ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 8
ВВЕДЕНИЕ 9
1 СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ 11
1.1 Становление системы ситуационных центров 13
1.2 Основные структурно-функциональные компоненты современных
ситуационных центров 17
1.3 Классификация существующих ситуационных центров 20
1.4 Основные направления развития информационных технологий и
новых функциональных возможностей ситуационных центров 22
ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ ОДИН 27
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 28
2.1 Ситуационные центры в Российской Федерации 28
2.2 Ситуационные центры стран зарубежья 47
ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ ДВА 55
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 56
3.1 Проблема информационного и межведомственного взаимодействия .. 57
3.2 Отсутствие типовых решений создания ситуационных центров 59
3.3 Отсутствие нормативной и методической документации по
организации деятельности ситуационных центров 59
3.4 Проблема критериев оценки эффективности деятельности
ситуационных центров 61
3.5 Сложность в использовании информации государственного
статистического наблюдения при организации деятельности ситуационных центров 3.6 Вопросы организации деятельности ситуационных центров органов
законодательной власти Российской Федерации 61
3.7 Предложения по экспертному обеспечению деятельности
ситуационных центров 64
3.8 Предложения по построению архитектуры ситуационных центров в
рамках распределенной системы 66
3.9 Предложения по организации работы системы ситуационных центров
ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ ТРИ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение А 77
Приложение Б 81
Приложение В 88
Актуальность исследования. В современном мире как на крупных предприятиях и в международных корпорациях, так и в органах государственного управления всё более актуальной становится проблема построения эффективной системы оперативного принятия управленческих решений, их реализации, контроля и последующего анализа. Значимость этой проблемы дополнительно возрастает при возникновении форс-мажорных обстоятельств, а также кризисных ситуаций в финансовой, производственно-экономической и социальной сферах.
Рыночная экономика требует постоянного улучшения координации действий систем менеджмента и контроля, оперативного и верного их реагирования на меняющуюся социально-экономическую ситуацию как внутри страны, так и за рубежом. Сегодня одной из важнейших задач стала ориентация любого предприятия на интенсивный характер развития, требующая внедрения инновационных методов управления, создания новых продуктов и технологий производства во всех сферах деятельности.
Как решить комплекс этих проблем? Ответ находится в усовершенствовании существующих и введении новых, более современных информационных технологий управления, включая создание ситуационных центров (СЦ), представляющих собой целый комплекс инновационных методических, информационных, аппаратно-программных и вычислительных средств, создающихся с целью обеспечения оперативного принятия правильных решений руководителями или группами экспертов. Функциональные возможности ситуационных центров позволяют это сделать, так как основаны на симбиозе технологий передачи информации, получения ее потребителем в режиме реального времени с современными методами оперативного анализа и оценки ситуаций, что позволяет правильно организовать коллективную работу экспертов для ускорения процесса решения задач разной степени сложности.
Как в нашей стране, так и за рубежом сегодня накоплен достаточный опыт создания и применения СЦ, оснащенных самой современной вычислительной техникой, средствами телекоммуникаций, применяющих принципиально новые методы и технологии сбора и обработки оперативной информации. По всему миру функционируют сотни СЦ, и количество продолжает увеличиваться, тем самым доказывая необходимость их существования.
Актуальность создания СЦ обусловлена многими факторами, включая растущую потребность комплексного подхода к вопросам управления, создание необходимого баланса в решении социально-экономических проблем как на федеральном, так и на региональном уровне с учетом всей многоплановости их взаимодействий между собой, что позволяет принять своевременное решение в условиях дефицита времени.
В связи с этим СЦ сегодня становятся не просто отдельным звеном, а полнофункциональными системами управления, которые охватывают весь комплекс оперативных задач: от выявления проблемы до принятия решений и контроля за их исполнением.
Цель и задачи исследования. Рассмотреть вопрос о необходимости создания ситуационных центров и их использовании в качестве эффективного инструмента в системах стратегического и оперативного менеджмента, а также проанализировать тенденции и перспективы их развития, чтобы предложить пути дальнейшего расширения использования современного программно-технического обеспечения и информационных ресурсов для совершенствования технологий коллективной подготовки и принятия своевременных и верных решений возникающих управленческих задач.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трёх разделов с выводами, заключения, библиографического списка и приложений.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день существует основополагающая тенденция для развития и совершенствования как самих СЦ, так и задач, перед ними поставленных, что определяет необходимость и целесообразность применения новых информационных технологий и постоянного их совершенствования.
Реальность такова, что в условиях глобальной конкуренции и быстрых изменений рыночных условий выигрывает руководитель, лучше других предвидящий, а, следовательно, и быстрее просчитывающий варианты развития событий, что позволяет ему выработать лучшую стратегию конкурентоспособности как в экономике, так и в политике.
Поэтому, когда речь заходит о необходимости применения и развития современных технологий, средств оперативной обработки информации в менеджменте, то подразумевается, что это обеспечит ускорение процесс их эволюции от мониторинга и отслеживания событий по направлению к активным формам управления организацией любого типа или формы собственности.
Создание единого интегрированного управления на основе технологий ситуационных центров - вот процесс, который обеспечит комплексный анализ и эффективную групповую экспертную оценку и поддержку вариантов управленческих решений, позволит учитывать все многообразие факторов, влияющих на их принятие.
И в этом плане использование современных программно-технических средств, информационных ресурсов, методик анализа, адаптированных в СЦ, внедрение технологий коллективной подготовки и принятия решений обеспечат условия для разработки комплекса типовых стратегических и оперативных решений и превратят этот процесс в технологии, доступные широкому кругу пользователей.
1 Коровин, А.М. Оформление курсовых и дипломных работ по специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»: учебное пособие / А.М. Коровин, В.Н. Любицын. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 38 с.
2 Логиноский, О.В. Управление современным вузом на базе развитой информационной системы / О.В. Логиновский, В.Н. Любицын, М.И. Нестеров. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. - 539с.
3 Т.3: Логиновский, О.В. Управление развитием региона / О.В. Логиновский, Н.М. Рязанов. М.: Изд-во Машиностроение-1, 2006. - 560 с.
4 Ильин, Н.И. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития / Н. И. Ильин, Н.Н. Демидов, Е.В. Новикова. - М.: МедиаПресс, 2011. - 336 с.
5 Новикова, Е. В. Модели и алгоритмы работы ситуационных центров органов государственной власти. Государственная служба / Е.В. Новикова. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2010 г. № 5.
6 Демидов, Н. Н. Новые возможности организации и функционирования
современных СЦ на основе системы управления и вывода информации. Материалы научно-практической конференции РАГС
«Информационно-аналитические средства поддержки принятия решений и ситуационные центры» 28-29 марта 2009 г. / Н.Н. Демидов, Е.В. Новикова. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2006.
7 Филиппович, А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация / А.Ю. Филипович. - М.: Компьютерная неделя, 2008. - 167 с.
8 Райков, А.Н. Экспертократия как инструмент лоббирования / А.Н. Райков. - М.: Президентский контроль, 2010. - 83 с.
9 Райков, А.Н. Интеллектуальные информационные технологии: учебное пособие / А.Н. Райков. - М.: МИРЭА, 2005. - 96 с.
10 Райков, А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений / А.Н. Райков. - М.: ИКАР, 2009. - 245 с.
11 Монахова, Е.С. Ситуационная комната в действии / Е.С. Монахова - М.: Компьютерная неделя, 2008. - 97 с.
12 Конференций Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Аналитического центра при Правительстве РФ материалы научно-практических по тематике ситуационных центров за 2005-2011 гг.
13 Елисеев, А.В. Организация и правовое регулирование применения
комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы (КАИАС) «Безопасный город» в деятельности органов внутренних дел / А.В. Елисеев, Д.В. Малышев. -М.:
Административное и муниципальное право, 2008. - 79 с.
14 Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России. -http: //www. mchs .gov.ru/dop/sily/ncuks.
15 Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными
ситуациями ОАО РЖД.-
http: //rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE_ID=5185&layer_id=5554&id=3 7 9 4
16 Ситуационно-Кризисный Центр Федерального агентства по атомной энергии. -http ://www. skc. ru/about/mission.
17 Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России. -http://www.xn--80agflthakqd0d1e.xn--p 1 ai/Pages/home.aspx.
18 Ситуационный центр Минприроды России.-
http://rfimnr.ru/deyatelnost/situaczionnyij-czentr.
19 Манушин, А.Э. Учебный ситуационный центр как среда обучения групповому принятию решений: Методические рекомендации для
системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров / А.Э. Манушин, А.И. Митин. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 46 с.
20 Ситуационный центр Германии GMLZ.- http: //www.bbk.bund.de/DE/AufgabenundAusstattung/Krisenmanagement/GMLZ/GMLZ einstieg.html.