Введение 3
1. Экономическое содержание и нормативное регулирование формирования выручки от продажи продукции (работ, услуг) 6
1.1. Экономическая сущность выручки от продажи продукции (работ, услуг) 6
1.2. Оценка проданной продукции (работ, услуг) 11
1.3. Признание доходов от продажи продукции (работ, услуг) в целях ведения учета и налогообложения 15
1.4. Особенности признания выручки от продажи продукции (работ, услуг) согласно МСФО 20
2. Учет и контроль выручки от продажи АО «АК БАРС Лизинг» 25
2.1. Первичный учет выручки от продажи в организации 25
2.2. Аналитический и синтетический учет продажи продукции (работ, услуг) 31
2.3. Система внутреннего контроля за правильностью формирования выручки от продажи продукции (работ, услуг) 38
3. Анализ выручки от продажи АО «АК БАРС Лизинг» 46
3.1. Анализ выручки от продажи: цели и основные показатели 46
3.2. Факторный и оперативный анализ выручки от продажи 53
3.3. Прогнозный анализ выручки от продажи 58
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения
Выручка является первым показателем результативности экономической деятельности предприятия, поэтому ее учет, признание и контроль является важнейшим критериями обеспечения эффективности работ организации. Поэтому тема нашего исследования была и остается актуальной в современном экономическом обществе для любой организации.
Разница между доходами и расходами определяет финансово- хозяйственной деятельности компании. При соизмерении доходов с расходами компании за одинаковый период времени определяется прибыль - показатель, наиболее исчерпывающе отражающий результативность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Помимо этого, прибыль проявляет стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсивность производства каждой компании.
В настоящий период времени, при значительной конкуренции, учет и контроль доходов, управление процессом их получения и финансовым результатом является для каждой компании основной задачей. Изучив источники получения доходов, можно разобрать эффективные мероприятия по решению многих проблем, к примеру, достижения конечных результатов при сокращении затрат. Таким образом, эффективны контроль и анализ доходов является важнейшим аспектом функционирования предприятия.
Вопросам учета и контроля выручки в современных условиях уделяется значительное внимание. Проблеме в целом, отдельным ее аспектам, а также особенностям учета и контроля выручки лизинговых организаций уделено немало диссертаций, монографий, статей. Состояние ее разработанности можно назвать основательным или завершенными в отдельных элементах.
При этом бухгалтерский учет в лизинговых организациях остается одним из проблемных направлений современного учета. Действующие законодательные акты и нормативные документы, организационно-технические и экономические 3
особенности лизинга оказывают существенное влияние на методику бухгалтерского учета отрасли.
Различный подход к классификации доходов и расходов в нормативных документах одного уровня и утвержденных примерно в одно и тоже время, существенно усложняет понимание этих документов и вызывает трудности в учете доходов и расходов.
Руководство многих организаций задается вопросом: как правильно учитывать выручку по финансовой аренде, либо как это повлияет на финансовый результат и показатели отчетности. Несмотря на наличие ответов в законодательстве как по РСБУ, так и в системе МСФО, вопрос не теряет своей актуальности из-за сложности следования нормативным документам.
Вклад в развитие теории и методологии учета и анализа лизинговой деятельности внесли такие экономисты как А.А. Бельский, К.Н. Васильев, В.Д. Газман, М.Т. Гасанова, В.М. Джуха Н.Е. Иванова, В.В. Ковалев, А.П. Миронова, Г.В. Савицкая,Е.Ф. Францев и другие.
Целью исследование является изучение теоретических аспектов сущности выручки от продажи, рассмотрение организации учета, контроля и анализа выручки от продажи АО «АК БАРС Лизинг» с последующей выработкой рекомендаций по совершенствованию учетно-аналитической системы выручки от продажи в исследуемой организации.
Для реализации данной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность выручки от продажи;
- рассмотреть критерии признания доходов от продажи для целей бухгалтерского и налогового учета;
- выявить особенности признания выручки от продажи согласно МСФО;
- рассмотреть первичный учет выручки от продажи экономического субъекта;
-изучить систему аналитического и синтетического учета продажи коммерческой организации;
-раскрыть систему контроля выручки от продажи субъекта хозяйствования;
- осуществить факторный и прогнозный анализ выручки от продажи исследуемой организации;
- выработать рекомендации по осуществлению прогнозного анализа выручки от продажи хозяйствующего субъекта.
Теоретической и методической основой исследования являются законодательные и нормативные акты РФ, российские стандарты бухгалтерского учета и МСФО, а также научные труды российских и зарубежных специалистов по изучаемой теме.
Практической основой исследования является финансово-хозяйственная деятельность лизинговой компании АО «АК БАРС Лизинг». Данная организация является дочерним предприятием уполномоченного банка Правительства Республики Татарстан - ПАО «АК БАРС Лизинг». Свою деятельность ведет с 17 июня 2003 года. Компания работает во всех регионах России. АО «АК БАРС Лизинг» является компанией универсальной и предоставляет в лизинг любое имущество, которое может быть таковым по действующему законодательству (оборудование, транспортные средства, коммерческая недвижимость). По объему бизнеса компания сопоставима с масштабами деятельности крупнейших лизинговых фирм России.
В условиях глобализации мировой экономики, динамически развивающейся экономической среды, роста конкуренции, происходит изменение правил хозяйствования, которые использовались на протяжении многих лет. Современный бизнес и производство требуют ускорения процессов принятия решений и повышение гибкости, что в свою очередь базируется на точной оценке эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, а именно на оценке его финансовых результатов, прибыльности деятельности.
Обеспечение эффективного функционирования организации требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия развития.
Новые концепции, методы и инструменты исследования финансовых результатов - выручки и прибыли - появляются регулярною Таким образом, в аспекте анализа и оценки выручки и прибыльности могут конкурировать разнообразные методики, начиная от самых простых, общих и факторных анализов и, заканчивая прогнозным анализом выручки от продаж. Однако не из имеющихся методов можно применить в практике лизинговой фирмы и, конечно не каждая методика может дать корректные результаты при ее использовании в современных реалиях функционирования российских предприятий.
Несмотря на специфику предприятия, в ходе исследовательской работы удалось провести анализы показателя выручки от продаж. На этапе оценке необходимо:
- оценить уровень и динамику показателей выручки от продаж;
- исследовать структуру предлагаемых предметов лизинга;
- изучить изменения темпов роста и падения выручки от продаж продукции в разрезе составных частей.
Следует отметить, что конкретная, единая методика анализа и оценки выручки от продаж предприятия на сегодняшний день не разработана.
Для отечественных реалий и особенностей функционирования предприятий в России наиболее приемлемой методикой анализа и оценки выручки от продаж является факторный анализ, дополненный и усовершенствованный уточняющими приемами, например, качественным отбором ключевых факторов, который базируется на показателях мультиколинеарности с применением соответствующих статистических критериев.
Факторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы, и построения на ее основе многофакторной модели, т.е. с выявления математической зависимости между факторами.
Таким образом, построение факторных моделей и использование современных приемов факторного анализа способствует выявлению резервов роста выручки компании, и могут служить основой для принятия решений повышению эффективности хозяйственной деятельности компании.
В практической части работы нами исследованы вопросы учета и контроля выручки лизинговой организации АО «АК БАРС Лизинг». Основным видом деятельности организации является предоставление финансовой аренды.
Учет выручки от предоставления лизинговых услуг осуществляется на счете 90 «Продажи». В бухгалтерском учете компания использует счет 03 «Финансовые вложения в материальные ценности» для учета передачи предметов лизинга контрагентам.
Учет предоставления услуг лизинга производится стандартно учету финансовой аренды, учет выручки осуществляется на предприятии по методу отгрузки.
Особенностью учета выручки от предоставления услуг является получение лизинговых платежей за осуществление своей деятельности, которые в последствии признаются выручкой от продаж.
Проанализировав учет выручки от предоставления услуг лизинга, сформулируем ряд выводов:
- система бухгалтерского учета выручки от предоставления лизинга осуществляется верно и своевременно;
- выявлены нарушения архивного хранения первичных документов, что в последствии может отрицательно сказаться на работе проверяющих органов, если будут выявлены ошибки в следствии данного обстоятельства возможно взыскание штрафа, а также возникновение ошибок в начислениях налоговой базы;
- для системы учета выручки от продаж рекомендовано введение дополнительных субсчетов к счету 90 «Продажи» для повышения аналитичности информации;
- для оптимизации системы внутреннего контроля предложены контрольные листы проверки участка выручки от продажи, а также вспомогательные ведомости для сверки правильности и полноты отражения выручки от продажи.
Проведенный анализ динамики показал увеличение выручки от продажи за 2016 г. на 5,2% по сравнению с предыдущим годом. Что является положительным фактом, так как в 2015 г. произошло уменьшению показателя выручки от продаж на 26,3% по сравнению с 2014 г. Данное снижение обусловлено нестабильной экономической обстановкой и ростом основных иностранных валют, что сократило число потенциальных клиентов АО «АК БАРС Лизинг» так, как данный рост курса валют обусловил, рост цен на оборудование.
Проведенный факторный анализ в по структуре получения выручки от продаж от клиентов малого, среднего и крупного бизнеса показал, наибольшую выручку приносят договора, заключенные с представителями среднего бизнеса, но наблюдается тенденция у уменьшению этой доли. Вторыми в данной структуре являются представители крупного бизнеса, а третьими представители малого бизнеса. Крупный и малый бизнес показали тенденцию к увеличение долю в выручке АО «АК БАРС Лизинг», что говорит о заинтересованности данных контрагентов в услугах лизинга.
По результатам прогнозного анализа первый квартал 2017 г. должен завершиться с выручкой в размере 239 466 тыс. руб., что больше первого квартала 2016 г. на 60 523 тыс. руб., а годовой объем выручки должен составить 901 998 тыс. руб.
Таким образом, предложенные мероприятия позволят оптимизировать учетно-аналитическое обеспечение управления выручкой от продажи в исследуемой организации и тем самым повысить объем денежных средств АО «АК БАРС Лизинг».
1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-Ф (ред. От
02.11.2013 г.) [Электронный ресурс]. Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.05.2017 г.
2. О финансовой аренде (лизинге). Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-
ФЗ. [Электронный ресурс] Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.05.2017 г.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Министерства Финансов РФ от 06.05.1999 № 32н. [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.05.2017 г.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Министерства Финансов РФ от 06.05.1999 № 33н. [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.05.2017 г.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность
организации» ПБУ 4/99: Приказ Министерства Финансов РФ от 06.07.1999 № 43н. [Электронный ресурс] Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.05.2017 г.
6. Международный стандарт финансовой отчетности. «Выручка» 18 [Электронный ресурс]: №160н утв. Министерством финансов РФ 25.11.2011 г. (в ред. от 26.08.2015) Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.05.2017 г.
7. Международный стандарт финансовой отчетности. «Выручка по договорам
с покупателями» 15 [Электронный ресурс]: № 98н утв. Министерством финансов РФ 27.06.2016г. Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.05.2017 г.
8. Адамов Н. А. Тилов А. А. Лизинг. - СПб: Питер, 2014. - 437 с.
9. Алексеева Г. И. Бухгалтерский учет. - М.: Синергия, 2014. - 743 с.
10. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 431 с.
11. Бухалков М. И. Планирования на предприятии: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2015. - 364 с.
12. Вакуленко Т. Г. Анализ бухгалтерской (финансово) отчетности для принятия управленческих решений. - СПб.: Издательский дом Герда, 2015. - 214 с.
13. Васильева А. Г. Комплексный экономический анализ: учебно-методическое пособие. - Краснодар.: КубГАУ, 2014. - 121 с.
14. Гавриленко В. Г., Капитал. Энциклопедический словарь. - Минск: Право и экономика, 2015. - 858 с.
15. Газман В. А. Финансовый лизинг: Учебное пособие. - М.: Инфар-М, 2014. - 451 с.
16. Галицкая С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия: учебное пособие. - СПб.: Эксмо, 2015. - 656 с.
17. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2014. - 281 с.
18. Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия. - М.: РОСБУХ, 2014. - 42-25 с
19. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. - М.: Омега-Л, 2014. - 348 с.
20. Жарылгасова Б. Т. Анализ финансовой отчетности: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014. - 304 с.
21. Измайлович С. В. Финансы предприятий. - Новополоцк: УО «ПГУ», 2015. - 168 с.
22. Карп М. В., Махмутов Р. А., Шабалин Е, М. Финансовый лизинг на предприятии. - М.: Дело, 2014. -347 с.
23. Клочкова Е. Н. Экономика предприятия. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
24. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 560 с.
25. Ковалев В. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели. - М.: Проспект, 2014. - 880 с.
26. Когденко В. Г. Экономический анализ. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 392 с.
27. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предпрития. Методы оценки. - С.: Дело и сервис, 2014. - 224 с.
28. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник. - М.: Эксмо, 2014. - 607 с.
29. Новикова М. В. Микроэкономика: учебно-методический комплекс. - Новополоцк: УО «ПГУ», 2014. -284 с.
30. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, 2014. - 736 с.
31. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М.: Инфра-М, 2014. - 511 с.
32. Рзаев А. М. Лизинг в России: становление и развитие. -М.: Московский международный институт экономики, информатики, финансов и права,
2014. - 42 с.
33. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015.
- 607 с.
34. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник. - М.: Новое издание, 2014.
- 400 с.
35. Сафронов Н. А. Экономика предприятия: учебник. - М.: Юристъ, 2014. - 584с.
36. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами. - М.: Юнити- Дана, 2014. - 639 с.
37. Симонова М. Н. Аренда. Лизинг. - М.: Статус-Кво, 2014. - 562 с.
38. Шадрин Г. В. Экономический анализ. Теория и практика: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. - 515 с.
39. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2014. - 208 с.
40. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. - М: Инфра-М, 2015. - 346 с.
41. Демина И. Д., Павлюкова Н. В. Бухгалтерский учет и аудит лизинговых операций // Все для бухгалтера № 9(225), 2014. 25-35 с.
42. Епифанова Т. В. Совершенствование системы показателей эффективности деятельности предприятий малого и среднего бизнеса // Новые технологии № 2, 2014. - 31-34 с.
43. Заказнов А. В. Реализация стратегии - путь к успеху // Стратегический менеджмент № 1, 2016. - 7-14 с.
44. Караева Т. А. Аналитические показатели принятия управленческих
финансовых решений // Проблемы экономики № 3(55), 2014. - 28-38 с.
45. Ковалев В. В. Управление финансовыми ресурсами российских предприятий // Финансы, 2015 № 7. - 12-14 с.
46. Колачева Н. В., Быкова Н. Н, Финансовый результат предприятия как объекта оценки и анализа // Вестник НГИЭИ № 1(44), 2015. - 29-35 с.
47. Кондратьева Е. А., Шальнева М. С. Анализ финансового состояния
компании: актуальные вопросы расчета коэффициентов // Вестник
экономической интеграции № 5, 2014. - 71-80 с.
48. Кутергина Г. В. Анализ эффективности систем управления финансовыми рисками коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ № 3,
2014. - 14-22 с.
49. Наумкин А. Н, Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия // Молодой ученый № 2, 2014. - 514-517 с.
50. Парушина Н. В. Основные направления анализа и прогнозирования финансового состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации // Международный бухгалтерский учет № 2, 2015. - 24-34 с.
51. Родина Т. Е. Хохяйственный риск и его влияние на экономическую безопасность предприятия // Никоновские чтения № 4, 2014. - 302-303 с.
52. Теренникова К. А. Факторный анадиз рентабельности продаж по отчету о прибылях и убытках // Электронно периодическое издание «Экономика и соцуиум» № 2-3(7), 2014. - 242-245 с.
53. Уралова Д. Ж. Сравнение зарубежного и российского опыта проведения финансового анализа и управления рисками // Молодой ученный № 7, 2016.
- 27-32
54. Усенко Л. Н. Удалова З. В. Развитие методики экспресс-анализа финансового состояния в сельскохозяйственных организациях // Вестник Ростовского государственного экономического университета № 1(30), 2014.
- 215-224 с.
55. Хахонова Н. Н. Организационные и методические подходы к оценке элементов финансовой отчетности // Учет и статистика № 11, 2014. - 111¬115 с.
56. Хаханова Н. Н. Богатый Д. В. Доходы и расходы как ключевые элементы процесса определения финансовых результатов// Учет и статистика № 12,
2015. - 31-38 с.
57. Чурсина Ю. А. Оценка методик, применяемых для анализа деловой активности предприятия // Аудит и финансовый анализ № 3, 2014. - 448-454 с.
58. Fairfield P. M. Yohn T. L. Using asset turnover and profit margin to forecast changes in profitability. // Review of Accounting Studies № 6(4), 2014. - 371¬385 p.
59. Fairfield P. M., Ramnath S., Yohn T. L. Do industry level analyses improve forecasts of financial performance // Journal of Accounting Research № 47(1),
2015. - 147-179 p.
60. Soliman M. T. Using Industry-Adjusted DuPont Analysis to Predict Future Profitability // Working paper, Stanford University, CA, 2014. - 347-353 p.
61. Soliman M. T. The use of DuPont analysis by market participant // The Accounting Review № 83 (3), 2014. - 823-853 p.