Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления на примере Министерства экологии Челябинской области

Работа №80158

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы165
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ 7
1.1 Краткая характеристика деятельности Министерства экологии
Челябинской области 7
1.2 Оценка эффективности реализации основных направлений деятельности
Министерства экологии Челябинской области 14
Выводы по разделу один 31
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 33
2.1 Правовые основы программно-целевого метода планирования и
управления 33
2.2 Целевые программы, реализуемые Министерством экологии Челябинской
области 48
2.3 Оценка результатов реализации областной целевой программы
«Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы» 64
Выводы по разделу два 84
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 86
3.1 Разработка методики оценки эффективности системы обращения с
твердыми бытовыми отходами в регионах 86
3.2 Оценка системы обращения с твердыми бытовыми отходами Челябинской
области по разработанной методике 116
Выводы по разделу три 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 144
ПРИЛОЖЕНИЯ 149
Приложение А Оргструктура МинЭко Челябинской области 149
Приложение Б Оценка эффективности использования бюджетных средств МинЭко в 2011 - 2013 гг. 150
Приложение В Сводный рейтинг ГРБС, ГАДБ по результатам мониторинга качества финансового менеджмента на 01.01.2014 155
Приложение Г Требования к содержанию разделов государственной программы 157
Приложение Д Мероприятия проводимые по направлению «Снижение загрязнения окружающей среды отходами» в рамках областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы»

Представленная магистерская диссертация посвящена теме «Оценка эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления на примере Министерства экологии Челябинской области».
Актуальность оценки эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления заключается в том, что на сегодняшний момент рациональная реализация программно-целевого метода органами государственной власти во многом обуславливает успешное решение социально-экономических проблем страны.
В общем случае программно-целевые методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ.
Применение программно-целевых методов является оправданным и обоснованным при наличии в социально-экономической системе страны или региона неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и других. Необходимость использования данного метода государственного регулирования экономики возрастает при решении комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.
Комплексный подход к решению народнохозяйственных проблем, присущий программно-целевому подходу, значительно повышает устойчивость экономики к влиянию внешних, циклических и непредсказуемых факторов.
Программно-целевой метод имеет в будущем широкую перспективу использования в системе планомерного совершенствования управления. Во- первых, программно-целевой метод в наибольшей мере предполагает комплексность и единую целевую ориентацию в осуществлении мероприятий, направленных на решение важнейших задач совершенствования управления; во- вторых, он является инструментом решения и разработки межотраслевых проблем, связанных с интеграцией, комплексным, системным решением задач, находящихся на стыке отраслей; в-третьих, программно-целевой метод обеспечивает условия для реализации таких задач, решение которых не может эффективно осуществляться в системе отраслевого и территориального управления.
Предметом исследования магистерской диссертации является программно-целевой метод планирования и управления. Объектом изучения - целевые программы, реализуемые Министерством экологии Челябинской области.
Целью магистерской диссертации является оценка эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления на примере Министерства экологии Челябинской области.
В соответствии с целью в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи:
1) кратко охарактеризовать деятельность Министерства экологии Челябинской области;
2) оценить эффективность реализации основных направлений
деятельности Министерства;
3) описать правовые основы программно-целевого метода планирования и управления;
4) охарактеризовать целевые программы, реализуемые МинЭко Челябинской области;
5) оценить результаты реализации областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 годы»;
6) разработать методику оценки эффективности системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах;
7) оценить систему обращения с твердыми бытовыми отходами Челябинской области по разработанной методике.
Методологической основой магистерской диссертации является системный подход. При оценке эффективности реализации программно-целевого метода МинЭко Челябинской области использовалась утвержденная Правительством области методика оценки целевых программ. При разработке методики оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах были использованы экспертные методы парных сравнений и приписывания баллов. Кроме того при проведении исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, индукция, дедукция и др.
В работе были использованы учебные пособия и учебники таких авторов, как Авдеева Л.И., Поршнева А.Г., Поспелов Г.С. Алехин Э.В. Рапопорт В.С., Вышегородцев М.М., Мысляева И.Н. и др. Кроме того в работе были использованы материалы из периодических изданий, ресурсы сети Internet, а также нормативно правовые акты.
Итогом работы стали объективная оценка реализации программно-целевого метода МинЭко области, а так же разработка и апробация методики оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах. Разработанная методика полезна для органов государственной власти, уполномоченных в сфере обращения с отходами, для потенциальных инвесторов, организаций осуществляющих свою деятельность в индустрии обращения с отходами, а так же для неравнодушной к экологическим проблемам общественности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время, ключевым методом решения социально-экономических проблем страны является программно-целевой метод планирования и управления. Комплексный подход к решению народнохозяйственных проблем, присущий программно-целевому подходу, значительно повышает устойчивость экономики к влиянию внешних, циклических и непредсказуемых факторов.
В представленной магистерской диссертации был проведен анализ эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления в Министерстве экологии Челябинской области, а так же для решения выявленных проблем разработана и апробирована методика оценки системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах.
В первом разделе магистерской диссертации была приведена краткая характеристика деятельности Министерства экологии Челябинской области, в которой были отражены история создания Министерства, миссия, основные функции и организационная структура управления.
В первом разделе так же была проведена оценка эффективности реализации основных направлений деятельности Министерства на основе методики расчета эффективности использования бюджетных средств, реализуемой по двум направлениям (оценка достижения плановых показателей и оценка полноты использования бюджетных средств) и анализа результатов мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В результате оценки было установлено, что Министерство достаточно эффективно расходует имеющиеся у него финансовые ресурсы, однако при этом, по трем из девяти направлениям деятельности (размещение твердых бытовых отходов в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическим требованиями; осуществление мер по охране водных объектов; сохранение природных ландшафтов и систем животного, растительного мира и водных биологических ресурсов) ни в одном из рассматриваемых периодов не был достигнут стопроцентный результат по индикативным показателям, а по цели размещение твердых бытовых отходов в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическим требованиями прослеживается стабильно отрицательная динамика.
Анализ результатов мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС показал положительную тенденцию передвижения Министерства по строкам рейтинга ГРБС, что свидетельствует о совершенствовании финансового менеджмента внутри организации.
Во втором разделе магистерской диссертации были рассмотрены правовые основы программно-целевого метода планирования и управления. Представлены требования к содержанию и этапы разработки целевых программ, описаны особенности финансирования и процесс управления и контроля реализации программ. Так же описана методика оценки эффективности реализации программ.
Кроме того во втором разделе представлена характеристика основных целевых программ, реализуемых Министерством экологии Челябинской области с указанием содержания проблем, обоснованием необходимости их решения программными методами, а так же с указанием целей, задач, мероприятий, объемов финансирования и предполагаемых результатов реализации программ.
В рассматриваемом разделе представлена оценка результатов реализации областной целевой программы «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки на 2011-2015 гг.». Оценка показала, что в целом программа реализуется успешно, однако за весь период реализации программы не был достигнут индикативный показатель «доля населения Челябинской области, образованные ТБО от которого размещаются на полигонах» (88%), что подтолкнуло авторов к более детальному изучению проблемы обращения с отходами в области. Детальный анализ рассматриваемого вопроса позволил выявить большое количество проблем таких как
- постоянный рост количества образуемых ТБО;
недостаточное количество санкционированных мест размещения ТБО;
- отсутствие развернутой системы селективного сбора мусора;
- низкая доля перерабатываемых и сортируемых ТБО;
- низкая доля частных инвестиций в общем объеме финансирования.
При этом решение существующих проблем недостаточно охвачено программно целевым методом. В области отсутствует самостоятельная целевая программа по развитию системы обращения с отходами, а существующая программа природоохранных мероприятий предусматривает только лишь предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство полигонов ТБО.
Однако, при наличии столь острых проблем, не существует рациональной методики оценки системы обращения с отходами в регионах. Отсутствие методики не позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию в том или ином субъекте, выявить существующие проблемы в региональном разрезе и как следствие предложить рациональные пути решения, поэтому авторами исследования было принято решение о разработке соответствующей методики.
В третьем разделе работы представлены результаты разработки методики оценки эффективности системы обращения с отходам в регионах. Приведено обоснование необходимости разработки методики, обозначены ее цели и этапы применения. Так же в разделе подробно описана сама методика с обоснованием выбора показателей и критериев их оценки, указанием формул их расчета и источников информации для нахождения значений показателей.
Целями методики являются:
1) систематизация разрозненных статистических данных о региональных системах обращения с ТБО;
2) комплексная оценка региональных систем обращения с ТБО;
3) выявление сильных и слабых сторон региональных систем обращения с ТБО;
4) графическая иллюстрация положения региона относительно других региональных систем обращения с ТБО.
Применение методики включает в себя 3 этапа:
1) оценка технической составляющей системы обращения с ТБО;
2) оценка финансовой составляющей системы обращения с ТБО;
3) ранжирование регионов и выявление слабых мест.
Первый и второй этапы включают в себя идентичные подэтапы:
1) отбор показателей;
2) определение значимости показателей на основе метода парных сравнений и бально-рейтингового метода;
3) сбор и обработка статистических данных;
4) выбор критериев оценки (пятибальная шкала);
5) выставление оценок согласно выбранным критериям;
6) расчет интегрального показателя.
Кроме того, в третьем разделе представлены результаты апробации методики на 16 субъектах Российской Федерации, сопоставимых по численности с Челябинской областью.
Анализ полученных результатов показал, что уровень развития систем регионов в большинстве случаев напрямую зависит от достаточности финансирования. При этом Челябинская область располагает неразвитой системой обращения с ТБО при достаточно результативном финансовом показателе. Это свидетельствует либо о нерациональном использовании средств, что неприемлемо в случае с Челябинской областью, тж. уровень освоения средств высок, а прирост частных инвестиций не существенен, либо о коротком сроке реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы (действие временных лагов), что в большей степени соответствует ситуации в нашей области. В данном случае, при продолжении значительных финансовых вливаний в сферу обращения с отходами в области, а так же при реализации более эффективных мер по привлечению частных инвесторов, ситуация в регионе может измениться в положительную сторону при рациональном использовании средств и эффективном менеджменте органов государственной власти.
В соответствии с выявленными проблемами в рассматриваемом разделе были обозначены мероприятия по их решению, предлагаемые в рамках программно-целевого метода, такие как:
- объединение муниципальных образований Челябинской области в 22 агломерации для минимизации бюджетных расходов и тарифной нагрузки на население;
- организация 40 мусороперегрузочных станций;
- организация 14 мусоросортировочных комплексов;
- проектирование и строительство 22 межмуниципальных полигонов;
- строительство 3 мусоросжигательных заводов;
- подготовка и размещение социальной рекламы по вопросам экологически безопасного обращения с отходами с целью повышения экологического воспитания населения;
привлечение частных инвесторов путем развития государственно-частного партнерства;
проведение экспериментальных проектов по развитию селективного сбора мусора;
- создание и обеспечение ведения регионального кадастра отходов.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, а задачи выполнены.
Результаты работы имеют весомую практическую значимость для МинЭкоа Челябинской области. Разработанная методика полезна для органов государственной власти, уполномоченных в сфере обращения с отходами, для потенциальных инвесторов, организаций осуществляющих свою деятельность в индустрии обращения с отходами, а так же для неравнодушной к экологическим проблемам общественности.



1 О Методике оценки и мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и главными администраторами доходов областного бюджета [Текст]: Постановление Правительства Челябинской области от 27 июня 2011 г. // Южноуральская панорама. - 2011. - № 208. - 37 с.
2 Об областной целевой Программе природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2011 - 2015 годы [Текст]: Постановление Правительства Челябинской области от 15 декабря 2010 г. N 318-П // Южноуральская панорама. - 2010. - № 318 - С. 33.
3 Об областной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2013 - 2015 годах» [Текст]: Постановление Правительства Челябинской области от 30 октября 2012 г. N 601-П // Южноуральская панорама. - 2012. - № 183. - С. 23
4 Об областной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области» на 2011 - 2015 годы [Текст]: Постановление Правительства Челябинской области от 16 марта 2011 N 69-П // Южноуральская панорама. - 2011. - № 74. - С.21.
5 О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области [Текст]: Постановление Правительства Челябинской области от 25.07.2013 N 148- П // Южноуральская панорама. - 2013. - №118. - С. 15.
6 Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ [Текст]: Постановление Правительства Челябинской области от 22 ноября 2007 г. N 256-П // Южноуральская панорама. - 2007. - № 145. - С. 11.
7 Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ [Текст] // Российская газета. - 1998. - № 121.-С. 12-23.]
8 Ветрова Т.П. Экономические аспекты утилизации твердых бытовых отходов [Текст] ИВестник МГУ. - 2012. - № 5 - С.99-107.
9 Алехин, Э.В. Управление региональной экономикой [Текст]: учебное пособие/ Э.В. Алехин. - Пенза: Экономик, 2011г. - 56 с.
10 Андурский Е.Я. Экология: проблематика утилизации твердых бытовых отходов [Текст] // Феномены природы и экология человека. - 2012. - № 9. - С.94¬96.
11 Ашихмина ТВ., Овчинникова ТВ., Федянин В.П. Загрязнение окружающей среды при депонировании твердых бытовых отходов [Текст] И Фундамент, исслед. - 2009. - №7. - С.78-80.
12 Бельдеева Л.Н., Лазуткина Ю.С., Комарова Л.Ф. Экологически безопасное обращение с отходами [Текст] // Экология ЖКХ. - 2011. - № 3. - С. 12-16.
13 Бикбау М.Я. Новые подходы к переработке ТБО [Текст] // Экол. вести. России. -2012. -№ 12,-С.48-51.
14 Богоявленский Р.Г., Рыжов В.А. Мировые тенденции в области современных технологий утилизации твердых промышленных и бытовых отходов [Текст] // ЭКОС. - 2013,- №8. - С.42-51.
15 Баженов Р.П. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы в сфере обращения с отходами [Текст] // Экологический вестник России. - 2014. - № 2. - С. 14-19.
16 Волков А.Е. Проблема утилизации твердых бытовых отходов [Текст] // Чистый город. - 2013. - №2(50). - С.3-7.
17 Вышегородцев, М. М. Правление бюджетом [Текст]: учебник для вузов / М.М. Вышегородцев. - М.: Дис, 2008. - 301с.
18 Голубин А.К., Максимович ВТ. Как решать проблему отходов [Текст] // Экол. и жизнь. -2011,- №2( 111).- С.22-26.
19 Государственно-частное партнерство в сфере обращения с ТБО [Текст] // Экология и жизнь. - 2014. - № 5 - С. 31-35.
20 Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: хранение, утилизация, переработка [Текст] // Экология и жизнь. - 2013. - № 7- С. 23-31.
21 Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика [Текст] / П. Дойль / пер. с англ. Т. Красевич, А. Вихровой, В. Кузина, Д. Раевский. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
22 Дымов В. Третья беда России [Текст] // Экология и право. - 2005. - №3 (20).-С.9-12.
23 Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнерство [Текст]: учебник / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2012. - 153 с.
24 Калугина С.М., Селиванова С.В, Колыванова Е.В. Анализ и оценка зарубежного опыта обращения с твердыми бытовыми отходами [Текст] // Вестник СПбГПУ. - 2010. - № 8. - С.26-29.
25 Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2012 году [Текст] / М-во по радиац. и экол.бБезопасности Челяб. обл. - Челябинск :[б. и.]. 2013-/ [под общ. ред. А. М. Галичина]. -232 с.
26 Менеджмент организаций: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Л.И. Авдеева, О.К. Казакова, Т.Я. Локшина и др. - Донецк: ДонНУ, 2006. - 271 с.
27 Минченко О.С. Подходы к оценке целевых программ в российской практике [Текст]//Вопросы управления. - 2012. - №4. - С. 15-20.
28 Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / И.Н. Мысляева. - М.: Инфра, 2009. - 321 с.
29 Олянич, Д.В. Теория организации [Текст]: учебник / Д.В. Олянич. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 408 с
30 Полукаров, В.Л. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / В.Л. Полукаров. - М.: Кнорус, 2008. - 240 с.
31 Поляк, Г. Б. Территориальные финансы [Текст]: учебное пособие. - М.: Феникс, 2003. - 112с.
32 Поспелов, Г.С. Программно-целевое планирование и управление [Текст]: учебное пособие / Г.С. Поспелов, В.А. Ириков. - М.: Экспо, 2008. - 243 с.
33 Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика [Текст]: учебник / Н.Стефанов, К.Симеонов, К.Костев, С.Качаунов. - М: «Прогресс», 2009.
- 126 с.
34 Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2007. - 211с.
35 Рапопорт, В.С. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления [Текст]: учебное пособие / В.С.Рапопорт, Л.В.Родионова. - М.: Мысль, 2008. - 112с.
36 Управление организацией для студентов вузов [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина и др.. - 4-е изд., перераб. и доп.
- М.: ИНФРА-М, 2008. - 669 с.
37 Государственные Программы Российской Федерации [Электронный ресурс]: портал государственных программ Росийской Федерации. - Режим доступа: http://gosprogrammy.gov.ru/Main/Start, свободный,- Загл. с экрана.
38 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства природных ресурсов РФ. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/cef/gosdoklad%20za%202012%20god.pd, свободный - Загл. с экрана.
39 ГУ «Поисково-спасательная служба Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chelspasatel.ru/buy/, свободный. - Загл. с экрана.
40 Доклад о результатах и основных напавлениях деятельности Министерства по раиационной и экоголической безопасности Челябинской области на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minecol74.ru/ministerstvo/polozhenie/, свободный. - Загл. с экрана.
41 Зарубежный опыт обращения с ТБО [Электронный ресурс]: официальный сайт Минэкологии Нижегородской области. - Режим доступа: http://waste-nn.ru/primery-evropeyskogo-opyta/, свободный. - Загл. с экрана
42 ОГУ «Гражданская защита Челябинской области» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://ogugz74.ru/index.php/home, свободный. - Загл. с экрана.
43 ОГУ «Особо охраняемые природные территории» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://oopt74.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
44 ОГУ «Противопожарная служба Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ppschel.ru/content/o_sluzhbe/, свободный. - Загл. с экрана.
45 Как превратить отходы в доходы [Электронный ресурс]: агентство
новостей «Доступ». - Режим доступа:
http://www.dostupl.ru/detail/detail_51006.html-20.04, свободный. - Загл. с экрана.
46 Полигоны твердых бытовых отходов [Электронный ресурс]: экологический портал. - Режим доступа: http://portaleco.ru/ekologija- goroda/poligony-tverdyh-bytovyh-othodov.html, свободный. - Загл. с экрана.
47 Положение о Министерстве экологии Челябинской области
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://minecol74.ru/ministerstvo/polozhenie-o-ministerstve/, свободный - Загл. с экрана.
48 Сводный рейтинг главных распорядителей областного бюджета, главных администраторов доходов областного бюджета по результатам мониторинга на 01.01.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfm74.ru/minformation/guidance/, свободный. - Загл. с экрана
49 Экологические проблемы твердых бытовых отходов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.greenteam.su/index.php/ekologicheskie- problemy-tbo.html, свободный - Загл. с экрана.
50 Экопромпроект - Экологическое сопровождение предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eco-nn.ru/m_oth_kadastr.html, свободный. - Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ