Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №80143

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Определение и особенности образовательной услуги, трактовка, сущность специфика, классификация.
1.2. Дополнительные образовательные услуги - понятие, специфика, направленности, сфера предоставления
1.3 Финансовый механизм системы дошкольного образования 24
1.4 Виды источников финансирования ДОУ 34
2 АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Анализ рынка основных образовательных услуг Челябинской области 39
2.2. Анализ рынка дополнительных образовательных услуг
Челябинской области
2.3. Анализ финансирования основных и дополнительных образовательных 49 услуг в дошкольных учреждениях Челябинской области
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Выбор и социальная обоснованность направления развития
дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста
3.2. Документационное обеспечение дополнительных платных
образовательных услуг в ДОУ
3.3 Экономическая и социальная эффективность внедрения
дополнительных платных услуг в ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Государственная образовательная система Советского Союза обеспечивала достаточно высокий уровень образования. По мнению зарубежных экспертов, «успехи в области образования были одним из завоеваний социализма. Уровень образованности населения был выше, чем в других странах с сопоставимым уровнем экономического развития». Сформировавшаяся в стране система дошкольного образования была своеобразным институциональным феноменом в глазах иностранцев.
В процессе перехода к рыночной экономике Россия оказалась в глубоком экономическом кризисе. Сокращение объема внутреннего валового продукта, увеличение бедности и безработицы среди экономически активного населения, сокращение расходов государства на социальные нужды оказали крайне негативное влияние на российскую систему образования. Последнее десятилетие XX века отличалось сокращением сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), повышением родительской платы за содержание детей, а также ростом очереди на получение путевки в детский сад. Тогда же поменялась социально-демографическая структура населения, и как следствие расслоение общества по уровню благосостояния вызвало увеличение спроса на дифференцированные услуги дошкольного образования. Спрос, в свою очередь, породил предложение услуг со стороны частных детских садов и центров развития.
В изменившихся социально-экономических условиях последних лет назрела необходимость исследования проблемы развития дошкольного образования, поиска перспектив развития, предложения дополнительных платных образовательных услуг как дополнительного источника средств для ДОУ . В связи с тенденцией увеличения рождаемости в последние годы данная проблема является одной из самых острых во многих регионах Российской Федерации, актуальна она и для Челябинской области.
Теперь, когда экономика страны, в основном, приобрела рыночный характер, элементы рыночных отношений стали проникать и в сферу дошкольного образования. Традиционное для регионального бюджетирования планирование «по остаточному принципу» не может считаться удовлетворительным в настоящее время, оно только усугубляет проблему дефицита финансирования образования.
4 сентября 2014г. Распоряжением Правительства РФ № 1726-р утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей» (далее - Концепция), которая предусматривает реализацию в 2 этапа: 1 этап - 2014-2017 годы (разработка плана мероприятий и разработка механизмов ее реализации) и 2 этап - 2018-2020 годы (выполнение плана мероприятий, региональных программ, внедрение пилотных проектов и лучших практик).
План мероприятий на 2015 - 2020 гг. ставит своей целью развитие системы дополнительного образования детей, расширение спектра соответствующих образовательных программ, развитие кадрового потенциала, расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования детей, внедрение механизмов государственно -частного партнерства и т.д. Мероприятия плана также позволят обеспечить модернизацию структуры, содержания и технологий в данной сфере. Кроме того, предусмотрена система мер по совершенствованию финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования, включая внесение изменений в российское законодательство. Так, уже ведется работа по установлению единых подходов к бюджетному финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Таким образом, дополнительное образование рассматривается Концепцией как ресурс регионального развития, а также подразумевается выполнение роли «социального лифта» - нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями. Однако на практике в настоящее время финансирование даже основных образовательных услуг ведется только по самым необходимым статьям расходов, на финансирование дополнительных образовательных программ из бюджета средств не выделяется вовсе. Учреждениям дошкольного образования необходимо самим организовывать и вводить в учебный процесс дополнительные образовательные услуги, и все чаще на платной основе.
Цель работы - исследование тенденций развития рынка образовательных услуг в Челябинской области и разработка направлений по поиску дополнительных источников средств.
Для достижения цели работы поставлены и решены следующие задачи:
- изучение и систематизация теоретических аспектов исследования рынка образовательных услуг в целом и дополнительных образовательных услуг в частности;
- проведение анализа специфических особенностей развития
современной российской системы образовательных услуг;
- исследование системы финансирования системы дошкольного образования в Челябинской области;
- разработка механизма внедрения дополнительных платных
образовательных услуг;
- внедрение дополнительных платных образовательных услуг, апробация и оценка его эффективности;
- обоснование социальной значимости дополнительных
образовательных услуг.
Объект исследования — региональная система дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей (на примере Челябинской области).
Предмет исследования - рынок дошкольных образовательных услуг
Челябинской области.
В процессе исследования применялись методы моделирования и прогнозирования динамики демографических процессов; экономико-
статистические методы исследования, экспертные оценки, сравнительный анализ.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные документы государственных органов РФ и Челябинской области, официальные данные РОССТАТа и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, в том числе ЧЕЛЯБИНСКСТАТа, публикации в периодической печати, а также интернет-ресурсы образовательных порталов и исследования, которые были проведены автором.
Научная новизна заключается в выявлении и обосновании потребности разработки механизма внедрения дополнительных платных образовательных услуг.
Практическая значимость обосновывается разработкой механизма внедрения дополнительных платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях и его апробация на примере МБДОУ ДС №108 г. Челябинска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной работы уточнены понятия образовательной услуги и дополнительной образовательной услуги, приведены их специфические особенности и классификация. Изучен порядок финансирования бюджетных учреждений Челябинской области, а также опыт зарубежных стран в этом вопросе. Проведен анализ рынка дошкольных образовательных услуг Челябинской области, в результате которого выявлены проблемы качества образования выпускников и недостатка бюджетного финансирования.
Для решения вышеперечисленных проблем обозначена необходимость дополнительного образования детей, углубленной подготовки выпускников к школе. Предложено внедрение дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ для обеспечения преемственности ступеней образования, предусмотренной ФГОС, и как дополнительного источника доходов для ДОУ, играющего все возрастающую роль в финансовой жизни учреждения. Кроме того, введение дополнительных платных услуг обеспечивает возможность обновить материально-техническую базу ДОУ, сохранить квалифицированные кадры, стимулировать сотрудников в зависимости от личного вклада каждого, поддержать престиж ДОУ.
Предложен алгоритм внедрения дополнительных платных образовательных услуг, который успешно апробирован на примере МБДОУ «ДС № 108 г. Челябинска» и имеет практическую значимость. Алгоритм может быть универсальным для любого ДОУ, для других платных образовательных услуг. Рассчитана экономическая эффективность внедрения платных услуг.
Выявлена и обоснована социальная значимость работы: предоставление дополнительных платных образовательных услуг на базе дошкольного образовательного учреждения повышает качество и уровень подготовки к школе выпускников ДОУ, что позволяет им поступить в наиболее престижные школы. Также обозначен ряд социальных преимуществ для родителей, приоритетность которых установлена с помощью опроса родителей.
Таким образом, цели работы достигнуты, поставленные задачи решены.



Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Гросс-Медиа, 2006. -384с.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный Закон Российской Федерации «О дополнительном образовании» от 01.01 2002 года
Конституция Российской Федерации. СПб.: 2015.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. -М.: АПК и ПРО, 2015.- 24с.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержден 17 октября 2013г. Приказом Минобрнауки РФ № 1155.
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, утв. приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"
Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 1996 24 янв.
Автономов А.С., Хананашвили Н.Л. Оценка социальных проектов: учебное пособие / под общ. ред. А.С. Автономова. М.: Издательская группа «Юрист», 2014. - 240 с. ISBN 978-5-91835-237-3/
Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я.- 2008.- №5.-с.139-141.
Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2003.-№4.-с.29-Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я - 2007.-№5.-с.139-142.
Балыхин, Г.А. Методические основы привлечения внебюджетных средств в образовательную систему / Г.А. Балыхин // Экономика образования. 2005. - №2. - С. 5.
Волков, Д.В. О содержании экономической категории «образовательная услуга» / Д.В. Волков // Экономика образования. 2000. -№31.-С. 78.
Григорьева, Е.Г. Образовательная услуга как объект экономического анализа /Е.Г. Григорьева http://old.ippd.ru/bibl/pedagoa razvitie/pr 10.html (05.08.2010).
Государство и образование: опыт стран запада. Сб. обзоров. М.: Высшая школа, 1992. - 116с.
. Давыдова, Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России / Е.А. Давыдова // Экономика образования. 2004. - №5. - С. 33-51.
Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. Пер. с англ. М. Котельниковой. / П. Друкер. М.: ФАИР -ПРЕСС, 2001. - 288с.
Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000.-с.288.
Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент. Экпсресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. / Ф. Котлер СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я.-2008.-№5.-с.57-63.
Кузнецова, C.B. Теоретико-методологический аспекты развития рынка образовательных услуг / C.B. Кузнецова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново. 2008. - №3. - С. 14-21. 
Кузнецова, C.B. Управление инвестициями в дошкольное образование: прогнозирование спроса / C.B. Кузнецова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново. 2010. - №3. - С.55-59.
Лужецкая И.Г. Дополнительные образовательные услуги в сфере дошкольного образования. / Дошкольная педагогика // Петербургский научно -методический журнал для педагогов и родителей. - 2002. - № 5. С. 28-30.
Образование в Российской Федерации. Стат. сб.М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2014.
Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.
Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании / А.П. Панкрухин. М.: Интерпракс, 1995. -240с.
Пищулин, Н.П. Маркетинг образования / Н.П. Пищулин — М.: Жизнь и мысль, 2001. 416с.
Потеев, М.И. Основы маркетинга в сфере образования / М.И. Потеев. — СПб.: ЛИТЛО, 1992. 102с.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие для ВУЗов / Под ред. Т.Г. Морозовой, A.B. Пикулькина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Савельева, Н.Ю. Финансово-хозяйственная деятельность дошкольного образовательного учреждения: практическое руководство / Н.Ю. Савельева - Ростов н/Д, 2005.
Семеко, Г.В. Перераспределение финансовой ответственности в сфере образования России / Г.В. Семеко // Экономика образования. 2003. - №6.1. C. 19.
Финансово-экономическая деятельность , общеобразовательного учреждения: настольная книга руководителя / под ред. В.И. Ерошина. М.: 1997. - 220с.
Шахриманьян, И. Маркетинг образовательных услуг / И. Шахриманьян // Маркетинг. 1993. - №1.
Шинкарева Л. В. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] / Л. В. 
Шинкарева, А. А. Воробьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95/
38 Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2005. 576 с.
39 Челябинскстат:http://chelstat.gks.ru
40 http://chelyabinsk.bezformata.ru/listnews/
41 http://festival.1september.ru/articles/636501/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ