Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся

Работа №79690

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. Значение самостоятельной работы в учебном процессе
1.1. Самостоятельная деятельность школьника: анализ различных подходов
1.2. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
2. Организация самостоятельной работы школьников на основе метода проектов в биологии
2.1. Проектная деятельность как средство повышения эффективности обучения школьников биологии
2.2. Использование метода проектов при организации самостоятельной работы учащихся в структуре современного урока биологии
3. Опытно-экспериментальное исследование формирования навыков самостоятельной работы при выполнении ботанических проектов
3.1. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования
3.2. Формирующий этап исследования
3.3. Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Зачастую школьники ученики не умеют добывать знания самостоятельно, а современность требует иного. Поэтому уровень самостоятельности наших учеников не всегда отвечает требованиям современности. Отсюда следует, что необходимо внедрить в педагогическую деятельность такую методику, которая могла бы помочь преподавателю при тех же условиях учебной ситуации значительно повысить способность учащихся к практическому применению знаний. Данная методика даст возможность для самостоятельной деятельности обучающегося, что в свою очередь повысит как заинтересованность ученика, его активную вовлеченность в учебный процесс, так и качество обучения в целом.
На самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объеме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. И вот здесь многие преподаватели прибегают к проектной методике, как одной из эффективных методик современности, основанной на методике сотрудничества и проблемного обучения отвечающей требованиям личностно-ориентированного подхода в обучении.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Он направлен на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны - необходимость интегрировать знания и умения из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
В сложившихся условиях актуальным стало предъявление высоких требований к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Эти высокие требования к современному ученику и одновременно учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов на уроках биологии и во внеурочное время. Возникает противоречие: с одной стороны, возрос объем учебной нагрузки, с другой стороны, неумение учащихся самостоятельно работать. Им сложно самостоятельно поставить перед собой задачу, самостоятельно организовать ее решение и справедливо оценить уровень выполнения работы.
Таким образом, проблема исследования – организация самостоятельной работы по биологии в основной школе.
Степень научной разработанности темы исследования. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы организации самостоятельной работы школьников на основе метода проектов, явились работы Г. А. Бордовского, А. В. Маляновой, Е. С. Полат, М. И. Махмутова, Т. А. Новиковой, Н. В. Новожиловой, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской.
Объект исследования – самостоятельная работа школьников.
Предмет – организация самостоятельной работы школьников по биологии на основе метода проектов.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование самостоятельности у школьников при выполнении ботанических проектов будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- использование проектной деятельности и самостоятельных работы в процессе изучения биологии, т.е. работа учащихся будет организована так, чтобы они умели собирать и обрабатывать информацию, презентовать продукт своей деятельности;
- организована поэтапная проектная деятельность учащихся под руководством учителя; постепенное снижение доли участия учителя в сопровождении проектной деятельности школьников.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе и практическом обосновании вопросов формирования навыков самостоятельной работы при выполнении ботанических проектов.
Задачи исследования:
1) провести анализ различных подходов к изучению самостоятельной деятельность школьника;
2) рассмотреть самостоятельную работу как фактор развития познавательной деятельности учащихся;
3) проанализировать проектную деятельность как средство повышения эффективности обучения школьников биологии4
4) охарактеризовать использование метода проектов при организации самостоятельной работы учащихся в структуре современного урока биологии;
5) провести опытно-экспериментальное исследование формирования навыков самостоятельной работы при выполнении ботанических проектов.
Экспериментальная работа была организованна на базе средней общеобразовательной школы. В эксперименте участвовали учащиеся 8 «А» класса - экспериментальная группа (ЭГ) и 8 «Б» класса - контрольная группа (КГ). Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент. Его основной целью является диагностика уровня сформированности самостоятельности. Методы исследования - наблюдение, анкетирование. Второй этап заключается в проведении формирующего эксперимента. На этом этапе осуществлялась реализация проектной методики формирования самостоятельности в процессе обучения биологии. Третий этап - итоговая диагностика уровня сформированности самостоятельности, обработка экспериментальных данных, обобщение и систематизация полученных результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении понятий «самостоятельная работа» и «проектная деятельность»; выявлении путей организации самостоятельной работы на основе проектной деятельности при изучении биологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявлена и экспериментально подтверждена эффективность проектной деятельности как способа развития и совершенствования самостоятельной работы учащихся посредством выполнения ботанических проектов.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы и периодических изданий показал, что проблема формирования самостоятельности при изучении биологии является актуальной. Важно сформировать самостоятельность еще в младшем школьном возрасте, если этого не будет сделано, то ребенку в старшем возрасте будет тяжело учиться и у него будет затрачиваться много сил на учебу.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике. Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно.
Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Самостоятельная работа имеет огромное значение для учащихся в овладении содержанием образования.
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникационные умения учащихся. Воспитание самостоятельности школьников достигается в процессе самостоятельной работы. Для эффективного осуществления процесса обучения во всех его звеньях требуется высокая активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организованной с учебно-воспитательными целями.
Педагогическими условиями, способствующими формированию учебной самостоятельности у учащихся в процессе обучения биологии, выступают: реализация системного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов к организации воспитательно- образовательного процесса обучения; создание комплексной системы обучения биологии в школе; использование педагогической технологии, развитости личностных и профессионально важных качеств.
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование формирования навыков самостоятельной работы при выполнении ботанических проектов.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности школьников при выполнении ботанических проектов.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование самостоятельности у школьников при выполнении ботанических проектов будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- использование проектной деятельности и самостоятельных работы в процессе изучения биологии, т.е. работа учащихся будет организована так, чтобы они умели собирать и обрабатывать информацию, презентовать продукт своей деятельности;
- организована поэтапная проектная деятельность учащихся под руководством учителя; постепенное снижение доли участия учителя в сопровождении проектной деятельности школьников.
Экспериментальная работа была организованна на базе средней общеобразовательной школы. В эксперименте участвовали учащиеся 8 «А» класса - экспериментальная группа (ЭГ) и 8 «Б» класса - контрольная группа (КГ). Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент. Его основной целью является диагностика уровня сформированности самостоятельности. Методы исследования - наблюдение, анкетирование. Второй этап заключается в проведении формирующего эксперимента. На этом этапе осуществлялась реализация проектной методики формирования самостоятельности в процессе обучения биологии. Третий этап - итоговая диагностика уровня сформированности самостоятельности, обработка экспериментальных данных, обобщение и систематизация полученных результатов.
В результате проведенного исследования мы можем констатировать положительную динамику в формировании учебной самостоятельности школьников, формируемые с помощью разработанной нами программы.



1. Андреева, Ю.В. Работа с учебной литературой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии [Электронный ресурс] / Ю.В. Андреева //сайт МОУ Лицей №29 [Электронный ресурс]: - [сайт]. - URL: http ://lyceum29.moy. su/andreeva/rabota_s_lit.pdf (дата обращения 20.03.2021)
2. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. 175 с.
3. Безрукова, В.С. Энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. Екатеринбург, 2000. 937 с.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. БимБад. М., 2002. 528 с.
5. Гребенюк, О.С. Терминологический словарь. Педагогические технологии / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. 1999. 417 с.
6. Гуревич, П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
7. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 14–19.
8. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
9. Дорофеева, Т.Н. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности [Электронный ресурс] /Т. Н. Дорофеева //портал Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]: - [сайт]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh- obedinenii/library/2019/12/08/samostoyatelnaya-rabota-kak-vid (дата обращения 20.03.2021)
10. Дрозд, К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
11. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии : учеб. пособие : в 2-х кн.Челябинск : Челябин. гос. пед. ун-т, 2012. Кн. 1. 496 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: Лотос, 2001. 384 с.
13. Иохвидов, В.В. История педагогики: учебно-методическое пособие / В.В. Иохвидов, В.Г. Веселова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. 04 с.
14. Килпатрик, В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. 43 с.
15. Коджаспирова, Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
16. Коллингс, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926. 288 с.
17. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч.-пед. изд-во, 1955. 655 с.
18. Крысько, В.Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
19. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
20. Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
21. Лигай, О.А. История возникновения проектной деятельности и метода проектов. URL : https://urok.1sept.ru/статьи/662693/ (дата обращения: 24.03.2021)
22. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
23. Маркова, А.К., Т.А. Матисс, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2015. 191 с.
24. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 2009. 117 с.
25. Мусинова, Л.П., Калугин Ю.Г. Эколого-образовательный проект в Ботаническом саду Петра Великого // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы III международной научно-практической конференции, посвящённой 230-летию отечественной методике обучения биологии и 75-летию со дня рождения методиста-биолога Е.С. Пекер. 9-10 февраля 2016 / отв.ред. А.А. Семенов. Самара: Изд-во СГСПУ, 2016. C. 234-238.
26. Назарян, Н.Г. Идеи Л.С. Выготского в области педагогики и воспитания // Молодой ученый. 2016. № 27.1. С. 22–24. URL: https://moluch.ru/archive/131/35957/ (дата обращения: 24.03.2021).
27. Новиков, А.М. Виды деятельности и процесс учения / А.М. Новиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №6. C. 18–28.
28. Новикова, А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Издательство «Эгвес», 2010. 208 с.
29. Организация самостоятельной работы обучающихся [Электронный ресурс] // портал Инфоурок [Электронный ресурс]: - [сайт]. - URL: https://infourok.ru/organizaciya-samostoyatelnoy-raboti-obuchayuschihsya- 3259199.html (дата обращения 20.03.2021). - Заголовок с экрана. - Яз. русск.
30. Пеньковских, Е.А. Генезис метода проектов в отечественной педагогике в 20-30-е гг. XX столетия // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 3 (52). С. 20–23.
31. Пеньковских, Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. М.: Высшая школа экономики, 2010. Т. 4. С. 307–319. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/07/19/1267423227/Penkovskih.pdf (дата обращения 24.03.2021).
32. Песталоцци, Г.И. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. 336 с.
33. Петровский, А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды / А.В. Петровский. М.: Педагогика, 1984. – 272 с
34. Полат, Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2011. 211 с.
35. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.
36. Пономарев, С.А. Реализация межпредметных связей при выполнении творческих проектов с учащимися 6 классов / С. А. Пономарев, Л. В. Козуб. // Молодой ученый. 2016. № 6.2 (110.2). С. 72-76.
37. Пономарева, И.Н. Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2012. 368 с.
38. Психология и педагогика. Учебник / ред. Пидкасистый П. И. М.: Юрайт, 2019. 736 с.
39. Родионов, А.В. Формирование экологообразовательной среды школы // Биология в школе. 2014. № 2. С. 48-50.
40. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 143 с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. 321 с.
42. Рыдзе, О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Рыдзе Оксана Анатольевна. Москва, 2002. 18 с.
43. Савенков, А.И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 232 с.
44. Савенков, А.И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2019. 188 с.
45. Сидоров, С.В. Когда появился метод проектов? // Сайт педагога-исследователя. URL: http://sisv.com/publ/1/14-1-0-189 (дата обращения: 24.03.2021).
46. Столяренко, Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Учебник для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 510 с.
47. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77–90.
48. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель; Ред. М.А. Ушакова. Москва: Сентябрь, 1998. 144 с.
49. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин; ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. -М.: Педагогика, 1981. 415 с.
50. Эпштейн, М. М. На исторических перекрестках. Метод проектов. СПб.: Участие, 2011. 56 с. URL: http://contest.schoolnano.ru/wp-content/uploads/medialib/epshteyn_metod_proektov.pdf (дата обращения: 24.03.2021).
51. Эпштейн, М. Метод проектов: история с продолжением // Первое сентября. 2001. № 64. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200106405 (дата обращения: 24.03.2021).
52. Knoll, M. John Dewey und Projektmethode. Zur Aufklarung eines Mißverständnisses // Bildung und Erziehung. 1992. S. 91. URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-189 (дата обращения: 24.03.2021).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ