Статья посвящена особенностям идеологической работы с молодым поколением в послереволюционные десятилетия во Владимирской области. Обращение к патриотическим чувствам молодежи способствовало ее мобилизации на творческую деятельность. Показано, что непоследовательная критика культа личности Сталина сосуществовала с усилением культа личности Ленина, призванного прославить легендарное прошлое и вдохновить людей на построение коммунизма. Формирование нового образа жизни для молодежи имело свои особенности и направлено на преодоление традиционных индивидуалистических форм жизни, воспитание коммунистической идеологии, развитие коллективных форм отношений молодого поколения, вовлечение молодежи в борьбу с религиозными и другими бытовыми остатками. Партия стремилась контролировать и направлять молодежь через комсомольские организации.
Итак, тяжелый путь прошло движение молодежи Владимирского края в послереволюционное десятилетие. Зародившись в протестах против гнета царского произвола и вылившись широкой волной по всей России после февральской революции, движение молодежи вынуждено было расколоться, так как внутри его не было целостного, не было единого понимания и отношения к пришедшей революции.
Владимирцы первыми созывают губернский съезд организации молодежи, закладывая фундамент будущего РКистории. Наконец — 1-й Всероссиский съезд организаций рабоче-крестьянской молодежи. Молодежь размахнулась, молодежь под одним знаменем — знаменем РКП, с которым она гордо идет по пути дальнейших завоеваний и борьбы.
В сложившихся условиях в 20-40-е годы молодежь, как и все общество, была не субъектом, а объектом истории. Государство разработало и активно применяет целую систему влияния на формирование патриотических настроений среди нового поколения и продвижение идеологических ценностей в целом. Были использованы все средства: от официальных выступлений руководства страны и печатного издания до организации игры на барабанах и программы кредитования. Одним из доминирующих настроений было чувство принадлежности к великому делу и предвкушение будущего.
Образование РКСМ было важнейшим итогом многолетней работы партии большевиков по революционному воспитанию молодежи, торжеством ленинских идей о характере и принципах строения подлинно революционных молодежных организаций. Образование Комсомола имело огромное значение как для общественно-политической жизни страны, так и для истории международных молодежных организаций. Это была организация, следующая коммунистическим целям и задачам, марксизм-ленинизм стал идейно-теоретическим фундаментом комсомола.
С помощью партийных организаций политическое воспитание комсомольцев было перестроено и улучшено. Советская молодежь была инициатором многих патриотических начинаний: сбор цветных металлов, экономия сырья, борьба за полноценный урожай зерна и т.д. Комсомол вспомнил о ленинском мандате: «Быть членом молодежного союза значит работать, чтобы отдавать их рабочая сила для общего дела. Вот что такое коммунистическое образование. Только в такой работе молодой человек или девушка превращаются в настоящего коммуниста».
Советские профсоюзы оказали большую помощь Коммунистической партии в обучении рабочих. Они объяснили рабочим задачи третьего пятилетнего плана, приняли активное участие в мобилизации масс для их реализации, боролись за укрепление трудовой дисциплины, повышение производительности труда, развитие социалистической конкуренции, улучшение материального благосостояния и несмотря на стандартизацию, господство мифов о грядущих переменах, молодые люди стремились двигаться вперед, оправдывая бедные жизненные ситуации временными трудностями. Страна дышала молодежью, надеждами.
И как ни скептически относился к советской системе в этом отношении и не критиковал ее за удушение свободы слова, навязывание единодушия, время показало и доказало свою эффективность в конце 1940-х годов.
1. Бернштейн М.С. Как поставить учет времени нашей молодежи. М.-Л., 1925.
2. Бернштейн М.С. Наша современность и дети (Материалы обследования 1921-1923 гг.). Л., 1928.
3. Блинов Н.М. Социологические исследования труда и воспитания советской молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975, № 1.- С. 145
4. Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника. М.: Искра революции, 1928.
5. Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М.: Вопросы труда. 1926.
6. Карпова Г.Г., Ярская-Смирнова Е.Р. Символический репертуар государственной политики: Междунар. женский день в рос. прессе, 1920-2001 гг. // Социальная история. Ежегодник, 2003 - М.: РОССПЭН, 2003.- С. 214
7. Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск: Просвещение, 1927.
8. Коган Б.Б., Лебединский М.С. Быт рабочей молодежи. М., 1929.
9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М.: Политиздат. 1983. Т. 2.- С. 316
10. Луначарский А.В. Искусство и молодежь. М.: Искра революции, 1929.- С. 68
11. Молодежь СССР. Статистический сборник. ЦУНХУ Госплана СССР / Под ред. А.Косарева. М., 1936.
12. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-37. Оп. 5. рта 1927 г. Стенографический отчет. Молодая гвардия. Москва. Ленинград. 1927 г. – С. 143
13. Слезин А. А. Политическое просвещение молодежи 1920-х годов как звено системы политического контроля // Политика и общество. 2010. No 3. С. 52–59
14. Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922-1923 гг. М.- Л.: Вопросы труда, 1924.-С. 14