ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА, ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сравнение отечественных и передовых зарубежных технологий в области финансового управления 6
1.2 Понятие и оценка финансового состояния предприятия 12
1.3 Финансовый анализ сельскохозяйственного предприятия 18
Выводы по разделу один 22
2 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 25
2.1 Анализ динамики объемов производства сельскохозяйственной продукции в Челябинской области 25
2.2. Анализ государственной программы по развитию сельского
хозяйства Челябинской области 40
2.3 Бенчмаркинг опыта других регионов в поддержке сельского
хозяйства 52
2.4 Анализ финансового состояния агрохолдинга Черкизово 62
Выводы по разделу два 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение А. Объемы бюджетных ассигнований государственной программы 79
Приложение Б. Система мероприятий государственной программы... 8
В результате рыночных преобразований внешняя экономическая политика превратилась в один из основных факторов, определяющих состояние экономического развития Российской Федерации и ее отдельных регионов. В свою очередь участие субъектов во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными государствами и их субъектами становится важнейшим фактором расширения международных и внешнеэкономических связей России, что в полной мере соответствует общемировым тенденциям, поскольку протекающие процессы приводят к тому, что региональные территории становятся все более активными участниками внешнеэкономической деятельности.
Челябинская область, осуществляя внешнеэкономические связи, обладает личными интересами и возможностями их реализации, что приводит к ряду трудностей. Необходимостью определения оценки влияния внешней экономической политики на развитие сельского хозяйства в регионе является стратегическое управление внешнеэкономической деятельности региона, при котором наиболее рационально могут быть использованы права и полномочия в этой сфере, а также потенциал (ресурсный, кадровый, внешнеэкономический и т.д.). При условии эффективности работы всех участников внешнеэкономической деятельности региона (органов управления, хозяйствующих субъектов, содействующих организаций), а также соблюдении федерального законодательства и линии внешнеэкономической политики страны обусловлена актуальность исследования.
Как показывает мировой опыт, основой эффективной внешнеэкономической деятельности выступает развитие экспортного потенциала. Система поддержки экспорта и содействия национальным экспортёрам в России находится на стадии становления. В связи с этим вопросы реализации сельскохозяйственных возможностей Челябинской области представляют значительный интерес.
Южный Урал за последние годы приобрел значение одного из ключевых регионов в системе международных, внешнеэкономических и внешнеполитических интересов Российской Федерации. Регион имеет особое стратегическое значение «нового шелкового пути» и имеет огромный потенциал на динамично развивающемся рынке стран ЕАС. При этом международное сотрудничество в двусторонних отношениях играет все более заметную роль.
Все это обусловило повышение интереса к проблематике конкретной сельскохозяйственной отрасли в регионе, наблюдаемого особенно отчетливо в последнее годы.
Причиной для выбора темы послужило то, что развитие сельскохозяйственной деятельности является важнейшей государственной программой, качественная реализация которой зависит от целого ряда факторов, в том числе от компетентности специалистов, на которых будет возложено решение конкретных организационных задач. Как будущему менеджеру в сфере финансов, внешнеэкономическая деятельность интересна с точки зрения управления денежным капиталом, как на региональном уровне, так и на государственном уровне.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс Челябинской области и влияние внешней экономической политики на него.
Предметом исследования работы выступает совокупность организационно - экономических основ, управленческих процессов внешней экономики, составляющих основу внешнеэкономического комплекса региона в условиях укрепления его экспортного потенциала и активного включения региона, как субъекта Федерации, в мировую хозяйственную систему.
Цель исследования - путем анализа состояния сельского хозяйства Челябинской области выработать экономические рекомендации направленные на решение основных проблем внешнеэкономической деятельности региона.
В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:
- проведено сравнение отечественных и передовых зарубежных технологий в области финансового управления;
- проведен анализ результатов сельскохозяйственной деятельности в Челябинской области;
- сделан анализ государственной программы направленной на поддержку сельского хозяйства в регионе;
- изучены государственные программы поддержки сельского хозяйства других регионов Российской Федерации;
- представлена оценка финансового состояния агрохолдинга Черкизово.
Практическая значимость данной темы определяется тем, что она показывает необходимость совершенствования сельскохозяйственной отрасли в Челябинской области.
Кроме того, показана необходимость взаимодействия государства и регионов в целях решения проблем, стоящих перед сельским хозяйством региона.
Задачи данной выпускной квалификационной работы были выполнены, а именно была представлена характеристика сельского хозяйства Челябинской области, проведен анализ по статистическим показателям последних трех лет, были изучены тенденции и пути развития отрасли на современном этапе. Был представлен анализ финансового состояния конкретного агропромышленного комплекса, выдвинуты предложения по повышению эффективности управления в секторе сельского хозяйства в регионе.
Опираясь на всю изложенную информацию можно сделать следующие выводы:
• Влияние сельского хозяйства на экономику региона постоянно растет и в дальнейшем может стать одним из основных драйверов развития.
• Государственная программа по поддержке сельского хозяйства в Челябинской реализуется достаточно эффективно, но требует изменений в перераспределении денежных средств. Для того чтобы организация эффективно работала необходимо применять основные методы управления на предприятии, но не забывать о ситуационном управлении.
• Без заимствования технологий у развитых регионов в секторе сельского хозяйства, невозможно нормальное функционирование отрасли, которая предполагает получение прибыли.
• Предприятия, не делающие шаги в сторону создания собственной инфраструктуры, использующие иностранное сырье в своем производстве, имеют нестабильную финансовую систему и обречены на крах.
• Управление сельским хозяйством на уровне муниципального сельского района относится к сложнейшим системам. Их успешное формирование, функционирование и развитие не могут осуществляться без соблюдения, как общих правил системного подхода, так и принципов, обеспечивающих наиболее рациональное и быстрое достижение поставленных стратегических, тактических и оперативных целей в системе управления.
• В стратегическом планировании важное место отводится оценке перспектив организации, задачей которого является выявление тех тенденций, опасностей, возможностей и отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Сельскохозяйственное предприятие можно представить как сверхсложную открытую социально-техническую систему, связанную специфическими отношениями с ее внешней средой.
• Результаты проведенного исследования, обобщение регионального и федерального опыта стратегического развития сельскохозяйственных предприятий могут способствовать, по моему мнению, выбору экономически более обоснованных решений для дальнейшего социально-экономического реформирования аграрного сектора экономики Челябинской области в целом и сельских муниципальных образований в частности.
Со своей стороны Челябинская область обладает естественными возможностями и потенциальными сравнительными преимуществами, которые заключаются в его ресурсном секторе экономики, для осуществления международного, внешнеэкономического сотрудничества. Расширения инвестиционного сотрудничества региона во многом будут связаны с реализацией экпортноориентированных проектов региона и улучшением инвестиционного климата для большей мотивации инвестирования в регион.