ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
|
Введение 5
1. Формирование государственного долга субъекта РФ и необходимость
управления им 8
1.1. Государственный долг субъекта РФ: понятие и механизм формирования 8
1.2. Виды долговых обязательств субъектов РФ, их характеристика 20
1.3. Управление долгом субъекта РФ: содержание, задачи и принципы 27
2. Анализ состояния государственного долга субъекта РФ 36
2.1. Анализ динамики и инструментной структуры государственного долга
субъекта РФ 36
2.2. Оценка долговой устойчивости субъекта РФ 44
3. Управление государственным долгом субъекта РФ: современная оценка и
перспективы совершенствования 51
3.1. Система управления государственным долгом Республики Татарстан,
оценка ее функционирования 51
3.2. Перспективы развития долговых отношений Республики Татарстан и
практики управления долгом региона 59
Заключение 67
Список используемых источников:
1. Формирование государственного долга субъекта РФ и необходимость
управления им 8
1.1. Государственный долг субъекта РФ: понятие и механизм формирования 8
1.2. Виды долговых обязательств субъектов РФ, их характеристика 20
1.3. Управление долгом субъекта РФ: содержание, задачи и принципы 27
2. Анализ состояния государственного долга субъекта РФ 36
2.1. Анализ динамики и инструментной структуры государственного долга
субъекта РФ 36
2.2. Оценка долговой устойчивости субъекта РФ 44
3. Управление государственным долгом субъекта РФ: современная оценка и
перспективы совершенствования 51
3.1. Система управления государственным долгом Республики Татарстан,
оценка ее функционирования 51
3.2. Перспективы развития долговых отношений Республики Татарстан и
практики управления долгом региона 59
Заключение 67
Список используемых источников:
С началом проведения радикальных экономических реформ практически все субъекты Российской Федерации столкнулись с резкой нехваткой финансовых ресурсов для выполнения своих функций, в том числе социально-экономических обязательств перед населением. Отсутствие средств было вызвано, в первую очередь, снижением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и, соответственно, сокращением поступления налоговых платежей, а также уменьшением финансовой помощи со стороны федерального центра.
В результате для покрытия необходимых расходов и поддержки производственного потенциала российские регионы стали активно использовать различные формы долговых обязательств (кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты, ценные бумаги, государственные гарантии), что, в конечном итоге, привело к формированию новой категории экономической науки - государственные долги субъектов Российской Федерации.
В настоящее время происходит постоянное увеличение объемов таких заимствований. Одновременно растут расходы на погашение и обслуживание принятых денежных обязательств. Полученные заемные средства направляются в основном на финансирование дефицитов региональных бюджетов, возникающих временных кассовых разрывов при его исполнении и удовлетворение текущих социальных потребностей (выплата заработной платы, пособий, отпускных), а не на решение проблем социально¬экономического развития регионов, преодоление нарастающего износа существующих объектов производственной и социальной инфраструктуры, достигшего критического уровня.
При этом даже те немногие кредиты и займы на развитие производственного потенциала, привлеченные региональными властями или напрямую, или посредством предоставления государственных гарантий, очень часто не дают значимого социально-экономического эффекта.
В региональных органах исполнительной власти до настоящего времени нет осознания важности создания эффективного механизма управления долгом, разработки на основе научного и практического опыта краткосрочной и долгосрочной стратегии по привлечению и направлениям использования долговых обязательств.
Актуальность проблем, связанных с управлением государственным долгом на региональном уровне предопределила выбор темы выпускной квалификационной работы, целью которой стало исследование теоретических и практических аспектов формирования и управления государственным долгом субъекта Российской Федераций.
Вопросы формирования государственного долга субъектов Российской Федерации и механизм управления им рассматриваются в работах многих отечественных ученых. Многочисленные работы в этой области принадлежат А.Д. Мордвинцевой, О.И. Карепиной, Н.И. Яшиной, С.А. Кудрявцевой, А.Н. Кирюшкиной и другим.
Достижение поставленной в работе цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть содержание государственного долга субъекта Российской Федерации и изучить механизм его формирования;
2) охарактеризовать виды долговых обязательств субъектов Российской Федерации;
3) анализировать динамику и инструментую структуру
государственного долга Республики Татарстан;
4) оценить долговую устойчивость Республики Татарстан;
5) изучить систему управления государственным долгом Республики Татарстан и дать оценку ее функционирования;
6) изучить перспективы развития долговых отношений Республики Татарстан и практики управления долгом региона.
Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе управления государственным долгом субъектов Российской Федерации.
Объект исследования - государственный долг субъекта Российской Федерации, механизм управления им в современных условиях.
В процессе проведения исследования были применены такие общенаучные методы познания, как анализ, описание и обобщение, и такие частно-научные методы познания, как сравнение, группировка, анализ динамических рядов, табличный и графический методы представления данных.
В качестве теоретической базы исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, использованы труды отечественных ученых в области управления государственным долгом субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан, учебно-методическая литература, научные публикации, материалы, размещенные в сети Интернет.
Информационной базой исследования являются материалы Министерства финансов Республики Татарстан, а также материалы официальных сайтов Правительства Республики Татарстан и Счетной палаты Республики Татарстан.
В результате для покрытия необходимых расходов и поддержки производственного потенциала российские регионы стали активно использовать различные формы долговых обязательств (кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты, ценные бумаги, государственные гарантии), что, в конечном итоге, привело к формированию новой категории экономической науки - государственные долги субъектов Российской Федерации.
В настоящее время происходит постоянное увеличение объемов таких заимствований. Одновременно растут расходы на погашение и обслуживание принятых денежных обязательств. Полученные заемные средства направляются в основном на финансирование дефицитов региональных бюджетов, возникающих временных кассовых разрывов при его исполнении и удовлетворение текущих социальных потребностей (выплата заработной платы, пособий, отпускных), а не на решение проблем социально¬экономического развития регионов, преодоление нарастающего износа существующих объектов производственной и социальной инфраструктуры, достигшего критического уровня.
При этом даже те немногие кредиты и займы на развитие производственного потенциала, привлеченные региональными властями или напрямую, или посредством предоставления государственных гарантий, очень часто не дают значимого социально-экономического эффекта.
В региональных органах исполнительной власти до настоящего времени нет осознания важности создания эффективного механизма управления долгом, разработки на основе научного и практического опыта краткосрочной и долгосрочной стратегии по привлечению и направлениям использования долговых обязательств.
Актуальность проблем, связанных с управлением государственным долгом на региональном уровне предопределила выбор темы выпускной квалификационной работы, целью которой стало исследование теоретических и практических аспектов формирования и управления государственным долгом субъекта Российской Федераций.
Вопросы формирования государственного долга субъектов Российской Федерации и механизм управления им рассматриваются в работах многих отечественных ученых. Многочисленные работы в этой области принадлежат А.Д. Мордвинцевой, О.И. Карепиной, Н.И. Яшиной, С.А. Кудрявцевой, А.Н. Кирюшкиной и другим.
Достижение поставленной в работе цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть содержание государственного долга субъекта Российской Федерации и изучить механизм его формирования;
2) охарактеризовать виды долговых обязательств субъектов Российской Федерации;
3) анализировать динамику и инструментую структуру
государственного долга Республики Татарстан;
4) оценить долговую устойчивость Республики Татарстан;
5) изучить систему управления государственным долгом Республики Татарстан и дать оценку ее функционирования;
6) изучить перспективы развития долговых отношений Республики Татарстан и практики управления долгом региона.
Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе управления государственным долгом субъектов Российской Федерации.
Объект исследования - государственный долг субъекта Российской Федерации, механизм управления им в современных условиях.
В процессе проведения исследования были применены такие общенаучные методы познания, как анализ, описание и обобщение, и такие частно-научные методы познания, как сравнение, группировка, анализ динамических рядов, табличный и графический методы представления данных.
В качестве теоретической базы исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, использованы труды отечественных ученых в области управления государственным долгом субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан, учебно-методическая литература, научные публикации, материалы, размещенные в сети Интернет.
Информационной базой исследования являются материалы Министерства финансов Республики Татарстан, а также материалы официальных сайтов Правительства Республики Татарстан и Счетной палаты Республики Татарстан.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность его долговых обязательств, полностью и без условий, обеспечиваемых вс ем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.
Долговые обязательства возникают у субъекта Российской Федерации по двум каналам:
1) в результате заключения договоров государственного заимствования;
2) в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.
Отсюда вытекают и формы долговых обязательств.
В качестве инструментов заимствований субъекты Российской
Федерации могут использовать:
а) государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации;
б) бюджетные кредиты, привлеченн е в бюд ет суб екта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной сис емы Российской Федерации;
в) кредиты, полученные субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Именно на них указывается в статье 103 Бюджетного кодекса РФ, в которой определено, что под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственн е займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, прив ек ем е в соот етствии с положениями БК РФ в бюдокет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации.
При предоставлении государственных гарантий формой долгового обязательства выступает договор о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской едерации.
Существование государственного долга субъекта РФ вызывает и необходимость управления им. В широком смысле управление государственным долгом субъекта РФ - это процесс выработки и реализации стратегии, которая направлена на привлечение через долговые операции необходимых средств для развития региона. При этом должен быть соблюден приемлемый уровень риска и цены прив ек емых с помощью займов денежных ресурсов.
В процессе управления государст енным долгом субъекта РФ финансовый орган, выполняющий основные функции по управлению долгом:
- осуществляет планирование заимствований и организует их непосредственное привлечение;
- осуществляет в соот етствии с платежным графиком платежи по обслуживанию и пога ению государственного долга субъекта РФ.
Начиная с 2010 года наблюдается увеличение регионов с дефицитом бюджета. Причина ухудшения ситуации связана с падением налоговых доходов после финансового кризиса 2008 года. Кроме того, существенную нагрузку на регионы составили указы Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике», принятые в 2012 году.
В период с 2006 по 2016 год в Республике Татарстан расходы бюджета превышают доходы, что приводит к возникновению бюджетного дефицита. В целом за период с 2007 года по 2016 дефицит бюджета Республики Татарстан вырос на 5 527,48 млн. рублей. За рассматриваемый период самый большой дефицит бюджета наблюдался в 2014 году и составлял 16 834,40 млн. рублей.
Вместе с ростом дефицита бюджета возникает необходимость в привлечении новых кредитов и займов, что в свою очередь увеличивает объём государственного долга Республики Татарстан.
В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долг Республики Татарстан продолжает расти, но по сравнению с предыдущими годами темны немного снизились. Суммарный объем государственного долга Республики Татарстан увеличился и на 1 января 2017 года составил 93,4 млрд. рублей, что на 2, 09 млрд. рублей больше чем годом ранее. С 2008 года
государственный долг Республики Татарстан увеличился в 5 раз. Несмотря на рост государственного долга Республики Татарстан, его объем во все годы находился на допустимом бюджетным кодексом уровне.
В Республике Татарстан период 2008-2016 гг. характеризовался существенным изменением структуры государственного долга Республики Татарстан в сторону увеличения доли обязательств по примеченным бюджетным кредитам от других бюджетов бюдокетной системы Российской Федерации и снижения доли государственных гарантий. Наблюдаемое увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых РТ, - это мера, направленная на стабилизацию долговой нагрузки региона в связи с ее резким наращиванием с 2013 года. За 10 лет объем долговых обязательств по бюджетным кредитам увеличился, и на начало 2017 года составил 84 860,92 млн. руб. Если в 2008 году доля бюджетных кредитов составляла 0,30 % в общем объеме государственного долга РТ, то на начало 2017 года доля составила 90,84%. На втором месте с долей 9,16 % государственные
гарантии.
Стоит отметить, что Республика Татарстан не имеет рыночного долга. Такая ситуация, что в структуре государственного долга Республики Татарстан присутствуют только бюджетные кредиты и государственные гарантии она наблюдается за весь анализируемый период.
По Бюджетному кодексу Российской Федерации объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ не должен превышать 15 % объема расходов субъекта РФ, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Что же касается Республики Татарстан, то анализ расходов характеризуется на достаточно низком уровне. Так, например, по результатам 2016 года расходы на обслуживание государственного долга Республики Татарстан 0,04 % в общем объеме расходов бюджета Республики Татарстан. За весь исследуемый период доля расходов на обслуживание государственного и муниципального долга составляла от 0,03 до 0,76 %.
Государственный долг субъекта РФ является удобным инструмент финансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации, когда не хватает налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений, то можно привлечь займы на финансирование бюджетного дефицита, но с другой стороны излишнее наращивание долга оно может негативно сказаться на финансовой системе региона, непосредственно на экономику. Поэтому здесь важно оценивать долговую устойчивость региона на основе специальных показателей.
Анализ долговой устойчивости Республики Татарстан проведенной на основе двух показателей, таких как отношения государственного долга Республики Татарстан к Валовому региональному продукту и отношения государственного долга Республики Татарстан к налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Согласно данным РИА Рейтинг отношение государственного долга Республики Татарстан по результатам 2016 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета в 2016 году (долговая нагрузка) составило 48,7%, к Валовому региональному продукту составило 4,81%. Следует отметить, что эти фактические зна ения не превышают пороговых значений, то есть все в пределах допустимых ограничений. В принципе в динамике то е все рассмотренные годы характеризуются достаточно низким уровнем долговой нагрузки и с соблюдением всех пороговых значений показателей.
Следует отметить, что РИА Рейтинг ежегодно составляет рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки. По результатам 2016 года Республика Татарстан занимает 30 место среди субъектов. В 2015 году Республика Татарстан занимала 41 место среди субъектов РФ по уровню долговой нагрузки. За анализируемый период Республика Татарстан улучшила свои позиции по уровню долговой нагрузки среди субъектов Российской Федерации, так, например, по результатам 2016 года Республика Татарстан была на 30 мес е, а по результатам 2012 Республика Татарстан занимала 68 место.
Что касается системы управления государственным долгом Республики Татарстан, то у Республики Татарстан низкие расходы на обслуживание государственного долга, у Республики Татарстан нет рыночного долга, в Республике Татарстан умеют договариваться с федеральным центром о реструктуризации долгов, в Республике Татарстан низкий уровень долговой нагрузки. Все это может свидетельствовать об эффективной системе управления государственным долгом Республики Татарстан.
В Республике Татарстан к субъектам управления государственным долгом РТ относятся Президент РТ, Государственный Совет РТ, Счетная палата РТ, Кабинет Министров РТ, Министерство финансов РТ.
Основные функции по управлению государственным долгом Республики Татарстан выполняет Министерство финансов Республики Татарстан и в частности бюджетный отдел.
У любого субъекта РФ должна разрабатываться долговая политика. В Республике Татарстан в настоящее время разработана «Долговая политика Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», утвержденная распоряжением Кабинета Министров РТ от 20.12.2016 N 3013¬р. Долговая политика Республики Татарстан разрабатывается ежегодно и на плановые два года.
Проведенный нами анализ положений долговой политики Республики Татарстан на 2017-2019 год позволил выделить ряд основных ключевых направлений:
1) обеспечение сбалансированности бюджета РТ при сохранении
долговой устойчивости бюджета Республики Татарстан;
2) поддержание объема долговых обязательств Республики Татарстан на экономически безопасном уровне, позволяющем сохранить контроль за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;
3) поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет РТ с учетом условий, установленных согла ениями о предостав ении кредитов из федерального бюджета;
4) минимизация стоимости обслуживания государственного долга Республики Татарстан;
5) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств РТ в полном объеме при исполнении всех других расходных обязательств.
Не стоит Республике Татарстан рассчитывать на доступность и «гарантированность» получения бюджетных кредитов с учетом ограниченности данного ресурса. По сути, это особый инструмент «антикризисной поддержки» со стороны федерального бюджета, применяемый на индивидуальной основе исходя из состояния долговой устойчивости конкретного субъекта.
Государственная политика в сфере кредитования регионов со стороны федерального центра будет неиз ежно сводиться к сокращению об емов предоставления бюджетных кредитов, переходу к использованию данного инструмента исключительно в качестве меры спасения регионов, попавших в чрезвычайную долговую ситуацию (например, преддефолтное состояние). В перспективе целев е бюджетн е кредиты смогут привлекать только субъекты с низким уровнем долговой устойчивости при условии выполнения соответствующей программы бюджетной стабилизации.
Облигация как инструмент заимствования в большей степени отвечает современным условиям финансового рынка и обладает рядом преимуществ относительно других инструментов.
Республике Татарстан в будущем необходимо использовать такой инструмент долгового финансирования как облигационные займы.
Долговые обязательства возникают у субъекта Российской Федерации по двум каналам:
1) в результате заключения договоров государственного заимствования;
2) в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.
Отсюда вытекают и формы долговых обязательств.
В качестве инструментов заимствований субъекты Российской
Федерации могут использовать:
а) государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации;
б) бюджетные кредиты, привлеченн е в бюд ет суб екта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной сис емы Российской Федерации;
в) кредиты, полученные субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Именно на них указывается в статье 103 Бюджетного кодекса РФ, в которой определено, что под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственн е займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, прив ек ем е в соот етствии с положениями БК РФ в бюдокет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации.
При предоставлении государственных гарантий формой долгового обязательства выступает договор о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской едерации.
Существование государственного долга субъекта РФ вызывает и необходимость управления им. В широком смысле управление государственным долгом субъекта РФ - это процесс выработки и реализации стратегии, которая направлена на привлечение через долговые операции необходимых средств для развития региона. При этом должен быть соблюден приемлемый уровень риска и цены прив ек емых с помощью займов денежных ресурсов.
В процессе управления государст енным долгом субъекта РФ финансовый орган, выполняющий основные функции по управлению долгом:
- осуществляет планирование заимствований и организует их непосредственное привлечение;
- осуществляет в соот етствии с платежным графиком платежи по обслуживанию и пога ению государственного долга субъекта РФ.
Начиная с 2010 года наблюдается увеличение регионов с дефицитом бюджета. Причина ухудшения ситуации связана с падением налоговых доходов после финансового кризиса 2008 года. Кроме того, существенную нагрузку на регионы составили указы Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике», принятые в 2012 году.
В период с 2006 по 2016 год в Республике Татарстан расходы бюджета превышают доходы, что приводит к возникновению бюджетного дефицита. В целом за период с 2007 года по 2016 дефицит бюджета Республики Татарстан вырос на 5 527,48 млн. рублей. За рассматриваемый период самый большой дефицит бюджета наблюдался в 2014 году и составлял 16 834,40 млн. рублей.
Вместе с ростом дефицита бюджета возникает необходимость в привлечении новых кредитов и займов, что в свою очередь увеличивает объём государственного долга Республики Татарстан.
В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долг Республики Татарстан продолжает расти, но по сравнению с предыдущими годами темны немного снизились. Суммарный объем государственного долга Республики Татарстан увеличился и на 1 января 2017 года составил 93,4 млрд. рублей, что на 2, 09 млрд. рублей больше чем годом ранее. С 2008 года
государственный долг Республики Татарстан увеличился в 5 раз. Несмотря на рост государственного долга Республики Татарстан, его объем во все годы находился на допустимом бюджетным кодексом уровне.
В Республике Татарстан период 2008-2016 гг. характеризовался существенным изменением структуры государственного долга Республики Татарстан в сторону увеличения доли обязательств по примеченным бюджетным кредитам от других бюджетов бюдокетной системы Российской Федерации и снижения доли государственных гарантий. Наблюдаемое увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых РТ, - это мера, направленная на стабилизацию долговой нагрузки региона в связи с ее резким наращиванием с 2013 года. За 10 лет объем долговых обязательств по бюджетным кредитам увеличился, и на начало 2017 года составил 84 860,92 млн. руб. Если в 2008 году доля бюджетных кредитов составляла 0,30 % в общем объеме государственного долга РТ, то на начало 2017 года доля составила 90,84%. На втором месте с долей 9,16 % государственные
гарантии.
Стоит отметить, что Республика Татарстан не имеет рыночного долга. Такая ситуация, что в структуре государственного долга Республики Татарстан присутствуют только бюджетные кредиты и государственные гарантии она наблюдается за весь анализируемый период.
По Бюджетному кодексу Российской Федерации объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ не должен превышать 15 % объема расходов субъекта РФ, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Что же касается Республики Татарстан, то анализ расходов характеризуется на достаточно низком уровне. Так, например, по результатам 2016 года расходы на обслуживание государственного долга Республики Татарстан 0,04 % в общем объеме расходов бюджета Республики Татарстан. За весь исследуемый период доля расходов на обслуживание государственного и муниципального долга составляла от 0,03 до 0,76 %.
Государственный долг субъекта РФ является удобным инструмент финансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации, когда не хватает налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений, то можно привлечь займы на финансирование бюджетного дефицита, но с другой стороны излишнее наращивание долга оно может негативно сказаться на финансовой системе региона, непосредственно на экономику. Поэтому здесь важно оценивать долговую устойчивость региона на основе специальных показателей.
Анализ долговой устойчивости Республики Татарстан проведенной на основе двух показателей, таких как отношения государственного долга Республики Татарстан к Валовому региональному продукту и отношения государственного долга Республики Татарстан к налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Согласно данным РИА Рейтинг отношение государственного долга Республики Татарстан по результатам 2016 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета в 2016 году (долговая нагрузка) составило 48,7%, к Валовому региональному продукту составило 4,81%. Следует отметить, что эти фактические зна ения не превышают пороговых значений, то есть все в пределах допустимых ограничений. В принципе в динамике то е все рассмотренные годы характеризуются достаточно низким уровнем долговой нагрузки и с соблюдением всех пороговых значений показателей.
Следует отметить, что РИА Рейтинг ежегодно составляет рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки. По результатам 2016 года Республика Татарстан занимает 30 место среди субъектов. В 2015 году Республика Татарстан занимала 41 место среди субъектов РФ по уровню долговой нагрузки. За анализируемый период Республика Татарстан улучшила свои позиции по уровню долговой нагрузки среди субъектов Российской Федерации, так, например, по результатам 2016 года Республика Татарстан была на 30 мес е, а по результатам 2012 Республика Татарстан занимала 68 место.
Что касается системы управления государственным долгом Республики Татарстан, то у Республики Татарстан низкие расходы на обслуживание государственного долга, у Республики Татарстан нет рыночного долга, в Республике Татарстан умеют договариваться с федеральным центром о реструктуризации долгов, в Республике Татарстан низкий уровень долговой нагрузки. Все это может свидетельствовать об эффективной системе управления государственным долгом Республики Татарстан.
В Республике Татарстан к субъектам управления государственным долгом РТ относятся Президент РТ, Государственный Совет РТ, Счетная палата РТ, Кабинет Министров РТ, Министерство финансов РТ.
Основные функции по управлению государственным долгом Республики Татарстан выполняет Министерство финансов Республики Татарстан и в частности бюджетный отдел.
У любого субъекта РФ должна разрабатываться долговая политика. В Республике Татарстан в настоящее время разработана «Долговая политика Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», утвержденная распоряжением Кабинета Министров РТ от 20.12.2016 N 3013¬р. Долговая политика Республики Татарстан разрабатывается ежегодно и на плановые два года.
Проведенный нами анализ положений долговой политики Республики Татарстан на 2017-2019 год позволил выделить ряд основных ключевых направлений:
1) обеспечение сбалансированности бюджета РТ при сохранении
долговой устойчивости бюджета Республики Татарстан;
2) поддержание объема долговых обязательств Республики Татарстан на экономически безопасном уровне, позволяющем сохранить контроль за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;
3) поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет РТ с учетом условий, установленных согла ениями о предостав ении кредитов из федерального бюджета;
4) минимизация стоимости обслуживания государственного долга Республики Татарстан;
5) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств РТ в полном объеме при исполнении всех других расходных обязательств.
Не стоит Республике Татарстан рассчитывать на доступность и «гарантированность» получения бюджетных кредитов с учетом ограниченности данного ресурса. По сути, это особый инструмент «антикризисной поддержки» со стороны федерального бюджета, применяемый на индивидуальной основе исходя из состояния долговой устойчивости конкретного субъекта.
Государственная политика в сфере кредитования регионов со стороны федерального центра будет неиз ежно сводиться к сокращению об емов предоставления бюджетных кредитов, переходу к использованию данного инструмента исключительно в качестве меры спасения регионов, попавших в чрезвычайную долговую ситуацию (например, преддефолтное состояние). В перспективе целев е бюджетн е кредиты смогут привлекать только субъекты с низким уровнем долговой устойчивости при условии выполнения соответствующей программы бюджетной стабилизации.
Облигация как инструмент заимствования в большей степени отвечает современным условиям финансового рынка и обладает рядом преимуществ относительно других инструментов.
Республике Татарстан в будущем необходимо использовать такой инструмент долгового финансирования как облигационные займы.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Государственный долг субъекта РФ и управление им
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Государственный долг субъекта РФ и управление им
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Бюджетная политика субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Применения интерактивных методов при изучении темы «Суверенизация Республики Татарстан»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан «Возрождение» в гармонизации межконфессиональных отношений
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНАЯ АССИМЕТРИЯ В ПОЛИТИКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016



