Оценка эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления на примере Министерства экологии Челябинской области
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ 7
1.1 Краткая характеристика деятельности Министерства экологии
Челябинской области 7
1.2 Оценка эффективности реализации основных направлений деятельности
Министерства экологии Челябинской области 14
Выводы по разделу один 31
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 33
2.1 Правовые основы программно-целевого метода планирования и
управления 33
2.2 Целевые программы, реализуемые Министерством экологии Челябинской
области 48
2.3 Оценка результатов реализации областной целевой программы
«Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы» 64
Выводы по разделу два 84
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 86
3.1 Разработка методики оценки эффективности системы обращения с
твердыми бытовыми отходами в регионах 86
3.2 Оценка системы обращения с твердыми бытовыми отходами Челябинской
области по разработанной методике 116
Выводы по разделу три 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 144
ПРИЛОЖЕНИЯ 149
Приложение А Оргструктура МинЭко Челябинской области 149
Приложение Б Оценка эффективности использования бюджетных средств МинЭко в 2011 - 2013 гг. 150
Приложение В Сводный рейтинг ГРБС, ГАДБ по результатам мониторинга качества финансового менеджмента на 01.01.2014 155
Приложение Г Требования к содержанию разделов государственной программы 157
Приложение Д Мероприятия проводимые по направлению «Снижение загрязнения окружающей среды отходами» в рамках областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы»
1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ 7
1.1 Краткая характеристика деятельности Министерства экологии
Челябинской области 7
1.2 Оценка эффективности реализации основных направлений деятельности
Министерства экологии Челябинской области 14
Выводы по разделу один 31
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 33
2.1 Правовые основы программно-целевого метода планирования и
управления 33
2.2 Целевые программы, реализуемые Министерством экологии Челябинской
области 48
2.3 Оценка результатов реализации областной целевой программы
«Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы» 64
Выводы по разделу два 84
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 86
3.1 Разработка методики оценки эффективности системы обращения с
твердыми бытовыми отходами в регионах 86
3.2 Оценка системы обращения с твердыми бытовыми отходами Челябинской
области по разработанной методике 116
Выводы по разделу три 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 144
ПРИЛОЖЕНИЯ 149
Приложение А Оргструктура МинЭко Челябинской области 149
Приложение Б Оценка эффективности использования бюджетных средств МинЭко в 2011 - 2013 гг. 150
Приложение В Сводный рейтинг ГРБС, ГАДБ по результатам мониторинга качества финансового менеджмента на 01.01.2014 155
Приложение Г Требования к содержанию разделов государственной программы 157
Приложение Д Мероприятия проводимые по направлению «Снижение загрязнения окружающей среды отходами» в рамках областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы»
Представленная магистерская диссертация посвящена теме «Оценка эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления на примере Министерства экологии Челябинской области».
Актуальность оценки эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления заключается в том, что на сегодняшний момент рациональная реализация программно-целевого метода органами государственной власти во многом обуславливает успешное решение социально-экономических проблем страны.
В общем случае программно-целевые методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ.
Применение программно-целевых методов является оправданным и обоснованным при наличии в социально-экономической системе страны или региона неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и других. Необходимость использования данного метода государственного регулирования экономики возрастает при решении комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.
Комплексный подход к решению народнохозяйственных проблем, присущий программно-целевому подходу, значительно повышает устойчивость экономики к влиянию внешних, циклических и непредсказуемых факторов.
Программно-целевой метод имеет в будущем широкую перспективу использования в системе планомерного совершенствования управления. Во- первых, программно-целевой метод в наибольшей мере предполагает комплексность и единую целевую ориентацию в осуществлении мероприятий, направленных на решение важнейших задач совершенствования управления; во- вторых, он является инструментом решения и разработки межотраслевых проблем, связанных с интеграцией, комплексным, системным решением задач, находящихся на стыке отраслей; в-третьих, программно-целевой метод обеспечивает условия для реализации таких задач, решение которых не может эффективно осуществляться в системе отраслевого и территориального управления.
Предметом исследования магистерской диссертации является программно-целевой метод планирования и управления. Объектом изучения - целевые программы, реализуемые Министерством экологии Челябинской области.
Целью магистерской диссертации является оценка эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления на примере Министерства экологии Челябинской области.
В соответствии с целью в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи:
1) кратко охарактеризовать деятельность Министерства экологии Челябинской области;
2) оценить эффективность реализации основных направлений
деятельности Министерства;
3) описать правовые основы программно-целевого метода планирования и управления;
4) охарактеризовать целевые программы, реализуемые МинЭко Челябинской области;
5) оценить результаты реализации областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы»;
6) разработать методику оценки эффективности системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах;
7) оценить систему обращения с твердыми бытовыми отходами Челябинской области по разработанной методике.
Методологической основой магистерской диссертации является системный подход. При оценке эффективности реализации программно-целевого метода МинЭко Челябинской области использовалась утвержденная Правительством области методика оценки целевых программ. При разработке методики оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах были использованы экспертные методы парных сравнений и приписывания баллов. Кроме того при проведении исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, индукция, дедукция и др.
В работе были использованы учебные пособия и учебники таких авторов, как Авдеева Л.И., Поршнева А.Г., Поспелов Г.С. Алехин Э.В. Рапопорт В.С., Вышегородцев М.М., Мысляева И.Н. и др. Кроме того в работе были использованы материалы из периодических изданий, ресурсы сети Internet, а также нормативно правовые акты.
Итогом работы стали объективная оценка реализации программно-целевого метода МинЭко области, а так же разработка и апробация методики оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах. Разработанная методика полезна для органов государственной власти, уполномоченных в сфере обращения с отходами, для потенциальных инвесторов, организаций осуществляющих свою деятельность в индустрии обращения с отходами, а так же для неравнодушной к экологическим проблемам общественности.
Актуальность оценки эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления заключается в том, что на сегодняшний момент рациональная реализация программно-целевого метода органами государственной власти во многом обуславливает успешное решение социально-экономических проблем страны.
В общем случае программно-целевые методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ.
Применение программно-целевых методов является оправданным и обоснованным при наличии в социально-экономической системе страны или региона неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и других. Необходимость использования данного метода государственного регулирования экономики возрастает при решении комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.
Комплексный подход к решению народнохозяйственных проблем, присущий программно-целевому подходу, значительно повышает устойчивость экономики к влиянию внешних, циклических и непредсказуемых факторов.
Программно-целевой метод имеет в будущем широкую перспективу использования в системе планомерного совершенствования управления. Во- первых, программно-целевой метод в наибольшей мере предполагает комплексность и единую целевую ориентацию в осуществлении мероприятий, направленных на решение важнейших задач совершенствования управления; во- вторых, он является инструментом решения и разработки межотраслевых проблем, связанных с интеграцией, комплексным, системным решением задач, находящихся на стыке отраслей; в-третьих, программно-целевой метод обеспечивает условия для реализации таких задач, решение которых не может эффективно осуществляться в системе отраслевого и территориального управления.
Предметом исследования магистерской диссертации является программно-целевой метод планирования и управления. Объектом изучения - целевые программы, реализуемые Министерством экологии Челябинской области.
Целью магистерской диссертации является оценка эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления на примере Министерства экологии Челябинской области.
В соответствии с целью в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи:
1) кратко охарактеризовать деятельность Министерства экологии Челябинской области;
2) оценить эффективность реализации основных направлений
деятельности Министерства;
3) описать правовые основы программно-целевого метода планирования и управления;
4) охарактеризовать целевые программы, реализуемые МинЭко Челябинской области;
5) оценить результаты реализации областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы»;
6) разработать методику оценки эффективности системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах;
7) оценить систему обращения с твердыми бытовыми отходами Челябинской области по разработанной методике.
Методологической основой магистерской диссертации является системный подход. При оценке эффективности реализации программно-целевого метода МинЭко Челябинской области использовалась утвержденная Правительством области методика оценки целевых программ. При разработке методики оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах были использованы экспертные методы парных сравнений и приписывания баллов. Кроме того при проведении исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, индукция, дедукция и др.
В работе были использованы учебные пособия и учебники таких авторов, как Авдеева Л.И., Поршнева А.Г., Поспелов Г.С. Алехин Э.В. Рапопорт В.С., Вышегородцев М.М., Мысляева И.Н. и др. Кроме того в работе были использованы материалы из периодических изданий, ресурсы сети Internet, а также нормативно правовые акты.
Итогом работы стали объективная оценка реализации программно-целевого метода МинЭко области, а так же разработка и апробация методики оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах. Разработанная методика полезна для органов государственной власти, уполномоченных в сфере обращения с отходами, для потенциальных инвесторов, организаций осуществляющих свою деятельность в индустрии обращения с отходами, а так же для неравнодушной к экологическим проблемам общественности.
В настоящее время, ключевым методом решения социально-экономических проблем страны является программно-целевой метод планирования и управления. Комплексный подход к решению народнохозяйственных проблем, присущий программно-целевому подходу, значительно повышает устойчивость экономики к влиянию внешних, циклических и непредсказуемых факторов.
В представленной магистерской диссертации был проведен анализ эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления в Министерстве экологии Челябинской области, а так же для решения выявленных проблем разработана и апробирована методика оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах.
В первом разделе магистерской диссертации была приведена краткая характеристика деятельности Министерства экологии Челябинской области, в которой были отражены история создания Министерства, миссия, основные функции и организационная структура управления.
В первом разделе так же была проведена оценка эффективности реализации основных направлений деятельности Министерства на основе методики расчета эффективности использования бюджетных средств, реализуемой по двум направлениям (оценка достижения плановых показателей и оценка полноты использования бюджетных средств) и анализа результатов мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В результате оценки было установлено, что Министерство достаточно эффективно расходует имеющиеся у него финансовые ресурсы, однако при этом, по трем из девяти направлениям деятельности (размещение твердых бытовых отходов в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическим требованиями; осуществление мер по охране водных объектов; сохранение природных ландшафтов и систем животного, растительного мира и водных биологических ресурсов) ни в одном из рассматриваемых периодов не был достигнут стопроцентный результат по индикативным показателям, а по цели размещение твердых бытовых отходов в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическим требованиями прослеживается стабильно отрицательная динамика.
Анализ результатов мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС показал положительную тенденцию передвижения Министерства по строкам рейтинга ГРБС, что свидетельствует о совершенствовании финансового менеджмента внутри организации.
Во втором разделе магистерской диссертации были рассмотрены правовые основы программно-целевого метода планирования и управления. Представлены требования к содержанию и этапы разработки целевых программ, описаны особенности финансирования и процесс управления и контроля реализации программ. Так же описана методика оценки эффективности реализации программ.
Кроме того во втором разделе представлена характеристика основных целевых программ, реализуемых Министерством экологии Челябинской области с указанием содержания проблем, обоснованием необходимости их решения программными методами, а так же с указанием целей, задач, мероприятий, объемов финансирования и предполагаемых результатов реализации программ.
В рассматриваемом разделе представлена оценка результатов реализации областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 гг.». Оценка показала, что в целом программа реализуется успешно, однако за весь период реализации программы не был достигнут индикативный показатель «доля населения Челябинской области, образованные ТБО от которого размещаются на полигонах» (88%), что подтолкнуло авторов к более детальному изучению проблемы обращения с отходами в области. Детальный анализ рассматриваемого вопроса позволил выявить большое количество проблем таких как
- постоянный рост количества образуемых ТБО;
недостаточное количество санкционированных мест размещения ТБО;
- отсутствие развернутой системы селективного сбора мусора;
- низкая доля перерабатываемых и сортируемых ТБО;
- низкая доля частных инвестиций в общем объеме финансирования.
При этом решение существующих проблем недостаточно охвачено программно целевым методом. В области отсутствует самостоятельная целевая программа по развитию системы обращения с отходами, а существующая программа природоохранных мероприятий предусматривает только лишь предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство полигонов ТБО.
Однако, при наличии столь острых проблем, не существует рациональной методики оценки системы обращения с отходами в регионах. Отсутствие методики не позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию в том или ином субъекте, выявить существующие проблемы в региональном разрезе и как следствие предложить рациональные пути решения, поэтому авторами исследования было принято решение о разработке соответствующей методики.
В третьем разделе работы представлены результаты разработки методики оценки эффективности системы обращения с отходам в регионах. Приведено обоснование необходимости разработки методики, обозначены ее цели и этапы применения. Так же в разделе подробно описана сама методика с обоснованием выбора показателей и критериев их оценки, указанием формул их расчета и источников информации для нахождения значений показателей.
Целями методики являются:
1) систематизация разрозненных статистических данных о региональных системах обращения с ТБО;
2) комплексная оценка региональных систем обращения с ТБО;
3) выявление сильных и слабых сторон региональных систем обращения с ТБО;
4) графическая иллюстрация положения региона относительно других региональных систем обращения с ТБО.
Применение методики включает в себя 3 этапа:
1) оценка технической составляющей системы обращения с ТБО;
2) оценка финансовой составляющей системы обращения с ТБО;
3) ранжирование регионов и выявление слабых мест.
Первый и второй этапы включают в себя идентичные подэтапы:
1) отбор показателей;
2) определение значимости показателей на основе метода парных сравнений и бально-рейтингового метода;
3) сбор и обработка статистических данных;
4) выбор критериев оценки (пятибальная шкала);
5) выставление оценок согласно выбранным критериям;
6) расчет интегрального показателя.
Кроме того, в третьем разделе представлены результаты апробации методики на 16 субъектах Российской Федерации, сопоставимых по численности с Челябинской областью.
Анализ полученных результатов показал, что уровень развития систем регионов в большинстве случаев напрямую зависит от достаточности финансирования. При этом Челябинская область располагает неразвитой системой обращения с ТБО при достаточно результативном финансовом показателе. Это свидетельствует либо о нерациональном использовании средств, что неприемлемо в случае с Челябинской областью, тж. уровень освоения средств высок, а прирост частных инвестиций не существенен, либо о коротком сроке реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы (действие временных лагов), что в большей степени соответствует ситуации в нашей области. В данном случае, при продолжении значительных финансовых вливаний в сферу обращения с отходами в области, а так же при реализации более эффективных мер по привлечению частных инвесторов, ситуация в регионе может измениться в положительную сторону при рациональном использовании средств и эффективном менеджменте органов государственной власти.
В соответствии с выявленными проблемами в рассматриваемом разделе были обозначены мероприятия по их решению, предлагаемые в рамках программно-целевого метода, такие как:
- объединение муниципальных образований Челябинской области в 22 агломерации для минимизации бюджетных расходов и тарифной нагрузки на население;
- организация 40 мусороперегрузочных станций;
- организация 14 мусоросортировочных комплексов;
- проектирование и строительство 22 межмуниципальных полигонов;
- строительство 3 мусоросжигательных заводов;
- подготовка и размещение социальной рекламы по вопросам экологически безопасного обращения с отходами с целью повышения экологического воспитания населения;
привлечение частных инвесторов путем развития государственно-частного партнерства;
проведение экспериментальных проектов по развитию селективного сбора мусора;
- создание и обеспечение ведения регионального кадастра отходов.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, а задачи выполнены.
Результаты работы имеют весомую практическую значимость для МинЭкоа Челябинской области. Разработанная методика полезна для органов государственной власти, уполномоченных в сфере обращения с отходами, для потенциальных инвесторов, организаций осуществляющих свою деятельность в индустрии обращения с отходами, а так же для неравнодушной к экологическим проблемам общественности.
В представленной магистерской диссертации был проведен анализ эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления в Министерстве экологии Челябинской области, а так же для решения выявленных проблем разработана и апробирована методика оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах.
В первом разделе магистерской диссертации была приведена краткая характеристика деятельности Министерства экологии Челябинской области, в которой были отражены история создания Министерства, миссия, основные функции и организационная структура управления.
В первом разделе так же была проведена оценка эффективности реализации основных направлений деятельности Министерства на основе методики расчета эффективности использования бюджетных средств, реализуемой по двум направлениям (оценка достижения плановых показателей и оценка полноты использования бюджетных средств) и анализа результатов мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В результате оценки было установлено, что Министерство достаточно эффективно расходует имеющиеся у него финансовые ресурсы, однако при этом, по трем из девяти направлениям деятельности (размещение твердых бытовых отходов в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическим требованиями; осуществление мер по охране водных объектов; сохранение природных ландшафтов и систем животного, растительного мира и водных биологических ресурсов) ни в одном из рассматриваемых периодов не был достигнут стопроцентный результат по индикативным показателям, а по цели размещение твердых бытовых отходов в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическим требованиями прослеживается стабильно отрицательная динамика.
Анализ результатов мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС показал положительную тенденцию передвижения Министерства по строкам рейтинга ГРБС, что свидетельствует о совершенствовании финансового менеджмента внутри организации.
Во втором разделе магистерской диссертации были рассмотрены правовые основы программно-целевого метода планирования и управления. Представлены требования к содержанию и этапы разработки целевых программ, описаны особенности финансирования и процесс управления и контроля реализации программ. Так же описана методика оценки эффективности реализации программ.
Кроме того во втором разделе представлена характеристика основных целевых программ, реализуемых Министерством экологии Челябинской области с указанием содержания проблем, обоснованием необходимости их решения программными методами, а так же с указанием целей, задач, мероприятий, объемов финансирования и предполагаемых результатов реализации программ.
В рассматриваемом разделе представлена оценка результатов реализации областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 гг.». Оценка показала, что в целом программа реализуется успешно, однако за весь период реализации программы не был достигнут индикативный показатель «доля населения Челябинской области, образованные ТБО от которого размещаются на полигонах» (88%), что подтолкнуло авторов к более детальному изучению проблемы обращения с отходами в области. Детальный анализ рассматриваемого вопроса позволил выявить большое количество проблем таких как
- постоянный рост количества образуемых ТБО;
недостаточное количество санкционированных мест размещения ТБО;
- отсутствие развернутой системы селективного сбора мусора;
- низкая доля перерабатываемых и сортируемых ТБО;
- низкая доля частных инвестиций в общем объеме финансирования.
При этом решение существующих проблем недостаточно охвачено программно целевым методом. В области отсутствует самостоятельная целевая программа по развитию системы обращения с отходами, а существующая программа природоохранных мероприятий предусматривает только лишь предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство полигонов ТБО.
Однако, при наличии столь острых проблем, не существует рациональной методики оценки системы обращения с отходами в регионах. Отсутствие методики не позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию в том или ином субъекте, выявить существующие проблемы в региональном разрезе и как следствие предложить рациональные пути решения, поэтому авторами исследования было принято решение о разработке соответствующей методики.
В третьем разделе работы представлены результаты разработки методики оценки эффективности системы обращения с отходам в регионах. Приведено обоснование необходимости разработки методики, обозначены ее цели и этапы применения. Так же в разделе подробно описана сама методика с обоснованием выбора показателей и критериев их оценки, указанием формул их расчета и источников информации для нахождения значений показателей.
Целями методики являются:
1) систематизация разрозненных статистических данных о региональных системах обращения с ТБО;
2) комплексная оценка региональных систем обращения с ТБО;
3) выявление сильных и слабых сторон региональных систем обращения с ТБО;
4) графическая иллюстрация положения региона относительно других региональных систем обращения с ТБО.
Применение методики включает в себя 3 этапа:
1) оценка технической составляющей системы обращения с ТБО;
2) оценка финансовой составляющей системы обращения с ТБО;
3) ранжирование регионов и выявление слабых мест.
Первый и второй этапы включают в себя идентичные подэтапы:
1) отбор показателей;
2) определение значимости показателей на основе метода парных сравнений и бально-рейтингового метода;
3) сбор и обработка статистических данных;
4) выбор критериев оценки (пятибальная шкала);
5) выставление оценок согласно выбранным критериям;
6) расчет интегрального показателя.
Кроме того, в третьем разделе представлены результаты апробации методики на 16 субъектах Российской Федерации, сопоставимых по численности с Челябинской областью.
Анализ полученных результатов показал, что уровень развития систем регионов в большинстве случаев напрямую зависит от достаточности финансирования. При этом Челябинская область располагает неразвитой системой обращения с ТБО при достаточно результативном финансовом показателе. Это свидетельствует либо о нерациональном использовании средств, что неприемлемо в случае с Челябинской областью, тж. уровень освоения средств высок, а прирост частных инвестиций не существенен, либо о коротком сроке реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы (действие временных лагов), что в большей степени соответствует ситуации в нашей области. В данном случае, при продолжении значительных финансовых вливаний в сферу обращения с отходами в области, а так же при реализации более эффективных мер по привлечению частных инвесторов, ситуация в регионе может измениться в положительную сторону при рациональном использовании средств и эффективном менеджменте органов государственной власти.
В соответствии с выявленными проблемами в рассматриваемом разделе были обозначены мероприятия по их решению, предлагаемые в рамках программно-целевого метода, такие как:
- объединение муниципальных образований Челябинской области в 22 агломерации для минимизации бюджетных расходов и тарифной нагрузки на население;
- организация 40 мусороперегрузочных станций;
- организация 14 мусоросортировочных комплексов;
- проектирование и строительство 22 межмуниципальных полигонов;
- строительство 3 мусоросжигательных заводов;
- подготовка и размещение социальной рекламы по вопросам экологически безопасного обращения с отходами с целью повышения экологического воспитания населения;
привлечение частных инвесторов путем развития государственно-частного партнерства;
проведение экспериментальных проектов по развитию селективного сбора мусора;
- создание и обеспечение ведения регионального кадастра отходов.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, а задачи выполнены.
Результаты работы имеют весомую практическую значимость для МинЭкоа Челябинской области. Разработанная методика полезна для органов государственной власти, уполномоченных в сфере обращения с отходами, для потенциальных инвесторов, организаций осуществляющих свою деятельность в индустрии обращения с отходами, а так же для неравнодушной к экологическим проблемам общественности.
Подобные работы
- СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование методики управления городскими земельными ресурсами
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДИНГОМ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ СЕВЕРО- ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕК/ СТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018



