ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА УСЛУГ В СФЕРЕ
СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА 5
1.1 Сравнение отечественных и зарубежных подходов к маркетингу услуг 5
1.2 Структура и содержание маркетинговой концепции 17
1.3 История возникновения ЗОЖ в России 23
Выводы по разделу один 30
2 КОНЦЕПЦИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СПОРТИВНО -
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 32
2.1 Резюме 32
2.2 Описание объекта недвижимости 33
2.3 Описание услуги 37
2.4 Анализ рынка спортивно - оздоровительных услуг 40
2.5 Комплекс продвижения по привлечению потенциальных арендаторов и позиционирование многофункционального комплекса 105
Выводы по разделу два 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 118
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Структура экономики по количеству занятых 122
Приложение Б. Оборот в сфере услуг в РФ. 123
Приложение В. Посещаемость стран туристами 124
Приложение Г. Динамика объема российского рынка фитнес - услуг 125
Приложение Д. Доходы населения в различных отраслях
экономики 126
Приложение Е. Список конкурентов фитнес - клубов 127
Приложение Ж. Список конкурентов кафе 129
Приложение З. Список конкурентов салонов красоты 133
Приложение И. Поэтажные планировки объекта недвижимости 142
Приложение К. Презентация объекта недвижимости 144
В условиях рыночных отношений маркетинг является одной из важных экономических дисциплин. Эффективное управление предприятие и народного хозяйства во многом зависит от правильного построения плана и структуры маркетинга.
В сфере услуг маркетинг становится полноценным комплексом, дисциплиной, учитывающий не только потребности производителей, но и желания и нужды потребителей.
В настоящее время можно отметить множество научной литературы по маркетингу, а также накопленный зарубежный опыт по функционированию системы маркетинга. Актуальность маркетинга услуг в России обусловлена слаборазвитостью системы функционирования, практически отсутствием монографий отечественных авторов по маркетингу, в которых можно было бы найти продуманные решения и мероприятия по созданию российской маркетинговой системы, отвечающей особенностям нашего рынка.
Однако рынок услуг постепенно расширяется и развивается, что приводит к привлекательности и перспективности данной отрасли.
Цель работы: разработка маркетинговой концепции многофункционального комплекса.
Предмет исследования: маркетинговая концепция многофункционального комплекса.
Объект исследования: Объект недвижимости целевого назначения - многофункциональный комплекс.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Сравнить отечественные и зарубежные подходы к содержанию маркетинга услуг;
2. Составить описание и ресурсное обеспечение объекта недвижимости;
3. Составить описание предоставляемых услуг;
4. Провести анализ рынка спортивно - оздоровительных услуг;
5. Определить конкурентоспособность комплекса, его достоинства и недостатки;
6. Разработать комплекс продвижения по привлечению потенциальных арендаторов.
Методологической базой дипломной работы являются общенаучные методы (анализ научной литературы, сравнение и др.), а также специальные методы, среди которых сбор, обработка и анализ данных и др.
При написании данной дипломной работы была использована специализированная научная и учебная литература по маркетингу и непосредственно по маркетингу услуг, а также информация из электронных источников.
Практическая значимость работы заключается в возможности реализации разработанного проекта в сфере спортивно - оздоровительных услуг на примере МФК «Семейный спортивно - оздоровительный комплекс».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В настоящий момент уделяется большое внимание организации сервисных услуг, лояльности потребителей, программам и комплексам продвижения, коммуникациям с потребителями. Также поднимается вопрос об использовании различных методов, чтобы сформировать маркетинг услуг на европейском уровне.
Подводя итоги исследования выпускной квалификационной работы, сделан вывод о том, что поставленная цель достигнута - разработана маркетинговая концепция многофункционального комплекса на примере МФК Семейный спортивно - оздоровительный комплекс «Titanium». Решены следующие задачи:
1. Исследованы теоретические аспекты маркетинга услуг. С помощью различных моделей рассмотрены подходы к содержанию маркетинга услуг как отечественного, так и зарубежного опыта. Определены понятия маркетинга и услуги, характеристики, особенности, классификация. Представлены и рассмотрены основные маркетинговые концепции, их главные идеи, цели и основные инструментарии. Раскрыта история возникновения здорового образа жизни в России, первых фитнес - клубов на отечественном рынке. Даны характеристики сетевых клубов России и ценовых сегментов. Рассмотрена политика здорового образа жизни со стороны Правительства РФ. Приведены современные направления здорового образа жизни, их основные характеристики и особенности.
2. Проанализирован район, на котором находится объект недвижимости, его перспективы развития, инфраструктура. Выявлены: обеспечение транспортной доступностью и кратчайший путь до центра города. Определено ресурсное обеспечение объекта недвижимости. Выявлены центра притяжения комплекса, объем предоставляемых услуг арендаторами (операторами). Проанализированы: цены арендных ставок в разрезе районов г. Челябинска и отношение арендных ставок 2,3,4,5 этажей к ставке 1 этажа. Составлены и рассчитаны арендные ставки комплекса, которые будут предлагаться потенциальным арендаторам. В результате анализа рынка спортивно - оздоровительных услуг было выявлено, что потенциальная емкость рынка составляет не менее 2 млрд. долларов., а прирост отрасли составляет более 25% в год. Исследованы макроэкономические показатели, индексы положения дел в стране, индексы общественных настроений, определены характеристики целевой аудитории. Проведен анализ конкурентов, в результате которого были выявлены основные конкуренты и потенциальные арендаторы.
З. Определена конкурентоспособность комплекса, достоинства и недостатки.
4. В рамках маркетинговой концепции проведено позиционирование многофункционального комплекса методом поэтажной специализации. Разработан комплекс мероприятий по привлечению внимания потенциальных арендаторов.
1 Образовательная система Элитариум 2.0 [Электронный ресурс]: Все лучшие определения маркетинга. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/vse- luchshie-opredelenija-marketinga. — Загл. с экрана.
2 Котлер, Филип. Основы маркетинга. Краткий курс. [Текст] : Пер. с англ. - М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2015. - 496 с. : ил. - Парал. тит. англ.
3 Маркетинг в сфере услуг [Электронный ресурс]: Учебные материалы. - Режим доступа: http://works.doklad.ru.
4 Сравнительный анализ теорий маркетинга услуг [Электронный ресурс]: Энциклопедия маркетинга. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib- special/branch/models_service.htm.
5 Ричард Холл. Великолепный маркетинг. Что знают, делают и говорят лучшие маркетологи [Электронный ресурс]: ИГ «Весь»; Санкт - Петербург; 2013. — Режим доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio_book
6 Классификация услуг [Электронный ресурс]: Всемирная торговая
организация. - Режим доступа: http://www.wto.ru.
7 Информационно - правовое обеспечение Гарант [Электронный ресурс]: Общероссийский классификатор услуг населению. - Режим доступа: http://base.garant.ru/179059. — Загл. с экрана.
8 Евгений Захаров. Андрей Баранов о маркетинге в России и за рубежом.
[Электронный ресурс]: TimesNet - онлайн бизнес журнал & сообщество предпринимателей, 2013. - Режим доступа:
http://timesnet.ru/magazine/22/4251. - Загл. с экрана.
9 Развитие сферы услуг в России [Электронный ресурс] / Е.С. Недорезова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11-3 - Библиогр.: 5 назв. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- sfery-uslug-v-rossii.
10 И.С. Березин. Маркетинг в России. [Текст]: Справочник Гильдии
маркетологов. - М. - 2015. С. 85-128.
11 Реклама, маркетинг, PR в образовании [Электронный ресурс]: Теория и практика применения маркетинговой терминологии, 2012. - Режим доступа: https://dashevchenko.wordpress.com. - Загл. с экрана.
12 Луис Апарисьо. За счет чего живет Россия. [Электронный ресурс]:
Интернет - проект ИноСМИ. RU, 2013. - Режим доступа:
http://inosmi.ru/russia/20131114/214780815.html.
13 Экономика России, цифры и факты. [Электронный ресурс]: Портал трейдеров UTMAG, 2015. - Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/10567- ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-14-sfera-uslug.
14 Индекс деловой активности в секторе услуг России [Электронный ресурс]:
Финансовый портал Investing.com, 2016. - Режим доступа:
http://ru.investing.com/economic-calendar/russian-markit-services-pmi-1629.
15 Кредитование в России, просроченные долги, задолженность. [Электронный ресурс]: Деловой портал TADVISER, 2016. - Режим доступа: http: //www.tadviser.ru/index.php.
16 Библиотека гуманитарной и технической литературы [Электронный
ресурс]: Концепция маркетинга. - Режим доступа:
http: //www.telenir.net/delovaj a_literatura/marketing_konspekt_lekcii/p2 .php#met kadoc8.
17 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Консультант плюс, 2016. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895.
18 Что такое Wellness [Электронный ресурс]: Школа жизни.ру, 2012 - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/article/20634.
19 История Курчатовского района [Электронный ресурс]: Администрация Курчатовского района. - Режим доступа: https://kurchatov74.ru/istoriya.html.
20 Путь до центра города [Электронный ресурс]: Программа Дубль Гис. - Режим доступа: http://2gis.ru/chelyabinsk.
21 Кадастровая карта объекта недвижимости [Электронный ресурс]: Публичная кадастровая карта. - Режим доступа: http://pkk5.rosreestr.ru.
22 Рынок спортивных услуг сжимается. [Электронный ресурс]:
информационно - аналитическое агентство Деловые Новости, 2015. -
Режим доступа: http://delonovosti.ru/business/2909-rynok-sportivnyh-uslug-
szhimaetsya.html.
23 Тренды российской экономики [Электронный ресурс]: Центр
макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 2016. - Режим доступа: http://www.forecast.ru.
24 Индексы социального самочувствия. [Электронный ресурс]: Всероссийский
центр изучения общественного мнения, 2015. - Режим доступа:
http://wciom.ru/news/ratings/indeksy_socialnogo_samochuvstviya.
25 Е. Трегубова. Грозит ли России рост безработицы, прогнозы экспертов
[Электронный ресурс]: Аргументы и факты, 2014. - Режим доступа:
http: //www.aif.ru/money/economy/1370478.
26 Розничная торговля в России показала рекордное падение. [Электронный ресурс]: Интернет - издание о финансовой жизни страны, 2015. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/286279.php.
27 Создатели формы [Электронный ресурс]: Всероссийский центр изучения
общественного мнения, 2013. - Режим доступа:
http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=114069.
28 Месторасположение объекта недвижимости. [Электронный ресурс]: Программа Дубль Гис. - Режим доступа: http://2gis.ru/chelyabinsk.
29 Коммерческая недвижимость. [Электронный ресурс]: Портал
недвижимости г. Челябинска. - Режим доступа:
http: //domchel .ru/realty/lease/commerce/office/detail/1013385.php.
30 Разработка сайта. [Электронный ресурс]: Интернет - агентство Dextra. - Режим доступа: http://www.dextra.ru/services.