ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Характеристика предприятия 8
1.2 Анализ внешней среды 10
1.2.1 Анализ макросреды с использованием STEP-анализа 11
1.2.2 Анализ микросреды с использованием 5 факторной модели Портера 17
1.2.3 Анализ стратегий развития на основе Матрицы БКГ 18
1.3 Анализ внутренней среды 22
1.3.1 Структура организации 22
1.3.2 Культура предприятия 24
1.3.3 Модель 7 «S» МакКинси 26
1.3.4 SNW-анализ 28
1.3.5 SWOT-анализ 31
1.3.6. Матрица Глайстера 34
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЫНКОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В
МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 38
2.1 Особенности разви тия международных рынков строительных
материалов в мировой экономике 38
2.1.1 Внешняя торговля. Основные страны экспортеры и импортеры.... 38
2.2 Особенности развития отечественных рынков строительных
материалов. Состояние и перспективы 48
2.3 Сравнительный анализ эффективности деятельности международных
и российских компаний 55
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯГИЯ ОАО «ТРЕВЕЛ-СТРОЙ» НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАКТИК 60
3.1 Постановка проблемы проекта 60
3.1.1 Анализ вариантов и разработка стратегии развития ОАО «Тревел-
строй» 60
3.1.2 Реализация стратегии на основе сбалансированной системы
показателей 62
3.1.3 Постановка цели проекта 63
3.1.4 Анализ ноля сил по К Левину 65
3.1.5 Диаграмма Ганта 65
3.2 Стратегический выбор 67
3.2.1 Идентификация вариантов стратегии (.Матрица Ансоффа) 67
3.2.2 Базовые стратегии по Портеру 69
3.2.3 Анализ стратегических зон хозяйствования ОАО «Тревел-строй». 71
3.3 Оценка результативности и экономической эффективности
предлагаемых изменений 73
3.3.1 Поток реальных денег 73
3.3.2 Определение коэффициента дисконтирования проекта 74
3.3.3 Чистая текущая стоимость (NPV) 74
3.3.4 Внутренняя норма доходности (ВИД) 78
3.3.5 Дисконтированный индекс доходности (DPI) и индекс
прибыльности 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
Г1РИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Стратегическая карта 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Счетная карта 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Факторы конкуренции на рынке отрасли 94
11РИЛОЖЕНИЕ Д. Диаграмма Ганта 97
Изменения, происходящие в экономике России, и нарастание конкурентной борьбы предъявляют все более высокие требования к организациям в разных отраслях. Существенные конкурентные преимущества получают те организации, которые могут быстро выработать и реализовать адекватные стратегии.
Необходимость преобразований вызвана существующей социально- экономической ситуацией, которая предъявляет высокие требования к ускорению адаптации современных предприятий к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности и к повышению конкурентоспособности по сравнению с фирмами-конкурентами. Главная задача современных предприятий преобразование в эффективные субъекты рыночной экономики, способные к самосохранению и саморазвитию.
Для обеспечения управления организационными изменениями необходимо создать методическую базу, которая позволит руководителям предприятий проектировать и реализовывать процессы изменений, оценивать их эффективность. Принимая решение о проведении организационных изменений, руководители должны четко представлять позицию, в которой находится предприятие и его желаемое состояние, а также владеть алгоритмом проведения желаемых изменений.
Предприятие ОАО «Тревел-строй» заинтересовано в постоянном расширении и увеличении объемов производства и сбыта, усилении конкурентной позиции совместно с повышением производительности труда, что требует анализа окружающей среды, разработки стратегии и ориентации на маркетинг.
Анализ финансовою состояния предприятия в динамике позволяет проследить изменения различных показателей и при необходимости принять необходимые меры. Одним из основных элементов является анализ финансовой устойчивости предприятия.
Объектом дипломного проектирования выбрано предприятие ОАО «Тревел- строй» (оптовая торговля строительными материалами).
Цель работы состоит в разработке стратегии развития предприятия для повышения стабильности и финансовой устойчивости.
Достижение цели дипломного проекта предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
- выявить позиции предприятия на рынке с помощью матрицы БКГ;
- выявить направление развития предприятия с помощью матрицы Ансоффа:
- исследовать внешнюю среду ОАО «Тревел-строй» на основе STEP-анализа;
- исследовать внутреннюю среду компании на основе модели «7S» МакКинси, в том числе определить тип организационной культуры и выявить структуру организации;
- соотнести сильные и слабые стороны компании с угрозами и возможностями внешней среды посредством SWOT-анализа положения компании;
- провести анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия: рассчитать и проанализировать основные- показатели ФХД, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты финансовой устойчивости и коэффициенты деловой активности;
разработать стратегию развития ОАО «Тревел-строй», с учетом особенностей его внешней и внутренней среды:
- оценить эффективность инвестиционного проекта и его влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Тревел-строй».
Целью настоящей дипломной работы являлась разработка проекта совершенствования систем продвижения предприятия ОАО «Тревел-строй» на основе международных практик.
В первой главе проекта исследована внешняя и внутренняя среда ОАО «Тревел-строй».
С помощью матрицы БКГ выявлены позиции предприятия на рынке. На основе STEP-анализа исследована внешняя среда ОАО « Тревел-строй», в ходе чего выявлено влияние на результаты деятельности предприятия внешних факторов: экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества. 11осрсдством анализа факторов конкуренции в отрасли по Портеру изучено конкурентное окружение предприятия.
Исследование внешней среды ОАО «Тревел-строй» резюмирует профиль внешней среды, при построении которого выявлены факторы, наиболее значимые для отрасли в целом и конкретно ОАО « Тревел-строй».
Также исследована внутренняя среда компании на основе модели «7S» МакКинси и определены подсистемы внутренней среды ОАО «Тревел-строй».
При разработке подсистемы стратегического планирования выявлены основные цели ОАО «Тревел-строй»: расширить свои позиции. Выявлены тип организационной культуры и структура организации. Для определения типа организационной культуры, преобладающей в ОАО «Тревел-строй». использован метод Р. Харрисона, позволивший установить, что на предприятии доминирует культура власти.
Итогом первой главы стал SWOT-анализ положения компании, который позволил соотнести сильные и слабые стороны с угрозами и возможностями внешней среды. В результате сделан вывод о необходимости использовании возможностей внешней среды и сильных сторон компании для выхода на новые перспективные рынки.
Во второй главе дипломной работы выполнен анализ рынков строи тельных материалов в мировой и российской экономике: определенны особенности развития международных рынков строительных материалов в мировой экономике. Так же определены особенности развития отечественных рынков строительных материалов. Их состояние и перспективы. В результате, проведен сравнительный анализ эффективности деятельности международных и российских компаний. сделан вывод о необходимости изменений, что обеспечит рост эффективности бизнеса ОАО «Тревел-строй».
В третьей главе работы определены стратегические цели ОАО «Тревел- строй». в соответствии с миссией компании. Суть проекта - проникновение на новые рынки и рост конкурентоспособности за счёт внедрения нового высокотехнологичного оборудования для производства облицовочного кирпича.
Эффективность реализации проекта и его влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Тревел-строй»:
посредством расчета традиционных показателей эффективности инвестиционных проектов (ЧДД, ЧТС): рассчитан дисконтированный срок окупаемости, равный 4 года и 6 месяцев с момента запуска проекта с базой;
Разработанный проект готов к реализации в рамках хозяйственной деятельности ОАО «ТРЕВЕЛ-СТРОЙ». что подтверждает практическую значимость дипломной работы.
1 Гражданский кодекс РФ.
2 Постановление правительства РФ №367 от 25 июня 2003 г. «Об утверждении 11равил проведения арбитражным управляющим финансовою анализа».
3 Ансофф, И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1999. 519 с.
4 Алабугин, А.А. Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс и рабочая тетрадь для студентов всех специальностей. - Челябинск. 2001.- 105 с.
5 Бердникова. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2007 - 215 с.
6 Виханский. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2002, 296 с.
7 Мазур. И.И.. Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб, пособие для вузов /Под общей ред. И.И. Мазура. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001. - 456 с.
8 Маркова. В.Д., Кузнецова. С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.:ИНФРА - М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004 287с.
9 Разработка сбалансированной системы показателей. 1 фактическое руководство / Под ред. А.М. Гершуна, Ю.С. Нефедьевой.- М.:ЗАО «Олнмп- Бизнес», 2004.-88с.:ил.
10 Каплан. Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ.- М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 320с.:ил
11 Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.-М.: Экономисп», 2003.-528 с.
12 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: «Перспектива». 2003. - 652 с.
13 Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2002. - 295 с. - (Серия «Высшее образование»).
14 Антикризисное управление: Учебн. Пособие I Под ред. В.Г.
Крыжановского и др. - М.:ПРИОР, 1998 - 285с.
15 Котлер, Ф. Маркетинг и менеджмент /Пер с англ. Под ред. JLЛ.Волковой, Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2001. - 752с.
16 Мескон. М.Х., Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1999.-800 с.
17 Томпсон. А.А., СтриклендА.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов: Пер. с англ./Под ред. Л.Г. Зайцева. М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 2006г.
18 Белых, Л.11.. Федотова М.А. Реструктуризация предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2001.-587 с.
19 Серпилин. А. Основной подход к разработке и внедрение стратегии развития предприятия И Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
20 Савицкая, Г. В., Экономический анализ: Учебник. - М.: Новое Знание, 2005.-651с.
21 I иляровская. Л.Т.. Лысенко. Д.В., Ендовицкнй, Д.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.- М.: Проспект. 2008. - 360 с.
22 Ковалев, В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2000. - 388с
Описание электронного источника
23 Зайцева Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник- МлЭкономисть, 2002.-416с
24 Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой- М.-.ОАО «Издательство проспект». 2003-ЗЗбс.
www.hiperj5ress.net
www.gks.ru
www.elobook.com
www.fom.ru
www.wciom.ru
www.sostav.ru
www.business-magazlne.ru
www.magnum-group.ruwww.slroi.ru
www. m i r-stroy. ru/
www.pulscen.ru/price/1O-stroitelnye-materialnagma.ru/stroitelnye-materialy-kompanii-k-1 .html h ttps://w ww. tre vstroy. ru/
https :H w w w.sd- 74. ru/
https://www.ugk74.ru/
https:// www.outokumpu.com/