ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА НОВОЙ МОДЕЛИ РОСТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 8
1 I Характеристика модели роста экономики России 2000 - 2011 гг 8
1.2 От недостатков прежней модели к кончу рам новой ?
2 РЕГИОНАЛЬНОЕ ВИДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: АНАЛИЗ, ОСНОВАННЫЙ НА ИЗУЧЕНИИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1 Сравнение экономической динамики Челябинской области с
соседними регионами 30
2.2 Проблемы развития Челябинской области 37
2.3 Возможные пути преодоления проблем социально-экономического
развития Челябинской области 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Кризис 2008-2009 годов со всей определенностью продемонстрировал, что Россия находится на новом переломе социально-экономического развития.
В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, опиравшейся па сильный экспортный, главным образом реализуемый в виде экспорта топливно-энергетических ресурсов, а также на быстрое расширение внутреннею спроса. Новая модель потребует более интенсивною изношивания всех ресурсов и резервов производительности труда. Вместе с тем, и цели социально-экономического развития, и его условия выглядят совсем иначе, чем они выглядели после предыдущего кризиса 1998 г. [38]
Тогда перед страной стояла задача: в экономическом плане - выхода из трансформационного спада, а в социальном - преодоления бедности, которой было охвачено более трети населения страны. Теперь задача в выходе на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества. Именно поэтому стратегия базируется на двух основаниях - новая модель экономического роста и новая социальная политика. Однако России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенною качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание. Необходимость постоянною перераспределения средств малоемкою с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению
рыночных стимулов, доминированию и иждивенческих установок в обществе.
Значительные усилия в рамках повой модели роста должны быть сосредоточены в области диверсификации российского экспорта, интеграции российских фирм в международные производственные цепочки, обеспечении реальной двусторонней открытости экономики. Еще один вызов - политика привлечения рабочей силы и перераспределения рабочей силы между секторами экономики и экономическими территориями.
Отставание России от развитых и ряда развивающихся стран в области организации среды и систем. поддерживающих человеческий капитал (урбанистика, экология, транспорт1, информационное пространство, медицина, социальная помощь, ЖКХ), значительно превышает отставание в сфере материального производства и промышленных технологий. Например, урбанистическое планирование в России застряло в середине XX века, тогда как необходимо быстрое изменение подходов к организации, планированию и изменению городской среды («города, удобные для жизни»).
Разработанные в мере и реализации поставленных целей в области изменения целей социальной политики потребует «расходного маневра» - частичной смены приоритетов в расходах бюджета. Его смысл - достижение большей сбалансированности расходов между- целями поддержания стабильности в краткосрочном периоде и финансовым обеспечением целей развития, которые позволят поддерживать долгосрочную макроэкономическую и социальную стабильность. 13 целом, необходимо увеличение бюджетных расходов (4% ВЕИ к 2020 году). В целях сохранения макроэкономической стабильности часть этих расходов должна быть компенсирована сокращением расходов по другим статьям. 11редложенньте меры по сокращению госрасходов отвечают ключевым [(елям - оптимизации государственного участия в экономике, сосредоточению 1 осу царства на ключевых функциях и передаче периферийных функций альтернативным провайдерам. перераспределению усилий между целями текущего поддержания стабильности и целями развития.[28]
Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования методов и путей по выходу экономики России из состояния стагнации.
Объектом является экономика Челябинской области.
Предметом является эффективность экономики Челябинской области.
Цель работы разработать рекомендации ио реализации Правительством Челябинской области мер, соответствующих необходимости перехода региона к новой модели экономическою роста.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить основные признаки и характеристики модели роста российской экономики в период 1999-2012 гг.
2. Охарактеризовать недостатки прежней модели роста.
3. Исследовать концепции повой модели роста экономики.
4. Рассмотреть проблемы перехода к новой модели роста экономики.
5. Проанализировать стратегию развития Челябинской области иные документы (законодательство) регионального уровня, отвечающие за формирование институциональной среды экономического развития региона, на предмет их соответствия требованиям перехода к новой модели роста.
Дать рекомендации в области экономической политики правительству Челябинской области но переходу экономики региона к новой модели роста.
В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, опиравшейся на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель потребует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда. Вместе с тем, и цели социально-экономического развития, и его условия выглядят совсем иначе, чем они выглядели после предыдущего кризиса 1998 г.
Рассмотрев новую модель роста экономики, можно сделать выводы, что у России есть ряд проблем связанных с прежней моделью экономики. Не решив которые будет сложно реализовать новую стратегию развития. Такие проблемы как, проблема сырьевой направленности экспорта Российской Федерации. Ведь экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым пенам.
Следующая проблема это бюджетные проблемы Нарастание бюджетных расходов в условиях остановки роста цен на нефть привело к появлению бюджетного дефицита Резко возросла уязвимость российской экономики внешним шокам вследствие непрогнозируемого поведения цен на нефть.
Одновременно проявилась двойственность стабилизационного фонда (резервов правительства, связанных со сверхдоходами от экспорта нефти) в решении стратегических задач экономического развития страны.
Третья проблема денежная ноли гика, основанная на сдерживании укрепления курса рубля ценой повышенной инфляции, также перестала решать стоявшие перед ней задачи. Курс рубля укреплялся и в реальном выражении давно превысил уровень 1997 года, составив началу кризиса 65% от номинального (25% в 1999 году).
Четвертая проблема Предпринимательский климат — главнейший признак зрелости институтов и еще одно серьезное ограничение действующей модели экономического роста.. Если принять гипотезу, что предпринимательский климат лучше в странах с более высоким уровнем экономического развития, то Россия будет серьезным исключением: качество соответствующих институтов у нас намного хуже, чем в странах с сопоставимым уровнем среднедушевого ВВП
У России есть для продажи за рубеж не только нефть и газ.. В 2014 году доля не сырьевою экспорта (вместе с экспортом услуг) составила более половины всего экспорта - 51,5%. В 2013 году экспорт не сырьевых товаров составил 251 млрд долларов, в 2014 году - уже 286 млрд долларов, в 2015 году - 187,2 млрд, долларов, сократившись на 26,9%, при этом в физическом выражении не сырьевой экспорт увеличился па 4,9%. Экспорт промышленной продукции с высокой степенью обработки также вырос более, чем па 7 %. в физическом выражении - па 33,4%. инновационных - 11,7%.
Таким образом, помимо нефтегазового сектора, Россия за последние годы стала, вполне конкурентоспособной и по другим направлениям.
Одним из очевидных направлений совершенствования бюджетной системы России является создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней.
Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных и нс эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.
11ри сравнительном анализе экономической динамики изучаемого нами pei иона с соседними субъектами федерации были выявлены следующие проблемы роста Челябинской области: Экспортная зависимость от металлов и
изделий из них. Диверсификация промышленною сектора. Инвестиционная привлекательность. Недостаточные вложения в инновационные проекты.
Эти проблемы вполне вписываются в список недостатков старой модели роста, изученных в первой главе.
Гак же были выявлены проблемы социально - экономического развития Челябинской области. В первую очередь это демографические проблемы, ведь до 2012 года смертность населения превышала рождаемость, а частичное пополнение трудового потенциала происходило за счёт миграционною потока, причём, как правило, приезжие работники в основном претендуют на работу, не требующую высокой квалификации Статистика 2015 года даёт некоторые основания надеяться па преодоление тенденции естественного снижения численности населения нашей области. Говорить о каких-либо значительных успехах в этом направлении, конечно, рано.
Остаётся сложной ситуация в сфере занятости населения. В период с 2005 по 2015 год численность трудоспособного населения Челябинской области сократилась на 131,2 тыс. человек. При этом общая численность безработных в области в 2015 году сократилась (94,2 % - 2014 г.) и составила 113,3 тыс. человек. В УрФО худшая ситуация только в Свердловской области - 136.3 тыс. человек, а всего по России большую абсолютную численность безработных имеют лишь семь регионов.
Анализ исполнения консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации показывает, что практически все регионы имеют дефицитный бюджет. Дефицит бюджета Челябинской области составляет 8,9 % от его доходной части. При этом средний дефицит регионов по УрФО составляет 15,56%.
В вопросе инвестиций в нашем регионе не всё так однозначно. Инвестиции в основной капитал предприятий Челябинской области составили 211 млрд руб. (Свердловская область - 350,6 млрд руб, а УрФО в целом - 2094 млрд руб.). По этому показателю мы входим в первые двадцать регионов России. Однако но УрФО паша доля составляет всею лишь около 10 %.
Подводя итог; можно сказать, что меры, которые обсуждаются или реализуются сегодня, ис соответствуют масштабам проблем, стоящих перед российской экономикой. Содержанием повой модели роста, должно стать создание сильной мотивации к повышению эффективности как для компаний, так и для системы государственного управления } Деятельность последней необходимо максимально ориентировать на формирование благоприятных условий для экономического развития и минимизацию всех видов экономических рисков.
1 Конеi-и ту пия Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30 12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации http://wwvv.pravo.gov.ru.
2. Постанов лешге Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года (вместе со Стратегией социально¬экономического развития Челябинской области до 2020 года). Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.consultant.ru
3. I ]алоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 3 ] .07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016) / Опубликован на Официальном нитсрнст-порталс правовой информации http ://www. pravo.govтн.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № И7-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в сипу-' с 15.03.2016) / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http ://www. pravo.gov ru.
5. I Установление Правительства Челябинской области от 12 октября 2012 г. № 260 - рн "Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года" Опубликовано на Официальном интернег- цортале правовой информации http://vvww.econom-chelreg.rLi
6. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 (ред. от 03.09.1998) "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий па конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении па конкурсной основе централизованных инвсстициоштых ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" / Опубликовано на Официальном интернет- портале правовой информации http ://www.pravo.gov.ru.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01 1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06 2015) (с изм. и дои., вступ. в силу с 01.07 2015) / Опубликован па Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov ru.
8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть нервам) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) / Опубликован на Официа.тыюм интернет-портале правовой информации http://www.pra vo.gov.ru.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) / Опубликован па Официальном интернет-портале правовой информации http ://www.pravo.gov.ra.
10. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 06.07.2015) "О Классификации основных средств. включаемых в амортизационные группы" / Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://wvvw.pravo.gov.nl.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.] 1.200] № 146-ФЗ (ред. от 09 03.2016) / Опубликован на Официальном иитериет-норгале правовой информации http 7/www.pravo.gov.rLi.
12. Постановление Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 890 (в ред. ] [остановлений Законодательного Собрания Челябинской области от 28.08.2008 N 1325, от 27.09.2012 N 1149) О принятии Стратегии социально¬экономического развития Челябинской области до 2020 года. Опубликовано на Официальном ин терне'!-портале правовой информации http//www тшГт74.ги
13. Приказ Минфуда России ог 25.12.2012 № 625н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам
профессиональною риска’1 (Зарегистрировано в Мишосте России 25.12.2012 № 26385) / Опубликовано па Официальном ипгсрист-порталс правовой информации http 7/www. pravo.gov ru.
14. Распоряжение Правительства Челябинской области от 26 июля 2013 года №]38-ри Об утверждении Инвестиционной стратегии Челябинской области до 2020 года. Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http 7/ w w w. есогк) m - c he 1 reg. г u
15. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществ-ыемой в форме капитальных вложений / Опубликован на Официальном интер нет-портале правовой информации http:// www.pravo. gov .г и.
16. Постановление Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 596-П О государствсгшой программе Челябинской области ’’Содействие занятости населения Челябинской области па 2015-2017 годы. Опубликовано па Официальном интернет-портале правовой информации http7/www.econom- ehelrcg.ru
17. Закон Челябинской области от 27.11.2014 г. № 63-30 О стратегическом планировании в Челябинской области(подписан ] убернатором Челябинской области 05.12.2014). Опубликовано па Официальном иптсрпст- порталс правовой информации http 7/www.consultant,ru
18. Федеральный закон от 01.12.2014 № 401-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http ://www. pravo.gov. ru.
19. Федеральный закон от 26 12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информацииhttp7Zwww.pravo.gov.га.
20. Федеральный закон от 22.12.2005 № Г79-ФЗ (с изм. от 14.12.2015) "О страховых тарифах па обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" / Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http ://www. pravo.gov. ru.
21. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний / Опубликован на Официа.шиом интернет- портале правовой информации hUp://vvww.pravo.gov.ru.
22. Федеральный закон от 24.07 2009 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования / Опубликован па Официальном интернет-портале правовой информации http://wnvxv.pravo.gov.ru.
23. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://xvwxv.pravo.gov.ru.
24. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.] 1.2015, с изм. от 30 12.2015) (с изм. и доп., Bciyu. в силу с 01.01.2016) / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://wwvv.pravo.gov.rLi.
25. Постановление Правительства Российской Федерации oi 11 октября
2014 № 1044 " Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://wxvw.pravo.gov.ru.
26. О государственной нрофамме Челябинской области от 16 декабря
2015 г. № 622 - 11 Управление государственными финансами и государственным
долюм Челябинской области па 2016 год. Опубликовано па Официальном шпсрпст-порталс правовой информации http:/Arw,vv.ccononi-chclrcg.ni
Книги и статьи
27. Безпалов, В. В., Современные условия повышения конкурентоспособности региональной экономики на примере Челябинской области /В.В. Безпалов//Молодой ученый: со. науч. тр. - Казань: Изд-во Молодой ученый , №6 - 2016
28. Гурвич. Е И Долгосрочные перспективы российской экономики / И П. Гуревич// Экономическая но.штика: сб. науч. тр. - М: Изд-во ВАК, No 3 - 2013.
29. Елисеев, А.В. Факторы экономическою роста России / А.В. Елисеев // Теоретические и практические проблемы развития экономики России: сб. науч, тр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013.
30. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие / В. Г. Игнатов. - Ростов- на-Дону: СЗА1 С, 2014. - 319 с.
31. Кондраль, Д. И. Стратегическое развитие российских территорий: управленческий механизм / Д. П. Копдраль // Соврсмсхшыс научные исследования и инновации :сб. науч. тр. - М: Изд-во ВАК, № 6 - 2013.
32. Кудрин, А. Е. Повая модель роста для российской экономики/ А. Е. Кудрин// Вопросы экономики: сб. науч. тр. - М: Изд-во ACT. №12-2014
33. Кузнецова, Ю.А. Разработка стратегии развития региона на основе пространственного подхода/Ю. А. Кузнецова// ] 1роблемы современной экономики сб. науч. тр. - М: Изд-во ВАК, №2 - 2012 г.
34. Липсиц, И.В Экономика: учебник для вузов/ И. В. Липсиц — М.: Омега-Л. 2014. — 656 с
35. Мау В. Экономика и политика в 2011: глобальный кризис и поиск повой модели роста/ В. Мау // Вопросы экономики: со. науч. тр. - М: Изд-во ACT, №2 - 2012.
36. Мау. В. А., Ясин, Л. Г. Двадцать лет рыночных реформ и новая модель экономического рост: докл. к XIО Апр. междунар. науч. конф, по проблемам развития экономики и общества, Москва, 3-5 апр. 2012 г. / В. А. Мау, В. Г. Ясин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
37. Морозова. Т. Г., Гладышев, А. Н. Региональная экономика: учебник для вузов/Т Г Морозова. А Н Гладышев - М: ИНФРА-М,м Изд-во Рое. Экон. Акад., 2015 - 463 с.
38. Пляскин, В.П. Россия на пути укрепления государственности и модернизации (2000 - 2014 гг.)/ В. П. Пляскин //Наука. Общество. Оборона :сб. науч. тр. - М: Изд-во ACT, №2 - 2014.
39. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - Р76 М, 2010.-813 е.
40. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - Р76 М, 201 Г-795 с.
41. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. - Р76 М„ 2012.-786 с.
42. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - Р76 М, 2013 -717 с.
43. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2014 —623 с.
44. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2015.-728 с.
45. Тимошина, Т. М. Экономическая история России: учебник для вузов/ Т. М. Тимошина, 15-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстиципформ, 2014. — 424 с.
Интернет-г/ст&чнгжи
46. Алексей Кудрин. - LrRL:http://akudriii.ni
47. Главное управления по труду- и занятости населения Челябинской области - IJRI/http://szn74.rLi
4 8. Консультант ] 1 лтос -URL : http ://www. с on suitant. ru
49. Министерство финансов Челябинской
oojiacrnURL: hl tp ://vv w w. niinfin74 .r u
50. Министерство экономического развития Че.гябииской области U R1 /http 7/w w w. econom-chel reg .ш
51. Правительство Челябинской области - URL:hLtp://pravmin74.ru
52. Федеральная служба государственной статистики - URL:hltp://gks.ru