ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 7
1.1 Понятие дебиторской задолженности 7
1.2 Алгоритм анализа состояния расчетов с дебиторами 10
1.3 Управление дебиторской задолженностью предприятия 13
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
В МАГАЗИНЕ ЕВРОСТРОЙ 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Еврострой» 21
2.2 Анализ управления дебиторской задолженности в магазине «Евросторой» 32
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 38
3.1 Пути снижения дебиторской задолженности 38
3.2 Совершенствование контроля и управления дебиторской задолженностью 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерский баланс ООО «Еврострой» за 2014 г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерский баланс ООО «Еврострой» за 2015 г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Отчет о финансовых результатах ООО «Еврострой» 2014 г.. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Отчет о финансовых результатах ООО «Еврострой» 2015 г... 66
Актуальность изучения темы дипломной работы связана с тем, что современные организации действуют в динамичной и сложной рыночной среде, соответственно требуется адекватный механизм управления различными хозяйственными процессами. Поиск рациональных решений для финансирования, своевременное выявление размеров дебиторской и кредиторской задолженности, а также определение тенденций развития финансовой политики являются важными направлениями для рациональной экономической деятельности организаций.
Актуальность проблемы учета расчетов с дебиторами в настоящее время определила выбор темы выпускной квалификационной работы "Управление дебиторской задолженностью предприятия (на примере ООО «Еврострой»).
Анализ динамики дебиторской задолженностей предприятия позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и плательщиками потребность ООО «Еврострой» в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности, а так же предложить меры по оздоровлению экономической ситуации. Т.е. позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и плательщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности.
Управление дебиторской задолженностью является одной из частей общей системы управления оборотными активами организации. По отношению к задолженности заказчиков за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы, управление является одновременно элементом маркетинговой политики организации. Оно направлено на максимизацию объема прибыли, определение взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью во многом зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов организации. На сегодняшний день, в условиях финансового кризиса, когда многие организации не способны рассчитаться по своим обязательствам, следовательно, у других компаний растет дебиторская
Но, к сожалению, в реальной практике, особенно во время перехода на рыночные отношения и спада производства, очень часто, возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность растягивается на долгие месяцы, а иногда и годы. Рост дебиторской задолженности ставит под удар финансовое состояние предприятий, т.к. может привести его и к банкротству.
В связи с тем, что дебиторская задолженность является частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, она резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия, особенно неоправданная "зависшая".
Цель данной выпускной квалификационной работы - разработать эффективные направления по управлению дебиторской задолженностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- изучить действующую систему управления дебиторской задолженности на предприятии;
- разработать направления эффективного управления дебиторской задолженностью.
Предметом в выпускной квалификационной работе является управление дебиторской задолженностью организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Еврострой».
Теоретической и методологической базой исследования является литература таких авторов, как: А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, Э.А. Маркарьян, Т.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян, Ю.А. Бабаев, Б.Т. Кузнецов и др. Аппарат исследования включает такие общенаучные методы, как анализ и синтез,
системность и комплексность. Методика исследования основывается на изучении и обобщении накопленных знаний в теории и практике, выполнении расчетно-аналитических работ по контролю и управлению дебиторской задолженности, апробации полученных результатов на объектах исследования. Период исследования - три последних года (2013-2015 гг.).
Структура работы обусловлена целью и задачами выпускной квалификационной работы и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
В первой главе «Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью» рассмотрены теоретические вопросы организации по управлению дебиторской задолженностью на предприятии: дано определение понятия дебиторской задолженности, проведен анализ расчетов с дебиторами, а также дана характеристика управления дебиторской задолженностью.
Во второй главе «Система управления дебиторской задолженностью в магазине Еврострой» проведен анализ дебиторской задолженности в ООО «Еврострой»: показана экономическая характеристика магазина,
проанализировано финансовое состояние магазина и управление дебиторской задолженностью.
В третьей главе «Совершенствование управления дебиторской задолженностью» даны рекомендации для более эффективной работы с дебиторской задолженностью в магазине, так же расчитана эффективность данных рекомендаций.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что дебиторская задолженность за отчетный период снизилась больше, чем на 40%. Она носит исключительно краткосрочный характер, долгосрочной задолженности предприятие не имеет.
По каналам сбыта все покупатели ООО «Еврострой» делятся на оптовых и розничных. В случае розничных продаж, когда покупатели платят на кассе при выходе из торгового зала, повода для возникновения дебиторской задолженности клиента нет. Таким образом, самую большую группу риска по возникновению просроченной дебиторской задолженности составляют оптовые покупатели.
Доля дебиторской задолженности в текущих активах изменяется хаотично, резкие скачки, то увеличение, то уменьшение, это свидетельствует о нестабильной ликвидности дебиторской задолженности.
Главная цель анализа дебиторской задолженности - разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорение расчётов и снижение риска неплатежей.
В настоящее время общая сумма дебиторской задолженности предприятия составляет 2371 тыс. руб. Дебиторская задолженность за отчетный период снизилась на 1 407 тыс. руб. или 42,17 %.
Она носит исключительно краткосрочный характер, долгосрочной задолженности предприятие не имеет.
В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2015-2016 гг. на 639 тыс. руб. (за счет списания сумм просроченной невозможной для взыскания задолженности, и т.д.). Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость.
Для реализации этого мероприятия предполагается:
- увеличение эффективности использования оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых товаров, так как их наличие приводит к «омертвению» оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.
- изучение системы учета и внутреннего контроля ООО «Еврострой», позволяют сделать вывод, что учет дебиторской задолженности на предприятии можно значительно усовершенствовать, усилив систему внутреннего контроля. Основными направлениями при этом могут стать:
1) Улучшение качества первичной документации:
2) Ограничение прав доступа торговых представителей и других заинтересованных лиц к базе данных.
Для более эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отстроченным задолженностям, также следует устанавливать определенные условия кредитования дебиторов.
В настоящее время наиболее прогрессивной программой торгового предприятия считается «1С: Управление торговлей 8».
В программе могут регистрироваться как уже совершенные, так и еще только планируемые хозяйственные операции. «1С:Управление торговлей 8» автоматизирует оформление практически всех первичных документов торгового и складского учета, а также документов движения денежных средств. Учет дебиторской задолженности в программе «1С:Предприятие 8.2», является эффективным для предприятия.
Как показывают произведенные расчеты на ООО «Еврострой» проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня), своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к повышению прибыли предприятия почти в два раза (за счет увеличения коэффициента оборачиваемости и уменьшения периода оборачиваемости оборотных средств), а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.
Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности рекомендуются следующие меры:
1) Качественный отбор платежеспособных покупателей.
2) Предоставление скидок покупателям.
3) Контроль исполнения договорных обязательств контрагентами.
4) Использование предоплаты и определение оптимальных условий(срок предоставления, наличие типовых договоров с указанием условий, определение предельного срока оплаты продукции и критериев кредитоспособности покупателей).
Правильная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности ООО «Еврострой».
От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения).
Подводя итог, можно отметить, что вопрос управления дебиторской и кредиторской задолженностью актуален для любого предприятия.
При правильном управлении задолженностью и воспользовавшись выше изложенными рекомендациями, предприятие может значительно поправить свое финансовое состояние.
Главное правильно оценить и проанализировать состояние предприятия и подобрать наиболее подходящие для себя методы.