Введение 4
Глава 1. Характеристика городского пассажирского транспорта 6
1.1. Классификация пассажирского транспорта городов 8
1.2. Этапы развития городского общественного транспорта 13
1.3. Роль общественного пассажирского транспорта в городе 16
1.3.1. Компактный город с точки зрения развития общественного
пассажирского транспорта 20
1.3.2. Показатели качества работы общественного транспорта 21
1.4. Финансирование городского пассажирского транспорта 23
1.4.1. Способы финансирования общественного транспорта городов 24
1.4.2. Бюджетное финансирование городского пассажирского транспорта
в странах Запада и в России 26
1.4.3. Бюджетное финансирование общественного транспорта в городах
России 27
Глава 2. Функционирование общественного пассажирского транспорта в городе Казань 30
2.1. Этапы развития общественного пассажирского транспорта в городе
Казань 30
2.2. Исследование обеспечения города автобусным и электрическим
транспортом 34
2.3. Особенности определения стоимости перевозок в городском
общественном транспорте 39
Глава 3. Исследование уровня технологической организации работы подвижного состава на основе вычисления интервалов движения 43
Заключение 62
Литература 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Общественный пассажирский транспорт играет большую роль в жизнеобеспечении современного города, а с увеличением численности городского населения его значение только возрастает.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развития и совершенствования системы общественного пассажирского транспорта в городах. От качества городских пассажирских перевозок напрямую зависит благополучие города.
Продолжающийся рост автомобилизации городов приводит к перенасыщению уличной сети транспортными средствами и, как следствие, к снижению скоростей движения, увеличения количества стрессовых ситуаций на дорогах и к ухудшению экологического состояния городской среды. Поэтому современный город не может функционировать без хорошо организованной работы городского пассажирского транспорта.
Выполняя свою основную задачу полного и качественного транспортного обслуживания населения в перевозках, система городского пассажирского транспорта создаёт социально-экономический эффект. Экономический эффект формируется при обеспечении доставки работающих к местам приложения труда. Отсутствие данной системы привело бы к транспортному коллапсу города и, как следствие, к транспортной усталости горожан и снижению производительности труда, что повлияло бы на экономическое благополучие города. Социальный эффект функционирования городского пассажирского транспорта проявляется при выполнении культурно-бытовых поездок. В связи с социально-экономической значимостью городского общественного транспорта возникает потребность оценить его развитие, найти экономически эффективные способы повышения качества транспортного обслуживания населения, сделать его более экономным и безопасным.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании особенностей функционирования общественного пассажирского транспорта и разработке практических рекомендаций по повышению качества обслуживания населения на основе анализа интервалов движения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить систему общественного транспорта, основные его виды и этапы развития;
2) Выделить показатели качества работы общественного транспорта и выявить основные способы его финансирования;
3) Провести анализ работы общественного пассажирского транспорта в городе Казань и особенности установления тарифов;
4) Провести анализ уровня технологической организации работы
подвижного состава на маршрутах на основе вычисления интервалов движения.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы служит общественный пассажирский транспорт города Казань.
Предметом исследования данной работы выступает анализ функционирования общественного транспорта в Казани.
Основными методами исследования, применяемые в данной работе, являются анализ, обобщение, классификация, сравнение, измерение.
Теоретической основой исследования служили научные труды как российских, так и зарубежных авторов: Лерман Е.Б., Пузанов А.С., Спирин И.В., Ларин О.Н., Федоров В.А. Бирюков В.В., Улицкая Н.М., Ян Гейл, Артур О’Салливан, Вукан Вучик, Патрик Боннель и другие. Так же исследовались статьи местных информационных агентств, данные, представленные по месту прохождения производственной практики (Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казань).
В результате выполненной работы подтверждено, что общественный пассажирский транспорт играет большую роль в жизнеобеспечении современного города, а так же установлено, что Казань имеет необходимость в развитии и совершенствовании системы общественного пассажирского транспорта.
Была изучена система общественного транспорта в городах, основные его виды, причины возрастающей популярности и, наоборот, уменьшения внимания к каким-либо видам. Изучались этапы развития общественного транспорта в мире и России, а так же роль Казани в развитии системы городского транспорта в России.
Было произведено выделение основных показателей качества работы общественного транспорта и выявлены основные способы его финансирования, приведены примеры разных городов мира.
В результате анализа работы общественного пассажирского транспорта в городе Казань были выявлены некоторые особенности. Например, сюда можно отнести высокую роль автобусного транспорта в пассажирских перевозках (74 %). Автобус - наиболее манёвренный вид транспорта, может осуществлять перевозки по всем улицам города. Но у него есть существенный недостаток - загрязнение городской среды, в чём нельзя упрекнуть электротранспорт. Поэтому тот факт, что на автобусы приходится % пассажирских перевозок, нельзя оценить однозначно.
Другая особенность - снижение количества перевозимых пассажиров, что может быть связано с ростом уровня автомобилизации населения или с увеличением количества заторовых ситуаций на дорогах, связанных со строительством и реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры перед Универсиадой 2013 года. Последнее предположение подтверждается тем фактом, что с 2012 года, когда большая часть объектов была сдана, темпы уменьшения числа перевезённых пассажиров начали снижаться.
Так же нельзя не упомянуть тот факт, что в городе имеется скоростной и ускоренный виды транспорта - метрополитен и ускоренный трамвай, причём протяжённость последнего одна из наибольших в России.
Затраты на улучшение системы общественного транспорта и составление приемлемого расписания, а так же мониторинг качества транспортного обслуживания многократно окупятся экономией эксплуатационных затрат, улучшением репутации транспортных предприятий как надежных поставщиков услуг, снижением экологических и финансовых издержек городов на транспорт. Качество планирования, подготовка информации для объективного принятия решений, направление средств на наукоемкие технологии - залог эффективного развития городских транспортных систем.
1. Бирюков В.В. Развитие городского пассажирского транспорта в условиях модернизации российской экономики / В.В. Бирюков, Е.Б. Лерман // Вестник СибАДИ. - 2011. - № 3 (21). - С. 55 - 59.
2. Бычков В.П. Управление системой городского пассажирского транспорта / В.П. Бычков, Г.В. Шипилов. - Воронеж: Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2009. - 155 с.
3. Вельможин А. В. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков. - Волгоград: Волг. гос. техн. ун-т., 2002. - 256 с.
4. Корягин М.Е. Равновесные модели системы городского пассажирского транспорта в условиях конфликта интересов // М.Е. Корягин - Новосибирск: Наука, 2011. - 140 с.
5. Лавриков И.Н. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 116 с.
6. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное пособие / О.Н. Ларин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 104 с.
7. Лерман Е.Б. Экономика предприятий городского пассажирского транспорта / Е.Б. Лерман. - Омск: СибАДИ, 2016. - 132 с.
8. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)»: постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №
239 (ред. от 04.09.2015)
9. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»: указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 (ред. от 08.04.2003)
10. Пузанов А.С. Лекции по экономике города и муниципальному управлению / А.С. Пузанов. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. - 340 с.
11. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В. Спирин. - 5-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
12. Улицкая Н.М. Зарубежный
функционирования хозяйственного пассажирского транспорта / Н.М.
экономические проблемы автомобильного транспорта: сб. науч. тр.
- М., 2001. - Вып. 3.- С. 108 - 113.
13. Федоров В.А. Городской пассажирский транспорт Санкт- Петербурга: политика, стратегия, экономика / В.А. Федоров. - СПб.: Принт, 2014. - 232 с.
14. Arthur O'Sullivan. Urban economics - fourth edition // The McGraw-
Hill Companies, New York - USA, 2000.
15. Jan Gehl. Cities for people // Island press, Washington - USA, 2010.
16. Patrick Bonnel, Martin Lee-Gosselin, Johanna Zmud, Jean-Loup Madre. Transport survey methods: keeping up with a changing world // Emerald Group Publishing Limited, Bingley - UK, 2009.
17. Vukan R. Vuchic. Urban transit systems and technology // John wiley & sons, Hoboken - USA, 2007.
Электронные ресурсы
18. Автобусные маршруты г. Казани [Электронный ресурс] / Транспортный сайт города Казань. - Режим доступа: http://kazantransport.ru/shema dvijeniya marshrutov/, свободный.
19. Аркуша В. Busway: автобусу - зеленый! [Электронный ресурс]:
журнал / Зарулём.рф. - Режим доступа:
http://www.zr.ru/content/articles/283136-busway avtobusu zelenyj/,свободный.
20. Брусницын А. Электротранспорт Казани в прошлом году перевез свыше 66 млн. пассажиров [Электронный ресурс]: Электронная
газета / А. Брусницын // БизнесОпЬпе. 21.01.2017. URL:
https://www.business-gazeta.ru/news/334996,свободный.
21. Вильданов Н. В мэрии рассказали, из чего складывается стоимость билета в автобусах Казани [Электронный ресурс]: Электронная газета / Н. Вильданов // PROKAZAN.RU. 10.03.2016. URL: http://prokazan.ru/auto/view/76890,свободный.
22. Горев А.Э. К вопросу об экономической эффективности городского
пассажирского транспорта [Электронный ресурс]: Электронная газета / А.Э. Горев // Транспорт Российской Федерации. 2012. № 3-4 (40-41). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-
ekonomicheskoy-effektivnosti-gorodskogo-passazhirskogo-transporta,свободный.
23. Динамика объёма перевозки пассажиров г. Казани [Электронный ресурс] / Транспортный сайт города Казань. - Режим доступа: http: //kazantransport.ru/analiticheskie-materialy/,свободный.
24. История казанской «подземки» [Электронный ресурс] / МУП
«Метроэлектротранс». - Режим доступа:
http: //www.kazanmetro .ru/podzemnyj -transport/metro. html,свободный.
25. Казанский троллейбус [Электронный ресурс] / МУП
«Метроэлектротранс». - Режим доступа:
http: //www.kazanmetro .ru/nazemnyj -transport/kazanskii-trollej bus .html,свободный.
26. Казанскому трамваю - 110 лет [Электронный ресурс] / МУП
«Метроэлектротранс». - Режим доступа:
http: //www.kazanmetro .ru/nazemnyj -transport/kazanskii-tramvai .html,свободный.
27. Костиков С. Скоростной автобус Боготы [Электронный ресурс]: Электронный журнал / С. Костиков // Livejournal. 18.03.2012. URL: http://sergeykostikov.livejournal.com/87261.html,свободный.
28. Мостовой А. Транзитный скоростной троллейбус агломерации
Люцерна [Электронный ресурс]: Электронный журнал / А. Мостовой // Livejournal. 07.06.2015. URL:
http://mostovoy.livejournal.com/32636.html,свободный.
29. «Об установлении предельных максимальных тарифов на
регулярные перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городе Казани»: Постановление Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.03.2016 № 7-4/т [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //kazantransport.ru/tarify-na-passazhirskijj -transport- g-kazani/,свободный.
30. «Об утверждении величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Татарстан за IV квартал 2016 года»: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2017 № 31 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://potrebkor.ru/minimum-tatarstan.html, свободный.
31. «Отраслевые региональные нормативы качества транспортного
обслуживания населения по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильного транспорта общего пользования»: приказ Министерства транспорта и дорожного
хозяйства Республики Татарстан от 16.01.2008г. № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mindortrans.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 14107.doc,свободный.
32. Отчет о деятельности Комитета по транспорту Исполнительного комитета г. Казани за 2011 год [Электронный ресурс] / Транспортный сайт города Казань. - Режим доступа: http: //kazantransport.ru/upload/information system 22/1 /4/1 /item 141/information items property 158.doc,свободный.
33. «Перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW137555/f190e958d4cdede06f8550e5148b402b853079d1/,свободный.
34. Портал информирования пассажиров о движении наземного
пассажирского транспорта [Электронный ресурс] / Транспортный сайт города Казань. - Режим доступа:
http://navi.kazantransport.ru/main.php#routes,свободный.
35. Скоростной трамвай Далласа [Электронный ресурс]: Электронный
журнал / NNM. 8.06.2015. URL:
http://nnm.me/blogs/kissaveli/skorostnoy-tramvay-dallasa/,свободный.
36. Тарасова Е. Общественный транспорт - правильный выбор в деле
обеспечения мобильности: тексты выступлений 58-го по счету Конгресса Международного Союза общественного транспорта [Электронный ресурс] / Е. Тарасова, В. Тихонов // Электронная газета. - СПб.: Политроника, 2009. - Режим доступа:
http://www.omnibus.ru/uitp/uitp2/,свободный.
37. «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества»: ГОСТ Р 51004-96 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/1200010825,свободный.
38. Электробус российского производства вышел на маршрут в Москве [Электронный ресурс]: Информационное агентство / ТАСС. 8.02.2017. URL:http://tass.ru/ekonomika/4005198,свободный.
39. Электронная схема общественного транспорта [Электронный ресурс] / Электронные схемы общественного транспорта городов. - Режим доступа:http://fmap.ru/kazan/,свободный.
40. Ярхамов И. Причина повышения проезда в казанском общественном транспорте — прогнозируемый убыток перевозчиков
в 500 млн рублей [Электронный ресурс]: Электронная газета / И. Ярхамов // KazanFirst. 23.03.2016. URL:
https://kazanfirst.ru/article/95957,свободный.