Введение
1. Теоретические и правовые аспекты формирования доходов местного бюджета 6
1.1. Экономическое содержание доходов местного бюджета, их классификация 6
1.2. Исторические аспекты формирования доходов местных бюджетов в России 15
2. Анализ доходов местного бюджета 25
2.1. Характеристика социально-экономического положения муниципального
образования 25
2.2. Анализ динамики и структуры поступлений в доходы местного бюджета 33
2.3. Анализ налоговых и неналоговых доходов местного бюджета 40
2.4. Анализ безвозмездных поступлений, формирующих доходы местного
бюджета 46
3. Пути укрепления доходов местных бюджетов
3.1. Зарубежный опыт формирования доходов местных возможности его применения в России
3.2. Перспективы усиления роли налоговых и неналоговых формировании доходов местного бюджета
Заключение
Список использованных источников:
Приложение
В бюджетной системе страны любого государства важное место занимают
местные бюджеты. Разработка эффективной системы бюджетных отношений на
местном уровне управления является одной из самых сложных задач, от ее решения во многом зависит успех преобразований, проводимых в бюджетной сфере.
От правильно сформированных местных бюджетов зависит развитие не
только самих муниципальных образований, но и развитие субъектов РФ, а также
страны в целом. Органы местного самоуправления должны обладать достаточными доходными источниками, чтобы быть готовыми к решению вопросов местного
значения и выполнению переданных государственных полномочий.
Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы страны. Доходы местных бюджетов являются главными источниками финансирования текущих и капитальных потребностей муниципалитетов. Однако имеющиеся финансовые ресурсы муниципальных образований в РФ не соответствуют возложенным
на них задачам. ……………………….
Предоставление органам местного самоуправления широких бюджетных и
имущественных прав усилило их роль и значение в решении социально-экономических задач на своей территории. Расширение самостоятельности местных органов власти связано с острой необходимостью повышения роли местных
бюджетов в решении социально-значимых проблем на местах, а также их активное использование в перераспределительных процессах. Местные бюджеты
должны обладать широким влиянием, охватывающим все составляющие циклы
воспроизводственного процесса на данной территории, высокой степенью действенности и гибкости, служить экономическим рычагом управления на муниципальном уровне.
Созданная за годы реформ институциональная база местного самоуправления не сформировала адекватного механизма реализации гарантий его финансовой самостоятельности и независимости. Правовая база муниципальных финансов
в отдельных аспектах отличается неполнотой и ограниченность. Кроме того, централизация устойчивых и наиболее контролируемых налогов на федеральном и
региональном уровнях власти, растущая зависимость местных органов власти от
финансовой помощи из вышестоящих бюджетов — все это обостряет проблемы
финансового обеспечения местных бюджетов в Российской Федерации.
Противоречия между расширением задач местного самоуправления и финансовыми возможностями для их практической реализации порождают необходимость совершенствования и укрепления финансовой базы органов местного самоуправления в форме местных бюджетов.
Актуальность этих проблем в настоящее время и предопределила выбор темы выпускной квалификационной работы, целью которой стало исследование
теоретических и практических аспектов формирования доходов местных бюджетов и определение перспектив их развития. ……………………….
Вопросы формирования доходов местных бюджетов и путей их укрепления
рассматриваются в работах многих отечественных ученых. Многочисленные работы в этой области принадлежат Г.Б. Поляку, С.В. Врублевской, М.В. Васильевой, А.Г. Игудину, Н.В. Альвианской, В.М. Родионовой, В.Ю. Барашьян и другим. Изучению экономической сущности доходов бюджетов, в том числе и местных, посвящены труды Р.Г. Сомоева, Н.А. Ширкевича. Отдельные аспекты формирования доходов местных бюджетов нашли отражение в трудах таких российских ученых, как B.С. Демченко, С.А. Котляровского, И.Х. Озерова, C.П. Солянниковой, В.Н. Твердохлебова, М.Ф. Ужвенко, Б.И. Филимонова, Я.Б. Хесина, Н.А.
Ширкевича и другие. Они внесли существенный вклад в развитие вопросов сущности местных бюджетов и развития системы формирования доходов местных
бюджетов в Российском государстве.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет
муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения
расходных обязательств муниципального образования. Полнота выполнения всех
задач, возложенных на местные органы власти, зависит от наличия достаточной
доходной базы. Доходы местных бюджетов формируются за счет нескольких источников: местных налогов и сборов, отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, отчислений от региональных налогов, неналоговых доходов и безвозмездных
поступлений. Существующее разнообразие видов доходов местных бюджетов
предполагает их классификацию по различным критериям: в зависимости от источников получения, по юридической форме, в зависимости от того, изначально
доходы были закреплены за местным бюджетом или поступили из вышестоящих
бюджетов в порядке бюджетного регулирования, по методам аккумуляции, по видам местных бюджетов.
Интенсивное развитие местных бюджетов началось с 1922 г. после образования СССР. На протяжении 1922-1926 гг. отмечался стабильный рост доходов
местных бюджетов, более 80% которых формировалась за счет налоговых и неналоговых доходов. В 1930-1931 гг. в результате налоговой реформы сократилось
число местных налогов. К началу 1940-х гг. центральной власти практически удалось аннулировать собственную финансовую базу местного самоуправления. С
начала 1950-х гг. и вплоть до 1980-х гг. в составе доходов местных бюджетов
устойчивое положение занимали отчисления от государственных доходов и налогов, а также различного рода дотации. Смена политического курса и экономические реформы 1990-х гг. кардинально изменили данную ситуацию. В 1991 г.
местные бюджеты как самостоятельные были включены в бюджетную систему
РСФСР, был определен состав местных налогов и сборов. На протяжении 2000-х
гг. структура доходов бюджетов муниципальных образований остается неизменной. Наибольшую долю (около 60%) занимают безвозмездные поступления, на
втором месте – налоговые доходы, занимающие около 30% от общего объема доходов местных бюджетов, наименьшую долю занимают неналоговые доходы.
Анализ доходов бюджета г. Казани за 2014-2016 гг. показал, что наблюдается рост доходов бюджета г. Казани. За анализируемый период доходы бюджета г.
Казани увеличились на 632,9 млн. руб. Планируемый объем доходов бюджета г.
Казани на 2017 г ниже уровня 2016 г. на 2 737,3 млн. руб.мВ 2017-2019 гг. прогнозируется положительная динамика общего объема доходов бюджета г. Казани.
Следует отметить, что налоговые доходы, мобилизуемые на территории г.
Казани, поступают не только в бюджет г. Казани, но и в федеральный бюджет и в
бюджет Республики Татарстан. При этом на бюджет г. Казани приходится
наименьшая доля собранных на территории города налоговых доходов – в среднем около 8% за анализируемый период 2014-2016 гг.
Наибольшую долю в структуре доходов бюджета г. Казани занимают налоговые доходы, за 2014-2016 гг. прослеживается увеличение доли налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета г. Казани. На втором месте в структуре доходов бюджета г. Казани – безвозмездные поступления, которые за анализируемый период имеют тенденцию к росту. Безвозмездные поступления в 2014-2016
гг. занимали около 40% от общего объема доходов бюджета г. Казани. Наименьшую долю в структуре доходов бюджета г. Казани занимают неналоговые доходы. Необходимо отметить, что за анализируемый период наблюдается снижение
указанных поступлений в общем объеме доходов бюджета г. Казани.
1. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР (утратил силу) [Электронный ресурс]: Закон РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 // Справочно¬правовая система "Консультант Плюс".
2. Об основах налоговой системы в Российской Федерации (утратил силу) [Элек¬тронный ресурс]: Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 // Справочно-правовая систе¬ма "Консультант Плюс".
3. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации (утратил силу) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.09.1997 № 126- ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г., №145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г.,
№146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система "Консультант
Плюс".
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе¬дерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
7. Бюджетный кодекс Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Закон РТ от 29.05.2004 № 35-ЗРТ // Официальный сайт Государственного совета РТ. Режим доступа: http://gossov.tatarstan.ru/kodeks/.
8. О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимо¬отношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году [Элек¬тронный ресурс]: Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2268 (ред. от 18.08.1996) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
9. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 10-e изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2012.
10. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: Учебник - 10-е изд. - М.: Изда¬тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.
11. Химичева Н.И., Покачалова Е.И. Финансовое право / под ред. Н.И. Химиче- вой, Е.И. Покачаловой.- М.: НОРМА, 2015.
12. Абакарова Р.Ш. Адекватность принятия реформ в отношении НДФЛ // Теория
и практика общественного развития. - 2015. - №7. Режим доступа:
http://cyberleninka.rU/article/n/adekvatnost-prinyatiya-reform-v-otnoshenii-ndfl.
13. Агаян Ш.А., Мурадова С.Г., Пирская Е.В. Актуальные проблемы формирова¬ния доходной части муниципальных бюджетов // УЭкС. - 2014. - №3 (63). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-formirovaniya-dohodnoy- chasti-mUnitsipalnyh-byUdzhetov.
14. Агузарова Ф.С., Токаева С.К.. Экономические преобразования в области мест¬ных налогов Российской Федерации // ЭТАП. - 2015. - №5. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-preobrazovaniya-v-oblasti-mestnyh- nalogov-rossiyskoy-federatsii.
15. Безродных Л.В., Проблема обеспечения финансовой самостоятельности мест¬ных бюджетов в России: исторический аспект // Вестник ХГАЭП. - 2012. - № 3 (60). Режим доступа: http://www.vestnik.ael.ru/LinkClick.aspx?fileticket=YrmI28 eF2Rs%3D&tabid=892&mid=2625.
16. Быкова Д.Д., Косенкова Ю.Ю. Перспективы введения единого налога на не-движимость // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - №3. Ре-жим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vvedeniya-edinogo-naloga- na-nedvizhimost.
17. Гарафиева М.Ю. Финансовая самостоятельность как залог развития муници¬
пального финансового хозяйства (на примере г. Казань) // ВЭПС. - 2015. - №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-samostoyatelnost-kak-
zalog-razvitiya-mUnitsipalnogo-finansovogo-hozyaystva-na-primere-g-kazan.
18. Дорошина И.П. Москвитина Е.И. Ходжаева И.Г. Возможность применения за¬рубежного опыта использования прогрессивного метода налогообложения в Рос¬сийской Федерации // Сборник статей участников V Международного научного
студенческого конгресса «Развитие российской экономики: проблемы и перспек¬тивы», 28 февраля - 18 апреля 2014г. / ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Режим доступа:
http://www.fa.ru/projects/mnsk/5mnsk/Pages/articles.aspx.
19. Зарипова Г.Р. Регулирование налоговой ставки, как способ повышения эффек¬тивности налогового администрирования поступлений НДФЛ // Инновационная наука. - 2016. - №6-1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie- nalogovoy-stavki-kak-sposob-povysheniya-effektivnosti-nalogovogo- administrirovaniya-postupleniy-ndfl.
20. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований:
ограничения и возможности // Финансы и кредит. - 2015. - №35 (659). Режим до-ступа: http://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-samostoyatelnost-munitsipalnyh-
obrazovaniy-ogranicheniya-i-vozmozhnosti.
21. Изотова О.И. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах: пер¬спективы применения в России // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 4. Ре¬жим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/21/1269118420/Izotova.pdf.
22. Коротина Н.Ю. Возможности роста доходов муниципальных образований в Российской Федерации // Социум и власть. - 2013. - №1 (39). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-rosta-dohodov-munitsipalnyh- obrazovaniy-v-rossiyskoy-federatsii.
23. Кузнецова А.Н. Местный бюджет: ретроспектива теории и практики формиро¬вания // Финансы и кредит. - 2007. - №48. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/mestnyy-byudzhet-retrospektiva-teorii-i-praktiki- formirovaniya.
24. Курков И.И. Налог на недвижимость физических лиц: де-факто и де-юре. Фи¬нансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва). Режим доступа: http://www.fa.ru/faculty/nin/news/Documents/22.12.14/kurkov.pdf.
25. Курков И.И. Налог на владение оружием // Сборник статей участников VI Международного научного студенческого конгресса 2 - 15 апреля 2015г. / ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Ре¬жим доступа: http: //www.fa. ru/proj ects/mnsk/mnsk4/Pages/default.aspx.
26. Лавровский Б.Л., Уварова Е.В., Мурзов И.А. Современные тенденции форми¬рования муниципальных бюджетов // Регион: экономика и социология. - 2011. - №2. Режим доступа: http://www.sibran.ru/upload/iblock/7e4/7e4049858f3af83 13162660 eab4f9670.pdf.
27. Найденова Т.А. Неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований
как фактор повышения устойчивости местных бюджетов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №10-1. Режим доступа:
http: //publ ikacia. net/archive/2016/10/1/52.
28. Найденова Т.А., Швецова И.Н. Оценка формирования доходной базы местно¬го бюджета // Финансы и кредит. - 2014. - №6 (582). Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-formirovaniya-dohodnoy-bazy-mestnogo- byudzheta-na-materialah-munitsipalnogo-obrazovaniya-gorodskogo-okruga-syktyvkar.
29. Нехайчук Ю.С., Нехайчук Д.В. Зарубежный опыт оптимизации дефицита
бюджета муниципальных образований // Инновационная наука. - 2017. - №3-1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-optimizatsii-
defitsita-byudzheta-munitsipalnyh-obrazovaniy.
30. Одинокова Т.Д. Прогрессивное налогообложение доходов как возможность решения проблемы социального неравенства граждан в России // Известия УрГ- ЭУ. - 2015. - №1 (57). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/progressivnoe -nalogooblozhenie-dohodov-kak-vozmozhnost-resheniya-problemy-sotsialnogo- neravenstva-grazhdan-v-rossii.
31. Пансков В.Г. НДС и укрепление местных бюджетов // Финансы. - 2016. - №2. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=pRf3 sycZ7IAA4mZ8IZgAq WsnAa17InVybCI6Imh0dHA6Ly9lY29uLm1lL2FwcGxpY2F0aW9ucy9jb3JlL2ludGV yZmFjZS9maWxlL2F0dGFjaG1lbnQucGhwP2lkPTI3NTYiLCJ0aXRsZSI6ImF0dGFja G1lbnQucGhwP2lkPTI3NTYiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiI5NDA0NjQwMjYxNDI2N TM4NjUwIiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNDk0NzY4ODM1MzQxfQ%3D %3D&lang=ru.
32. Пирогова Т.В. Исторические этапы развития бюджетной системы в СССР //
Финансы. - 2003. - № 4. Режим доступа:
http://joumal.safbd.ru/ru/content/istoricheskie-etapy-razvitiya-byudzhetnoy-sistemy-v- sssr.
33. Прокопьева Т.И. Налог на доходы физических лиц: актуальные проблемы и пути его совершенствования. Экономика и управление: анализ тенденций и пер-спектив развития. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. - 2014. Режим доступа: http://science.vvsu.ru/files/DBEAD017-88DD- 46A1-AE7F-1F8DE7DE69A1.pdf.
34. Семкина Т.И., Сорокин А.В. Потенциал роста поступлений налогов на имуще¬ство в Российской Федерации // Финансовый журнал. - 2016. - №2 (30). Режим доступа: http://www.nifi.ru/images/FILES/Joumal/Archive/2016/2/fm_2016_2.pdf.
35. Токаев Н. Х. Формирование и самодостаточность доходного обеспечения му¬
ниципальных бюджетов // Пространство экономики. - 2012. - №3-3. Режим до-ступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-samodostatochnost-dohodnogo-
obespecheniya-munitsipalnyh-byudzhetov.
36. Халудорова А. О., Яковлева И.А. Проблемы формирования доходов местных
бюджетов и пути их решения // Новое слово в науке: перспективы развития: мате¬риалы VII Междунар. науч.-практ. конф. - 2016. - №1(7). Режим доступа:
https://interactive-plus.ru/ru/article/16118/discussion_platform.
37. Хамитова А.И. Проблемы бюджетной политики в части формирования дохо¬дов местного бюджета и пути их решения (на примере г. Казань) // Вестник ТИС- БИ. - 2012. - №2 (50). Режим доступа: http://www.tisbi.ru/home/science/journal-of- tisbi/2012/issue2/.
38. Хасанова Р.Р. Зарубежный опыт формирования бюджетов бюджетной системы за счет налога на доходы физических лиц и возможности его применения в Рос¬сии // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - №1(41). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-formirovaniya-byudzhetov- byudzhetnoy-sistemy-za-schet-naloga-na-dohody-fizicheskih-lits-i-vozmozhnosti-ego- primeneniya-v.
39. Шибаева В.В. Опыт ФРГ в формирования бюджетов муниципальных образо¬ваний и их использования // Экономические науки. - 2016. - №57. Режим доступа: http: //novainfo .ru/article/10004.
40. Ящук Т. Ф. Система местных бюджетов РСФСР в период нэпа // Дайджест- финансы. - 2006. - №9. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZsistema- mestnyh-byudzhetov-rsfsr-v-period-nepa.
41. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Ин¬
формация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональ¬ном и муниципальном уровнях за 2015 г. - Официальный сайт Министерства фи¬нансов Российской Федерации, 2017. - Режим доступа:
http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/.
42. Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу
[Электронный ресурс]: Итоги года комитета Республики Татарстан по социально¬экономическому мониторингу за 2015 год - Официальный сайт Комитета Татар¬стан по социально-экономическому мониторингу, 2017. - Режим доступа:
http: //monitoring.tatarstan.ru/rus/nformatsionni-material .htm.
43. Основные итоги социально-экономического развития г.Казани за 9 месяцев
2016 года - Официальный портал города Казань, 2017. - Режим доступа:
http: //www.kzn.ru/old/page24844. htm.
44. О Стратегии социально-экономического развития муниципального образова¬ния г. Казани до 2030 года [Электронный ресурс]: Решение Казанской городской Думы от 14.12.2016 №2-12 - Официальный портал города Казань, 2017. - Режим доступа: www.kzn.ru/upload/documents/37042.doc.
45. Отчет о деятельности Руководителя Исполнительного комитета г. Казани и деятельности Исполнительного комитета г. Казани за 2014 г., 2015 г., 2016 г. [Электронный ресурс] - Официальный портал города Казань, 2017. - Режим до-ступа: http://www.kzn.ru/old/page 15543.htm.
46. Контрольно-счетная палата г. Казани [Электронный ресурс] - Экспертно-аналитическая деятельность за 2015г., 2016г., 2017г. - Официальный сайт
Контрольно-счетной палаты г. Казани, 2017. - Режим доступа:
http://ksp.kzn.ru/page/ekspertno-analiticheskaya-deyatelnost.
47. Федеральная налоговая служба Российской Федерации [Электронный ресурс] - Поступление налоговых доходов в 2016 году составило 454,5 млрд. рублей - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2017. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn16/news/activities_fts/6407464/.