследования отношения к имиджу Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Бориса Семеновича Суворова" города Верхняя-Пышма, позволившего разработать ряд практических рекомендаций по формированию и укреплению существующего имиджа школы.
Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:
• повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала,
• увеличить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг,
• облегчить процесс введения новых образовательных услуг,
• приумножить уровень организационной культуры,
• способствовать улучшению социально - психологического микроклимата в коллективе.
Таким образом, формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа обучающихся.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.
Данная работа может оказать методическую помощь руководителям и специалистам системы образования по разработке социальных проектов,
так как содержит теоретические основы и механизмы формирования имиджа образовательного учреждения на примере имиджа муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Бориса Семеновича Суворова" города Верхняя-Пышма. Приложение содержит комплекс диагностических материалов, которые позволяют выявить отношение респондентов к имиджу образовательного учреждения, определить приоритетные направления учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей, учащихся и педагогов.
Основной целью данной работы являлось: рассмотрение теоретических основ формирования имиджа образовательного учреждения и пути достижения положительного имиджа образовательного учреждения. В ходе работы нам стало известно, что сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд таких задач:
• увеличение уровня потенциальной клиентской базы (привлекательность школы для родителей, учащихся и персонала);
• усовершенствование эффективности мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг;
• повышение уровень организационной культуры;
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: положительный имидж учебного заведения играет основную роль в поддержании организации в конкурентноспособном состоянии. Как уже известно, конкурентноспособность - основной фактор, определяющий успех учебного учреждения.
1.1. Закон «Об образовании в РФ» [Текст]: - М.: Эксмо, - 2012. - 96 с.
2. Учебные пособия и монографии
2.1. Богоявленский А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта [Текст] / А.Е. Богоявленский // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - Воронеж, 2004. - № 5-6.
2.2. Делия В.П. Педагогическая инноватика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.П. Делия. - М.: ИСЭПиМ, - 2011. - 328 с.
2.3. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием [Текст] / Д.В. Журавлев // PR в образовании. -2004. -№2. С.8.
2.4. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием [Текст] / Д.В. Журавлев // PR в образовании.- 2004.- №2. С.106¬112.
2.5. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием [Текст] / Д.В. Журавлев // PR в образовании.-2004.-№2.
2.6. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект [Текст] / Л.А. Золотавская //PR в образовании.- 2005.- №3.- С. 24.
2.7. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект [Текст] / Л.А. Золотавская // PR в образовании. -2005. - №3. -С. 12-39.
2.8. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект [Текст] / Л.А. Золотавская //PR в образовании.-2005.-№3.-С.
2.9. Имидж корпорации [Текст] / В.М.Шепель //Имиджелогия. Как нра¬виться людям. - М.: Народное образование,2002.
2.10. Шепель, В.М. Имидж корпорации [Текст] / В.М.Шепель // Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование,2002.
2.11. Карпов, Е.Б. Имидж в образовании [Текст] / Е.Б.Карпов // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 40-50.
2.12. Карпов, Е.Б. Имидж в образовании [Текст] / Е.Б.Карпов // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 30-39.
2.13. Карпов, Е.Б. Имидж в образовании [Текст] / Е.Б.Карпов // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 21-29.
2.14. Кнышев А.И. Учебник: управление персоналом [Текст] / А.И. Кнышев // PR технологичная работа по формированию адекватного имиджа. - 2007. - № 1.
2.15. Лизинский В.М.Имидж и миссия школы как ресурс ее развития [Текст] / В.М. Лизинский // Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», - 2006.- С.106-108.
2.16. Лизинский В.М.Имидж и миссия школы как ресурс ее развития [Текст] / В.М. Лизинский //Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», - 2006. -С.106-108.
2.17. Лизинский В.М. Имидж и миссия школы как ресурс ее развития [Текст] / В.М. Лизинский //Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-С.106-108.
2.18. Метаева В. Имидж первого лица школы: внешность, одухотворенная внутренней красотой [Текст] / В. Матаева // Директор школы.- 2005.
- №9. - С.41-45.
2.19. Метаева В. Имидж первого лица школы: внешность, одухотворенная внутренней красотой [Текст] / В. Матаева // Директор школы. - 2005.
- №9. - С.41-45.
2.20. Метаева В. Имидж первого лица школы: внешность, одухотворенная внутренней красотой [Текст] / В.Матаева //Директор школы. - 2005.№9. - С.41-45.
2.21. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и
направления исследования [Текст] / Е.А. Петрова // PR в образовании. - 2004. - № 1. - С. 150.
2.22. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования [Текст] / М.С. Пискунов // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. - №5.
2.23. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования [Текст] / М.С. Пискунов // Мониторинг и стандарты в образовании. -1999. - С. 45-51.
2.24. Пономарев Н. Л., Смирнов Б.М. Образовательныеинновации. Государственная политика и управление [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / Н. Л. Пономарев, Б. М. Смирнов. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
2.25. Попова Н.Е., Лобут А.А. Теория и методика обучения экономике
[Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Е. Попова, А. А, Лобут. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2008. - 421 с.
2.26. Попова Н.Е., Сивинских Н.С. Инновационная деятельность как основа качественного развития образовательного учреждения [Текст] / Н.Е. Попова, Н.С. Сивинских // Инновации в непрерывном образовании. - 2014. - № 8. - С. 5-10.
2.27. Степанов Е. Формирование образа школы [Текст] / Е. Степанов // Директор школы. - 2000.- № 4. - С. 14-16.
2.28. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании [Текст] / А.В. Тодосийчук. - М.:
ОРГСЕРВИС, 2005. - 125 с.
2.29. Томилова Т.М. Модель имиджа организации [Текст] / Т.М. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998, № 4. - С.110.
2.30. Фадеева Е.И. Компетентностный подход к формированию имиджа современного педагога [Текст] / Е.И. Фадеева // Управление образованием. - 2008, № 2. - С. 89.
2.31. Шепель, В.М. Имидж корпорации [Текст]: учеб.для вузов / В.М.
Шепель. - М.: Академия, 2002. - 450 с.
2.32. Щербаков А. Имидж ОУ [Текст] / А. Щербакова // Справочник руководителя образовательного учреждения, - 2008. - № 9. - С. 39-46
3. Электронные ресурсы
3.1. Богоявленский А.Е. [Электронный ресурс] URL: http://topbal.ru/informatika/270/index.html?page=30(дата обращения: 15.04.2015).
3.2. Влияние имиджа учителя на формирование имиджа современной
школы [Электронный ресурс] URL: http://www.prodlenka.org/opyt-i-
problemypublikatcii/vliianie-imidzha-uchitelia-na-formirovanie-imidzha- sovremennoishkoly.html (дата обращения:7.05.2015.).
3.3. Мажоров Д.А. [Электронный ресурс] URL: http://psibook.com/linguistics/kriterii-otsenki-effektivnosti-imidzha-
iimidzheobrazuyuschih-tekstov.html (дата обращения: 20.04.15).
3.4. МАОУ СОШ №1 г.Верхяя-Пышма [Электронный ресурс] URL: http://school1-vp.ru/(дата обращения: 27.04.2015.).
3.5. Основы формирования имиджа [Электронный ресурс] URL: http://www.vevivi.ru/best/Osnovy-formirovaniya-imidzha-ref173631.html (дата обращения: 1.05.15).
3.6. Формирование имиджа: технологии и этапы [Электронный
ресурс]: http://pr.whim.ru/blog/formirovanie-imidzha/(дата обращения:
1.05.15).
3.7. Хоменко И.А. [Электронный ресурс] URL: http://www.den- zadnem.ru/page.php?article=386(дата обращения: 7.05.2015).