Введение
1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Обзор литературных источников 6
1.2 Историческое развитие искусства гравюры 8
Е2.1 Достижения зарубежной художественной гравюры 8
Е2.2 Становление и развитие отечественной гравюры 12
1.2.3 Златоустовская гравюра на металле 14
2 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ
2.1 Виды и формы чайной и кофейной посуды 16
2.2 Индийская чайная и кофейная посуда 19
2.3 Орнаментально-декоративное искусство Индии 22
2.4 Национальные орнаменты в убранстве изделий мастеров
златоустовской гравюры на металле 25
2.5 Поиск формы и художественного решения кофейного набора... 28
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Выбор материала для создания кофейного набора 31
3.2 Инструменты и оборудование 33
3.3 Процесс декорирования кофейного набора в технике
златоустовской гравюры на металле 35
3.4 Уход за готовым изделием 37
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1 Организация рабочих мест в мастерской 39
4.2 Анализ рынка златоустовской гравюры на металле 40
4.3 Расчет себестоимости готового изделия 41
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГРАЖДАНСКАЯ
ОБОРОНА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ГЛОССАРИЙ 56
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Одной из первых «художественных» операций обработки материалов, освоенных человеком, было, возможно, гравирование. Первые рисунки выбивались на камне и кости еще в каменном веке. Тогда это были примитивные геометрические узоры. Развитие техники гравирования не стояло на месте, и человек начал гравировать не только кость и камень, но и деревянные, керамические изделия. Начиная с эпохи бронзы гравюрой украшали холодное оружие и доспехи рыцарей. В Европе с изобретением бумаги и началом книгопечатания в XIV в. начали применять металл и делать оттиски. Впоследствии получили развитие различные техники гравирования. Наряду с европейской и восточной, в основном японской гравюрой, широкую известность приобрела златоустовская гравюра на стали. Разнообразные изделия из металла мастера Златоуста украшали орнаментом и нередко, стилизованным национальным в том числе. В настоящее время традиционные для златоустовской гравюры на металле способы и приемы украшения металлических изделий дополнили новые и не характерные для местного искусства.
Целью выпускной квалификационной бакалаврской работы является изготовление кофейного набора, украшенного стилизованным национальным индийским орнаментом в технике златоустовской гравюры на металле с применением эмали.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи'.
- провести обзор литературных источников по теме ВКБР;
- изучить развитие зарубежной художественной гравюры как вида изобрази-тельного искусства;
- рассмотреть развитие отечественной гравюры, златоустовской в том числе;
- раскрыть символизм индийских орнаментов и выявить особенности техно-логии гравирования в Индии;
- изучить материалы и инструменты для изготовления гравюры;
- разработать эскиз и выполнить изделие в материале;
- подготовить презентацию в Microsoft Office Power Point.
Объектом является кофейная пара, украшенная стилизованным индийским орнаментом в технике златоутовской гравюры с применением эмали.
Предмет - технологический процесс декорирования изделия в традициях златоустовской гравюры на металле и художественного ручного эмалирования.
Актуальность темы. Современное искусство художественного металла Златоуста не только сохраняет традиции прошлого, но и обогащается новыми техно-логиями, материалами, приемами и способами декорирования изделий, в том числе появляется эмалирование. Златоустовские мастера обогащают златоустовскую гравюру, превнося что-то новое, например, оригинальные технологии или орнаменты. Индийские мотивы яркие и красочные, поэтому трудно передать с помощью техники златоустовской гравюры всю красоту Индии. Для этого используется цветная эмаль, которая в настоящее время используется на некоторых художественных предприятиях. Такие изделия оригинальны и дарят вдохновение окружающим. Создавая такие изделия, соединяются воедино традиции мастеров златоустовской гравюры и национальные индийские формы и мотивы. Также это способствует расширению духовных границ и развитию международных контактов через искусство.
Практическая значимость работы. Основные положения ВКБР, в частности вопрос технологии создания златоустовской гравюры на металле, была озвучена на студенческой конференции, проведенная работа может послужить методическим пособием по дисциплине «Мастерство» для преподавателей и студентов на-правления подготовки 261400 «Технология художественной обработки материалов». Кроме того, разработанный эскиз формы и декора кофейной пары одобрен специалистами предприятия ООО «ПК «Евразия», которое также оказало материальная помощь в изготовлении кофейного набора.
ВКБР имеет следующую структуру: задание, аннотация, оглавление, введение и основная часть, кроме того, заключение, библиографический список. Основная часть состоит из аналитического, художественного и технологического разделов. Аналитическая часть включает обзор литературных источников и историческую справку о развитии гравюры; в художественной части рассмотрены эстетические и декоративные характеристики гравюры, представлены поиски художественного образа; в технологической части раскрыты характеристики материалов и инструментов, необходимых для создания златоустовской гравюры, а также процесс изготовления златоустовской гравюры. Также рассмотрена безопасность жизнедеятельности и охрана труда на производстве, проведены экономические расчеты себестоимости готового изделия. Сделаны выводы и заключение по теме выпускной квалификационной бакалаврской работы.
По теме выпускной квалификационной бакалаврской работы выявлено девяносто девять литературных источников. В библиографический список вошли труды известных отечественных ученых, историков искусства, технологов и дизайнеров.
В процессе создания кофейного набора в технике златоустовской гравюры на металле были изучены различные виды и формы чайной и кофейной посуды, в том числе и индийской, так как главной особенностью изготовленной кофейной пары является индийский стиль, в котором выполнено изделие. Также было изучено орнаментально-декоративное искусство Индии для того чтобы более точно понять и передать этот стиль. Златоустовские мастера-граверы часто обращаются к каким-либо национальным мотивам в создании различных изделий. В качестве примера приведены некоторые изделия златоустовских художников, которые использовали национальные орнаменты в убранстве своих изделий. С помощью формы, орнамента и цвета, ярко выражен индийский стиль, который обогащает златоустовскую гравюру на металле. Проведен поиск формы подстаканника в индийском стиле, а также после изучения орнаментов были выбраны и созданы новые мотивы для художественного решения кофейного набора.
Для создания кофейной пары в технике златоустовской гравюры на металле использовались различные материалы. Основным материалом была выбрана латунь, также использовалось покрытие никелем, серебром, золотом, а также нетрадиционной для златоустовского искусства эмалью. В качестве инструментов использовались привычные для мастеров-граверов кисти, гравировальные иглы и другие предметы. Создание златоустовской гравюры на металле процесс трудоемкий и творческий, требующий знания материала и владения инструментами. Также были представлены способы ухода за готовым металлическим гравированным изделием. Рассмотрен процесс технологии выполнения златоустовской гравюры на металле, разработан эскиз, изучены материалы, инструменты и оборудование для создания кофейного набора, также соблюдены правила безопасности жизнедеятельности, произведены экономические расчеты себестоимости готового изделия. Изготовлена кофейная пара в материале.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной бакалаврской работы решены, цель - достигнута.
1. Гнедич, П.П. История искусств / П.П. Гнедич. - М.: Эксмо, 2008. - 215 с.
2. Сокольникова, И.М. История изобразительного искусства: Учебник в 2 т. Т.
1 / И.М. Сокольникова - М.: Академия, 2007. - 304 с.
3. Сокольникова, И.М. История изобразительного искусства: Учебник в 2 т. Т.
2 / И.М. Сокольникова - М.: Академия, 2007. - 208 с.
4. Кухта, М.С. История искусств / М.С. Кухта. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 267 с.
5. Кислых, Г. Тетрадь 2. Немецкая гравюра 15-16 веков // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 61-96 с.
6. Егорова, К. Тетрадь 3. Нидерландская гравюра 15-16 веков // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 97-128 с.
7. Лаврова, О. Тетрадь 4. Итальянская гравюра 15-18 веков // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 129-184 с.
8. Алексеева, В. Тетрадь 5. Французская гравюра 15-17 веков // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 185-212 с.
9. Водо, И. Тетрадь 6. Французская гравюра 18 века // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 213-244 с.
10. Левитин, Е. Тетрадь 7. Голландский офорт 17 века // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 245-276 с.
11. Ковалдина, И. Тетрадь 8 Английская гравюра 18 века // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 277-308 с.
12. Гасанова, О., Левитин, Е. Тетрадь 9. Офорты Гойи и западноевропейской гравюры 19 века // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 309-368 с.
13. Панас, К. Тетрадь 10. Гравюра 20 века стран Западной Европы и Америки // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 369-428 с.
14. Воронова, Б. Тетрадь 11. Японская гравюра 17-19 веков // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 429-492 с.
15. Сакович, А. Тетрадь 12. Русская гравюра 16-17 веков. Русская народная картина // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987.-493-544 с.
16. Александрова, И. Тетрадь 13. Русская гравюра 18 - начала 20 века // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 545-588 с.
17. Розанова, И. Тетрадь 14. Советская гравюра // Очерки по истории и технике гравюры - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 589-688 с.
18. Глинкин, М. Златоустовская гравюра на стали / М. Глинкин. - Челябинск, 1976.
19. Куликовских, С. И. Златоустовская школа авторского украшенного оружия. Становление и развитие (1815-1860 гг.) / Под ред. доктора исторических наук,
20. Куликовских, С.Н. История развития гравюры на стали: учебное пособие / С.Н. Куликовских. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. - 47 с.
21. Павловский, Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала / Б.В. Павловский. -М.: Искусство, 1975. - 132 с.
22. Гриер, О.М. Гравюра на стали из Златоуста / О.М. Гриер, Б.С. Самойлов, В.А. Ячменев. - Челябинск, 1994
23. Турова, В.В. Что такое гравюра / В. В. Турова. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - 168 с.
24. Ухин, С.В. Гравировка. Художественная обработка металлов / С.В. Ухин. - М.: ACT, 2005.-240 с.
25. Куликовских, С.Н. Меч на «манер древнего египетского...» // Ювелирное искусство и материальная культура: сб. ст. / Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. - 32-36 с.
26. Петров, А.И., Николаева, С.И. Гравирование основной и особый способ украшения ювелирных изделий якутов // XVI Всероссийская научно-практическая конференция и смотр-конкурс творческих работ по направлению подготовки «Технология художественной обработки материалов»: Сб. научных трудов. - М.: Университет машиностроения, 2014. - 241-243 с.
27. Елихина, Ю.И. Буддийские дары дому Романовых // Ювелирное искусство и материальная культура: Сборник статей / под ред. И.А. Сенина. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. - 14-20 с.
28. Наследники великой традиции (японская живопись) // Антиквариат, 2008. - №7-8.-С. 98.
29. Кухта, М.С. Промышленный дизайн: Учебник / М.С. Кухта, В.И. Куманин, М.Л. Соколова, М.Г. Гольдшмидт; под ред. И.В. Голубятникова, М.С. Кухта; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томский университет, 2013.-312 с.
30. Михайлов, С. М. Основы дизайна: Учеб, для вузов /С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева; под ред. С. М. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Союз Дизайнеров, 2002. - 240 с.
31. Ермаков, М. Основы дизайна. Художественная обработка металла: Учебное пособие / М. Ермаков. - М.: ЛитераФорте, 2014. - 600 с.
32. Дизайн. История, современность, перспективы / под ред. И.В. Голубятникова. - М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель 2011,- 224 с.
33. Соколова, М.Л. Дизайн: Учебник для вузов / М.Л. Соколова, М.С. Кухта, Р.М. Лобацкая, М.М. Черных, И.А. Зайцев, И.Е. Мильчакова. - М.: МГУПИ, 2013. - 142 с.
34. Новиков, В.П. Современные художественные изделия из металла / В.П. Новиков, И.И. Мельситов, Ю.И. Комягин. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990.-231 с.
35. Никитич, Л.А. Эстетика: Учебник / Л.А. Никитич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003. -439 с.
36. Орнаменты. Элементы декора. Все стили, мотивы эпохи. - М.: ACT: Астрель, 2010. - 360 с.
37. Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 318 с.
38. Чудова, А. Стили и орнаменты в искусстве: каталог. - М.: ACT: Астрель, 2010.-368 с.
39. Сухарева, О. Школа рисования: стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы / О. Сухарева, Т. Граблевская. -М.: Астрель, 2008. - 318 с.
40. Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич: учеб, пособие. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 273 с.
41. Расине, К. Орнамент всех времен и стилей / К. Расине. - М.: Астрель, 1987.- 283 с.
42. Стили и орнаменты в искусстве: каталог М.: ACT: Астрель, 2010. - 368 с.
43. Индийский стиль: каталог / авт.-сост. А. Ташей. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 191 с.
44. Лямин, И. В. Художественная обработка металлов - 3-е изд. доп.. М.: Машиностроение, 1988. - 122 с.
45. Флеров, А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов: Учебник. - М.: Высшая школа, 1981. - 288 с.
46. Шнейдер, Г. А. Основы художественной обработки металла / Г.А. Шнейдер. - Минск: Вышейшая школа, 1986. - 158 с.
47. Куманин, В. И. Художественное материаловедение: по видам материалов: Учебник / В. И. Куманин, Л. А. Ковалева, Р. М. Лобацкая; под ред. Б. М. Михай¬лова. М.: МГАПИ, 2005. - 182 с.
48. Дизайн. Материалы. Технологии: энциклопедический словарь / под ред. В.И. Куманина, М.С. Кухта. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 320 с.
49. Косиков, И. Аносов Павел Петрович // Златоустовская энциклопедия. Часть 1 / под ред. М.А. Тарынина. - Златоуст: Златоустовская типография, 1994. - 13 с.
50. Косиков, Н., Ковина, Е. Бояршинов Иван Петрович // Златоустовская энциклопедия. Часть 1 / под ред. М.А. Тарынина. - Златоуст: Златоустовская типография, 1994. - 43 с.
51. Козлов, А. Булат // Златоустовская энциклопедия. Часть 1 / под ред. М.А. Тарынина. - Златоуст: Златоустовская типография, 1994. - 49 с.
52. Ковина, Е. Бушуев Иван Николаевич // Златоустовская энциклопедия. Часть 1 / под ред. М.А. Тарынина. - Златоуст: Златоустовская типография, 1994. - 52 с.
53. Ковина, Е. Златоустовская гравюра на стали // Златоустовская энциклопедия. Часть 1 / под ред. М.А. Тарынина. - Златоуст: Златоустовская типография, 1994.- 135-136 с.
54. Куликовских, С.Н., Нагаев, А.В. Златоустовская школа художественного металла XX в. Геннадий Берсенев // Вторые Бушуевские чтения: Сборник мате-риалов / Под ред. к. т. и., проф. В.И. Чуманова - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,
2004. -204-212 с.
55. Куликовских, С.Н., Поляков, К.А. Художественный металл Златоуста XIX¬XX вв. Искусство технологии // Вторые Бушуевские чтения: Сборник материалов / Под ред. к. т. и., проф. В.И. Чуманова - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 300-304 с.
56. Куликовских, С.Н., Мудрых, П.В., Поляков, Н.А. Декоративно¬технологические особенности златоустовской гравюры на стали XIX-XX вв. // Дизайн и технология художественной обработки материалов: Труды VII Всерос. науч. конф. / Под ред. к.т.н., проф. Чуманова В. И. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - Вып.8. - 41-46 с.
57. Куликовских, С.Н., Аликина, Е. Технология златоустовской гравюры на стали как один из основных сюжетов художественного убранства изделий XIX-XX вв. // Дизайн и технология художественной обработки материалов: Труды VII Всерос. науч. конф. / Под ред. к.т.н., проф. Чуманова В. И. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. -Вып.8. - 107-112 с.
58. Куликовских, С.Н. К вопросу об истоках художественного образования и воспитания художника-гравёра на Златоустовской оружейной фабрике в первой половине XIX века / С.Н. Куликовских // Вестник ЮУрГУ, № 17 (72). - Челябинск.: Изд-во Ургу, 2006. - С. 53-65.
59. Смоляков, А. Златоустовская гравюра / А. Смоляков // Народное творчество, 2007. -№1. -С. 29-30
60. Гарус, В. Златоустовская гравюра: традиции и современность // Металлоснобжение и сбыт, 2002. - № 6. - 126-127 с.
61. Вяжевич, М. Портрет родного завода, или Еще немного о промышленной живописи // Металлоснабжение и сбыт, 2002. - № 9. - 124-127 с.
62. Долгова, Н.В., Половодова, Е.В. Развитие производства златоустовского художественного оружия // Дизайн и технология художественной обработки материа¬лов: материалы XV Всерос. науч.-практ. Конф. (Ижевск, 22-25 октября 2012г.) / под ред. М.М. Черных. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ. - 104-108 с.
63. Шулаков, А.Ю., Куликовских, С.Н. Вопрос синтеза материалов в современных изделиях художественной гравюры на металле Златоуста // Дизайн и технология художественной обработки материалов: материалы XV Всерос. науч.-практ. Конф. (Ижевск, 22-25 октября 2012г.) / под ред. М.М. Черных. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ. - 449-454 с.
64. Трифонова, Г.С. К вопросу об истоках стиля златоустовской гравюры // Первые Бушуевские чтения: Сборник материалов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 17-20 с.
65. Шапиро, А.Д. Основные тенденции развития златоустовской гравюры в XIX¬XX вв. // Первые Бушуевские чтения: Сборник материалов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003.-31-36 с.
66. Куликовских, С.Н. Художественный металл Златоуста XIX - начала XXI вв.: синтез технологии и искусства // Первые Бушуевские чтения: Сборник материалов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 95-98 с.
67. Кузнецова, О. Окраска гравированных изделий / О. Кузнецова // Народное творчество, 2007. - №1. - С. 32
69.Зуйкова, Т., Пивоваров А. Тайна заточенной иглы // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2004. - № 11. - С. 118-120.
70.3олотинкина, И. Неизданная книга ботаника X // Наше наследие, 2006. - № 77. -С. 106-113.
71. Шишков, С. Графичный образ пространства // Наше наследие, 2006. - № 78. - С.134-135.
72. Вельяшев, В. Суров и жёсток стальной резец // Наше наследие, 2007. - № 82. - С. 76-83.
73. Кольцова, Л. «Картинка» в альманахах и сборниках России первой половины XIX века // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2007. - № 10.-С. 92-103.
74. Кольцова, Л. Московская журнальная и силуэтная графика 1860-х годов // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2007. - № 12 (53). - С. 26¬45.
75. Малаева, 3., Тихомирова, Е. Златоустовская оружейная фабрика и русское искусство гравюры на стали // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2004. - № 11. - С. 58-75.
76. Ломаева, Л.Г., Драгунов, М.Е. Взаимосвязь художественных эффектов и технологических приемов гравировки оружия // Дизайн. Материалы. Технология, 2007. -№ 1 (2). - С. 57-58.
77. Куликовских, С.Н., Чуманов, В.И. Гравюра Златоуста - вид изобразительного искусства и техника декорирования клинкового оружия // Дизайн. Материалы. Технология, 2007. - № 1 (2). - С. 81-84.
78. Куликовских, С.Н., Урванцева, Я.В., Фокина, В.А. К вопросу о преемственности традиций оружейного искусства в произведениях златоустовских мастеров // Дизайн. Материалы. Технология, 2007. - № 1 (2). - С. 85-89.
79. Лаженцева, Л.В. Мастер гравюры Иван Бушуев // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2007. - № 9. - С. 70-77.
80. Наумов М.В. Вятская литография // Технология художественной обработки материалов: Материалы XII Всерос. Науч.-практич.конф. - Ростов-на-Дону, 2009. -С.12.
81.Золото. Металл богов и царь металлов: каталог / Авт.-сост. Т.Н. Сизова. - М.: «УНОПРИНТ», 2007. - 72 с.
82. Гильдия мастеров-оружейников Златоуста: каталог. - Златоуст.: ООО «Фото-Мир», 2011. - 96 с.
83. Фролов, А.В. Безопасность жизнедеятельности / А.В. Флоров. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 750 с.
84. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. - М.: Высшая школа, 2007. - 616 с.
85. Шойгу, С.К. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на 2006 год/ С.К. Шойгу. - М., 2006. - 280 с.
86. Каталог ООО Компания «АиР» - http://zlatoust-air.ru/
87. Каталог мастерских ЛиК — http://www.lik.ru/catalog/
88. Каталог «Мезон» — http://rosarms.com/
89. Каталог ЗАО «Златоустовская оружейная фабрика» - http ://www.zlatgravura.ru/ shop/
90. Каталог «Златоустовская гравюра на стали» - http://www.zlatgravura.ru/shop/
91. Бронзовое литье и художественная обработка цветных металлов. Изделия из латуни. — http://www.bharativa.ru/india/crafts/bronza.html
92. Значение индийских символов - http://www.omhennaom,сот/
93. Значение индийских геометрических символов
http:// ethnoboho, ш/etno/raznoobrazie-i-znachenie-indii skix-ornamentov. html
94. Виды чайной и кофейной посуды — http://coffee-klatsch.ru/ware-and-technics/ware-for- coffee-laving.html
95. Как создаются златоустовские гравюры - http://ekabu.ru/ekaterinburg/99810-kak-sozdavutsva-zlatoustovskie-grawury.html
96. Битумный лак, применение, технические характеристики, техника безопасности - http://knigastroitelva.ru/materialv/bitumnvi-lak-primenenie.htm
97. Состав битумного лака, техника безопасности - httD://www.okorrozii.com/laki/lak-bt-577.html
98. Состав аптечки первой медицинской помощи для учреждений различного типа и учебных заведений -http ://www.ohranatruda.ru/ot forum/forum 19/topic 144/
99. Нормативные требования к освещению рабочих мест - http://www.neolight.ru/statyi/statva full/statvi/trebovaniva-k-osveschenivu-rabochih- mest/