Управление контрольно-надзорной деятельностью в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе риск-ориентированной модели
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Современное состояние государственного санитарно-эпидемиологического контроля в регионах 12
1.1 Органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля и их
функции 12
1.2 Анализ исполнения планов и функций органами государственного
санитарно-эпидемиологического контроля Челябинской области за 2011-2014 годы 19
1.3 Основные направления развития Управления Роспотребнадзора
Челябинской области 31
Выводы по разделу 38
2 Риск-ориентированный подход в сфере контрольно-надзорной деятельности 43
2.1 Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности
Роспотребнадзора 43
2.2 Риск-ориентированный подход при организации контроля (надзора)
Управлением Роспотребнадзора Челябинской области основные проблемы в применении 57
Выводы по разделу 59
3 Внедрение системы управления на основе риска в Управлении Роспотребнадзора Челябинской области - пообъектное управление 69
3.1 Внедрение системы управления на основе риск-ориентированного
подхода 69
3.2 Система оценки эффективности и результативности деятельности Управления Роспотребнадзора Челябинской области на основе риск-
ориентированного подхода 73
Выводы по разделу 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Между общественным здоровьем и социально-экономическими условиями существует тесная прямая и обратная связь: неблагоприятная экономическая ситуация в стране, регионе, городе сопровождается низким качеством здоровья населения, а неудовлетворительное состояние общественного здоровья отрицательно отражается на материальном производстве, обороноспособности.
Конституцией России закреплено право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Охрана здоровья населения России всегда была одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Существенную роль в выполнении этой задачи играла служба отечественного здравоохранения, занимавшаяся проблемами санитарно-эпидемиологического благополучия человека [1].
Санитарно-эпидемиологическая отрасль общественных отношений играет значимую роль в жизни современного общества. С ней напрямую связана его безопасность и здоровье, а уровень санитарно-эпидемиологического развития может выступать своего рода показателем уровня развития и конкурентоспособности всей страны. Государство регулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая тем самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех правил и норм.
Такая система госсанэпидслужбы России позволяла обеспечить единство санитарного законодательства; общность принципов организации в деятельности по осуществлению госсанэпиднадзора; единство правовых средств при осуществлении госсанэпиднадзора; централизацию управления и дифференциацию функций и полномочий органов, учреждений и структурных подразделений госсанэпидслужбы.
Как результат первого этапа административной реформы была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Анализ законодательства показывает, что государство на различных этапах развития экономики использовало различные формы государственного регулирования качества и безопасности продукции и услуг, соответствующие системы организации государственного контроля, применяло различные меры гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
Содержание и характер этих мер отражали определенный этап развития народного хозяйства страны и стоящие перед ним задачи [8].
Повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения при одновременном устранении избыточных административных барьеров для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является важнейшим направлением совершенствования государственной политики Российской Федерации.
Решение поставленной задачи достигается, в том числе, через внедрение риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной
деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Объект исследования Управление Роспотребнадзора по Челябинской области.
Предмет исследования риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Целью диссертационного исследования является обоснование риск- ориентированной модели в систему управления контрольно-надзорной деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с поставленной целью определены конкретные задачи исследования:
- рассмотреть существующую модель организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора;
- изучить состав и функции органов государственного санитарно-эпидемиологического контроля;
- проанализировать исполнение планов и функций органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля Челябинской области за 2011-2014 годы;
- выделить основные направления развития Управления Роспотребнадзора по Челябинской области;
- рассмотреть риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора;
- охарактеризовать риск-ориентированный подход при организации контроля (надзора) Управлением Роспотребнадзора Челябинской области и выявить основные проблемы в применении;
- разработать алгоритм внедрения системы управления на основе риск- ориентированного подхода;
- предложить систему оценки эффективности и результативности деятельности Управления Роспотребнадзора Челябинской области.
Хронология магистерской диссертации охватывает период с 1986 года, когда Б.Л. Черкасским была сформулирована социально-экологическая концепция эпидемического процесса по настоящее время. Первое упоминание об управлении эпидемическим процессом как о системе в открытой печати сделано вначале 90-х и заканчиваются 2015 годом.
Теоретическая основа. Теоретический фундамент управления эпидемическим процессом был заложен в трудах основоположников отечественной эпидемиологии Л.В. Громашевского, Е.Н. Павловского, В.М. Жданова, Ш.Д. Мошковского, И.И. Елкина и других выдающихся ученых, найдя свое развитие и продолжение в исследованиях Б.Л. Черкасского, В.И. Покровского, Ю.П. Солодовникова, В.Д. Белякова, Э.Н. Шляхова и других эпидемиологов современности.
Сформулированные ими теории обогатили эпидемиологию новыми принципиальными положениями в соответствии с накопленными знаниями об эпидемическом процессе.
Нормативную основу исследования составили:
- Конституция Российской Федерации 1993 г. и федеральное законодательство, связанное с санитарно-эпидемиологическим надзором;
- рекомендательные нормы, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов научного познания:
- системный подход, использование которого дало возможности для изучения сложных процессов и явлений.
- метод логического изложения исследуемых вопросов - последовательное рассмотрение изучаемого явления от простого к сложному с учётом хронологической последовательности;
- диалектический метод - рассмотрение изучаемых процессов в их постоянном развитии;
- историко-сравнительный - изучаемое явление исследуется в историческом аспекте в сравнении с подобным институтом или явлением;
- сравнительно-правовой - исследование особенностей правового института, нормативно-правового материала из разных правовых систем или разных по времени принятия;
- контент-анализ - применяется при изучении концептуальных подходов или оценок в литературе того или иного вопроса, а также аналитических материалов по изучаемой теме;
- синтез - несколько объектов изучаются как одно целое;
- индукция - изучение вопроса в движении от частного к общему знанию;
- дедукция - изучение познаваемого явления, вопроса от общего к частному знанию;
Новизна научного исследования проявилась в разработке риск - ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
В диссертационном исследовании разработаны и выносятся на защиту следующие положения и выводы, отражающие разработку риск- ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Апробация результатов исследования (публикации):
«Гигиеническая оценка производства продуктов питания в Челябинской области». Торгово-экономические проблемы регионального бизнес - пространства. Сборник материалов Международной научно - практической конференции, апрель 2015 г., Челябинск, С. 393-396.
«Совершенствование стратегии формирования современной контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Актуальные проблемы экономики и управления. Сборник материалов Международной студенческой научно- практической конференции, май 2015 г., Челябинск, С.
Изучение теоретических основ показало, что управление эпидемическим процессом следует рассматривать в виде системы, в которой объектом управления является эпидемический процесс как социально-экологическая подсистема, а субъектом управления - управляющая подсистема. Комплекс компонентов, составляющих механизм управления, представляет собой подсистему непосредственного управления эпидемическим процессом.
В России в соответствием с законодательством осуществляется 84 самостоятельных вида государственного и муниципального контроля из них - 81 вид осуществляют федеральные органы исполнительной.
В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших. А также подразумевает собой государственный учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональных и массовых) в связи с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторов среды его обитания.
В системе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора действуют:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
- Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в субъектах Федераций, муниципальных образованиях;
- федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора.
Государственный надзор, осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В структуре Управления Роспотребнадзора по Челябинской области имеется 15 территориальных отделов и 14 отделов Управления, в том числе 9 отделов, осуществляющих функции по контролю (надзору).
Основные направления развития Управления Роспотребнадзора Челябинской области включают:
- контроль за гигиеной населённых мест;
- контроль гигиены питания населения;
- контроль обеспечения охраны здоровья работающего населения;
- контроль в области профилактики инфекционных заболеваний и санитарной охраны территории.
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Челябинской области, деятельность которых подлежит государственному контролю в установленной сфере деятельности, по состоянию на 01.01.2015 года составило 23044.
В течение последних пяти лет количество субъектов надзора увеличилось на 11,3 %, что отражает развитие малого бизнеса в регионе, улучшение условий для предпринимательской деятельности, в том числе упрощение административных процедур начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности путём подачи уведомлений. В Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступило в 2014г - 1407 уведомлений, в 2013 году - 1448.
Анализ уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, показал, что ведущее место занимают услуги общественного питания -46,2%, в 2013г -27,1%. Далее розничная торговля в неспециализированных магазинах -15,42%, в 2013 г. -16,7% и розничная торговля в специализированных магазинах - 14,0%, в 2013г. -15,6%.
В рамках исполнения основной функции по осуществлению проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства по защите прав потребителей, области технического регулирования в установленной сфере деятельности в 2013 году проведено 5447 проверок и 1589 административных расследований.
Выполнение плана проверок составило 97,1 %, показатель выполнения плана сохранен на уровне 2013г. (97,5%).
Не проверено 193 субъекта надзора по причине ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.
На 2015 год запланировано 2023 проверки (2014г. - 2416, 2013 год - 2535 проверок).
Общее количество проверок по сравнению с 2013г. уменьшилось на 11,2%, в основном за счет внеплановых проверок, где снижение составило 14,2%; снижение количества плановых проверок менее выражено и составляет 6,6%.
Снижению общего числа проверок послужило сокращение количества внеплановых проверок, в 2013г. доля внеплановых проверок составляла 61,2% (600), в 2014г. - 59,2% (825), (2012г. - 70,3%) и одновременное увеличение административных расследований - проведено 1589 административных расследований, на 82 меньше, чем в 2013г.
С учетом того, что в структуре внеплановых проверок 68,9% составили проверки по контролю предписаний (в 2013г. - 59,2%), возможность снижения внеплановых проверок в настоящее время практически исчерпана.
Важнейшее значение для предупреждения нарушений имеет работа с обращениями граждан, анализ которых позволяет определить проблемные сферы предпринимательской деятельности с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей и усилить деятельность в этом направлении.
В целом, итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в 2014 году свидетельствуют о повышении эффективности и результативности государственного контроля (надзора), что обеспечило стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку в области, а также решение задач по обеспечению законных интересов населения области в различных сферах потребительского рынка и достижению комплексного подхода к формированию развитой системы защиты прав потребителей.
Основной вывод по работе Управления Роспотребнадзора Челябинской области заключается в том, что в связи с проводимой административной реформой, направленной, в том числе на снижение давления на субъекты предпринимательства, устранение административных барьеров их деятельности, отмечается тенденция снижения количества проверок.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет целью предупреждение и анализ негативного воздействия результатов хозяйствования субъектов на здоровье населения страны, включая интересы социально-ответственного бизнеса. Таким образом, ставится двуединая задача: с одной стороны, требуется улучшение качества среды обитания человека, сохранение и преумножение здоровья нации, с другой- стимулируется максимальное снятие административных барьеров перед бизнесом, который не только обеспечивает экономическое и социальное благосостояние страны, но и является источником загрязнения среды обитания.
В этой ситуации государственный контроль должен переходить на методологические основы, адекватные поставленной задаче. Стратегические государственные документы направляют надзорные органы на внедрение риск-ориентированной модели деятельности.
Кроме того, использование в административной практике методов оценки риска позволяет более точно учитывать особенности осуществления хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг.
Следует отметить, что мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и регуляторной деятельности в целом.
Введение риск - ориентированной модели при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в ряде стран позволило существенно дифференцировать подход к проведению контрольных мероприятий.
Риск-ориентированная модель обеспечивает:
- управление источниками опасности по критериям риска причинения вреда здоровью человека, окружающей среде, имуществу и т.п.;
- ориентацию на упреждающие меры;
- применение принципа допустимости воздействия в условиях
невозможности полного устранения опасности или угрозы;
- стимулирование объектов надзора к снижению риска причинения вреда.
Такая модель включает в себя систему оценки потенциальной опасности объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей с учетом критериев риска причинения вреда здоровью человека.
Внедрение риск-ориентированного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав человека имеет целью:
- обеспечение условий пропорциональности интенсивности контрольно - надзорной деятельности риску причинения вреда здоровью всего населения и конкретных категорий - работников, потребителей товаров и услуг;
- концентрацию усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека (населения, работающих, потребителей);
- сокращение числа проверок на объектах низкого риска для населения, работающих, потребителей;
- улучшение качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;
- стимулирование объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок;
- рационального и наиболее эффективного использования средств, выделенных на осуществление надзора за исполнением государственной функции;
- повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Главный принцип системы контрольно-надзорной деятельности согласно риск-ориентированного подхода заключается в контроле объекта в зависимости от риска причинения вреда, ущерба.
Основные результаты совершенствования контрольно-надзорных функций :
- усовершенствована система процессуальных действий органов контроля и надзора;
- для отдельных видов хозяйственной деятельности введен уведомительный порядок начала ее осуществления;
- принята новая современная редакция законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности;
- сокращена продолжительность проверок, а также установлена периодичность плановых проверок;
- внедрена процедура согласования отдельных видов внеплановых проверок с органами прокуратуры;
- сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций).
На текущий момент система находится в стадии становления. Девять пилотных территорий - Липецкая, Свердловская, Калининградская области, г. Санкт-Петербург, Калужская область, Пермский край, Омская область, Приморский край и Хабаровский край - отрабатывают систему формирования реестров объектов надзора, оценки численности населения под воздействием, классификацию объектов надзора и выбора приоритетов для планирования надзорных мероприятий.
Задача снижения медико-демографических и экономических потерь государства, равно как и повышения качества жизни россиян ориентирует Управление Роспотребнадзора Челябинской области на внедрение в практику современных наукоемких методов и технологий управления.
Оценка риска как инструмент информационно-аналитической поддержки решения задач разного уровня и содержания востребован при исполнении практически всех полномочий Управлением Роспотребнадзора Челябинской области.
Основные проблемы надзора, выделяемые бизнесом в Челябинской области:
- неоправданно высокая степень усмотрения должностных лиц ;
- непосредственное возбуждение дел об административных правонарушениях как легальная возможность проведения дополнительной внеплановой проверки ;
- избыточность и противоречивость требований
- отсутствие связи проверяемых требований с обеспечением безопасности.
Условиями реализации риск-ориентированной модели в Управлении
Роспотребнадзора Челябинской области являются:
- совершенствование законодательной базы;
- повышение социальной ответственности хозяйствующих субъектов;
- активная помощь общественных организаций и объединений, населения надзорным органам.
Совершенствование контрольно-надзорной деятельности Управлением Роспотребнадзора Челябинской области требует оценки риска при классификации поднадзорных объектов в зависимости от степени угрозы и риска причинения вреда жизни и здоровью граждан. Результаты оценки рисков, при которой учитываются эпидемиологическое состояние объекта, вероятность возникновения нарушений законодательства, масштабность и тяжесть последствий для здоровья позволяют реализовать дифференцированный подход к проведению контрольно-надзорных мероприятий с концентрацией усилий на объектах, формирующих недопустимый риск для здоровья.
В целом:
- расширение практики применения анализа риска здоровью в задачах обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области, внедрение риск-ориентированной модели деятельности Управления Роспотребнадзора Челябинской области унифицирует и повышает качество решения широкого круга задач, относящихся к сфере ответственности Управления Роспотребнадзора Челябинской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- концентрация внимания в ходе контрольно-надзорных мероприятий на объектах повышенного риска для здоровья является гарантией улучшения санитарно-эпидемиологической и, как следствие, медико-демографической обстановки в Челябинской области;
- оценка риска в области надзора за безопасностью продукции позволяет выявлять товары из категории рисковых поставок, устанавливать или снимать ограничения на использование продукции, повышает доверие к отечественным товарам, обеспечивает надежную защиту потребителей;
- разработка risk-based стандартов качества объектов среды обитания и продукции гармонизирует отечественную систему гигиенического нормирования с международными системами требований и норм;
- дифференциация мер правового регулирования деятельности опасных объектов, обоснованное выделение региональных, территориальных, локальных приоритетов и обоснование управленческих решений с применение результатов оценки риска сближает систему надзора с лучшими мировыми практиками в данной сфере.
Внедрение риск-ориентированной модели должно обеспечить Управлению Роспотребнадзора Челябинской области:
- дифференцированный подход к проверкам с учетом потенциального риска причинения вреда;
- право Управлению Роспотребнадзора Челябинской области на разработку собственных методик классификации объектов надзора ;
- переход от административно-карательного управления к конструктивному диалогу бизнеса и Управления Роспотребнадзора Челябинской области.
В работе была разработана и предложена к внедрению система оценки и управления риском в Управлении Роспотребнадзора Челябинской области.
В Управлении Роспотребнадзора Челябинской области предлагается
проектирование элементов новой системы: «3+1» категория риска
- группа особого риска;
- группа высокого риска;
- группа среднего риска;
- группа низкого риска.
Количество групп риска одинаково для всех видов контроля (надзора)
В конкретном виде контроля (надзора) могут присутствовать поднадзорные субъекты не всех категорий.
Будет осуществлено:
- разработка единообразных и максимально корректных подходов к определению численности населения под воздействием опасных факторов
- подготовка пакета справочной информации для расчета такой численности.
Класс опасности объекта будет определять частоту плановых надзорных мероприятий (рекомендуемая частота плановых проверок)
Класс опасности объекта будет определять объем и содержание надзорных мероприятий
Субъекты надзора, относимые к четвертому классу опасности, могут быть освобождены от плановых проверок при одновременном соблюдении условий:
- отсутствие нарушений санитарного законодательства в ходе последней плановой проверки;
- отсутствие обоснованных жалоб на деятельность объекта от населения, других юридических лиц, органов исполнительной власти и местного самоуправления.
На перспективу: наличие заключения органов санитарно¬
эпидемиологического аудита о соответствии субъекта всем санитарным требованиям и нормам.
При планировании надзорной деятельности будут учитываться:
-степень «законопослушания», которая характеризуется соотношением количества нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей к количеству проведенных проверок;
- полнота и своевременность выполнения предписаний;
- доля нестандартных проб, полученных в ходе лабораторных исследований на объекте.
Приоритетному надзору в рамках одного класса опасности будут подлежать объекты с наихудшими показателями.
Периодичность плановых проверок может быть снижена для объектов, где вероятность нарушения законодательства ниже, чем в целом по стране для объектов данного вида.
В деятельности Управления Роспотребнадзора Челябинской области предлагается внедрение динамической системы, статическая система будет использоваться как промежуточный шаг.
Перечни грубых, значительных и незначительных нарушений:
- должны быть исчерпывающими;
- должны содержать привязку к нормативно-правовым и нормативно-техническим актам, в которых закреплены соответствующие обязательные требования, проверяемые в ходе мероприятий по контролю.
Правила присвоения баллов за нарушения каждого вида и пороговые значения для изменения уровня риска могут быть как индивидуальными для отдельных видов контроля (надзора), так и универсальными (предпочтительно):
- 5 баллов за одно грубое нарушение;
- 3 балла за одно значительное нарушение;
- 1 балл за незначительное нарушение.
Внедрение системы оценки эффективности и результативности деятельности Управления Роспотребнадзора Челябинской области основывается на выборе корректных целей контроля-надзора в данной сфере, определения показателей результативности и эффективности достижения выбранных целей, персональной ответственности должностных лиц за их достижение, планировании проверок на основе достигнутых показателей и доступности информации о достигнутых результатах контроля в конкретных сферах.
Система оценки результативности и эффективности позволит правильно интерпретировать непосредственные результаты деятельности контрольно-надзорных органов, корректно отражать эффективность их работы, а также направлена на охраняемые законом ценности, в соответствующие показатели.
Основанная цель внедрения системы оценки эффективности и результативности деятельности в Управлении Роспотребнадзора Челябинской области - создание системы ориентирования на социально и экономически значимые результаты.
Основная задача - обеспечить разработку и внедрение системы оценки эффективности и результативности деятельности в Управлении Роспотребнадзора Челябинской области с учетом степени их влияния на достижение социально или экономически значимого эффекта, снижение общественно опасных последствий, возникающих в результате несоблюдения законодательства объектами контроля.
Предлагается в Управлении закрепить открытый перечень видов профилактических мероприятий (включая указанные выше меры) и установить, что каждый орган государственного надзора обязан проводить профилактические мероприятия в соответствии с утверждаемым этим органом ежегодным планом.
Предлагается установить общую отсылку к законодательству об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, закрепив отдельные особенности.
Мораторий на сокращение финансирования исполнения контрольно- надзорных полномочий:
1) Переход от финансирования содержания Управления Роспотребнадзора Челябинской области на программно-целевое финансирование исполняемых функций;
2) Разработка, утверждение и внедрение унифицированной методики расчета субсидий, выделяемых из федерального, региональных бюджетов на исполнение передаваемых (делегируемых) полномочий Российской Федерации, Челябинской областью - Управлением Роспотребнадзора Челябинской области по осуществлению государственного контроля (надзора), основанной на нормативах затрат, необходимых для исполнения делегированных полномочий.
Мы предполагаем, что данные мероприятия создадут следующие преимущества для бизнеса в Челябинской области - значительно сократится количество проверок (прокуратура не согласовывала до 50 % внеплановых проверок, общее количество проверок сократилось в 3 раза) , следовательно произойдет:
- сокращение времени фактической приостановки работы организации - с 4 до 1 недели в год;
- сокращение косвенных потерь в связи с проверками - до 2 млн. руб. в год.
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - 25 декабря .
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3823.
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 32. - ст. 3301.
5 Федеральный закон от 23.07.2013 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 2013, № 30 (Часть I), ст. 4079.
6 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
7 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 1999, № 14, ст. 1650.
8 Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 (ред. от 23.01.2014)
«О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций", "Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг») // Собрание законодательства РФ, 2011, № 22, ст. 3169.
9 Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 2008, № 20, ст. 2293.
10 Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый
период 2015 и 2016 годов. Минфин РФ.
http://www.minfin.ru/ru/reforms/budg-et/results.
11 Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014-2018 годы: проект. - URL: www.gos-book.ru/node/79006.
12 О внедрении методических рекомендаций в «пилотных» территориальных
органах Роспотребнадзора. - URL:
http: //ro spotrebnadzor.ru/privat/ELEMENT_ID=2847.
13 Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в
Российской Федерации: проект Федерального закона. - URL:
http: //www. nsopb.ru/events/1220. php.
14 Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2015 год : Приказ от 28 октября2014 г. № 1077.
15 Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Челябинской области в 2012 году» //http://74.rospotrebKoadzor.ru/268 .
16 Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Челябинской области в 2013 году» //http://74.rospotrebKadzor.ru/268 .
17 Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Челябинской области в 2014 году» //http://74.rospotrebKadzor.ru/268.
18 Концепция реализации основ государственной политики в области здорового питания населения в Челябинской области на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Челябинской области 6 февраля 2012 г. № 20-рп.
19 Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в российской федерации / Онищенко Г.Г. и др. // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. - Пермь: Книжный формат, 2015. - 735 с.
20 Анисимов, В.Г. Формализация процедуры риск-ориентированного подхода при выполнении государственными органами контрольных функций // Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 4. - С. 12 - 18.
21 Бабенко, А.И., Пушкарев, О.В. Комплексная оценка эффективности здравоохранения: методологический подход и критерии // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 6 - С. 3-5.
22 Введение в экономический риск-менеджмент. / Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Бойко А.П., Калинина О.В., Карпов В.А., Лобас Е.В. - М.: РИО РТА, 2008. - 92 с.
23 Воробьев, Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими
рисками в России / Стратегия гражданской защиты: проблемы и
исследования. - 2013. - № 2, Т. 3. - С.95-104.
24 Деминг, Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: Альпина Паблиш, 2011. - 400 с.
25 Домрачев, Д. Г. Проблемы применения административного законодательства контрольно-надзорными органами Российской Федерации // Сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции. - Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. - С. 250.
26 Домрачев, Д. Г., Кожевников Д.А. Риск-ориентированный подход в сфере контрольно-надзорной деятельности административных органов Российской Федерации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - С. 15 - 19.
27 Домрачев, Д.Г. Основные проблемы оптимизации контрольно-надзорной деятельности в свете послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 1. С. 90-95.
28 Друкер, П. Менеджмент. Вызовы XXI века. - М.: Манн, Иванов и Фербер,
2012. - 400 с.
29 Егорова, Е. Малый бизнес освободят от плановых проверок // Практическая бухгалтерия. - 2015. - № 10. - С. 23 - 28.
30 Егорова, Н. Три года без проверок... // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия» . - 2015. - № 29. - С. 25 - 29.
31 Использование системы управления рисками для совершенствования санитарно-эпидемиологического контроля и надзора / А. О. Карелин, Н. А. Мозжухина, Г . Б . Еремин, И. В. Май, А. Ю. Ломтев, А. В.Киселев // Ученые записки СПБГМУ им. акад. И. П. Павлова. - 2015. - Том XXII • № 1. - С. 15 - 19.
32 Квасов, И.А. Новый объектно-ориентированный подход к принятию решений // Научные труды Вольного экономического общества России. -
2013. - Т. 170. - С. 293-310.
33 Классификация субъектов и объектов надзора по риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности С.В. Бабина, Д.А. Кирьянов, В.М. Чигвинцев А.О. Клабуков // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалыУ1 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. - Пермь: Книжный формат, 2015. - 735 с.
34 Колесников, А.В. Использование риск-ориентированных интегральных показателей при определении уровня безопасности опасных объектов // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. - Пермь: Книжный формат, 2015. - 735 с.
35 Колесов, К.И., Антонов А.С. Методические аспекты управления рисками на основе внедрения системы внутреннего контроля // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2013. - № 3 (100). - С. 272-278.
36 Колобашкина, С.С. Роль федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в публичном механизме обеспечения и защиты прав потребителей // Здоровье населения и среда обитания. - 2014. - № 4 . - С. 15 - 18.
37 Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад. - 2013. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 272 с.
38 Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 годы: проект [Электронный ресурс]. - URL: ar.gov.ru.
39 Кривошапова, С.В. Некоторые аспекты методологии перехода к содержательному (риск-ориентированному) надзору // Теория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2009. - № 2. - С. 146-149.
40 Левоненкова, Т.А. Государственный и муниципальный контроль (надзор):
поиск эффективных решений// Аптека: бухгалтерский учет и
налогообложение. - 2015. - №10. - С. 18 - 20.
41 Лесников, В.А. Государственный и муниципальный контроль: снижение
давления на малый бизнес // Аптека: бухгалтерский учет и
налогообложение. - 2015. - № 9. - С. 28 - 30.
42 Методические подходы к определению вклада органов и организаций Роспотребнадзора в управлении риском здоровью населения / Н.В. Зайцева, П.З. Шур, Е.В. Бабушкина, А.Л. Гусев // Здоровье населения и среда обитания. - 2010. - № 11. - С. 11-13.
43 Методические подходы к оценке результативности и экономической эффективности риск-ориетированной контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора / Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, Д.А. Кирьянов // // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. - Пермь: Книжный формат, 2015. - 735 с.
44 О внедрении методических рекомендаций в «пилотных» территориальных органах Роспотребнадзора [Электронный ресурс]. - URL: http: //rospotrebnadzor.ru.
45 О защите прав потребителей в Российской Федерации в 2014 году: государственный доклад. - М.: Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, 2015. - 308 с.
46 Онищенко, Г.Г., Симкалова Л.М., Тебиев С.А. О мерах по реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - № 6. - С. 5-8.
47 Особенности организационно-правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия в государствах-членах ЕврАзЭС на современном этапе: монография / Еремин, Г.Б., Якубова И.Ш., Маймулов, В. Г. и др. / СПбГМА им. И. И. Мечникова. - СПб., 2011. - 108 с.
48 Особенности регулирования гигиенической и экологической безопасности населения в государствах-членах ЕврАзЭС на современном этапе: монография / Карелин, А. О., Ломтев А. Ю., Еремин Г. Б. и др. / СПбГМА им. И. И. Мечникова. - СПб., 2012. - 180 с.
49 Оценка риска здоровью в системе обеспечения гигиенической безопасности в государствах-членах ЕврАзЭС / Киселев А. В., Мельцер А. В., Еремин Г. Б. // Научно-методические и законодательные основы совершенствования нормативно-правовой базы профилактического здравоохранения: проблемы и пути их решения: Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ, 13-14 дек. 2012. - М., 2012. - C. 210-211.
50 Проблемы и перспективы ведения реестров объектов санитарно-эпидемиологического надзора для задач перехода на риск-ориентированную модель деятельности/ Н.В. Зайцева, И.В. Май, Д.А. Кирьянов, С.В. Бабина, А.С. Крига, Е.Л. Овчинникова, В.А. Бондарев, Е.А. Голованова, А.С. Сбоев, Л.Н. Акимова// Анализ риска здоровью. - 2015. - №1. - С. 4-11.
51 Пушкарев О.В. Критерии и количественная оценка эффективности управления здравоохранением // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2008. - № 2. - С. 23-27.
52 Расчетные методы в системе оценки риска здоровью населения, связанного с загрязнением атмосферного воздуха / Киселев А. В., Панькин А. В., Сорокин Н. Д. и др. // Гигиенические и медико-профилактические технологии управления рисками здоровью населения: Материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. с международ. участием. - Пермь, 2011. - С. 147-151.
53 Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности
Роспотребнадзора: нормативные и методические аспекты / Н.В. Зайцева, И.В. Май, Л.М. Симкалова // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. - Пермь: Книжный формат, 2015. - 735 с.
54 Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Классификация видов деятельности и хозяйствующих субъектов по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий». - URL: http://rospotrebnadzor.ru.
55 Савиных, В.А. Феномен надзорной ответственности государства как особая разновидность субсидиарной ответственности// Общественное здоровье и здравоохранение. - 2015. - № 2. - С. 23-27.
56 Санитарно-эпидемиологическая деятельность по надзору за состоянием окружающей среды (на территориальном уровне) / Ю.И. Григорьев, Т.В. Лисицына, В.В. Болдырева// Общественное здоровье и здравоохранение. -
2014. - № 8. - С. 13-17.
57 Селянинов, А.В., Фролова, Н.В. Практическое применение принципов эффективности и устойчивости в управлении национальной и региональными инновационными системами // Ars Administrandi. - 2012. - № 4. - С. 81-93.
58 Спицина, Т.В. Изменение порядка проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - № 9. - С. 25 - 29.
59 Токарев, М. Кто ответит за продовольственную безопасность? новый подход к подготовке сотрудников контрольно-надзорных органов // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2012. - № 6. - С. 20 - 30.
60 Туровская, В.А. Соотношение функций по контролю и надзору, реализуемых федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Экономика. - 2015. - № 9. - С. 15 - 20.
61 Устинова, Ю.В. Проблемы формирования критериев эффективности государственного контроля и надзора в сфере связи и инфокоммуникаций // Экономика. - 2014. -№ 7. -С. 5 - 10.
62 Ферапонтов, А.В. Принципы организации риск-ориентированного надзора за опасными производственными объектами // Безопасность труда в промышленности. - 2010. - № 6. - С. 4-7.
63 Черкасский, Б.Л. Методологические основы социально-экологической
концепции эпидемического процесса // Эпидемический процесс как
социально-экологическая система. - М. 1986. -С. 8-38.
64 Черкасский, Б.Л. Эпидемиологический надзор. // Руководство по
эпидемиологии инфекционных болезней. -М.: Медицина, 1993. - С. 98-119
65 Чернова, О.А. Правосубъектность органов Роспотребнадзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека // Экономика. - 2015. - № 9. - С. 14 - 28.
66 Шелищ, П.Б. Надежные измерения - основа контроля качества и безопасности продукции // Контроль качества продукции. - 2014. - № 10. - С. 61-63.
67 Шишкина, А.В. Сравнительная характеристика административно-
надзорных органов в субъектах РФ // Экономика. - 2015. - № 3. - С. 12 - 19.