Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственный долг субъекта РФ и управление им

Работа №80310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Формирование государственного долга субъекта РФ и необходимость управления им 7
1.1. Долговые обязательства субъектов РФ, их характеристика 7
1.2. Структурные характеристики государственного долга субъектов Российской
Федерации: оценка современной ситуации 14
1.3. Особенности управления государственным долгом субъектов РФ 21
2. Анализ состояния государственного долга субъекта Российской Федерации
31
2.1. Экономическое положение и особенности формирования бюджета Республики Татарстан 31
2.2. Анализ динамики и инструментной структуры государственного долга Республики
Татарстан 35
2.3. Оценка долговой устойчивости Республики Татарстан 40
3. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации: современная оценка и перспективы совершенствования 47
3.1. Система управления государственным долгом Республики Татарстан, оценка ее функционирования 47
3.2. Перспективы развития долговых отношений Республики Татарстан и практики управления долгом региона 56
Заключение 65
Список использованных источников

Государственный долг является важной и существенной частью макроэкономической системы любого государства. Это выражается тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного
долга оказывают существенное влияние на состояние государственной экономики, финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры
потребления и развитие международного сотрудничества между государствами. Причиной возникновения государственного долга заключается в том, что проводимая политика в государстве и его субъектах, не
обеспечивает в должной мере сбалансированность доходов и расходов бюджетов. В мире не существует ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государствами заемной политики для финансирования расходов бюджета. Финансово-правовое регулирование государственного долга на протяжении
вот уже многих лет является актуальной проблемой функционирования финансовой системы государства.
В наше время государственный долг является неотъемлемой составляющей финансовых систем подавляющего большинства стран мира, поэтому
большое значение приобретают цели и направления долговой политики в рамках которой осуществляется формирование и обслуживание государственного
долга, его правовое регулирование. Использование государственных заимствований может иметь как положительные, так и негативные последствия. С одной
стороны, привлечение дополнительных государственных заимствований влияет
на экономический рост и экономическую активность в стране, стимулируя потребление и инвестиции в производство, а с другой сказывается негативное
влияние расходов на обслуживание государственных заимствований, так как
они плохо сказываются на экономическое положение страны из-за того, что
происходит отток ресурсов. Учитывая функциональную двойственность сущности государственного долга, следует оценивать его значение для государства и регионов объективно.
В связи с этим любое государство с целью уменьшения объемов и негативных последствий долговой нагрузки в стране и оптимизации использования
привлеченных средств должно, учитывая показатели и тенденции долговых
обязательств государства проводить рациональную долговую политику, закрепленную законодательно.
Таким образом, государственный долг - это обычное явление в финансовом хозяйстве, не только государства, но и его субъектов. Государственные заимствования вот уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической
и социальной областях.
Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов. Актуальность данной проблемы на сегодняшний день
выражается тем, что в современных условиях не только Россия, но и ее субъекты активно используют привлеченные займы для решения текущих проблем.
Это особенно актуально в условиях текущего финансового кризиса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государственный долг является неотъемлемой составляющей финансовых систем подавляющего большинства стран мира, поэтому большое значение
приобретают правильно поставленные цели и направления долговой политики
в рамках которой будет осуществляться формирование, обслуживание государственного долга и его правовое регулирование. Российская Федерация начиная
с распада СССР приняв на себя ее долговые обязательства стала носителем государственного долга больших сумм. Необходимо отметить, что в Российской
Федерации 85 субъектов и общий суммарный объем государственного долга
всех субъектов РФ на 1.01.2017 составил 2 353 191 214,30 тыс. рублей и он
продолжает расти. В течение последних семи лет объем государственного долга
субъектов РФ постоянно увеличивался.
Главной причиной ухудшения ситуации с долгом субъектов стало падение налоговых доходов после финансового кризиса произошедшего в 2008 году. В 2014 году произошло еще одно потрясение для бюджетов субъектов Российской Федерации в макроэкономической среде – произошло снижение доступности кредитных ресурсов, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением экономической активности, и повлекших за собой снижение уровня налоговых поступлений. На фоне растущих социальных обязательств, лишь частично
компенсированных из федерального бюджета, расходов на обслуживание долга, регионы должны были сами разработать антикризисные меры бюджетной и
долговой политики и привлекать дополнительные источники финансирования
для покрытия дефицита бюджета. Также рост государственного долга был вызван федеральной инициативой увеличить зарплаты в бюджетной сфере. Предполагалось, что часть дополнительных расходов будет дотирована федеральным бюджетом, а часть средств регионы изыщут самостоятельно. Несмотря на
оптимизацию отдельных статей региональных бюджетов и реструктуризацию
расходов в пользу фонда оплаты труда, многие региональные органы власти
были вынуждены наращивать коммерческий долг. В итоге долговая нагрузка на
региональный бюджет стала слишком обременительной. Из-за этого в 2014 году Минфин России был вынужден удвоить объемы выделяемых регионам
бюджетных кредитов, однако это не избавило регионы от необходимости и
дальше наращивать банковские займы.
Адекватная оценка государственного долга субъектов РФ возможна на
основе анализа не только объема и динамики, но и его структуры. Государственный долг субъектов нарастает существенными темпами. Вслед за нарастанием региональной задолженности – изменяется структура региональных заимствований. В период 2011-2016 гг. произошли существенные изменения структуры государственного долга субъектов Российской Федерации в сторону увеличения доли обязательств по привлеченным бюджетным кредитам от других
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижения доли рыночного долга. Происходящее увеличение объемов бюджетных кредитов,
предоставляемых регионам, – это мера, направленная на стабилизацию долговой нагрузки регионов в связи с ее резким наращиванием с 2013 года. Бюджетные кредиты представляют собой самые выгодные инструменты
финансирования дефицита региональных бюджетов – их стоимость составляет
0,1% годовых, срок предоставления – до пяти лет. На конец 2016 года задолженность регионов перед банками стала меньше, чем задолженность перед федеральным бюджетом. Совокупный банковский долг регионов за 2016 год снизился на 157 млрд. рублей. Однако не все регионы заместили рыночный долг
бюджетным.
В Российской Федерации много субъектов и у каждого свой объем государственного долга. Например, в Приволжском федеральном округе насчитывается 14 субъектов РФ. Из всех субъектов, входящих в ПФО, самый большой
объем государственного долга числится за Республикой Татарстан и насчитывает 93,4 млрд. рублей. Республика Татарстан входит в десятку лидеров по объему государственного долга и занимает в нем 4 место. Однако Республика Татарстан в отличие от большинства субъектов РФ, может успешно обеспечивать
и обслуживать все свои долги. Республика Татарстан является одним из самых
привлекательных субъектов Российской Федерации для инвестиций.
Необходимо отметить, что привлекаемые заемные средства должны вкладываться в территориальные инвестиционные зоны развития, строительство
объектов региональной и муниципальной инфраструктуры, в том числе создание объектов с короткими сроками окупаемости, остающихся в региональной и
муниципальной собственности: гостиниц, кафе, торгово-офисных центров,
станций техобслуживания и т.д. Полученный экономический эффект (доход) от
этих объектов позволит осуществить погашение и обслуживание взятых долговых обязательств, стимулировать экономический рост, а также решить проблемы занятости населения и обеспечения его социальными услугами. В результате будет разрешена внутренняя противоречивость заимствований денежных
средств субъектами Российской Федерации, обусловленная тем, что органы
государственной власти должны, в первую очередь, выполнять свои социальные функции, которые носят долгосрочный характер. В то же время срок погашения привлекаемых заемных средств, как правило, значительно меньше времени, которое требуется региональным администрациям для решения насущных социальных проблем.


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
2. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23 ноября 2012 года №247 (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
3. О банке развития [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.05.2007 г. №82-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
4. Федеральный закон [Электронный ресурс]: О Счетной палате Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 41ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Справочно-правовая система «Гарант».
5. О Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федераль-ный закон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
6. Положение о работе с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций [Электронный ресурс]: По¬становление Правительства РФ от 28.01.2005 г. №43 (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
8. Об утверждении долговой политики Республики Татарстан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Распоряжение ка¬бинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2016 года N 3013-р (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
9. Бюджетный кодекс Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Закон Рес¬публики Татарстан 29 мая 2004 г. N 35-ЗРТ (ред. от 17.04.2017) // Справочно¬правовая система «Гарант».
10. О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 28.11.2016 № 93-ЗРТ (в ред. от 17.04.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
11. О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Респуб-лики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Элек-тронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 17.04.2017 № 21-ЗРТ(в ред. от 17.04.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
12. О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 28.11.2016 № 93-ЗРТ (в ред. от 17.04.2017) // Справочно-правовая система «Гарант».
13. Об обеспечении долговой устойчивости бюджета города Москвы [Элек-тронный ресурс]: Постановление Правительства г. Москвы от 17.08.2010 № 716-ПП (в ред. от 30.08.2011) // Справочно-правовая система «Гарант».
14. Ашмарина Е.М. Финансовое право. Учебник для бакалавров //Издатель-ство: ЮрайтГарант, 2013.-429с.
15. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. - 760с.
16. Бондарь Т. Выбор структуры и объема регионального долга: политические и экономические аспекты // Рынок ценных бумаг. - 2000. - №22.
17. Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Эконо¬мист. - 2006. - №1. - с.58-67.
18. Грицюк Т.В. Управление государственным долгом // Дайджест-финансы. - 2004 г. - №10. - с. 25-35.
19. Кирюшкина А.Н. Анализ динамики и структуры государственного долга субъектов РФ // Гуманитарные научные исследования, 2016. № 12
20. Козельский В.Н. Влияние долговой нагрузки на состояние и направление развития регионов / Козельский В.Н. // Финансы и кредит. - 2014. - № 8 - 148с.
21. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. - М.: Дрофа, 2003 - с.240.
22. Павловская Е.А. Система управления государственным долгом // Актуаль¬ные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — с. 70-75.
23. Пахомов С.Б. Управление долгом регионов и муниципалитетов России. Ин¬ституциональные формы, механизмы, технологии.// - М.: ЮНП, 2009. - с. 28¬31
24. Пахомов, С. Б. Управление долгом региона. Теория и опыт лучшей практи¬ки // С. Б. Пахомов // Рынок ценных бумаг. — 2008. — № 13. — С. 61-65.
26. Петров В. Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в Рос¬сии / В. Петров // РЦБ - 2006 г. - № 9 - с. 40-43.
27. Родионова В.Г., Роузман Э.А. Макроэкономика. Электронное учебное из¬дание.// Учебное пособие по дисциплине Экономика. — М.: МГТУ им. Баума¬на, 2011. — 169с.
28. Романовский М.В. Финансы: Учебник для вузов.// Под ред. проф. М.В. Ро¬мановского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Издательство Перспектива; Издательство Юрайт. 2000 г.- с. 123.
29. Солдаткин С.Н. Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Феде¬рации как элемент региональной долговой политики// Хабаровская государ¬ственная академия экономики и права - М.: Буки-Веди с. 37.
30. Ханчук Н.Н. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие // Н.Н.Ханчук - Владивосток: ДВГУ, 2009 - 240с.
31. Якушев А.В. Государственные и муниципальные финансы: Конспект лек-ций. - М.: А-Приор, 2006. - 240с.
32. Бюджет для граждан 2017 [Электронный ресурс]: - Официальный сайт Ми¬нистерства Финансов Республики Татарстан, 2017 - Режим доступа:
http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html
33. Бюджет Республики Татарстан на 2017г [Электронный ресурс]: Министер¬ство Финансов РТ, 2017 - Официальный сайт Министерства Финансов Россий¬ской Федерации - Режим доступа: https://minfin.ru/ru/
34. Государственный долг РТ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Ми¬нистерства Финансов Республики Татарстан, 2017 - Режим доступа:
http://minfin.tatarstan.ru/gosudarstvenniy-dolg-respubliki-tatarstan.-htm?page=1
35. Государственный долг РТ [Электронный ресурс]: Сборник статей UTMAG -Режим доступа:https://utmagazine.ru/posts/9292-gosudarstvennyy-dolg-subekta-rf
36. Долговая политика РТ 2017 [Электронный ресурс]: Сайт делового центра Республики Татарстан, 2017- Режим доступа: http://tatcenter.ru
37. Особенности Республики Татарстан [Электронный ресурс]: - Официальный сервер Республики Татарстан, Режим доступа http://www.tatarstan.ru
38. Постановления Кабинета Министров РТ [Электронный ресурс]: Информа¬ционный портал республики Татарстан- Режим доступа: http://tatar7.info/tag/km- rt/
39. Платежные и расчетные системы [Электронный ресурс]: Статья банка РФ № 49 2015г. - Режим доступа: www.cbr.ru/publ/?PrtId=prs
40. Республика Татарстан [Электронный ресурс]: Сайт Википедия, 2017 - Ре-жим доступа: https://ru.wikipedia.org/
41. Рейтинг субъектов РФ по долговой нагрузке 2017 год [Электронный ре-сурс]: Официальный сайт РИА Рейтинг, 2017 - Режим доступа: http://www.riarating.ru
42. Рефинансирование долга РТ [Электронный ресурс]: РБК, 2017-
Официальный сайт РБК, Режим доступа: http://rt.rbc.ru/tatarstan/03/11/2016/58-
1b-24f19a7947f-f46deb454
43. Роль ЦБ РФ в управлении государственным долгом РФ [Электронный ре¬сурс]: Официальный сайт ЦБ РФ, 2017 - Режим доступа: http://www.cbr.ru
44. Савинова Е.В. Сущность управление государственным долгом на субфеде¬ральном уровне [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международ¬ной студенческой электронной научной конференции Студенческий научный ф орум - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1652/19985
45. Состояние долговой политики РТ 2017 [Электронный ресурс]: Информаци¬онный портал Республики Татарстан,2 017- Режим доступа: Tatar7.info
46. Счетная палата РФ в управлении государственным долгом РТ [Электрон-ный ресурс]: Официальный сайт Счетной палаты РФ, 2017 - Режим доступа: http: //www.ach. gov.ru;
47. Управление государственным долгом РФ [Электронный ресурс]: - Официальный сайт государственной статистики РФ, 2017- Режим доступа:
http: //www. gks .ru;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ