Алгоритмическое мышление у младших школьников
|
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические основы исследования алгоритмического мышления у младших школьников……………………………………………...5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2. Развитие у младших школьников алгоритмического мышления…………8
1.3. Использование алгоритма при формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы…………………………………………………….13
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений……………………………………………………………...16
2.1. Организация исследования…………………………………………………16
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...27
1. Теоретико-методологические основы исследования алгоритмического мышления у младших школьников……………………………………………...5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2. Развитие у младших школьников алгоритмического мышления…………8
1.3. Использование алгоритма при формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы…………………………………………………….13
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений……………………………………………………………...16
2.1. Организация исследования…………………………………………………16
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...27
Актуальность исследования. Особое место среди учебных предметов, которым обучают обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, принадлежит математике. Именно она является той школьной дисциплиной, при преподавании которой имеются широкие возможности связать обучение с жизнью, производством. Значительная роль в этом отношении принадлежит устному счету.
Проблема формирования у младших школьников устных вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей.
Так, исследования М.А. Бантовой были посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков [Бантова], проблеме рационализации вычислительных приемов посвящены исследования М.И. Моро и С.В. Степановой [Моро]. Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и усовершенствование той методической системы, которая применялась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики для начальных классов.
Применению алгоритмов, их свойств, особенности использования различных видов алгоритмов в образовательном процессе обучающихся посвящены многие научные исследования.
Объект исследования – счетно-вычислительная деятельность обучающихся.
Предмет исследования – формирование алгоритмического мышления у младших школьников при выполнении устных вычислений.
Цель исследования – проанализировать и экспериментально проверить особенности формирования алгоритмического мышления у младших школьников при выполнении устных вычислений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
2) рассмотреть особенности развития у младших школьников алгоритмического мышления;
3) проанализировать использование алгоритма при формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы;
4) провести опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений.
Проблема формирования у младших школьников устных вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей.
Так, исследования М.А. Бантовой были посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков [Бантова], проблеме рационализации вычислительных приемов посвящены исследования М.И. Моро и С.В. Степановой [Моро]. Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и усовершенствование той методической системы, которая применялась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики для начальных классов.
Применению алгоритмов, их свойств, особенности использования различных видов алгоритмов в образовательном процессе обучающихся посвящены многие научные исследования.
Объект исследования – счетно-вычислительная деятельность обучающихся.
Предмет исследования – формирование алгоритмического мышления у младших школьников при выполнении устных вычислений.
Цель исследования – проанализировать и экспериментально проверить особенности формирования алгоритмического мышления у младших школьников при выполнении устных вычислений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
2) рассмотреть особенности развития у младших школьников алгоритмического мышления;
3) проанализировать использование алгоритма при формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы;
4) провести опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений.
Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жестокой» отработки этих умений под сомнение.
Однако, именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений, в результате которого был отмечен низкий уровень развития устных вычислительных навыков обучающихся.
Для повышения уровня сформированности устных вычислительных навыков мы предлагаем использовать алгоритмы.
Для сознательного и прочного усвоения алгоритмов вычислений в начальной школе можно использовать разработанный нами комплекс заданий по формированию у учащихся умения строить учебные модели изучаемых математических понятий и способов действий. В данном комплексе последовательно используются задания на соотнесение учебных моделей, выбор учебной модели, построение учебной модели и преобразование учебной модели.
Однако, именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений, в результате которого был отмечен низкий уровень развития устных вычислительных навыков обучающихся.
Для повышения уровня сформированности устных вычислительных навыков мы предлагаем использовать алгоритмы.
Для сознательного и прочного усвоения алгоритмов вычислений в начальной школе можно использовать разработанный нами комплекс заданий по формированию у учащихся умения строить учебные модели изучаемых математических понятий и способов действий. В данном комплексе последовательно используются задания на соотнесение учебных моделей, выбор учебной модели, построение учебной модели и преобразование учебной модели.
Подобные работы
- Формирование алгоритмической культуры младших школьников при работе с величинами
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Нестандартные задания на уроках математики как средство развития логического мышления у младших школьников (Глазовский государственный педагогический институт)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2013 - Формирование алгоритмической культуры у младших школьников на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Условия развития математического мышления младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Формирование логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Логическое мышление младших школьников и возможности его развития в процессе решения проблемных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



