Введение 3
Глава I. Криминалистическая характеристика незаконной охоты 12
1.1. Понятие и значение криминалистической характеристики
преступления 12
1.2. Личность преступника 13
1.3. Обстоятельства подготовки и совершения преступления 15
1.4. Непосредственный предмет преступного посягательства 16
1.5. Способ совершения и сокрытия преступления 19
1.6. Механизм следообразования по делам о незаконной охоте 24
Глава II. Организация расследования по делам о незаконной охоте 33
2.1. Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства,
подлежащие установлению 33
2.2. Взаимодействие лица, производящего расследование, с другими
службами органов внутренних дел, а также с органами госохотнадзора 42
Глава III. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий по делам о незаконной охоте 47
3.1. Осмотр места происшествия 47
3.2. Другие виды следственного осмотра 54
3.3. Допрос и очная ставка 56
3.4. Допрос в условиях бесконфликтной ситуации 58
3.5. Допрос в условиях конфликтной ситуации 62
3.6. Получение образцов для сравнительного исследования и назначения
экспертиз 65
Глава IV. Предупреждение незаконной охоты 70
Заключение 78
Список литературы 81
Приложение
С древнейших времен человек и охота - понятия неразделимые. Охота имеет настолько большое влияние на человечество, которое сложно переоценить. Для первобытного человека охота была единственным способом выжить, защититься и пропитаться.
С социальной точки зрения, неконтролируемое отношение к окружающей нас среде в настоящее время, можно расценивать как преступление против настоящего и будущего людей. К сожалению, в нашей стране у большей части населения отсутствует понимание реальной опасности экологических преступлений и в частности незаконной охоты .
На одном из первых мест по степени опасного воздействия на окружающую природу находятся браконьерские посягательства на животный мир, которые являются наиболее распространенными среди всех иных видов экологических правонарушений.
Статистические данные неумолимо указывают на то, что браконьерская добыча животных стала встречаться практически повсеместно. Важно отметить, что латентность подобного рода уголовно¬наказуемых деяний значительна. В связи с этим показатели опубликованной статистики, отражающей динамику гораздо преступлений анализируемого вида значительно выше.
Поэтому в современных условиях существенную роль играет профессиональная деятельность правоохранительных органов, а также органов прокуратура, которая обладает всем необходимым объемом полномочий по надзору за исполнением нормативно-правовых актов теми субъектами, деятельность которых может нанести ущерб охотничьим ресурсам.
Существует множество определений понятия «охота». Так,
традиционно под охотой понимается: «поиски, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли1. Научная литература содержит многочисленные определения охоты. Например, О.С. Колбасов под понятием «охота» рассматривает определенный вид деятельности людей, который связан с использованием природных богатств животного мира . По мнению других авторов, охота представляет собой отыскание и добывание различными способами диких животных, которые обитают в естественных условиях .
Выделяют следующие специфические признаки охоты: 1) это деятельность, которая направленна на добывание; 2) объектами добывания выступают дикие животные, находящиеся в естественных условиях;
3) охота предполагает факт нахождения лиц в охотничьих угодьях с орудиями добычи или свежедобытой дичью .
Таким образом, под охотой следует понимать такую деятельность, которая сопряжена с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
На территории России охота осуществляется прежде всего в соответствии с Конституцией Российской Федерации . Более детально данный вид деятельности регламентируется Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что Правила охоты, принятые на уровне субъектов РФ, имеют незначительные отличия, в частности, такие, как сроки проведения охоты и перечень видов охотничьих животных.
Согласно ФЗ «О животном мире» охота с нарушением установленных правил признается незаконной и влечет соответственно уголовную или административную ответственность.
Итак, исходя из целей и назначения выделяют различные виды охоты:
1) промысловая, любительская и спортивная;
2) для осуществления научных исследований и образовательной деятельности;
3) контролирующая численность охотничьих ресурсов;
4) связанная с акклиматизацией, переселением и гибридизацией охотничьих ресурсов;
6) целенаправленная на содержание и размножение охотничьих ресурсов в полуественной или искусственной среде обитания;
7) обеспечивающая традиционные образ жизни и хозяйственную деятельности коренных малочисленных народов1.
В национальном законодательстве содержатся определения
промысловой, а также любительской и спортивной охоты .
Принципы правового регулирование в сфере охотничьей деятельности, а также сохранения охотничьих ресурсов осуществляется на таких восьми принципах, как:
1) создание устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов и обеспечение их биологического разнообразия;
2) дифференцированность правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических, экономических, и других факторов;
3) соблюдение законных интересов коренных малочисленных народов России охота для которых является главной формы существования;
5) соответствие интересам гуманизма и исключения жестокого обращения с животными орудий и способов охоты;
6) открытость в процессе пользования охотничьими ресурсами;
7) учет экологических, экономических и других факторов при установлении объема добычи охотничьих ресурсов;
8) пользования охотничьими ресурсами на возмездной основе.
Физические лица и организации не зависимо от их организационно - правовой формы должны реализовывать право на добычу охотничьих ресурсов в соответствующих охотничьих угодьях, которое появляется у указанных лиц с получением разрешения на добычу.
Охотничьи угодья принято классифицировать на те:
1) которые применяются на предусмотренных Федеральным законом основаниях организациями и индивидуальными предпринимателями;
2) в которых в целях охоты могут свободно находится физические лица.
Общественную опасность незаконной охоты невозможно недооценить. Это и подрыв экологической безопасности общества, и причинении ущерба животному миру, и негласное свидетельство о пороках человека в целом.
Уголовный кодекс Российской Федерации1 определяет основной, а ч. 2 - квалифицированный составы преступления, описывающие
общественно опасные деяния, относящиеся к категории умышленных преступлений небольшой тяжести (часть 1 статьи 258).
Основным объектом данного анализируемого вида преступления является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной животного мира, его рациональным использованием, воспроизводством и обеспечением необходимой численности диких животных, сохранением экологического равновесия на Земле; жизнеспособность животного мира во всем его многообразии.
Предметы незаконной охоты - дикие промысловые звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы .
Российское законодательство предусматривает также
административную ответственность за правонарушения в данной сфере (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ).
Так, например, житель Тюменской области К. 01 февраля 2016 года совершил незаконную охоту на косулю Сибирскую. С целью реализации своего преступного умысла направленного на производство незаконной охоты на косулю Сибирскую, К., 01 февраля 2016 года, около 12 часов, выдвинулся на охотничьих лыжах на участок местности в лесном массиве, расположенный на расстоянии около трёх километров в юго-западном направлении от окраины д. Одина Голышмановского района Тюменской области. Прибыв на указанный участок местности, К, умышленно, незаконно, без надлежащего разрешения (именной разовой лицензии), установил над тропой косуль две металлические петли, ранее изготовленные им самостоятельно из металлической проволоки, для поимки косули Сибирской. Затем, 08 февраля 2016 года, около 12 часов, К., прибыв на место установки металлических петель, обнаружил одну особь косули Сибирской, которая попалась в одну из петель, тем самым К. произвёл незаконную добычу одной особи косули Сибирской, стоимостью 60 000 рублей. После чего, К.., при помощи металлической проволоки, утащил незаконно добытую им тушу косули Сибирской за проволоку. Своими действиями К. нарушил правила охоты, утверждённые приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 512 от 16.11.2010 года (в редакции от 06.08.2015 года) и Федеральный закон «О животном мире» № 52-ФЗ от 24.04.1995 года (в редакции от 13.07.2015 года), причинив своими действиями управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области материальный ущерб на общую сумму 60 000 рублей, который является крупным. Добытая К. косуля Сибирская, согласно Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2009 года (в редакции от 14.10.2014 года), является объектом животного мира, отнесённым к особо ценным в хозяйственном отношении, представляет экологическую ценность для государства, и её добыча осуществляется в соответствии с лимитами добычи. Подсудимый К. виновным себя в совершении преступления, предусмотренного п. А ч. 1 ст. 258 УК РФ признал полностью, в содеянном раскаялся. Кроме того, вина К. в совершении преступления, предусмотренного п. А ч. 1 ст. 258 УК РФ, подтверждается оглашенными в судебном заседании материалами дела:
- рапортом об обнаружении признаков преступления ст. УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Голышмановский» майора полиции зарегистрированный в КУСП за № 605 от 16.02.2016 года;
- протоколом осмотра места происшествия от 16.02.2016 года;
- протоколом выемки от 10.03.2016 года;
- протоколом осмотра предметов от 18.02.2016 года, в ходе которого осмотрены: часть туши дикого животного косуля, шкура дикого животного косуля;
- постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 18.02.2016 года;
- протоколом осмотра предметов от 12.03.2016 года;
- заключением эксперта № 35 от 19.02.2016 года, согласно выводам которого:
1. Часть туши животного, изъятая в ходе осмотра места происшествия от 16.02.2016 года принадлежит косуле Сибирской. На предоставленной части туши животного, на основании осмотра, огнестрельные, колото-резанные раны и следы удушья отсутствуют.
2. На основании проведенного осмотра части туши животного, судя по характеру срезов мышц, следует заключить, что животное было убито.
Исследовав и оценив каждое доказательство, суд считает виновность К. в совершении инкриминируемого ему деяния по п. А ч. 1 ст. 258 УК РФ установленной.
Подсудимый К., умышленно, незаконно, без именной разовой лицензии, установил над тропой косуль две металлические петли, ранее изготовленные им самостоятельно из металлической проволоки, для поимки косули Сибирской. Затем, 08 февраля 2016 года, около 12 часов, К., прибыв на место установки металлических петель, обнаружил одну особь косули Сибирской, которая попалась в одну из петель, тем самым К. произвёл незаконную добычу одной особи косули Сибирской, стоимостью 60 000 рублей. После чего, К., при помощи металлической проволоки, утащил незаконно добытую им тушу косули Сибирской за проволоку.
В итоге К. назначили наказание в виде штрафа в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей в доход государства, а также обязали возместить материальный ущерб в пользу Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области 60000 (шестьдесят тысяч) рублей1.
Кроме того, каждый правонарушитель подлежит и гражданско- правовой ответственности. Этой же позиции придерживается Пленума ВС РФ , который указывает, что вред, нанесенный экологическими преступлениями, согласно ст. ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» должен быть в обязательном порядке возмещен лицом виновным, в его причинении, в полном объеме независимо от формы вины .
В Каратузском районе Красноярского края пойманы браконьеры. Двое мужчин убили двух косуль. Общая сумма штрафа, установленная инспекторами Россельхознадзора, составила 14000 руб. За незаконную охоту они заплатят по 1000 рублей и по 3000 рублей - возмещение ущерба, нанесенного животному миру. Добытое мясо останется охотникам. Поэтому за него они должны заплатить государству по 300000 рублей (его рыночную стоимость) .
Объектом исследования настоящей работы является деятельность органов предварительного расследования по раскрытию незаконной охоты, их методики, результативность в целом.
В качестве предмета дипломной работы является исследование закономерностей механизма следообразования при совершении данного вида преступления, организация и методика его расследования.
Основная цель исследования состоит в выявлении новых методик расследования незаконной охоты с учетом требований развития криминалистики на современном этапе.
Указанная цель обусловила следующие задачи настоящей работы:
- дать подробную криминалистическую характеристику незаконной охоты;
- определить типичные следственные ситуации, которые могут сложиться на первичном этапе расследования по уголовным делам рассматриваемого вида преступлений и проанализировать алгоритм действий следователя в каждой ситуации;
- проанализировать действующее уголовно-процессуальное
законодательство России, регламентирующее вопросы определения подследственности уголовных дел по данному виду преступлений, а также трудности, возникающие при ее определении на практике;
- рассмотреть особенности доследственной проверки порядка возбуждения уголовных дела данного вида;
- выявить специфику организации и планирования процесса расследования незаконной охоты и определить формы взаимодействия лица, ведущего производство по делу, с органами, осуществляющими ОРД, сотрудниками полиции и госохотнадзора.
Несмотря на все достижения науки и общества в целом, натуральные меха, изделия из птичьего пуха, диетическое мясо диких зверей и птиц, лекарственное и парфюмерное сырье по-прежнему высоко ценятся и дорого оцениваются. Это и приводит к значительному приросту новых и новых преступлений, касающихся незаконной охоты.
Криминалистическая характеристика незаконной охоты является усеченной и состоит из следующих элементов: 1) непосредственный предмет преступного посягательства; способ совершения и сокрытия преступления; 2) обстоятельства подготовки и совершения преступления; механизм с ледообразования; личность преступника.
В большинстве случаях по делам о незаконной охоте предварительное следствие не обязательно. Хотя, как представляется, чтобы эффективно бороться с браконьерством предварительное следствие все же необходимо.
Продолжительность предварительной проверки зависит от конкретной ситуации, складывающейся после получения первоначальной информации. Если из поступившей информации усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ, необходимо сразу же возбудить уголовное дело и приступить к производству расследования. При этом не имеет значения, задержаны или нет лица, совершившие незаконную охоту.
Из недостатков нынешней системы расследования дел, связанных с незаконной охотой, можно отметить следующие:
1) Во многих случаях в действиях лиц, привлеченных к административной ответственности, усматривается состав преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ.
2) Высокая латентность преступлений.
Латентность незаконной охоты, на статистическом уровне вызвана также слабой технической оснащенностью правоохранительных органов и органов государственного экологического контроля, ошибками, связанной с неправильной юридической оценкой содеянного вследствие незнания соответствующими должностными лицами законодательства об охране природы, отсутствия у работников правоохранительных и природоохранительных органов четких представлений о незаконной охоте, критериев ее разграничения со сходными административными проступками. Одним из основных факторов высокой латентности является как отсутствие «реальных» потерпевших, так и других лиц, заинтересованных в выявлении экологических преступлений, в частности незаконной охоты.
3) Анализ приговоров по уголовным делам о незаконной охоте показывает тенденцию уменьшения доли лишения свободы и увеличения доли штрафов, широкого применения условного осуждения.
4) Также мы считаем, что необходима более тщательная подготовка права на охоту с учетом особенностей того или иного региона. Что позволило бы, на наш взгляд, наносить еще более меньший урон природе РФ.
Что касается профилактики предупреждения незаконной охоты, то здесь важным направлением борьбы с преступностью является многосторонняя предупредительно-профилактическая деятельность всех субъектов.
Особое значение в предупреждении экологических преступлений в частности незаконной охоты имеет социальный контроль, участие общественности в борьбе с незаконной охотой.
Роль экологически правильного воспитания школьников, студентов, а также воспитательные работы с работающим контингентом являлась бы потрясающим способом воздействия на общество.
Безнаказанность, с большой буквы «Б»» выступала и по сей день выступает одним из основных мотивов, выбрать противоправный вариант поведения. Именно безнаказанность преступлений в сфере экологии является одной из существенных причин преступности в сфере охраны животного мира. Борьба с преступностью в данной категории не является узко региональной, и в общем виде являет собой посягательство не только на экологическую, но и на экономическую безопасность России. Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер противодействия.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 12. - Ст. 1024.
3. Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О животном мире» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1462.
4. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
5. Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2291.
6. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 30. - Ст. 3735.
7. Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 978 «Об
утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 45. - Ст. 5814.
8. Приказ МВД России от 01.06.1993 г. № 261 (ред. от 11.01.2009) «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
9. Приказ Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 г. № 569 (ред. от 28.04.2011) «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.1998 № 1472) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998. - № 5.
10. Приказ МПР России от 28.04.2008 г. № 107 (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2008 № 11775) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 26.
11. Приказ Минприроды России от 16.11.2010 г. № 512 (ред. от 06.08.2015) «Об утверждении Правил охоты» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 № 19704) // Российская газета. - 2011. - № 39
II. Специальная литература
1. Анощенков В.Л. Любительская охота. - Смоленск: Фирма «Русич», 1997. - 587 с.
2. Бахин В.П. Криминалистическая характеристика преступлений как элемент расследования // Вестник криминалистики. - 2000. - № 1. - С. 16¬22.
3. Булдаков В. Современная энциклопедия охотника. - М.: БАО- Пресс, 2000. - 574 с.
4. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике. - М.: Юрид. лит., 1988. - 304 с.
5. Белкин Р.С, Лифшиц Е.М. Тактика следственных действий. - М.: Новый Юрист, 1997. - 176 с.
6. Гусев В.Г. Настольная книга охотника. - М.: Цитадель-трейд, 2004. - 446 с.
7. Данилюк С.А., Суханов В.Н., Щерба С.П. Расследование дел о незаконной охоте. Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. - 64 с.
8. Егошин В.В. Методика расследования незаконной охоты. Учебно¬практическое пособие. - М.: Юрлитинформ, 2002. - 136 с.
9. Жевлаков Э.Н. О предмете незаконной охоты // Судья. - 2016. - № 4. - С. 31-33.
10. Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и
ответственность. - М.: ЭАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005.
11. Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты / Отв. ред.: Ю.Н. Лукин. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1989. - 152 с.
12. Зуева Л.А. Уголовная ответственность за незаконную охоту: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 21 с.
13. Колбасов О.С. Правовая охрана природы. - М.: Знание, 1984. - 112 с.
14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 995 с.
15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Г.А. Есакова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2017. - 736 с.
16. Криминалистика. Учебник для высших юридических учебных заведений / Под ред.: А.Г. Филиппова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Спарк, 2000. - 687 с.
17. Криминалистика: Учебник / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ); Под ред. Н.П. Яблокова. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 752 с.
18. Криминалистика для следователей и дознавателей: Научно-практическое пособие / Е.П. Ищенко, Н.Н. Егоров; Под общ. ред. А.В. Аничина. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Контракт, 2014. - 688 с.
19. Криминалистическая методика расследования: современное
состояние и проблемы: Монография / Яблоков Н.П. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
20. Манова Н.С., Францифоров Ю.В. Уголовный процесс: краткий курс лекций. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 159 с.
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2016. - 1376 с.
22. Осмотр места происшествия. Практическое пособие / Под ред.: А.И. Дворкина. - М.: Юристъ, 2000. - 336 с.
23. Сасу С.С. Особенности расследования незаконной охоты // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. - С. 389-391.
24. Слепнева Л.И. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений в составе следственно-оперативной группы // Вестник криминалистики. - 2000. - № 1. - С. 40-44.
25. Судебные экспертизы / В.В. Колкутин, С.М. Зосимов, Л.В. Пустовалов [и др.]. - М.: ЮРЛИТИНФОРМ, 2001. - 288 с.
26. Судебная экспертиза: Курс общей теории: Монография / Аверьянова Т.В. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 480 с.
21. Судебно-экспертная деятельность: правовое, теоретическое и организационное обеспечение: учебник / под ред. Е.Р. Россинской, Е.И. Галяшиной. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 400 с.
28. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская, Л.А. Воскобитова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М., 2013. - 1008 с.
29. Филиппов А.Г. О понятии и содержании криминалистической характеристики преступлений // Вопросы совершенствования методики расследования преступлений. - Ташкент: НИиРИО Ташк. ВШ МВД СССР, 1984. - С. 3-14.
30. Филькова О.Н. Справочник эксперта-криминалиста. - М.:
Юриспруденция, 2001. - 464 с.
31. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ.
Монография / Лопашенко Н.А. - М.: Юрлитинформ, 2009. - 352 с.
32. Янин С.А. О некоторых аспектах назначения баллистической судебной экспертизы при расследовании незаконной охоты // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 3. - С. 207-212.
III. Материалы судебной практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 (ред. от 26.05.2015) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 12.
2. Уголовное дело 01-0025/1/2014 // Архив мирового судьи судебного участка № 1 Нижнекамского судебного района Республики Татарстан.
3. Уголовное дело № 01-0043/1/2015 // Архив мирового судьи
судебного участка № 1 по Черемшанскому судебному району Республики Татарстан.