Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого

Работа №80050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Общие положения допроса несовершеннолетнего как следственного действия 8
§1.1 Допрос как процедура получения информации 8
§1.2 Сущность допроса несовершеннолетнего подозреваемого и его задачи в уголовном процессе 14
§1.3 Виды и структура допроса несовершеннолетнего подозреваемого 18
Глава 2. Нормативно-правовая регламентация допроса несовершеннолетнего подозреваемого 21
§2.1 Уголовно-процессуальные формы производства допроса
несовершеннолетнего подозреваемого 21
§2.2 Уголовно-процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего подозреваемого при проведении допроса 25
Глава 3. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого 32
§3.1 Психологические основы допроса несовершеннолетнего подозреваемого §3.2. Понятие тактического приема, его виды и функции 39
§3.3 Тактические приемы подготовки к проведению допроса несовершеннолетнего подозреваемого 41
§3.4 Тактические приемы производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого 47
§3.5 Тактические приемы фиксации хода и результатов допроса
несовершеннолетнего подозреваемого и их оценки 54
Заключение 59
Приложение №1 63
Приложение №2 64
Список использованной литературы

Традиционно в правовом государстве пристальное внимание общества и государства привлекает проблема обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью. Особенно это важно на стадии предварительного расследования при производстве следственных действий, в том числе и одних из самых распространенных - допросов. В свою очередь среди допросов далеко неслучайно выделяют такую сложную их разновидность как допрос несовершеннолетнего лица.
Допрос относится к числу наиболее распространенных и применяемых процессуальных средств, которое традиционно обеспечивает большой объем доказательственной и иной ориентирующей информации, устраняют противоречия в сформированной системе доказательств. Рассматриваемое следственное действие является одновременно и весьма распространенным, и весьма сложным.
Решение поставленных перед органами уголовного преследования в сфере противодействия преступности возможно лишь при постоянном совершенствовании научного, правового и организационного обеспечения их правоохранительной деятельности. Это, безусловно, относится и к тактическому обеспечению проведения допросов. Общие положения проведения допроса как следственного действия регламентированы соответствующими статьями УПК РФ.
Допрос является процессуальное следственное действие, содержанием которого является получение значимых для расследования сведений от подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и эксперта.
Актуальностью темы, избранной для квалификационного исследования темы «Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого», определяется тем, что допрос - это следственное действие, заключающиеся в получении органом предварительного следствия (а также органом дознания) в соответствии с нормативно-правовыми актами, установленными уголовно-
процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу.
Сущность допроса состоит в том, что следователь, применяя разработанные криминалистической тактикой и апробированные следственной практикой тактические и тактико-психологические приемы, побуждает лицо, которому могут быть или должны быть известны обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым событием, дать о них показания, которые фиксирует в установленном законом порядке для того, чтобы в дальнейшем она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу . Также необходимо отметить, что допрос на предварительном следствии - это комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законом
познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем по находящемуся в его производстве уголовному делу с целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела. Эффективность допроса предопределяется неукоснительным соблюдением предусмотренных УПК РФ процессуальных принципов и правил, а также построенных на их основе тактических и тактико-психологических приемов допроса несовершеннолетнего подозреваемого.
Допрос несовершеннолетних подозреваемых лиц справедливо относится к одним из самых сложных следственных действий по уголовным делам, по которым в качестве подозреваемого фигурирует несовершеннолетнее лицо. Эта сложность обусловливается следующим: 1) трудностью налаживания контакта; 2) возможностью получения полных и правдивых показаний о событиях, давно прошедших; 3) отсутствием мотивации для дачи показаний; 4) особенностями психологии несовершеннолетних лиц, которые, как известно, склонны к фантазированию, самовнушению; 5) обязательность участия защитника (адвоката), законных представителей и педагога, имеющих право задавать вопросы.
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает особый порядок уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних лиц, учитывая их возрастные и психологические особенности, малый жизненный опыт, эмоциональную уязвимость, недопонимание общественной опасности своих действий (бездействий) и тяжести их последствий. Также необходимо отметить, что тактика ведения предварительного следствия по каждому конкретному уголовному делу несовершеннолетнего лица должна строиться с учетом того, что внешнее поведение подростка нередко отражает действие тех причинных факторов, которые лежат в его основе.
Целью допроса является получение достоверных сведений, на основании которой следователь:
1) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
2) устанавливает источники, из которых могут быть получены сведений, относящиеся к расследуемому событию;
3) проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, сущность допроса участников уголовного процесса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Для умелого профессионального допроса
несовершеннолетнего лица следователь должен обладать совокупностью тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего, без знания которых допрос несовершеннолетнего может оказаться неэффективным, неполным, безрезультатным, бесполезным.
Допрос является весьма распространенным и эффективным способом собирания доказательств и достижения истины по уголовному делу.
Объектом изучения дипломной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу допроса несовершеннолетних подозреваемых лиц.
Предметом изучения дипломной работы является совокупность норм и правил, регулирующих тактику допроса несовершеннолетних подозреваемых лиц, а также практический опыт органов предварительного следствия.
Цель дипломной работы - исследование тактических особенностей допроса несовершеннолетних подозреваемых лиц по уголовным делам.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования данной дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить общие положения допроса как способа обобщения и метода практической деятельности для получения информации;
- подвергнуть анализу уголовно-процессуальные основы допроса
несовершеннолетнего подозреваемого;
- проанализировать психологически значимые аспекты допроса
несовершеннолетнего подозреваемого;
- изучить и описать тактические и тактико-психологические приемы допроса несовершеннолетнего подозреваемого.
В процессе написания диплома были изучены работы: Бертовского Л.В., Карнеевой Л.М., Ратинова А.С., Порубова Н.И., Каневского Л.Л., Баева О.Я., Бахарева Н.В., Закатова А.А., Доспулова Г.Г., Якушина С.Ю., Лосева Д.М., Сафина Н.Ш. и др. авторов, предметом исследования которых были различные аспекты (процессуальный, психологический, тактический) допроса несовершеннолетних подозреваемых лиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате последовательного решения задач дипломной работы была в целом достигнута поставленная цель.
По результатам проведенного в рамках квалификационного изучения актуальных проблем производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого можно сделать следующие выводы.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого является сложной разновидностью профессиональной коммуникации следователя и имеет определенную структуру.
Допрос в системе всех процессуальных следственных действий на предварительном расследовании уголовных дел занимает первое место, без его производства практически не может обходится ни одно уголовное дело. Действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность допроса лица в качестве подозреваемого до его привлечения к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого включает в себя тактический, процессуальный, организационный, педагогический,
психологический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются допрашивающим в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом РФ и требованиями норм морали и нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего лица.
Процедура допроса несовершеннолетних лиц основывается на общих положениях производства допроса как процессуального следственного действия, урегулированных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Также при анализе отдельных статей УПК РФ можно выделить существенные процессуальные особенности, касающиеся процедуры допроса несовершеннолетних, как специальных субъектов уголовного судопроизводства.
Значение допроса несовершеннолетнего подозреваемого лица определяется тем, что в результате этого следственного действия в уголовном деле появляется новый источник доказательств - показания несовершеннолетнего лица, которые способны подтвердить или опровергнуть следственную версию о возможной причастности подростка к совершению криминального деяния. Тем самым допрос несовершеннолетнего подозреваемого способствует осуществлению конституционного положения о недопустимости необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
Тактика допроса несовершеннолетних лиц имеет свою специфику, обуславливаемую, прежде всего, индивидуальными особенностями и уровнем развития личности подростка. Исходя из особенностей возрастной психологии вытекают и требования, предъявляемые к тактике их допроса. В каждом случае она определяется с учетом возраста, пола и уровня развития несовершеннолетнего.
Основополагающим началом тактики допроса является тактический прием. В зависимости от стадии допроса выделяются: тактические приемы, направленные на подготовку к допросу; тактические приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего.
В зависимости от сложившейся тактической ситуации можно выделить следующие тактические приемы: направленные на установления
психологического контакта; направленные на детализацию показаний и устранение ошибок; направленные на преодоление ложных показаний и умолчания об обстоятельствах дела.
Результативность допроса несовершеннолетнего лица напрямую зависит от знания следователем как основных психологических характеристик той возрастной группы, к которой принадлежит допрашиваемый, так и его личностных качеств. И если изучение последних происходит, в основном, на стадии подготовки к допросу, то получение базовых знаний относительно возрастной периодизации несовершеннолетних - элемент профессиональной подготовки работников предварительного следствия.
Заключением процедуры допроса несовершеннолетнего лица является фиксация хода и результатов допроса. Эффективное решение проблемы повышения качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних является использование аудио - и видеозаписи (в дополнение к протоколу), которое не только обеспечивает полное и точное отражение речевых особенностей несовершеннолетних, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Наличие аудио - и видеозаписи позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания.
Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего лица сможет провести не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от допрашивающего хороших знаний педагогики, общей и возрастной психологии, чтобы на основе этих знаний определить эффективную линию поведения при подготовке и производстве допроса.
Определенные сложности в практической деятельности следователя вызывает вопрос о привлечении педагога (психолога) для производства допроса.
Значение допроса несовершеннолетнего подозреваемого лица в процессе предварительного расследования выражается во многих аспектах.
Уголовно-процессуальный аспект значения допроса
несовершеннолетнего подозреваемого определяется тем, что в ходе этого следственного действия для решения в последующем вопроса о достаточности доказательств для предъявления лицу обвинения необходимо заполнить имеющиеся пробелы в доказательствах. А это нередко нельзя сделать без получения показаний несовершеннолетнего подозреваемого. Допрос подростка, кроме того, дает избежать ситуации, когда лицу инкриминируются определенные факты без достаточной их проверки и установления его вины. Тем самым допрос данного участника уголовного процесса позволяет выдвинуть и проверить наиболее верную версию ускорить процесс расследования дела.
Криминалистический аспект значения допроса несовершеннолетнего подозреваемого заключается в том, что показания этого лица являются важным средством расследования и раскрытия преступлений несовершеннолетних: обо всех нюансах, деталях совершенного преступления лучше информировано лицо, которое в действительности причастно к нему. Если на человека не обосновано пало подозрение, допрос позволяет устранить ошибку
Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.
Таким образом, в результате написания дипломной работы нами были получены теоретические и практические навыки производства такого следственного действия как допрос несовершеннолетнего подозреваемого.



1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (изм. и доп. от 21.07.2014 г. N 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (изм. и доп. от 17.04.2017 г. N 71-ФЗ) // Российская газета. - 1996. - N 113, 114, 115, 118.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (изм. и доп. от 03.04.2017 г. N 73-ФЗ) // Российская газета. - 2001. - N 249.
Специальная литература:
4. Бертовский Л. В. Допрос: тактика и технологии / Л. В. Бертовский. — М. : Издательство «Экзамен», 2015. — 303 с.
5. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий / А.Н. Васильев. - М.: Юридическая литература. - 2015 г. - 327 с.
6. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании
преступлений / А.Н. васильев, Л.М. Карнеева. - М.: Юридическая
литература. - 2014 г. - 342 с.
7. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая и особенная части: Учебное пособие. 2015. - 420 с.
8. Игнатов, А.Н., Красиков, Ю.А. Уголовное право России. Учебник для вузов: В 2 т. Т.1: Общая часть / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. - М.: Норма М, 2016. - 548 с.
9. Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. канд. юрид. наук. / С.В. Матвеев. - М., 2015. - 52 с.
10. Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.И. Никулина. - М., 2007. - 190 с.
11. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних
свидетелей: Методическое пособие / М.М. Коченов, Н.Р. Осипова - М. Юристинформ. - 2012 г. - 263 с.
12. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних / С.В. Кузнецова, Т.С. Кобцова. - М.: Экзамен, 2014. - 268 с.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология при допросе: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола. - 2014 г. - 286 с.
14. Практикум по уголовному праву России / Под ред. проф. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан, И.А. Тарханова. - М.: Статут, 2014. - 210 с.
15. Попов А.Н. Особенности предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних: автореф. дис. канд. юрид. Наук / Нопов А.Н. - Красноярск, 2011. - 43 с.
16. Приходько К.И. Когда перед следователем несовершеннолетний / К.И. Приходько. - М.: Юридическая литература. - 2015. - 67 с.
17. Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве: Учебное пособие. - М.: Статут, 2015. - 180 с.
18. Уголовное право России. Части общая и особенная: учеб. / под ред. А.И. Рарога. 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби , Изд-во Проспект, 2013. -704 с.
19. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) под ред. Л.В. Иногамовой- Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева // "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2012. - 487 с.
20. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. - М.: Юстицинформ. 2016. - 376 с.
21. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Комиссаров, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. - М.: Статут, 2015. - 334 с.
22. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2016.
- 390 с.
23. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой- Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", ИНФРА-М, 2010. - 287 с.
24. Уголовное право. Общая часть: учебно-методическое пособие под ред. А.М. Багмета, Д.И. Аминова, ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 271 с.
25. Уголовное право. Особенная часть: учебное пособие. Баглай Ю. ОГУ, 2012. - 198 с.
26. Шавер Б.М. Методика расследования преступлений несовершеннолетних / Б.М. Шавер. - М.: Юрлитинформ. - 2010 г. - 265 с.
27. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: учебное пособие / Н.Г. Шурухнов. - М.: Юристъ, 2015. - 639 с.
28. Щерба С.П. Расследование и судебное разбирательство по делам лиц, страдающих физическими или психическими недостатками / С.П. Щерба.
- М.: Юридическая литература. - 2013 г. - 291с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ