НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
|
Введение 3
1. Теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета 7
1.1. Экономическое содержание, значение и классификация
налоговых доходов федерального бюджета 7
1.2. Историческая роль налоговых доходов в формировании
федерального бюджета в Российской Федерации 14
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 23
2.1. Анализ факторов, влияющих на формирование налоговых
доходов федерального бюджета 23
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов
федерального бюджета 31
3. Возможности увеличения доходов федерального бюджета за
счет налоговых поступлений 43
3.1. Зарубежный опыт формирования налоговых доходов
федерального бюджета и возможности его применения в российской практике 43
3.2. Пути увеличения налоговых доходов федерального бюджета
в России 51
Заключение 59
Список использованных источников 63
Приложения
1. Теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета 7
1.1. Экономическое содержание, значение и классификация
налоговых доходов федерального бюджета 7
1.2. Историческая роль налоговых доходов в формировании
федерального бюджета в Российской Федерации 14
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 23
2.1. Анализ факторов, влияющих на формирование налоговых
доходов федерального бюджета 23
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов
федерального бюджета 31
3. Возможности увеличения доходов федерального бюджета за
счет налоговых поступлений 43
3.1. Зарубежный опыт формирования налоговых доходов
федерального бюджета и возможности его применения в российской практике 43
3.2. Пути увеличения налоговых доходов федерального бюджета
в России 51
Заключение 59
Список использованных источников 63
Приложения
Роль и место Российской Федерации в политической жизни современного мира во многом определяется экономической мощью страны и социальным порядком, позволяющим основной части населения стабильно существовать. Социально-экономическая ситуация в России, в свою очередь, зависит, учитывая специфику организации управления экономическими и социальными институтами в российском обществе, прежде всего от деятельности государства в направлении финансового, материального, организационного обеспечения бесперебойного функционирования всех своих институтов. Важнейшую роль в данном контексте играет финансовая политика российского государства, в том числе - бюджетная политика, с которой тесным образом связана государственная политика в сфере налогообложения.
На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Поскольку налоги являются основным источником формирования государственного бюджета современной России, от эффективной организации государственной налоговой политики, в том числе в сфере обеспечения деятельности налоговой системы, выработки и реализации налоговых ставок, во многом зависит экономическое процветание и социальное благополучие страны. В свою очередь, именно социальная стабильность дает основную гарантию сохранения существующего конституционного строя и политического порядка, являясь основной профилактикой антигосударственных и антиправительственных настроений в обществе.
Необходимость сохранения стабильного социального климата в обществе объясняет основные противоречия в формулировании и реализации государственной налоговой политики - между стремлением к максимальному пополнению бюджета страны и очевидной потребностью в создании инвестиционно-привлекательной экономики с одной стороны, и развитой системы социальной поддержки населения - с другой стороны.
Государственная налоговая политика Российской Федерации выступает в
4
качестве стратегически значимого инструмента российского государства в сфере получения дохода, эффективного распределения прибыли от налоговых поступлений. В конечном итоге от особенностей налоговой политики государства зависит уровень социальной защищенности населения, мощь государственных управленческих институтов, правоохранительных структур и вооруженных сил, оптимальная задействованность всех рычагов управления государством в рамках единой слаженно функционирующей системы. В эпоху глобализации, с характерной для нее транснационализацией капиталов, существенную значимость приобретает выработка такой модели налогообложения, которая , при сохранении высокодоходности бюджета, позволяла бы сохранять максимально привлекательный инвестиционный климат в стране, способствуя привлечению иностранных капиталов в российскую экономику и предотвращению оттока отечественных капиталов за рубеж.
Актуальность выбранной для написания выпускной квалификационной работы темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, сохраняя стабильность и способность к развитию даже в сложные для страны экономические и политические периоды. Учитывая тот факт, что большую часть доходов бюджета в Российской Федерации составляют именно налоговые доходы, вопросы анализа существующей динамики налоговых поступлений, уровня собираемости налоговых платежей и эффективности налоговой политики государства приобретают особенную важность в современных непростых экономических условиях.
Вопросы налоговых доходов федерального бюджета достаточно широко и полно освещены в научной литературе. Концептуальные аспекты формирования налоговых доходов бюджета рассматривают такие ученые, как: Быковская И.В., Гнатышина Е.И., Шафиева А.Р., Дубров A.M. К. и др.
Цель работы - анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Задачи, поставленные в работе:
- раскрыть экономическое содержание, значение и классификацию налоговых доходов федерального бюджета;
- рассмотреть историческую роль налоговых доходов в формировании федерального бюджета в Российской Федерации;
- проанализировать факторы, влияющие на формирование налоговых доходов федерального бюджета;
- проанализировать структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
- изучить зарубежный опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета и возможности его применения в российской практике;
- предложить пути увеличения налоговых доходов федерального бюджета.
Методология исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнительный метод, статистический метод.
Информационную базу работы составили:
- нормативно-правовые акты Российской Федерации, в частности, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые на его основании федеральные законы о налогах и сборах;
- данные государственной статистики Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства;
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета.
Во второй главе работы проводится анализ налоговых доходов федерального бюджета.
В третьей главе работы рассмотрены возможности увеличения доходов федерального бюджета за счет налоговых поступлений.
В заключении приведены основные выводы по результатам проделанной работы.
На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Поскольку налоги являются основным источником формирования государственного бюджета современной России, от эффективной организации государственной налоговой политики, в том числе в сфере обеспечения деятельности налоговой системы, выработки и реализации налоговых ставок, во многом зависит экономическое процветание и социальное благополучие страны. В свою очередь, именно социальная стабильность дает основную гарантию сохранения существующего конституционного строя и политического порядка, являясь основной профилактикой антигосударственных и антиправительственных настроений в обществе.
Необходимость сохранения стабильного социального климата в обществе объясняет основные противоречия в формулировании и реализации государственной налоговой политики - между стремлением к максимальному пополнению бюджета страны и очевидной потребностью в создании инвестиционно-привлекательной экономики с одной стороны, и развитой системы социальной поддержки населения - с другой стороны.
Государственная налоговая политика Российской Федерации выступает в
4
качестве стратегически значимого инструмента российского государства в сфере получения дохода, эффективного распределения прибыли от налоговых поступлений. В конечном итоге от особенностей налоговой политики государства зависит уровень социальной защищенности населения, мощь государственных управленческих институтов, правоохранительных структур и вооруженных сил, оптимальная задействованность всех рычагов управления государством в рамках единой слаженно функционирующей системы. В эпоху глобализации, с характерной для нее транснационализацией капиталов, существенную значимость приобретает выработка такой модели налогообложения, которая , при сохранении высокодоходности бюджета, позволяла бы сохранять максимально привлекательный инвестиционный климат в стране, способствуя привлечению иностранных капиталов в российскую экономику и предотвращению оттока отечественных капиталов за рубеж.
Актуальность выбранной для написания выпускной квалификационной работы темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, сохраняя стабильность и способность к развитию даже в сложные для страны экономические и политические периоды. Учитывая тот факт, что большую часть доходов бюджета в Российской Федерации составляют именно налоговые доходы, вопросы анализа существующей динамики налоговых поступлений, уровня собираемости налоговых платежей и эффективности налоговой политики государства приобретают особенную важность в современных непростых экономических условиях.
Вопросы налоговых доходов федерального бюджета достаточно широко и полно освещены в научной литературе. Концептуальные аспекты формирования налоговых доходов бюджета рассматривают такие ученые, как: Быковская И.В., Гнатышина Е.И., Шафиева А.Р., Дубров A.M. К. и др.
Цель работы - анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Задачи, поставленные в работе:
- раскрыть экономическое содержание, значение и классификацию налоговых доходов федерального бюджета;
- рассмотреть историческую роль налоговых доходов в формировании федерального бюджета в Российской Федерации;
- проанализировать факторы, влияющие на формирование налоговых доходов федерального бюджета;
- проанализировать структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
- изучить зарубежный опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета и возможности его применения в российской практике;
- предложить пути увеличения налоговых доходов федерального бюджета.
Методология исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнительный метод, статистический метод.
Информационную базу работы составили:
- нормативно-правовые акты Российской Федерации, в частности, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые на его основании федеральные законы о налогах и сборах;
- данные государственной статистики Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства;
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета.
Во второй главе работы проводится анализ налоговых доходов федерального бюджета.
В третьей главе работы рассмотрены возможности увеличения доходов федерального бюджета за счет налоговых поступлений.
В заключении приведены основные выводы по результатам проделанной работы.
Федеральный бюджет - это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов.
Доходы бюджета - это денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти.
Наибольший удельный вес имеют налоговые поступления, к которым относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
В состав налоговых доходов федерального бюджета входят такие налоги, как:
- налог на прибыль организаций;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- государственная пошлина;
Доходы федерального бюджета в 2014 году составили 14 497 млрд. рублей. По сравнению с 2013 годом они увеличились на 1 476,9 млрд. рублей. Налоговые доходы составили 7 921,2 млрд. рублей. Наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость и составляет 49,6%. Доходы федерального бюджета в 2015 году составили 13 659,2 млрд. рублей, по сравнению с 2014 годом уменьшились на 837,6 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в 2015 году так 60
же, как и в 2014 году, занимает налог на добавленную стоимость и составляет 49,3%. В 2016 году фактический объем поступивших доходов составил 13 460 млрд. рублей. Произошло снижение общего объема доходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом на 199,2 млрд. рублей, однако налоговые доходы продемонстрировали положительную динамику и составили 8639,3 млрд. рублей, что на 48,3 млрд. рублей больше, чем в 2015 году. Наибольший удельный вес продолжает занимать налог на добавленную стоимость и составляет 52,9%.
Стабильность и рост поступлений в федеральный бюджет находятся в прямой зависимости от одного из крупных и значимых налогов - налог на добавленную стоимость. В 2014-2016 годах наблюдается положительная динамика поступлений по данному налогу. Отметим, что наибольший удельный вес в течение трех лет занимает налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации. Однако поступления по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, составляют в среднем 43%, поэтому, можно утверждать, что поступления по обоим налогам относительно равны.
Немаловажным составляющим доходов федерального бюджета являются также акцизы. Можно сделать вывод, что, в основном, наблюдается положительная динамика поступлений в федеральный бюджет. Это связано с непрерывным ростом ставок акцизов. На наш взгляд, увеличение ставок акцизов, несомненно, окажет влияние на всех участников рыночных отношений в будущем, но предсказать, какое это будет влияние, представляется довольно непростой задачей, учитывая специфику и неустойчивость российской экономики. За 2014-2016 годы можно отметить положительную динамику акцизов на товары, производимые на территории Российской Федерации (2014 год - 520,8 млрд. рублей, 2015 год - 527,9 млрд. рублей, 2016 год - 632,2 млрд. рублей). Это означает, что в последнее время Российская Федерация начала активное производство на своей территории Наибольший удельный вес за весь анализируемый период занимают акцизы на табачную продукцию (в среднем 63,25%).
Также нельзя не отметить важность налога на добычу полезных ископаемых в налоговых доходах федерального бюджета. Наибольший удельный вес занимает нефть. В среднем в течение трех лет он составляет 83,9%. Проведенный анализ поступления НДПИ в 2014-2016 годах свидетельствует о высокой степени зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры и соответствует изменению цены на нефть марки «Юралс», природный газ и курса доллара США по отношению к рублю.
Налог на прибыль организации занимает не первое место в удельном весе налоговых доходов федерального бюджета, но все же и грает большую роль. Поступления по налогу на прибыль организаций за анализируемый период в среднем составил 461,7 млрд. рублей.
При анализе структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета мы выявили налоги с наибольшим удельным весов в общем объеме налоговых поступлений в федеральный бюджет. Так, налог на добавленную стоимость занимает в среднем 50% налоговых доходов федерального бюджета, а налог на добычу полезных ископаемых - 36%. Самые незначительные
поступления из налогов - налог на прибыль организаций, который составляет в среднем 5,5 %.
Приведем некоторые рекомендации, которые позволят увеличить налоговые доходы федерального бюджета:
а) усовершенствовать процедуру принудительного взыскания задолженности;
б) ввести дифференцированное налогообложение по отраслям по налогу на прибыль организаций;
в) изменить налогообложение по налогу на добавленную стоимость.
Совершенствование налоговой системы - необходимая задача государства, так как доходы государства важная часть современного общества. За счет них обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Они дают возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного 62
хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.
Доходы бюджета - это денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти.
Наибольший удельный вес имеют налоговые поступления, к которым относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
В состав налоговых доходов федерального бюджета входят такие налоги, как:
- налог на прибыль организаций;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- государственная пошлина;
Доходы федерального бюджета в 2014 году составили 14 497 млрд. рублей. По сравнению с 2013 годом они увеличились на 1 476,9 млрд. рублей. Налоговые доходы составили 7 921,2 млрд. рублей. Наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость и составляет 49,6%. Доходы федерального бюджета в 2015 году составили 13 659,2 млрд. рублей, по сравнению с 2014 годом уменьшились на 837,6 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в 2015 году так 60
же, как и в 2014 году, занимает налог на добавленную стоимость и составляет 49,3%. В 2016 году фактический объем поступивших доходов составил 13 460 млрд. рублей. Произошло снижение общего объема доходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом на 199,2 млрд. рублей, однако налоговые доходы продемонстрировали положительную динамику и составили 8639,3 млрд. рублей, что на 48,3 млрд. рублей больше, чем в 2015 году. Наибольший удельный вес продолжает занимать налог на добавленную стоимость и составляет 52,9%.
Стабильность и рост поступлений в федеральный бюджет находятся в прямой зависимости от одного из крупных и значимых налогов - налог на добавленную стоимость. В 2014-2016 годах наблюдается положительная динамика поступлений по данному налогу. Отметим, что наибольший удельный вес в течение трех лет занимает налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации. Однако поступления по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, составляют в среднем 43%, поэтому, можно утверждать, что поступления по обоим налогам относительно равны.
Немаловажным составляющим доходов федерального бюджета являются также акцизы. Можно сделать вывод, что, в основном, наблюдается положительная динамика поступлений в федеральный бюджет. Это связано с непрерывным ростом ставок акцизов. На наш взгляд, увеличение ставок акцизов, несомненно, окажет влияние на всех участников рыночных отношений в будущем, но предсказать, какое это будет влияние, представляется довольно непростой задачей, учитывая специфику и неустойчивость российской экономики. За 2014-2016 годы можно отметить положительную динамику акцизов на товары, производимые на территории Российской Федерации (2014 год - 520,8 млрд. рублей, 2015 год - 527,9 млрд. рублей, 2016 год - 632,2 млрд. рублей). Это означает, что в последнее время Российская Федерация начала активное производство на своей территории Наибольший удельный вес за весь анализируемый период занимают акцизы на табачную продукцию (в среднем 63,25%).
Также нельзя не отметить важность налога на добычу полезных ископаемых в налоговых доходах федерального бюджета. Наибольший удельный вес занимает нефть. В среднем в течение трех лет он составляет 83,9%. Проведенный анализ поступления НДПИ в 2014-2016 годах свидетельствует о высокой степени зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры и соответствует изменению цены на нефть марки «Юралс», природный газ и курса доллара США по отношению к рублю.
Налог на прибыль организации занимает не первое место в удельном весе налоговых доходов федерального бюджета, но все же и грает большую роль. Поступления по налогу на прибыль организаций за анализируемый период в среднем составил 461,7 млрд. рублей.
При анализе структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета мы выявили налоги с наибольшим удельным весов в общем объеме налоговых поступлений в федеральный бюджет. Так, налог на добавленную стоимость занимает в среднем 50% налоговых доходов федерального бюджета, а налог на добычу полезных ископаемых - 36%. Самые незначительные
поступления из налогов - налог на прибыль организаций, который составляет в среднем 5,5 %.
Приведем некоторые рекомендации, которые позволят увеличить налоговые доходы федерального бюджета:
а) усовершенствовать процедуру принудительного взыскания задолженности;
б) ввести дифференцированное налогообложение по отраслям по налогу на прибыль организаций;
в) изменить налогообложение по налогу на добавленную стоимость.
Совершенствование налоговой системы - необходимая задача государства, так как доходы государства важная часть современного общества. За счет них обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Они дают возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного 62
хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.
Подобные работы
- Налоговые доходы федерального бюджета РФ (Омский государственный университет)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Механизм формирования доходов федерального бюджета РФ и территориальных бюджетов (Государственные и муниципальные финансы, Брянский институт управления и бизнеса (БИУБ))
Контрольные работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ОТ ДОБЫЧИ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ЦЕН НА НЕФТЬ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



