Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.1. Деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.2. Формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………….11
1.3. Нормативно-правовая база оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..13
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..17
2.1. Опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах………………………………………………...17
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области……………………………………………………………23
2.3. Система оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск………………………………………………...27
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством……………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………...49
Актуальность темы исследования. Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день важнейшей целью деятельности органов государственной и муниципальной власти является улучшение состояния благополучия населения. При этом значительная часть проблем социально-экономического развития страны сосредоточенна именно на уровне муниципальных образований, что непосредственно актуализирует вопрос об эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее вопрос об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации стал подниматься сравнительно недавно. Разработанные в 2008 г. система показателей и методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов») постоянно реформируются, что непосредственно свидетельствует о нерешенности ряда проблем. Кроме того, основываясь на современных исследований в данной области, а также из собственных наблюдений, мы можем сказать, что существующая система оценки эффективности деятельности органов власти недостаточно результативна и имеет ряд недостатков.
Таким образом, актуальность выбранной темы работы обуславливается осознанием высокой степени важности проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, противоречивым характером методики проведения оценки, а также неразрешенностью ряда проблем в самой системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Степень разработанности (изученности) темы. Вопросы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно найти в трудах отечественных исследователей: Вышловой-Пылевой И. И., Ворошилова Н.В., Пресняковой Т.С., Дзюба И.В. и т.д. Из зарубежных исследователей отметим Д. Уильямс, в трудах которого описана история становления системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Особый интерес для данной работы представляет труд Корчагиной Т.С., которая в своем диссертационном исследовании на основе изучения зарубежного опыта провела классификацию систем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее, ряд ведущих специалистов в данной области справедливо констатируют тот факт, что в современной российской практике данная проблема еще недостаточно освоена, что еще раз подтверждает актуальность темы данной работы.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления на примере муниципального образования город Ульяновск.
В качестве предмета исследования выступает оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере городского хозяйства.
Цель исследования – провести анализ эффективности и качества работ муниципальных органов власти в сфере городского хозяйства на примере города Ульяновск.
Задачи исследования:
1) проанализировать деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
2) рассмотреть формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
3) охарактеризовать нормативно-правовую базу оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
4) рассмотреть опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах;
5) провести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области;
6) проанализировать систему оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск;
7) предложить меры, направленные на совершенствование системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством.
Методология исследования. Структурно-функциональный подход был использован при рассмотрении структуры системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Системный подход поспособствовал всестороннему изучению предмета работы. Сравнительный метод в ходе работы над исследованием помогал в выявлении общих и особенных характеристик предмета исследования.
Информационная база исследования. При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Ульяновской области, города Ульяновск.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные по итогу работы выводы направлены на совершенствование теоретических и методических основ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления как важного механизма повышения уровня благополучия населения. Предложенные нами рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов РФ в процессе принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Основной целью проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития муниципальных образований и принятия соответствующих управленческих решений. При этом, конечным результатом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления являются определение проблемных мест и направлений в организации управления, а также разработка ориентиров повышения эффективности деятельности.
Рассмотрев системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в различных иностранных государствах, мы сделали вывод о том, что существует два способа формирования системы оценки: активный и пассивный. Также в зависимости от входящих в систему оценки показателей, её можно классифицировать на унифицированную и оригинальную. Также мы выявили, что наиболее результативной системой является оригинальная система оценки, сформированная активным образом.
Тем не менее, в ходе исследования мы выяснили, что для нашей страны характерен пассивный способ формирования и единый перечень всех показателей оценки.
В ходе проведения анализа отчетов об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере города Ульяновск, мы выявили, что ряд показателей не зависит напрямую от деятельности органов местного самоуправления. К таким показателям, в первую очередь мы отнесли показатель, связанный с числом субъектов малого и среднего предпринимательства, показатель, отвечающий за потребление энергоресурсов, а также показатель, связанный с общей площадью жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя.
Таким образом, одной из основных проблем существующей системы оценки в нашей стране является её унифицированность. Отсюда, на наш взгляд, возникает необходимость в реформировании существующего перечня показателей с учетом особенностей и специфики различных территорий .
Как нам представляется, новый перечень показателей для оценки эффективности должен быть многоуровневый. Первый уровень включал бы показатели, которые можно было бы отнести к базовым, то есть достижение значений которых было бы обязательным для всех муниципальных образований, не смотря на особенности территории. В перечень базовых показателей добавился бы показатель, связанный с социально-экономическим развитием территории и содержащий информацию по наличию стратегии территории и уровня её реализации. Также, в данный перечень следовало бы добавить показатель, связанный с гражданской активностью. Оценка гражданской активности при этом бы строилась как из объективных, так и из субъективных показателей.
Второй уровень включал бы показатели, связанные со спецификой территории. Сюда могли бы входить, например, показатели, касающиеся эффективности муниципального менеджмента, учитывающие квалификацию специалистов, скорость обработки обращений, введение собственных стандартов и т.д.
При этом результаты первого уровня показателей учитывались бы при составлении итоговых отчетов на региональном уровне, а показатели второго уровня были бы дополнительным основанием для поощрения отличившихся муниципальных образований, что могло бы стать достаточно эффективным механизмом мотивации органов местного самоуправления.
Представленный нами перечень проблем и направлений повышения эффективности оценки деятельности органов местного самоуправления не является исчерпывающим. При этом, стоит отметить, что сама система оценки деятельности органов местного самоуправления в России постоянно реформируется. Актуальность данного вопроса, дает нам надежду на то, что путем нововведений и реформаций, в скором времени система оценки деятельности органов местного самоуправления в России примет такой вид, который позволит нам говорить действительно о её результативности и полезном эффекте.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
3. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2008, № 18, ст. 2003.
4. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (ред. от 16.08.2018) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2012, № 52, ст. 7490.
5. Алексеев И.А., Денилханов Ш.Ш. Добровольно взятые полномочия органов местного самоуправления // «Государственная власть и местное самоуправление», 2017, № 12. С. 44 – 47.
6. Баженова О.И. Об участии муниципальных образований в управлении развитием территории в контексте реформы городских округов // «Конституционное и муниципальное право», 2015, № 3. – С. 14 – 21.
7. Белкина Т.Д. Диагностика городского развития с помощью системы индикаторов. // Проблемы прогнозирования. – 2014. – № 2. – С. 32 - 36.
8. Беляева О.В., Алексеева Л.А. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления // «Муниципальная служба: правовые вопросы», 2016, № 1. С. 7 – 11.
9. Большой энциклопедический словарь / ред. Прохорова А. М. — СПб: Норинт, 2002. — 1456 с.
10. Вербина О.Л., Вербина Н.Е. Отдельные вопросы полномочий органов местного самоуправления в строительстве жилья // «Муниципальная служба: правовые вопросы», 2015, № 4. С. 11 – 13.
11. Ворошилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке // Проблемы развития территории. – 2015. – №3. – С. 15-21.
12. Вышлова - Пылева И. И. Разработка концепта социальной эффективности деятельности органов местного самоуправления // ARS ADMINISTRANDI. – 2014. – № 3. – С. 23 – 26.
13. Горанова О. А., Иванов И. О., Титов Е. В. Управление городским хозяйством: учебное пособие для направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Управление городским хозяйством». — М.: МГУУ Правительства Москвы, 2017. – 211 с.
14. Городское хозяйство / Морозова Т. Г. и др. Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник Инфра-М, 2012. — 361 с.
15. Дзюба И.В. Зарубежный опыт формирования системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Право, общество, государство: проблемы теории и истории. – 2017. – № 3. – С. 302-304.
16. Еремина О.Ю. О правовых проблемах оценивания органов государственной власти // «Журнал российского права», 2016, № 11. – 44 – 49.
17. Калинин А.М., Софрыгин Е.А. Совершенствование внешней оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 2. – С. 19 - 24.
18. Кокотов А.Н. О системе и структуре органов местного самоуправления // «Государственная власть и местное самоуправление», 2016, № 3.
19. Корчагина Т.С. Оценка эффективности деятельности органов местного Самоуправления. Автореф. – Саранск, 2016. – 45 с.
20. Мадьярова А.В. Предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства: проблемы и пути решения // «Практика муниципального управления», 2015, №№ 8, 9, 10. С. 9 – 10.
21. Малявкина Н.В. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением // «Муниципальная служба: правовые вопросы», 2017, № 1. – С. 21 – 23.
22. Маркварт Э. Эффективность управления публичной собственностью: понятие, подходы, критерии // «Имущественные отношения в Российской Федерации», 2018, № 2. – С. 21 – 23.
23. Нургатина Л.А., Стаес П., Маслов Д.В. Модель CAF в сфере государственного управления в Европе // Стандарты и качество. – 2014. – №3. – С. 72-75.
24. Пашков О.В. О формах контроля муниципального управления и местного самоуправления в зарубежных странах// «Государственная власть и местное самоуправление», 2014, № 9. – С. 17 – 21.
25. Пешин Н.Л. К вопросу о допустимости перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления // «Государственная власть и местное самоуправление», 2018, № 2. С. 11 – 12.
26. Попова Н.Ф. О государственных полномочиях органов местного самоуправления // «Современный юрист», 2016, № 1. С. 11 – 12.
27. Преснякова Т.С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: Российский и зарубежный опыт // Регионология. – 2014. – №4. – С. 14-21.
28. Разворотнева С.В., Рябинин А.В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: перспективы и пути развития. // Омское региональное отделение ВСМС. – 2008 – № 4. – С. 70 - 75.
29. Свиридов Н.Н. О некоторых проблемах в сфере перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // «Государственная власть и местное самоуправление», 2018, № 1. С. 14 – 19.
30. Селихова О.Г. Особенности правового статуса органов местного самоуправления // «Российский юридический журнал», 2016, № 5. С. 14 – 17.
31. Селютина Е.Н., Тихалева Е.Ю., Холодов В.А. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления: современные тенденции развития // «Муниципальная служба: правовые вопросы», 2016, № 1. С. 9 – 14.
32. Соловьев С.Г. Местное самоуправление в России: самоуправление населения или самоуправление муниципальных чиновников? // «Конституционное и муниципальное право», 2018, № 8. – С. 12 – 15.
33. Тажитдинов И.А., Мустафин Э.Р. Информационные системы как основа инновационных технологий в муниципальном управлении // Технологии управления социально-экономическим развитием региона. – 2008. – № 5. – С. 59 – 64.
34. Управление в городском хозяйстве. Учебное пособие / кол. авторов под ред. Р. Ж. Сираджинова. — М.: КНОРУС, 2009 — 352 с.
35. Холодилова Е.А., Елькина А.В. Органы местного самоуправления как элемент публичной власти // «Российская юстиция», 2015, № 8. С. 22 – 24.
36. Чалых И.С. Оптимизация института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации // «Современное право», 2017, № 6. С. 8 – 11.
37. Шевандрин А.В. Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и практика ее применения // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 35. – С. 26 – 32.
38. Щепачев В.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления как форма общественного контроля // «Конституционное и муниципальное право», 2017, № 2. – С. 57 – 59.
39. Экономика города: учебное пособие для вузов / под ред. д. э. н., профессора Ю. Ф. Симионова. — Ростов н / Д: МарТ, 2006. — 160 с.
40. Явкин С.С. Понятие и сущность структуры органов местного самоуправления // «Государственная власть и местное самоуправление», 2016, № 12. – С. 14 – 21.