Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты расходов местного бюджета на благоустройство территории…………………………………………………………………………….............7
1.1. Благоустройство территории как необходимое условие качества жизни населения.......…………………………………………………………………………..........7
1.2. Источники финансирования расходов на благоустройство территории. Роль
местного бюджета в финансировании расходов на благоустройство территории
……...…………………………………………………………………………………..14
1.3. Нормативно-правовая база расходов местных бюджетов на благоустройство
территории ……….……………………………………………………………………21
2. Планирование и финансирование расходов местного бюджета на благоустройство территории ………..…………………………………………………………….30
2.1. Организация работ и планирование расходов местного бюджета на благоустройство в муниципальном образовании (на примере городского округа Казань)………………………………………………..…………………………………...30
2.2. Анализ исполнения расходов местного бюджета на благоустройство территории и их эффективность………………………….…………………………………...40
3. Перспективы развития и финансового обеспечения расходов на благоустройство территории …………………………...…………………………………………49
3.1. Перспективы развития благоустройства территории городского округа Казань…………………………………………………………...………………………...49
3.2. Совершенствование источников финансирования расходов на благоустройство территории ……………………………………………………….......................54
Заключение…………………………………………………………………………….62
Список использованных источников………………………………………………...69
Приложение
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны
гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Основной Закон государства обязывает граждан сохранять природу и окружающую среду и в то же
время устанавливает, что деятельность, способствующая укреплению здоровья
человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию,
поддерживается и поощряется государством.
На современном этапе общественного развития одним из эффективных
средств реализации конституционного права граждан на благоприятную, комфортную окружающую среду является благоустройство территории, то есть - деятельность по обеспечению ее безопасности, доступности, эстетичности и приспособленности к удобному использованию в соответствии с функциональным
назначением.
Психологи и медики издавна утверждают, что созерцание красот окружающей среды оказывает положительное влияние на физическое и эмоциональное состояние человека, стимулируя его жизненный тонус и успокаивая нервную систему. Эстетически привлекательные панорамы или отдельные элементы и формы,
вкрапленные в среду обитания человека, вызывают не только определённый интерес, но сильные положительные эффекты - удовольствие, радость, наслаждение,
любовь. А такие переживания, в свою очередь, создают ощущения бодрости, потребность и желание действовать.
Современный город представляет собой сложную экосистему с созданными
для жизни человека благоприятными условиями. И это не только комфортные и
удобные жилища, сфера услуг или транспорт, но и благоприятная для жизни и
здоровья среда обитания, чистый воздух, зеленый городской ландшафт и практично и красиво устроенные территории.
В условиях интенсивной урбанизации, роста городов и их населения, все
более широкого использования автотранспорта, социально- экономического расслоения общества, характерного в первую очередь для России и стран, находящихся на стадии постсоветского развития, благоустройство городов становится
все более значимым видом градостроительной деятельности. Оно направлено,
главным образом, на преодоление отрицательных последствий урбанизации, связанных с ней антропогенных и техногенных воздействий на окружающую среду,
сохранение природных ресурсов на городской территории. Однако практические
попытки обеспечить комплексность благоустройства территорий с использованием всех перечисленных выше элементов, особенно в сложившихся районах города, наталкиваются на ряд трудностей планировочного и экономического характера.
Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что благоустройство
является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в
этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий
уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания.
Объект исследования является – местный бюджет муниципального образования г. Казани.
Предмет исследования – расходы местного бюджета г. Казани на благоустройство территории.
Целью исследования является исследование теоретических и практических
аспектов финансирования мероприятий по благоустройству территории за счет
средств местных бюджетов.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть благоустройство территории, как необходимое условия качества жизни населения;
- определить источники финансирования расходов на благоустройство территории, выявить роль местного бюджета в финансировании расходов на благоустройство территории ;
- рассмотреть нормативно-правовую базу расходов местных бюджетов на
благоустройство территории.
Благоустройство территории является одной из жизнеобеспечивающих сфер
городского хозяйства, оказывающих непосредственное влияние на качество и
уровень жизни населения. Необходимость благоустройства территорий, в том
числе комплексного, продиктовано на сегодняшний день необходимостью обеспечения проживания людей в более комфортных условиях при постоянно растущем благосостоянии населения.
Под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по
содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов
благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности
условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003
года финансовое обеспечение мероприятий, связанных с благоустройством территории муниципального образования, относится к расходным обязательствам муниципального образования и осуществляется в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на эти цели, и в соответствии с объемом фактически выполненных работ по муниципальному заказу.
Осуществление местной администрацией благоустройства территории муниципального образования, включают следующие виды деятельности [14]:
- текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая
проезды и въезды, пешеходные дорожки;
- организацию дополнительных парковочных мест на дворовых территориях;
- установку, содержание и ремонт ограждений газонов;
- установку и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и
хозяйственно-бытового оборудования, необходимого для благоустройства терри64
тории муниципального образования;
- создание зон отдыха, в том числе обустройство, содержание и уборку территории детских площадок;
- обустройство, содержание и уборку территорий спортивных площадок;
- оборудование контейнерных площадок на дворовых территориях;
- выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования;
- участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка
на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные
исполнительными органами государственной власти;
- озеленение территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, в том числе организацию работ по компенсационному озеленению, осуществляемому в соответствии с местными законом, содержание территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, ремонт расположенных на них
объектов зеленых насаждений, защиту зеленых насаждений на указанных территориях, утверждение перечней территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения
- организацию учета зеленых насаждений внутриквартального озеленения
на территории муниципального образования;
- проведение санитарных рубок, а также удаление аварийных, больных деревьев и кустарников в отношении зеленых насаждений внутриквартального озеленения.
Как было отмечено выше, источником финансирования расходов на благоустройство территории, являются средства местного бюджета. Но как показывает
практика, помимо средств местных бюджетов, на благоустройство территории
могут быть направлены средства из бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета. Привлечение средств бюджета субъекта федерации и федерально65
го бюджета осуществляется в рамах приведения мероприятий общероссийского
или международного уровня. Так примером, является городской округ Казань, на
территории которого в 2013 году поводилась Универсиада, в 2015 году Чемпионат мира по водным видам спорта, и в 2018 году будет проводиться Кубок конфедерации по футболу.
Источниками финансирования расходов на благоустройство г. Казани в
2014-2016 годах были: средства местного бюджета ( 64,5-65%), средства бюджета
Республики Татарстан (33,08-33,28 %) и средства федерального бюджета (2,09-
2,15%)
Расходы местного бюджета на благоустройство территории предусматриваются в решениях местного самоуправления «О бюджете муниципального образования» на соответствующий год и плановый период.
Планирование расходов на благоустройство территории осуществляется
администрацией муниципального образования, в соответствии с нормативными
актами утвержденными правительством субъекта федерации. Планирование расходов на благоустройство территории г. Казани осуществляется в соответствии с
постановлением правительства РТ от 12 февраля 2013 г N 117 "Об утверждении
Порядка расчета объемов финансовых затрат на содержание и ремонт объектов
внешнего благоустройства Республики Татарстан». Планирование осуществляется по 19 объектам благоустройства. При планировании учитываются объемы работ по благоустройству, а также утвержденные финансовые нормативы на осуществление соответствующих работ. Анализ показал, что потребность в объёмах
бюджетного финансирования мероприятий по благоустройству территории г. Казани в 1,2-1,5 раза превышала утвержденные объемы финансирования.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен,
2013.
3. «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
4. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
5. "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора ос-новных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)"Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (ред. от 10.11.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181279/#dst 100007
6. "О противопожарном режиме" Постановление Правительства РФ от 25 ап¬реля 2012 г. N 390 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70170244/#ixzz4SRs9diZI
7. «Об утверждении Порядка расчета объемов финансовых затрат на содержа¬ние и ремонт объектов внешнего благоустройства Республики Татарстан» Поста¬новление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 февраля 2013 г N 117
8. Об отражении в бюджетном учете расходов на реконструкцию здания и благоустройства прилегающей территории Письмо Минфина России от 23 сен-тября 2013 г. N 02-06-10/39403 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70703972/#ixzz4SRssjVhM
9. Об отражении в бюджетном учете расходов на благоустройство территории
Письмо Минфина России от 9 июля 2014 г. № 02-06-10/33303 [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70646852/#ixzz4SRk8jO8N
10. СНиП III-10-75. Благоустройство территорий" (утв. Постановлением Гос¬
строя СССР от 25.09.1975 N 158) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3
DSTR%3Bn%3D715#0
11. О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании городе Казани [Электронный ресурс]: Решение Казанской городской думы от 17 февраля 2006 г., № 5-6// Казанские ведомости. - 2006. - 1 марта.
12. Об освещении улиц города (Программа "Свет") [Электронный ресурс]: Ре¬шение Казанской городской Думы от 8 июня 2006 г., № 4-9 // Казанские ведомо¬сти. - 2006. - 14 июня.
13. О благоустройстве и озеленении города [Электронный ресурс]: Решение Казанской городской думы от 8 июня 2016 г., № 2-9 // Казанские ведомости. - 2016. - 24 июня.
14. О правилах благоустройства города Казани [Электронный ресурс]: Реше-ние Казанской городской думы от 7 июня 2012 г., № 4-14 // Казанские ведомости. - 2016. - 23 июня.
15. Об итогах проведения двухмесячника по санитарной очистке и ходе работ
по благоустройству города [Электронный ресурс]: Доклад председателя Комите¬та внешнего благоустройства И.В.Куляжева на аппаратном совещании 3 июня 2016 г. - Официальный портал города Казани, 2016. - Режим доступа:
http: //www.kzn.ru/
16. О деятельности Исполнительного комитета города Казани в 2016 году [Электронный ресурс]: Отчет органов исполнительной власти города Казани от 15.01.2017 г. - Официальный портал города Казани, 2017. - Режим доступа: http://www.kzn.ru/
17. О социально-экономическом развитии города Казани в 2016 году [Элек-тронный ресурс]: Отчет мэрии Казани за 2016 год. - Официальный портал города Казани, 2013. - Режим доступа: http://www.kzn.ru/
18. Аксенов П.Н. Проблемы повышения конкурентоспособности объектов жи-лищно-коммунального комплекса // Экономическая наука современной России. -
2014. - № 1.
19. Бояринцев Б.И. Социально-экономические проблемы благоустройства тер¬ритории// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2011. - № 4.
20. Благоустройство территории муниципального образования: Методические рекомендации / Б. Б. Афанасьев, Л. Е. Бурда, В. И. Иванков, В. Н. Лисица, В. И. Псарев. - Новосибирск, 2013.
21. Ващишин Д.С. Повышение эффективности управления инвестиционной де¬ятельностью при реформировании благоустройства города // Микроэкономика. - 2009. - № 6.
22. Волков А. Модернизация и реформирование жилищно-коммунального ком¬плекса - насущная задача текущего момента // Родина. - 2011. - № 3.
23. Голубчиков О. Потенциал жилищного хозяйства для повышения энергоэф¬фективности экономики // Энергия: экономика, техника, экология. - 2011. - № 9.
24. Гориловский М. Инфраструктура ЖКХ: новый уклад / М.Гориловский // Эксперт. - 2012. - № 47.
25. Дареев А.Е. Повышение инвестиционной привлекательности организаций // ЭКО. - 2015. - № 2.
26. Джалилович Д.Р. Стране необходима реформа жилищно-коммунальной сферы // Национальные проекты. - 2015. - № 1/2.
27. Ельцов В.Н. Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России // Национальные проекты. - 2016. - № 6.
28. Казаков В.Н. Особенности социальной составляющей реформирования жи¬лищно-коммунального комплекса России // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - № 10.
29. Казаков В.Н. Проблемы благоустройства городов в России // Уровень жизни населения регионов России. - 2015. - № 10.
30. Ключникова Я.А. Понятие благоустройства в сфере жилищно-коммунального хозяйства: правовой аспект // "Черные дыры" в рос. законодатель¬стве. - 2011. - № 6.
31. Кондратьева М.Н. Благоустройство территории и качество жизни населения // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 11.
32. Кондратьева М.Н. Проблемы благоустройства территорий: законодатель-ный аспект // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 39.
33. Корзун В. В коммунальной ловушке // Эксперт-Сибирь. - 2015. - № 15.
34. Король С. Повышение эффективности управления региональной жилищной программой / С.Король, А.Семченкова // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - № 9.
35. Ларин С. Воспроизводство жилищного фонда: генетический алгоритм // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - № 6.
36. Ларин С. Разработка программ капитального ремонта жилищного фонда: новый подход // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - № 7.
37. Ларин С.Н. Инновационная инфраструктура регионального развития как си¬стема поддержки "технологических коридоров" (на примере жилищно-коммунального хозяйства) // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010.
38. Ларин С.Н. Модернизация сферы жилищно-коммунального хозяйства на основе внедрения инновационных подходов в управление и повышение эффек-тивности воспроизводства жилищного фонда // Нац. интересы: приоритеты и без¬опасность. - 2013. - № 8.
39. Леонтьев Г. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: государство должно вернуться в отрасль // Муницип. власть. - 2014. - № 1.
40. Либоракина М.И. Местное самоуправление и реформа жилищно¬
коммунального хозяйства // Обществ. науки и соврем. - 2014. - № 3.
41. Основы экономики и управления в коммунальном комплексе / Под ред. Лу- кьянец А.А. и др. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013.
42. Папело В.Н. Развитие государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 5.
43. Полякова М. Строительство и ЖКХ: государство стимулирует // Директор информ. службы. - 2011. - № 9.
44. Проваленова Н.В. Развитие концессионных соглашений в жилищно-коммунальном комплексе // Микроэкономика. - 2014. - № 5.
45. Пронина Л. О роли Фонда содействия реформированию ЖКХ в реализации реформы жилищно-коммунального комплекса на муниципальном уровне // Му- ницип. власть. - 2015. - № 5.
46. Развитие информационного общества в России и услуги жилищно-коммунального сектора // Информ. ресурсы России. - 2012. - № 6.
47. Решетников М.М. Реформа ЖКХ в РФ как фактор, воздействующий на его эффективное функционирование в современных условиях // Микроэкономика. - 2014. - № 1.
48. Решетникова Е. Остановить деградацию // Стандарты и качество. - 2011. - № 11.
49. Сазонов С.П. Благоустройство: проблемы и решения // Финансы. - 2016. - № 6.
50. Ситдиков С.А. Формирование стратегии капитального ремонта жилищного фонда города // Инновации. - 2012. - № 3.
51. Скрипник О. Жилье как объект маркетингового управления // Маркетинг. -
2015. - № 6.
52. Фролов А.С. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального комплекса // Финансы. - 2011. - № 2.
53. Фрыгин А.В. О субсидировании обслуживания жилья // Финансы. - 2014. - № 2.
54. Хакимова Е. Процессная модель управления в жилищно-коммунальных ор¬ганизациях // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - № 2.
55. Большаков С.В. Финансовое прогнозирование: теоретические аспекты // Финансы. - 2014. - № 10. - С. 53-57.
56. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства. - М. : Наука, 2013.
57. Владимиров, В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров.- М. 2009
58. Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. По¬ловцев, Т.В. Евдокимов. - М.: Росмэн, 2013.
59. Занадворов, В.С. Экономика города. Вводный курс : учебное пособие / В.С. Занадворнов. - М.: ИКЦ 2014.
60. Коровкина Е.Б. О доходах и расходах местного бюджета // Финансы. - 2015. - № 8. - С. 27.
61. Кузнецов С.П. Местное самоуправление: новый этап становления. // Финан¬сы. - 2016. - № 1.
62. Юскевич, Н.Н. Озеленение городов России / Н.Н. Юскевич. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
63. Яндиев М.И. Прогнозирование расходов нуждается в усовершенствовании // Финансы. - 2015. - № 4. - С. 12-14.
64. Официальный портал города Казани, 2017. - Режим доступа:
http: //www.kzn.ru/
65. Официальный портал Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.eco.tatarstan.ru.