Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Алгоритмическое мышление у младших школьников

Работа №79687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы30
Год сдачи2020
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
644
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические основы исследования алгоритмического мышления у младших школьников……………………………………………...5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2. Развитие у младших школьников алгоритмического мышления…………8
1.3. Использование алгоритма при формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы…………………………………………………….13
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений……………………………………………………………...16
2.1. Организация исследования…………………………………………………16
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...27



Актуальность исследования. Особое место среди учебных предметов, которым обучают обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, принадлежит математике. Именно она является той школьной дисциплиной, при преподавании которой имеются широкие возможности связать обучение с жизнью, производством. Значительная роль в этом отношении принадлежит устному счету.
Проблема формирования у младших школьников устных вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей.
Так, исследования М.А. Бантовой были посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков [Бантова], проблеме рационализации вычислительных приемов посвящены исследования М.И. Моро и С.В. Степановой [Моро]. Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и усовершенствование той методической системы, которая применялась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики для начальных классов.
Применению алгоритмов, их свойств, особенности использования различных видов алгоритмов в образовательном процессе обучающихся посвящены многие научные исследования.
Объект исследования – счетно-вычислительная деятельность обучающихся.
Предмет исследования – формирование алгоритмического мышления у младших школьников при выполнении устных вычислений.
Цель исследования – проанализировать и экспериментально проверить особенности формирования алгоритмического мышления у младших школьников при выполнении устных вычислений.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
2) рассмотреть особенности развития у младших школьников алгоритмического мышления;
3) проанализировать использование алгоритма при формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы;
4) провести опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жестокой» отработки этих умений под сомнение.
Однако, именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование формирования алгоритмического мышления учащихся начальной школы при выполнении устных вычислений, в результате которого был отмечен низкий уровень развития устных вычислительных навыков обучающихся.
Для повышения уровня сформированности устных вычислительных навыков мы предлагаем использовать алгоритмы.
Для сознательного и прочного усвоения алгоритмов вычислений в начальной школе можно использовать разработанный нами комплекс заданий по формированию у учащихся умения строить учебные модели изучаемых математических понятий и способов действий. В данном комплексе последовательно используются задания на соотнесение учебных моделей, выбор учебной модели, построение учебной модели и преобразование учебной модели.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. М., 2000. 145 с.
2. Абушаева, З.М. Приёмы работы учителя по формированию вычислительных умений в начальной школе / З.М. Абушаева З.М., В.С. Ионова В.С. // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов, 2017. С. 183-188.
3. Бажан, З.И. Значение устных вычислений и их использование на уроках математики в начальной школе / З.И. Бажан // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 19-21.
4. Бажан, З.И. Особенности формирования вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе / З.И. Бажан, О.Н. Згоран / Педагогика, образование и психология: современные проблемы и направления развития: сб. науч. трудов по материалам I междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 45-52.
5. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ, отделений пед. Училищ / М.А. Бантова Г.В. Бельтюкова; под ред. М.А. Бантовой. М.: Просвещение, 1984. 335 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 349 с.
7. Воронина, М.В. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков в начальной школе / М.В. Воронина, С.С. Шимко, И.Д. Мухтарова // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов XLVII всерос. науч.-практ. конф. ( Новосибирск, 06-28 марта 2017 г. ) / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2017. С. 63-68.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991. 480 с.
9. Глушкова, Ю.Н. Дидактическая игра как средство формирования вычислительных навыков школьников на уроках математики / Ю.Н. Глушкова // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 14. С. 258-260.
10. Еркина, С.Л. Общая характеристика формирования вычислительных приёмов и навыков у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / С.Л. Еркина, Т.В. Коратаева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф.( Чебоксары, 29 марта 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2019. - С. 38-39.
11. Ивашова, О.А. Формирование вычислительных умений младших школьников как предметных учебных действий / О.А. Ивашова, Е.Е. Останина // Герценовские чтения. Начальное образование. 2018. Т. 9. № 2. С. 64-75.
12. Ильясова, Н.Э. Психолого-педагогические особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников / Н.Э. Ильясова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2019. № 2 (27). С. 21-22.
13. Ильясова, Н.Э. Система использования информационно-коммуникационных технологий при формировании вычислительных навыков в начальной школе / Н.Э. Ильясова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2019. № 2 (18). С. 24-25.
14. Каменкова, Н.Г. О формировании вычислительных умений младших школьников на основе моделирования / Н.Г. Каменкова, С.А. Некрасова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10. № 1. С. 136-145.
15. Ковтуняк, Н.Б. Индивидуальный подход в процессе формирования вычислительных навыков у младших школьников / Н.Б. Ковтуняк // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2019. № 3 (18). С. 46-48.
16. Ковтуняк, Н.Б. Теоретические аспекты формирования вычислительных навыков младших школьников в процессе учебной деятельности / Н.Б. Ковтуняк // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2019. № 3 (19). С. 48-49.
17. Кокорева, В.В. Формирование вычислительных приёмов на уроках математики в начальной школе / В.В. Кокорева, Е.В. Коваль // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 196-200.
18. Копаев, А.В. Алгоритм как модель алгоритмического процесса. URL: http://www.rusedu.info. (Дата обращения 17.04.2021)
19. Кутузова, Е.И. Формирование вычислительных умений и навыков младших школьников / Е.И. Кутузова, В.Н. Зиновьева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: материалы докладов психолого-пед. секций регион. университет. науч.-практ. конф. Сер. «Психолого-педагогические науки» (Калуга, 16 янв.-16 апр. 2017 г.) Калуга, 2017. С. 56-61.
20. Меджидова, А.А. Актуальность вычислительных умений и навыков младших школьников / А.А. Меджидова // Математика и математическое образование: сб. трудов по материалам VIII междунар. науч. конф. «Математика. Образование. Культур» (Тольятти, 26-29 апр. 2017 г.). Тольятти, 2017. С. 268-270.
21. Моро, М.И. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электр. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. М.: Просвещение, 2015. 112 с.
22. Потапова, Н.В. Роль современных технологий в усовершенствовании вычислительных умений и навыков младших школьников / Н.В. Потапова, Л.Ф. Кравцова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018. № 4 (15). С. 22-26.
23. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: из-во «Феникс», 1998. 544с.
24. Федоренко, О.О. Условия формирования вычислительных умений младших школьников / О.О. Федоренко, Т.В. Неженская // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т29. С. 436-438.
25. Федорова, А.С. Формирование вычислительных навыков в процессе работы с математическими тренажерами / А.С. Федорова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т32. С. 124-125.
26. Фролова, А.И. Развитие навыков устного счёта у младшего школьника с использованием ИКТ технологий на уроках математики / А.И. Фролова // Инновационные и традиционные технологии обучения и развития обучающихся средствами математики и информатики материалы исследовательской работы студентов-бакалавров и учителей общеобразовательной школы. Ульяновск, 2020. С. 93-96.
27. Царева, С.Е. Формирование основ алгоритмического мышления в процессе начального обучения математике / С. Е. Царева // Начальная школа. 2012. № 4. С. 5-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ