Введение 13
Глава 1. Литературный обзор 16
1.1. Обзор этапов жизненного цикла машиностроительной продукции 17
1.2. Систематизация содержания внутриоперационных процессов, как основа
современной технологической документации 22
1.3. Методы и инструменты менеджмента качества технологических
процессов 26
1.3.1. Статистические методы 26
1.3.2. Аналитические методы 28
1.4. Характеристика деятельности предприятия ООО «НПО «Ростар 30
1.5. Методика выявления причин дефектов на машиностроительном
предприятии 32
1.5.1. Методика управления несоответствующей продукцией на
машиностроительном предприятии 32
1.5.2. Методика управления несоответствующей продукцией, обнаруженной и
возвращенной от потребителя 36
1.6. Дефекты в технологических процессах 42
1.7. Анализ претензий потребителей и затрат на качество продукции 48
Глава 2. Методика прослеживания дефектов по этапам жизненного цикла продукции 51
2.1 .Анализ процесса работы с дефектами и рекламациями на предприятии.. .52
2.2. Цикличность этапов жизненного цикла машиностроительной
продукции 54
2.3. Структура этапов жизненного цикла машиностроительной продукции. .56
2.4. Товарный продукт выполненных процессов жизненного цикла
машиностроительной продукции 59
2.5. Показатели качества товарного продукта процессов жизненного цикла
машиностроительной продукции 61
2.6. Функциональные системы и их связь с процессами этапа эксплуатации
автомобиля 63
2.7. Схема прослеживания дефектов по процессам этапов жизненного цикла..65
2.8. Состав системы рулевого управления автомобилем 68
2.9. Разработка карты потенциальных дефектов механизма синхронизации
поворота колеса и их связь с процессом выполнения маневров автомобиля 72
2.10. Пример формирование кода прослеживания дефекта по этапам
жизненного цикла рулевого управления автомобиля 77
2.11. Разработка технических мероприятий по упрощению функционального
испытания поперечной тяги без ее разборки 79
2.12. Пример испытаний тяги без ее разбора для определения фактического
зазора в сопряжении деталей «Палец шаровой - наконечник тяги» 85
2.13. Сравнительная трудоемкость диагностики рулевых тяг без и с разборкой..88
Глава 3. Экономическая часть 90
3.1. Экономический расчет стоимости нахождения причин дефектов по
стандарту предприятия с внешними дефектами 91
3.2. Экономический расчет стоимости нахождения причин дефектов по
стандарту предприятия с внутренними дефектами 92
3.3. Экономическая оценка стоимости процесса установления причин дефектов, возникших у потребителя по причине «люфта в шаровой опоре» ..94
Заключение 97
Список литературы 98
Актуальность темы исследования.
Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех отраслях промышленности. На долю машиностроения приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции.
Переход от централизованной системы управления экономикой к рыночным отношениям в России показал неспособность большинства российских машиностроительных предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию стабильно высокого качества. Поэтому решение этой проблемы является необходимым условием существования и дальнейшего развития машиностроительного производства.
Главным процессом в деятельности любого промышленного предприятия является процесс производства, основной частью которого являются технологические процессы. Именно в технологических процессах происходит возникновение большинства несоответствий на предприятиях вследствие сложности их организации и устройства. Поэтому следует, в первую очередь, устранять несоответствия в технологических процессах.
Наиболее эффективным способом устранения несоответствий является предупреждение их возникновения. Предупреждающие действия, в отличие от корректирующих, направлены на предотвращение возникновения потенциальных, ещё не появившихся несоответствий. Они являются одним из наиболее важных компонентов менеджмента качества, так как позволяют своевременно предупреждать возникновение несоответствий, а не исправлять уже случившиеся.
Существует большое количество методов и инструментов менеджмента качества, предназначенных для управления качеством технологических процессов. Однако целью большинства из них является устранение фактических несоответствий путём корректировки показателей технологических процессов с использованием методов математической статистики.
В результате применения разработанной методики, процесс поиска причин дефектов максимально упрощается, а также позволяет сокращать время на обнаружение дефекта за счет прослеживания причины его возникновения на этапе жизненного цикла.
Код прослеживания дефектов, предложенный в данной работе, является тем инструментом, который позволяет избежать постоянных совещаний, если причина дефекта до этого уже возникала и является не новой на предприятии.
Таким образом, появляется мощный инструмент улучшения качества продукции и повышения результативности работы службы качества, метрологической лаборатории предприятия, а также всего производства.
1. ГОСТ 31109-82 “Процессы технологические. Основные термины и определения.”
2. Маталин А.А, Технология машиностроения: учебник для
машиностроительных вузов по специальности “ Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты”. - Л.:
Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1985. - с. 496
3. Корсаков В.С. Основы технологии машиностроения. Учебник для вузов. М. “Высш. школа”, 1974 г.
4. Матвеев В.Н., Абызов А.П. Научные основы технологии машиностроения: Учебник. Набережные Челны: изд. Камского политехнического института,, 1996 г. 230 с.
5. Дерябин А.Л. Программирование технологических процессов для станов с ЧПУ: Учебное пособие для техникумов. М.: Машиностроение,.1984 г. - 224с., ил.
6. Павленко Н.П. Структура технологической операции в условиях ГПС. / Известия высших учебных заведений. Машиностроение 1987 № 1 с. 123-127.
7. Кондаков А.И., Васильев А.С. Системное моделирование взаимодействий в технологических средах. / Известия высших учебных заведений. Машиностроение 19 № с. 92-100.
8. Водин Д. В. Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономической эффективности. // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26-28.
9. Зеньков В.С. Управление качеством: Практикум / В. С. Зеньков. - Мн.: БГЭУ, 2005г.
10. Ильенкова С.Д., Ильенвкова Н.Д. Управление качеством: Учебник для вузов/: Под ред. С.Д. Ильенковой.-М, 2006г.