Конституционно-правовые основы муниципального управления
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ 9
1.1 Понятие и функции муниципального управления 9
1.2 Правовое регулирование муниципального управления в РФ 15
1.3 Организационные основы муниципального управления в РФ 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1 Проблемы соотношения государственного управления и местного
самоуправления 42
2.2 Участие граждан в муниципальном управлении 49
2.3 Проблемы и перспективы развития муниципального управления 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ 9
1.1 Понятие и функции муниципального управления 9
1.2 Правовое регулирование муниципального управления в РФ 15
1.3 Организационные основы муниципального управления в РФ 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1 Проблемы соотношения государственного управления и местного
самоуправления 42
2.2 Участие граждан в муниципальном управлении 49
2.3 Проблемы и перспективы развития муниципального управления 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Управление является важнейшим из социальных институтов, на которые опирается рационально организованное общество. Управление применяется на различных уровнях деятельности людей, с определенными целями. Муниципальное управление наряду с государственным призвано регулировать социально-экономические процессы в муниципальных образованиях и создавать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано обеспечить условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.
Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным. Если использовать применительно к органам местного самоуправления терминологию П. Друкера, то они должны предоставлять «нужные, правильные услуги» (результативность), как следствие того, что услуги предоставляются «правильно» (эффективность).
Объект исследования - муниципальное управление.
Предмет исследования - конституционно-правовые основы муниципального управления, т.е. система правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и раскрытых в федеральном и региональном законодательстве, определяющая базовые принципы и организацию муниципального управления в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование конституционно-правовых основ муниципального управления, выявление проблем и тенденций развития муниципального управления, предложение рекомендаций по решению проблемных вопросов в муниципальном управлении.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и функции муниципального управления;
- исследовать правовое регулирование муниципального управления в Российской Федерации;
- изучить организационные основы муниципального управления в Российской Федерации;
- определить проблемы соотношения государственного управления и местного самоуправления;
- исследовать участие граждан в муниципальном управлении;
- определить проблемы и перспективы развития муниципального управления.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили положения, выводы, идеи, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных организации муниципального управления, научные статьи посвященные различным аспектам государственного строительства и муниципального управления.
Для достижения поставленных задач использовались современные способы познания правовой регламентации общественных отношений в области муниципального управления. В качестве методов исследования применялись общенаучные и специально-правовые, в том числе проблемный, системного анализа, нормативно-логический, структурно-функциональный, аналитического толкования взаимодействия правовых норм и другие.
Источниковедческую базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации, международные акты, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.
По своей структуре данная работа состоит из введения, заключения, двух глав - каждая из которых содержит по три параграфа, и списка использованных источников и литературы.
Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным. Если использовать применительно к органам местного самоуправления терминологию П. Друкера, то они должны предоставлять «нужные, правильные услуги» (результативность), как следствие того, что услуги предоставляются «правильно» (эффективность).
Объект исследования - муниципальное управление.
Предмет исследования - конституционно-правовые основы муниципального управления, т.е. система правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и раскрытых в федеральном и региональном законодательстве, определяющая базовые принципы и организацию муниципального управления в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование конституционно-правовых основ муниципального управления, выявление проблем и тенденций развития муниципального управления, предложение рекомендаций по решению проблемных вопросов в муниципальном управлении.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и функции муниципального управления;
- исследовать правовое регулирование муниципального управления в Российской Федерации;
- изучить организационные основы муниципального управления в Российской Федерации;
- определить проблемы соотношения государственного управления и местного самоуправления;
- исследовать участие граждан в муниципальном управлении;
- определить проблемы и перспективы развития муниципального управления.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили положения, выводы, идеи, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных организации муниципального управления, научные статьи посвященные различным аспектам государственного строительства и муниципального управления.
Для достижения поставленных задач использовались современные способы познания правовой регламентации общественных отношений в области муниципального управления. В качестве методов исследования применялись общенаучные и специально-правовые, в том числе проблемный, системного анализа, нормативно-логический, структурно-функциональный, аналитического толкования взаимодействия правовых норм и другие.
Источниковедческую базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации, международные акты, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.
По своей структуре данная работа состоит из введения, заключения, двух глав - каждая из которых содержит по три параграфа, и списка использованных источников и литературы.
Мы провели анализ конституционно-правовых основ муниципального управления.
Проанализировав научную и учебную литературу по вопросу определения понятия муниципального управления, его задач и функций, можно сказать, что муниципальное управление - это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления.
Приоритетными задачами являются:
- стратегическое планирование;
- формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления;
- формирование базы социально-технических нормативов;
- анализ внешней и внутренней ситуации, как условие гибкого реагирования структуры муниципального управления на изменения;
- контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере;
- планирование работы как условие согласования действий подразделений Администрации по используемым ресурсам и во времени.
Под функциями муниципального управления понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления
Важнейшими функциями местного самоуправления являются:
- обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
- управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;
- обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;
- охрана общественного порядка и окружающей среды;
- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.
Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления, в соответствии со ст. 72, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Местному самоуправлению в Конституции РФ посвящена отдельная глава - Глава 8 (ст. 130-133).
Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, является Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
На местном уровне правовым регулированием местного управления являются нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно. Это, прежде всего уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусмотрено уставом муниципального образования.
Федеральный закон № 131-ФЗ называет элементы структуры органов
местного самоуправления: представительные органы муниципального
образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления - глава муниципального образования.
Достаточно неразработанным моментом в теории муниципального права является вопрос о соотношении статуса местной администрации и Главы муниципального образования. Рассматривая указанную проблему необходимо исходить из того, что именно Глава муниципального образования является субъектом, обладающим непроизводными муниципально-властными
полномочиями и делегирующим эти полномочия функционально - подчиненным ему муниципальным служащим, которые в совокупности образуют его подчиненный аппарат. В Российском законодательстве в настоящее время не выработан реальный механизм привлечения к ответственности коллегиальных органов.
Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах. Статья 12 Конституции России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия.
Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства. На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами: во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления; во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления; в-третьих, для обеспечения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» принимаются ряд федеральных законов.
Реформа местного самоуправления дискредитируется, приобретает фиктивный характер. Однако у местного сообщества имеется возможность влияния на данный процесс через скоординированную активную работу некоммерческих организаций, позволяющую уменьшить либо вообще нейтрализовать административный волюнтаризм, позволяя местному сообществу добиваться учета собственных интересов при принятии решений органами местного самоуправления.
Важнейшим условием улучшения работы органов местного самоуправления должно стать повышение профессионального уровня выборных должностных лиц и муниципальных служащих, внедрение современных методов работы.
Поэтому очень важно систематизировать опыт деятельности общественных объединений по организации общественного сопровождения реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих
принципах организации местного самоуправления» в части обеспечения участия граждан в реализации местного самоуправления.
Проанализировав научную и учебную литературу по вопросу определения понятия муниципального управления, его задач и функций, можно сказать, что муниципальное управление - это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления.
Приоритетными задачами являются:
- стратегическое планирование;
- формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления;
- формирование базы социально-технических нормативов;
- анализ внешней и внутренней ситуации, как условие гибкого реагирования структуры муниципального управления на изменения;
- контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере;
- планирование работы как условие согласования действий подразделений Администрации по используемым ресурсам и во времени.
Под функциями муниципального управления понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления
Важнейшими функциями местного самоуправления являются:
- обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
- управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;
- обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;
- охрана общественного порядка и окружающей среды;
- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.
Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления, в соответствии со ст. 72, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Местному самоуправлению в Конституции РФ посвящена отдельная глава - Глава 8 (ст. 130-133).
Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, является Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
На местном уровне правовым регулированием местного управления являются нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно. Это, прежде всего уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусмотрено уставом муниципального образования.
Федеральный закон № 131-ФЗ называет элементы структуры органов
местного самоуправления: представительные органы муниципального
образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления - глава муниципального образования.
Достаточно неразработанным моментом в теории муниципального права является вопрос о соотношении статуса местной администрации и Главы муниципального образования. Рассматривая указанную проблему необходимо исходить из того, что именно Глава муниципального образования является субъектом, обладающим непроизводными муниципально-властными
полномочиями и делегирующим эти полномочия функционально - подчиненным ему муниципальным служащим, которые в совокупности образуют его подчиненный аппарат. В Российском законодательстве в настоящее время не выработан реальный механизм привлечения к ответственности коллегиальных органов.
Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах. Статья 12 Конституции России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия.
Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства. На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами: во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления; во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления; в-третьих, для обеспечения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» принимаются ряд федеральных законов.
Реформа местного самоуправления дискредитируется, приобретает фиктивный характер. Однако у местного сообщества имеется возможность влияния на данный процесс через скоординированную активную работу некоммерческих организаций, позволяющую уменьшить либо вообще нейтрализовать административный волюнтаризм, позволяя местному сообществу добиваться учета собственных интересов при принятии решений органами местного самоуправления.
Важнейшим условием улучшения работы органов местного самоуправления должно стать повышение профессионального уровня выборных должностных лиц и муниципальных служащих, внедрение современных методов работы.
Поэтому очень важно систематизировать опыт деятельности общественных объединений по организации общественного сопровождения реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих
принципах организации местного самоуправления» в части обеспечения участия граждан в реализации местного самоуправления.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы муниципального управления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Конституционные основы и правовое регулирование муниципального управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование организации муниципального управления (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Административно-правовые основы муниципального управления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Муниципальный правотворческий процесс
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование муниципального управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



