ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
1.1 Понятие и правовое регулирование государственных закупок
1.2 Стадии государственных закупок
1.3 Понятие и содержание информационной системы в системе закупок
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Требования к информационной системе
2.2 Использование информационной системы на различных стадиях
закупок
2.3 Современное состояние и направления совершенствования системы
государственных закупок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время роль государственных закупок достаточно велика. Это связано с тем, что закупки являются важным фактором эффективного расходования бюджетных средств. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, экономия бюджетных средств в 2015 году составила более 300 миллиардов рублей в целом для консолидированного бюджета Российской Федерации.
Именно посредством государственных закупок решаются такие значимые задачи, как создание и поддержание государственных материальных резервов государства, поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, обеспечение жизнедеятельности населения и др.
В то же время государственные закупки являются важным инструментом промышленной и социальной политики государства. Они позволяют стимулировать производство конкурентоспособных товаров, оказывать поддержку отечественным производителям, в том числе малому бизнесу, организациям, инвалидам и иным лицам, нуждающимся в государственной поддержке.
Правовое регулирование государственных закупок постоянно совершенствуется. С вступлением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в силу, одним из ключевых факторов эффективности государственных закупок является информационная открытость всех стадий закупочной деятельности. В Законе о контрактной системе информационному обеспечению закупок уделено особое внимание.
Внедрение информационной системы закупок для государственных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования
Цель данной работы состоит в комплексном анализе основных теоретических вопросов осуществления процедуры государственных закупок с использованием Единой информационной системы.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение и характеристику понятию «государственные закупки»;
- изучить правовое регулирование закупок для государственных нужд;
- исследовать понятие и содержание информационной системы в системе закупок, а также требования, предъявляемые к Единой информационной системе;
- проанализировать стадии государственных закупок и роль информационной системы на каждой из них;
- выявить основные направления совершенствования информационного обеспечения государственных закупок.
Объектом данного исследования выступает система государственных закупок.
Предметом исследования является Единая информационная система государственных закупок.
В качестве методологической основы исследования использовался следующий комплекс методов: теоретические методы, включающие обобщение, сравнение, систематизацию и анализ экономической и юридической литературы по проблеме исследования.
Теоретическую основу исследования составили: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 года № 1414 «О порядке функционирования Единой информационной системы в сфере закупок», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственных закупок, а также учебная литература таких авторов как А. Демин, Ю. В. Кривошеенко, Л. П. Куракова, О. А. Скутельник, научные публикации в периодических изданиях и другие источники по исследуемой теме.
Структурно выпускная работа состоит из введения, заключения и двух глав, разделенных на параграфы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы определения понятия государственных закупок и их стадий, правое регулирование системы закупок, а также раскрывается понятие и содержание Единой информационной системы. Во второй главе особое внимание уделяется Единой информационной системе на различных стадиях государственных закупок и основным направлениям совершенствования информационного обеспечения закупок
Государственная закупка - это процесс приобретения государством в лице государственного заказчика товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд способами, предусмотренными ФЗ № 44. При этом важным является факт использования приобретенных благ только для обеспечения потребностей государства, а не в коммерческих целях.
Современное законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд весьма разнообразно и состоит из ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.
Принятие Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало важнейшим шагом на пути становления системы государственных закупок. Закон обеспечивает прозрачность закупочного процесса, направлен на стимулирование конкуренции между поставщиками (подрядчиками, исполнителями), экономию бюджетных средств, создает единое информационное пространство для размещения заказов.
Важными нормативно-правовыми актами в системе государственных закупок являются подзаконные акты, которые регулируют вопросы, связанные с функционированием Единой информационной системы в сфере государственных закупок. Среди них Постановление Правительства РФ «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию Единой информационной системы в сфере закупок» и Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке функционирования Единой информационной системы в сфере закупок». Согласно этим положениям регулируется основная база организационных и функциональных вопросов по Единой информационной системе в сфере государственных закупок.
Стоит отметить, что правовое регулирование государственных закупок осуществляется только федеральными нормативными правовыми актами. Субъекты Российской Федерации в своей деятельности по закупкам не принимают собственные законы и руководствуются Гражданским и Бюджетным кодексами РФ, Федеральным законом №-44 и другими федеральными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенных нормативно-правовых актов, систему основных стадий процедуры закупок для государственных нужд можно определить следующим образом:
- планирование закупок товаров, работ, услуг;
- определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- заключение и исполнение контрактов.
Все стадии процедуры закупки завершаются подписанием и опубликованием в единой информационной системе соответствующего процедурного документа. Документация определяется в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
На стадии планирования в Единой информационной системе размещаются:
1. утвержденный план закупок (ч.9 ст. 17);
2. правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч.6 ст.19);
3. утвержденный заказчиком план-график (ч.6 ст. 21);
4. извещение о проведении закупки (ч.3 ст.38).
На стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) размещению подлежат:
1. протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч.13 ст. 53);
На стадии исполнения, изменения, расторжения контракта:
1. протокол решения комиссии по осуществлению закупок;
2. протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (ч.7 ст.52);
3. протокол подведения итогов закупки (ч.12 ст.69).
4. протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт (ч.11 ст.31)
При заключении контракта в Единой информационной системе публикуется проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре, указанной в заявке на участие в такой закупке (ч.2 ст. 70).
Единая информационная система - это площадка электронного взаимодействия заказчиков с поставщиками на всех этапах: от планирования закупок и подачи заявок, до подписания контрактов и отслеживания результатов их исполнения.
Единая информационная система обеспечивает создание максимально эффективного механизма заключения государственных контрактов и полное удовлетворение государственных нужд путём создания открытых и доступных торговых площадок. Так же данный механизм обеспечивает полную открытость информации относительно заключения и исполнения контрактов, их основных параметров, что позволяет существенно снизить бюджетные затраты, свести к минимуму и своевременно пресекать коррупционные составляющие на данном сегменте рынка.
В работе информационной системы на сегодняшний день существуют недоработки, которые постоянно совершенствуются. Несмотря на то, что система уже работает, в полной мере ЕИС начнёт функционировать с 1 января 2017 г. Начиная с этой даты, в силу вступят положения по обязательному общественному обсуждению закупок на этапе публичного размещения их планов.
Для разрешения существующих проблем функционирования Единой информационной системы необходимо предпринять следующие действия:
- в полном объеме запустить Единую информационную систему и перевести всю информацию в электронный вид;
- улучшить необходимые условия для развития электронной торговли, утверждение требований к ней, в том числе к электронной подписи;
- в целях улучшения хода проведения электронных торгов, необходимо работать над обеспечением единства экономического пространства, а также расширить возможности для участия обширного круга субъектов государственных закупок в борьбе за заключение контракта.
Раздел 1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21.07.2014 г.) // Российская газета - 1993. - № 237. - Ст. 34.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 525.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательств Российской Федерации - 1998. - № 31. - Ст. 69.1.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. - 1994 г. - № 32.
6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» // СЗ РФ. - 2006. - № 31.
7. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О
государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 30.
8. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. - 1994. - № 34.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Рос. газ. - 2011. - № 159.
10. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О
государственном оборонном заказе».
11. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О
государственном материальном резерве».
12. Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 года N 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию Единой информационной системы в сфере закупок».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от
23.12.2015 года № 1414 «О порядке функционирования Единой
информационной системы в сфере закупок».
14. Постановление Администрации города Челябинска от 30.07.2013 № 190-п «Об утверждении Порядка формирования, размещения и исполнения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Челябинска» // Вечерний Челябинск. - 2013. - № 59.
Раздел 2. Литература
1. Андреева, Л. Совершенствование законодательства о конкурсном заключении государственных контрактов // Хозяйство и право. - 2002. - №8. - С. 39-44.
2. Андреева, JI.B. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер. - 2009. - С. 296.
3. Асташова, Н.Н. Механизмы оценки эффективности использования бюджетных средств. //Вопросы экономики и права. 2010. - № 11. - С. 9 - 13.
4. Ахмадеев, П.Ф., Макманцев А.В. Госзаказ: содержание и механизм
реализации // Вестник Московского университета. Серия «Экономика». - 1988. - № 6.- C. 17-19.
5. Бегтин, И.В., Потемкин М.И. Текущее состояние информационного
обеспечения государственных и муниципальных закупок // «ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение». - № 11. - 2008. - С. 118-119.
6. Белов, В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных нужд: правовое регулирование. М.: Норма, Инфра-М. - 2011. - С. 304.
7. Большой словарь экономических и юридических терминов / под ред. Л. П. Куракова, В.Л. Куракова - М.: Вуз и школа. - 2001. - С. 456.
8. Большой юридический энциклопедический словарь 2-е издание, перераб. и доп. / под ред. А. Б. Барихина - М.: Книжный мир, 2008. - С. 208.
9. Бордунова, С.А. Правовые проблемы регулирования государственных и муниципальных заказов // Право и экономика. 2012. - № 6. - С. 4-9.
10. Воробьева, О.М. Анализ эффективности функционирования системы размещения заказов в Российской Федерации // Государственные и муниципальные закупки-2009: Сборник докладов. М. 2010. - С. 18.
11. Горбунов-Пасадов, М.М. Электронные государственные закупки. М., 2005. - С. 62.
12. Дашков, С.Б. Развитие электронных госзакупок: проблемы и перспективы // Конкурсные торги. - 2001. - Июль-август. - С. 17-30.
13. Демин, А. Государственные контракты (публично-правовой аспект) //Хозяйство и право. - 1997. - № 8. - С. 1-16.
14. Замышляев, Д.В., Задорожнюк, Е.И. Проблемы эффективности и неправомерности использования бюджетных средств сфере размещения государственных заказов//Финансовое право. - 2009. - № 9. - С. 12.
15. Захаров, А.Н. Организация закупок и размещение заказов: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад. - 1996. - С. 112.
16. Линдерс, М., Джонсон, Ф., Флинн, А., Фирон Г. Управление закупками и поставками. / Пер. с англ. - М: Юнити-Дана. - 2007. - С. 752.
17. Катамадзе, А.Т. Общероссийский портал закупок для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.mcfr.ru/journals/79/15709/39351/39383/
18. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. М.: Юстицинформ. - 2012. - С. 155.
19. Колнооченко, Е.И. Система госзаказа: развитие законодательства и основные новации на ближайшую перспективу [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://bujet.ru/article/83993.php?sms_ss=blogger
20. Косарев, К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. - 2013. - № 7. - С. 21-26.
21. Кривошеенко, Ю.В. Корпоративные информационные системы. / Ю. В. Кривошеенко. М.: Компания Спутник+. 2008. - С. 106.
22. Лобанова, Е., Шелемина, И. Госзаказы и контракты в системе государственного регулирования // Вопросы экономики. - 1991. - № 7. - С. 96-105.
23. Набиуллина, Э.С. Федеральная контрактная система должна решить острые проблемы, накопившиеся в сфере госзакупок // ГОСЗАКАЗ.Управление.Размещение. Обеспечение. - 2012. - № 1. - С. 5.
24. Наумов, В.В. Ценообразование в сфере государственных закупок: Учеб.пособие. М., - 2010. - С.156.
25. Нестерович, Н.В., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. М., - 2000 г. - С. 358.
26. Рубвальтер, Д.А. Формирование государственного рынка и механизмы его регулирования // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 1.
27. Скутельник, О.А. Государственные закупки в системе обеспечения национальной безопасности: понятие и принципы. - М.: 2006. - С. 517.
28. Сухаренко, А.Н. Залог прозрачности госзакупок // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 15. - С. 1-4.
29. Тарабаев, Государственный контракт, как категория частного права // Хозяйство и право. - 2008. - № 5. - С. 45.
30. Тарабаев, П. Особенности государственного контракта поставки товаров для федеральных нужд, как гражданско-правового договора // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С. 30-35.
31. Тихомирова, Л.В., Тихомиров, М.Ю., Юридическая энциклопедия/ Под ред. М.Ю. Тихомиров М.Ю., М.: Юринформцентр, 1999 г. - 526 с.
32. Фамиева, К.И. К вопросу о понятии «процедуры» закупок товаров, работ, услуг в контрактной системе/ К.И. Фамиева // Проблемы права. 2013. - №3. - С. 77-80.
33. Фамиева, К.И. Правовые предпосылки создания федеральной контрактной системы в Российской Федерации / К.И. Фамиева // Социум и власть. - 2012. - № 5. - С. 86-90.
34. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993166: Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике //Вопросы экономики. - 1994. - № 11.
35. Халиуллин, Т. А. Процедуры принятия управленческих решений при конкурсном размещении государственного заказа на поставку продукции для государственных нужд. М., - 1999. - С. 25.
36. Храмкин, А.А. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Вводный комментарий директора Института госзакупок, председателя ассоциации экспертов по госзакупкам, к.э.н. А.А. Храмкина». М.: Юриспруденция. - 2013. - С. 156.
Шевченко, Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и
практика. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». - 2002. - С. 286.
38. Шевченко, Л.В. Формирование договорных отношений по поставкам товаров для государственных нужд // Приложение к журналу «Хозяйство и право». - 1999. - № 12. - С. 3-31.
39. Шумилов, А. Кого можно считать участником размещения заказа?// Корпоративный юрист. - 2007. - № 6. - С. 25-27.
40. Юшкевич, Особенности конкурсного размещения
государственного оборонного заказа // Законность. - 2004. - № 5. - С. 62-66.