ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия 10
1.2 Факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельность
предприятия 19
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности предприятия 27
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «ЛУЧШИЙ ВЫБОРМЕБЕЛИ»
2.1 Анализ формирования прибыли ООО «Лучший Выбор Мебели» 34
2.2 Факторный анализ прибыли и оценка запаса финансовой прочности ООО «Лучший Выбор Мебели» 42
2.3 Анализ рентабельности ООО «Лучший Выбор Мебели» 47
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ООО «ЛУЧШИЙ ВЫБОР МЕБЕЛИ»
3.1 Направления повышения прибыли и рентабельности ООО «Лучший Выбор Мебели» 54
3.2 Описание и оценка эффективности мер по повышению прибыли и
рентабельности ООО «Лучший Выбор Мебели» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение А - Бухгалтерский баланс ООО «Лучший выбор Мебели» за 2014год
Приложение Б - Отчет о финансовых результатах ООО «Лучший выбор Мебели» за 2014 год
Приложение В - Бухгалтерский баланс ООО «Лучший выбор Мебели» за 2015год
Приложение Г - Отчет о финансовых результатах ООО «Лучший выбор Мебели» за 2015 год
Актуальность исследования обусловлена тем, что рост предприятий в последнее время замедляется существенным недостатком собственных финансовых средств, что затрудняет нормальное функционирование и обеспечение достаточного объёма оборотного капитала, а так же затрудняет своевременное обновление производственных мощностей и, как следствие, тормозит поддержание необходимого уровня конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Обеспеченность финансовыми ресурсами предприятия может быть достигнута и достигается с помощью эффективного управления прибылью компании, что может быть осуществлено через оценку финансовых результатов предприятия. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия позволяет найти более рациональные и эффективные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия.
Полученная прибыль от деятельности предприятия характеризуют эффективность хозяйствования организации по всем направлениям деятельности. Соответственно данный показатель являет собой основу экономического развития и укрепления финансовых отношений предприятия со всеми участниками рынка.
В данном контексте эффективность работы предприятия в экономическом пространстве должна определяться современными подходами, адаптивными экономическими инструментами, создающими эффект от управления прибылью и соз0дающими прибыльную или рентабельную деятельность предприятия.
Основными характеристиками эффективности деятельности предприятия являются показатели рентабельности. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Показатели рентабельности отражают прибыльность предприятия с разных позиций.
В связи с этим возрастает роль анализа прибыли и рентабельности предприятия. Малоисследованным остается ряд проблем, среди которых
немаловажное значение имеет проблема, связанная с применением методов анализа прибыли и рентабельности предприятия. Во-первых, это обусловлено недостаточной проработкой теоретической составляющей проблемы. Во-вторых, необходимо выявить особенности влияния факторов в данной области. В-третьих, существующие на сегодняшний день методы анализа прибыли и рентабельности не всегда адекватны для конкретного предприятия, что требует проработки методики расчета показателей.
В настоящее время требуется более достоверное определение результатов финансовой деятельности, предъявляются более высокие требования к анализу прибыли и рентабельности в целом, изменяя и дополняя традиционные подходы.
Объектом исследования является - ООО «Лучший Выбор Мебели».
Предметом исследования является - прибыль предприятия.
Целью исследования является - разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «Лучший Выбор Мебели».
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия;
- охарактеризовать факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельность предприятия:
- обозначить методику анализа прибыли и рентабельности предприятия;
- провести анализ формирования прибыли на примере предприятия ООО «Лучший Выбор Мебели»;
- провести факторный анализ прибыли и оценка запаса финансовой прочности на примере предприятия ООО «Лучший Выбор Мебели»;
- провести анализ рентабельности на примере предприятия ООО «Лучший Выбор Мебели».
Методологическую базу исследования составили: анализ научной литературы, сравнительный, аналитический, использовался аппарат финансово - экономического анализа, и другие.
Теоретическую и информационную базу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых И.Я. Лукосевич в частности его труд финансовый менеджмент, далее В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет, Г. Киперман, и другие. А так же нормативно - правовая и статистическая основа исследования федеральные законы РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные в научных и периодических источниках, данные финансовой, бухгалтерской отчетности ООО Лучший Выбор Мебели», прочие документы открытого доступа.
Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации.
Определение рентабельности, соответствующее современным условиям, выглядит так: рентабельность - это состояние фирмы, когда сумма выручки от реализации продукции покрывает затраты на производство и реализацию этой продукции, то есть это своего рода доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Выделяют следующие виды коэффициентов рентабельности: рентабельность продукции; рентабельность основных средств; рентабельность продаж; коэффициент базовой прибыльности активов; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала; рентабельность инвестированного, перманентного капитала.
Методика анализа прибыли и рентабельности деятельности предприятия включает: анализ формирования прибыли, в том числе анализ динамики и структуры выручки, расходов предприятия, прибыли; факторный анализ прибыли и оценка запаса финансовой прочности предприятия; анализ рентабельности предприятия.
В ходе исследования был проведен анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Лучший Выбор Мебели».
В результате анализа было выявлено следующее. Предприятие занимается производством и продажей мебели.
Анализ формирования прибыли предприятия показал, что в отчетном периоде происходит замедление показателя выручки от продаж, по видам деятельности по некоторым направления происходит так же снижение объемов продаж. Что касается анализа затрат, то происходит их рост: увеличение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки в их составе рост материальных затрат, так же рост коммерческих и управленческих расходов.
Рост коммерческих и управленческих расходов привел к существенному замедлению темпов роста прибыли от продаж, так же привело к замедлению роста прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
Факторный анализ прибыли показал, что незначительный рост объемов продаж в отчетном периоде, а так же рост расходов предприятия привели к снижению темпов роста прибыли от продаж, изменение цен и структурных сдвигов положительным образом отразились на прибыли от продаж. Оценка запаса финансовой прочности показала, что происходит снижение данного показателя, что говорит о снижении процента на который предприятие может снизить объем реализации и избежать убытка.
Анализ показателей рентабельности показал, что в отчетном периоде наблюдается снижение эффективности деятельности предприятия, происходит снижение получаемой прибыли на единицу вложенных средств. Факторный анализ рентабельности собственного капитала, показал, что на снижение рентабельности собственного капитала повлиял незначительный прирост чистой прибыли, а так же рост финансовой зависимости предприятия.
Итак основные проблемы выявленные при проведении анализа прибыли и рентабельности предприятия: замедление роста объемов реализации; рост темпов роста себестоимости над выручкой; рост затрат на материалы в себестоимости реализации; рост коммерческих и управленческих затрат; как следствие снижение при формировании суммы прибыли; снижение уровня запаса финансовой прочности, как следствие рост рисков для предприятия; снижение показателей рентабельности.
В данной ситуации для предприятия можно предложить ряд направлений: для снижения материальных расходов в составе себестоимости реализации - произвести смену поставщиков; для снижения коммерческих расходов - внедрить программное обеспечение по маркетингу; для снижение управленческих расходов - внедрить систему аутстафинга; для увеличения объемов продаж - применение системы скидок на изделия, производство новых изделий.
При наличии всех необходимых ресурсов наиболее интересным для предприятия является производство новых изделий - производство дверных блоков, а так же модульных лестниц. В связи с сокращением объемов производства таких видов продукции как: мебель для гостиной, а так же мебель для дошкольных учреждений, есть возможность сокращения закупа материалов, стоимость которых в отчетном периоде увеличилась, что и привело к росту стоимости мебели и снижению спроса. Такая мера позволит закрыть два направления: приобрести для производства новых изделий необходимую крепежную фурнитуру, а так же снизить (хоть и незначительно) часть материальных затрат в структуре себестоимости.
В прогнозном периоде ожидается рост объемов производства изделий, что связано с выпуском новых видов изделий (в связи с пожеланиями потребителей).
Ожидается рост показателей рентабельности, рост уровня запаса финансовой прочности, что говорит о росте финансовой устойчивости предприятия.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Части I, II и III. — М.: Проспект, 2015. — 336 с.
2. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ). // Российская газета от 01.07.2015. - №101
3. Абдулаева, А.А. Методы управления прибылью предприятия / А.А. Абдулаева, В.К. Лихобабин // Молодой ученый. - 2014. - №5. - с. 56 - 63
4. Атаулов, Р. Р. Взаимосвязь качества продукции и финансового результата деятельности / Р.Р. Атаулов // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2013. — № 4. — С. 9-11
5. Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник / М.И.Баканов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 210 с.
6. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник. / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко - М.: Дашков и К, 2013. - 304 с.
7. Белобтецкий, И.А. Прибыль предприятия / И.А. Белобтецкий // Финансы. - 2014. - №3. - с.40 - 47.
8. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект / А. А. Бердников // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 111-113.
9. Бересток В. Виды прибыли, её критерии и другие важные составляющие [Электронный ресурс]: Режим доступа //http://www.syl.ru/article/72816/vidyi-pribyili-e-kriterii-i-drugie-vajnyie-sostavlyayuschie
10. Бибнев, М.В. Сбалансированная система финансовых показателей / М.В. Бибнев // Финансы. - 2013. - №10. - С. 73-76.
11. Бланк И.А., Управление прибылью - Киев, 2009. - 321 с.
12. Вагазова, Г. Р. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия / Г.Р. Вагазова, Е.С. Лукьянова // Молодой ученый. — 2015. — №11.3. — С. 13-15.
13. Великая, Е. Г. Стратегический потернциал и рентабельность организации / Е.Г. Великая, В.В. Чурко // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. — 2014. — № 2(17). — С. 7-9
14. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник / Л.Т. Гиляровская
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 616 с
15. Григорьев, Л.Н. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления прибылью и рентабельностью предприятия. Диссертация, СПб: ин-т упр. и экон.; 2014
16. Горленко, О.А. Финансовые методы управления прибылью / О.А. Горленко // Международный Научный Институт «Educatio». - 2014. - № 5. - с. 77
- 82
17. Дузевич, А.С.Оценка финансового результата предприятия торговли / А.С. Дузевич // Консалтинговая компания «ArtBusinessConsulting». - 2012. - №3. - С. 5-8
18. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. — М.: Омега-Л, 2014. — 348 с.
19. Жданов, И.Ю. Чистая прибыль предприятия. Формула. Методы анализ и цели использования / И.Ю.Жданов // Школа финансового и инвестиционного анализа [Электронный ресурс] - Режим доступа // http://finzz.ru/chistaya-pribyl-predpriyatiya-formula-metody-analiza-celi- ispolzovaniya.html
20. Колачева, Н. В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. — 2015. — № 1(44). — С. 29-35
Ковалев, В. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы,
показатели / В. В. Ковалев. — М.: Проспект, 2014. — 880 с.
22. Лукичук, Л.Д. Использование прибыли на предприятии. Сборнин научных научно-практических докладов. Том IV. - Старый Оскол, 2013. - 200 с.
23. Лысов, И.А. Понятие сущность и значение финансовых результатов предприятия / И.А. Лысов // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 3 (46). - с. 58-62
24. Мануйленко, В.В. Экономическая сущность, виды и функции прибыли хозяйствующего субъекта: современный аспект / В.В. Мануйленко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 33. - С. 2-11.
25. Мануйленко, В.В. Подходы к формированию и распределению прибыли хозяйствующего субъекта: современный аспект / В.В. Мануйленко // Финансы и кредит. -2012. - № 40. - С. 33-42.
26. Никифорова, Е. В. Экономический потенциал как совокупность ресурсов финансово-хозяйственной деятельности / Е.В. Никифорова, О.В. Шнайдер // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2013. - № 1. - С. 20-22.
27. Новодворский, В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и
экономическая / В.Д. Новодворский, Н.В. Клестова, А.В. Шпак // Финансы. - 2014. - № 4. - с.64 - 69.
28. Параскан, К. Н. Рентабельность предприятия и ее значение в современной экономической практике / К. Н. Параскан // Тотальные аспекты инновационных технологий. — 2014. - №6. - 88-91 С.
29. Покалюхин Д. Система финансовых показателей для оперативного принятия управленческих решений// Финансорвый директор [Электронный ресурс]: Режим доступа -http://fd.ru/rubricator/84-analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya
30. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Савицкая Г. В. — М.: Инфра — М, 2013. — 384с.
31. Садовская, Т.А Современная методология управления прибылью акционерного общества / Садовская Т.А, Мануйленко. В.В. // Финансы и кредит. - 22 (598). - 2014. - с. 45-58
32. Свешникова, В. А. Направления экономического анализа доходов и расходов в целях принятия управленческих решений / В. А. Свешникова // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 95-97
33. Толкачева, Н. А. Финансовый менеджмент: курс лекций / Н. А. Толкачева. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 144 с.
34. Тренев, Н.Н. Управление финансами. Учебное пособие / Н.Н. Тренев - М.: ФиС, 2010 г. - 496 с.
35. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: учебник / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин - М.: ИНФРА-М, 2012. - 449 с.
36. Шишкин, А.К. Учет, анализ и аудит на предприятии: учебник / А.К. Шишкин - М.: Аудит , 2011.- 260 с.
37. Ярыгина, Н. С. Научные взгляды на содержание финансовой стратегии предприятия корпоративного типа / Н.С. Ярыгина // Вестник Поволжского Государственного Университета Сервиса. — 2014. — № 6(38). — С. 145-152