Введение 3
1. Национальная экономика: современное состояние и роль федерального
бюджета в обеспечении ее развития 6
1.1. Отраслевая структура российской экономики и приоритетные направления
поддержки ее развития 6
1.2. Характеристика расходов федерального бюджета на национальную
экономику, их состав и классификация 15
2. Анализ расходов федерального бюджета по субъекту РФ на национальную
экономику 26
2.1. Динамика расходов федерального бюджета по субъекту РФ на национальную
экономику и их место в структуре бюджетных источников финансирования экономики региона 26
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета по субъекту РФ
на национальную экономику 34
2.3. Порядок финансирования расходов федерального бюджета по субъекту РФ на
национальную экономику 41
3. Оценка эффективности и перспективы расходования средств федерального
бюджета на национальную экономику 48
3.1. Оценка эффективности использования средств федерального бюджета,
выделенных на поддержку и развитие национальной экономики 48
3.2. Перспективы осуществления расходов федерального бюджета на
национальную экономику и повышение их эффективности 63
Заключение
Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики. Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями экономики и социальной сферы, регионами и слоями населения. От того, каким образом эти ресурсы будут распределены, в конечном счете, зависит состояние различных отраслей народного хозяйства, уровень социально-экономического развития страны, положение государства на международной
арене. Регулирующая роль бюджета проявляется через соответствующие группы
отношений – доходы и расходы бюджета. Размер расходов государства определяется его задачами и потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планах государства. Это соотношение определяется экономической политикой российского государства, осуществляющего проведение экономических
реформ. Содержание и структура государственных расходов определяются государственными программами Российской Федерации и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году. Таким образом, уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в социально-экономической жизни общества и в обеспечении общеэкономического равновесия. Достижение равновесия бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов. Повышение результативности бюджетных расходов прежде всего связано с
осуществлением преобразований в области бюджетного процесса.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в
том, что изменения, происходящие в последние годы в российской экономике,
вызывают необходимость изменения роли бюджета в поддержке развития экономики. На фоне снижения размеров государственного участия в финансировании
национальной экономики в условиях существующих бюджетных ограничений,4
возникает вопрос об эффективном использования бюджетных средств на национальную экономику. Все это в совокупности и предопределило выбор темы работы.
Современные проблемы расходования бюджетных средств и возможности
их решения широко обсуждаются в экономической литературе. В процессе исследования автором были изучены и систематизированы труды ведущих российских
ученых-экономистов и специалистов-практиков в области финансов и бюджета. В
отечественной литературе различные аспекты оценки эффективности бюджетных
расходов освещены в работах: П.В. Савченко, A.M. Лаврова, А.Н. Кошелева, В.А.
Литвиненко, И.Н. Мысляевой, Н.В. Фадейкиной, А.Г. Силуанова, М.А. Смирнова,
А.С. Бараховского, Д.В. Визгалова, М.Ю. Гараджа, М.Д. Дуганова, Н.Г. Типенко,
Д.В. Фомина, Н.И. Яшиной и других.
Целью выпускной квалификационной работы стало исследование теоретических и практических аспектов расходования средств федерального бюджета на
национальную экономику на территории конкретного субъекта РФ.
Указанная цель исследования обусловила необходимость постановки и решения ряда задач, а именно:
- охарактеризовать отраслевую структуру российской экономики и определить приоритетные направления поддержки ее развития;
- рассмотреть состав и классификацию расходов федерального бюджета на
национальную экономику;
- проанализировать динамику расходов федерального бюджета на национальную экономику по Республике Татарстан и определить их место в структуре
бюджетных источников финансирования экономики региона;
- провести анализ состава и структуры расходов федерального бюджета на
территории Республики Татарстан на национальную экономику;
- рассмотреть порядок финансирования расходов федерального бюджета на
национальную экономику в Республике Татарстан;5
- изучить вопрос оценки эффективности использования средств федерального бюджета на поддержку и развитие экономики Российской Федерации на современном этапе;
- определить перспективы расходования средств федерального бюджета на
национальную экономику на 2017-2019 годы.
Объектом исследования являются расходы федерального бюджета Российской Федерации на национальную экономику.
Предметом исследования являются теоретико-методологические, организационно-правовые и методические аспекты оценки эффективности исполнения
расходов федерального бюджета на национальную экономику.
Национальная экономика рассматривается как единый хозяйственный организм, с внутренними взаимосвязанными процессами, а также как единая экономическая система. Особенности конкретной национальной экономики формируются под влиянием множества факторов - географических, культурных, социально-демографических, психологических и т.д. В экономической теории структура национальной экономики рассматривается в воспроизводственном, правовом, социально-экономическом, территориальном и отраслевом аспектах.
В рамках нашего исследования важен анализ отраслевой структуры экономики. Так, понятие отраслевой структуры национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы , связанные однородными функциональными характеристиками, - отрасли национальной экономики. Отраслевая структура экономики определяется как доля отрасли в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП).
Результаты годовых оценок показали, что операции с недвижимостью вносят самый большой вклад в формирование российского ВВП, их доля в экономике страны в 2016 году составила 17,6%. На втором месте оказалась оптовая и 74
розничная торговля - 15,8%, вызвано это всплеском активности на рынке услуг. Сфера промышленного производства занимает лишь 26,4%, из которых почти половина приходится на добычу полезных ископаемых. Альтернативой развития российской экономики за счет добывающих отраслей, торговли сырьевыми ресурсами, а так же за счёт экспорта полезных ископаемых может стать развитие сельского хозяйства и отдельных отраслей промышленного производства. Главный инструмент реализации различных мер государственной финансовой поддержки развития отраслей экономики - федеральный бюджет.
Анализ исполнения расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» за 2014-2016 гг. показал, что в 2016 по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на протяжении трехлетнего периода наблюдалась положительная динамика расходов, что связано с увеличением количества реализуемых федеральных целевых программ. Расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 12,8%. Так, увеличение расходов по данному подразделу было предусмотрено в рамках проводимой государством политики по импортозамещению в агропромышленном комплексе, которая предусматривает увеличение доли продукции российского производства.
В условиях реализации программного бюджетирования большинство рас¬ходов федерального бюджета, в том числе и по разделу «Национальная экономика», имеют программный формат. Так, анализ бюджетных ассигнования, пред усмотренные в федеральном бюджете на 2017 год по разделу «Национальная экономика» на реализацию государственных программ РФ показал, что наибольшая сумма денежных средств запланирована по госпрограмме «Развитие транспорт¬ной системы». Второй по объему запланированных на 2017 год бюджетных ассигнований стала Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Республика Татарстан является одним из высокоразвитых в экономическом отношении регионов России. По основным макроэкономическим показателям 75
Республика Татарстан традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации. Анализ ВРП республики Татарстан за 2016 год показал, что наибольший удельный вес в структуре экономики Татарстана занимает сфера промышленности - 40,1%, причем половина приходится на добычу полезных ископаемых - 20,9%, а остальная половина на обрабатывающие производства - 19,2%. В 2016 году сохранилась положительная динамика промышленного производства, при этом наблюдалось ускорение темпов роста относительно предыдущих лет.