Оценка эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.1. Деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.2. Формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………….11
1.3. Нормативно-правовая база оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..13
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..17
2.1. Опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах………………………………………………...17
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области……………………………………………………………23
2.3. Система оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск………………………………………………...27
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством……………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………...49
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества работы муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.1. Деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством…………………………………………………………….6
1.2. Формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………….11
1.3. Нормативно-правовая база оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..13
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством………………………………………………………………………..17
2.1. Опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах………………………………………………...17
2.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области……………………………………………………………23
2.3. Система оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск………………………………………………...27
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством……………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………...49
Актуальность темы исследования. Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день важнейшей целью деятельности органов государственной и муниципальной власти является улучшение состояния благополучия населения. При этом значительная часть проблем социально-экономического развития страны сосредоточенна именно на уровне муниципальных образований, что непосредственно актуализирует вопрос об эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее вопрос об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации стал подниматься сравнительно недавно. Разработанные в 2008 г. система показателей и методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов») постоянно реформируются, что непосредственно свидетельствует о нерешенности ряда проблем. Кроме того, основываясь на современных исследований в данной области, а также из собственных наблюдений, мы можем сказать, что существующая система оценки эффективности деятельности органов власти недостаточно результативна и имеет ряд недостатков.
Таким образом, актуальность выбранной темы работы обуславливается осознанием высокой степени важности проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, противоречивым характером методики проведения оценки, а также неразрешенностью ряда проблем в самой системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Степень разработанности (изученности) темы. Вопросы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно найти в трудах отечественных исследователей: Вышловой-Пылевой И. И., Ворошилова Н.В., Пресняковой Т.С., Дзюба И.В. и т.д. Из зарубежных исследователей отметим Д. Уильямс, в трудах которого описана история становления системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Особый интерес для данной работы представляет труд Корчагиной Т.С., которая в своем диссертационном исследовании на основе изучения зарубежного опыта провела классификацию систем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее, ряд ведущих специалистов в данной области справедливо констатируют тот факт, что в современной российской практике данная проблема еще недостаточно освоена, что еще раз подтверждает актуальность темы данной работы.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления на примере муниципального образования город Ульяновск.
В качестве предмета исследования выступает оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере городского хозяйства.
Цель исследования – провести анализ эффективности и качества работ муниципальных органов власти в сфере городского хозяйства на примере города Ульяновск.
Задачи исследования:
1) проанализировать деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
2) рассмотреть формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
3) охарактеризовать нормативно-правовую базу оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
4) рассмотреть опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах;
5) провести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области;
6) проанализировать систему оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск;
7) предложить меры, направленные на совершенствование системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством.
Методология исследования. Структурно-функциональный подход был использован при рассмотрении структуры системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Системный подход поспособствовал всестороннему изучению предмета работы. Сравнительный метод в ходе работы над исследованием помогал в выявлении общих и особенных характеристик предмета исследования.
Информационная база исследования. При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Ульяновской области, города Ульяновск.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные по итогу работы выводы направлены на совершенствование теоретических и методических основ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления как важного механизма повышения уровня благополучия населения. Предложенные нами рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов РФ в процессе принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее вопрос об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации стал подниматься сравнительно недавно. Разработанные в 2008 г. система показателей и методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов») постоянно реформируются, что непосредственно свидетельствует о нерешенности ряда проблем. Кроме того, основываясь на современных исследований в данной области, а также из собственных наблюдений, мы можем сказать, что существующая система оценки эффективности деятельности органов власти недостаточно результативна и имеет ряд недостатков.
Таким образом, актуальность выбранной темы работы обуславливается осознанием высокой степени важности проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, противоречивым характером методики проведения оценки, а также неразрешенностью ряда проблем в самой системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Степень разработанности (изученности) темы. Вопросы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно найти в трудах отечественных исследователей: Вышловой-Пылевой И. И., Ворошилова Н.В., Пресняковой Т.С., Дзюба И.В. и т.д. Из зарубежных исследователей отметим Д. Уильямс, в трудах которого описана история становления системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Особый интерес для данной работы представляет труд Корчагиной Т.С., которая в своем диссертационном исследовании на основе изучения зарубежного опыта провела классификацию систем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее, ряд ведущих специалистов в данной области справедливо констатируют тот факт, что в современной российской практике данная проблема еще недостаточно освоена, что еще раз подтверждает актуальность темы данной работы.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления на примере муниципального образования город Ульяновск.
В качестве предмета исследования выступает оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере городского хозяйства.
Цель исследования – провести анализ эффективности и качества работ муниципальных органов власти в сфере городского хозяйства на примере города Ульяновск.
Задачи исследования:
1) проанализировать деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
2) рассмотреть формы и методы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
3) охарактеризовать нормативно-правовую базу оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством;
4) рассмотреть опыт оценки эффективности деятельности муниципальных хозяйств в некоторых зарубежных странах;
5) провести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления в Ульяновской области;
6) проанализировать систему оценки эффективности деятельности муниципального хозяйства городского округа г. Ульяновск;
7) предложить меры, направленные на совершенствование системы оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством.
Методология исследования. Структурно-функциональный подход был использован при рассмотрении структуры системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Системный подход поспособствовал всестороннему изучению предмета работы. Сравнительный метод в ходе работы над исследованием помогал в выявлении общих и особенных характеристик предмета исследования.
Информационная база исследования. При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Ульяновской области, города Ульяновск.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные по итогу работы выводы направлены на совершенствование теоретических и методических основ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления как важного механизма повышения уровня благополучия населения. Предложенные нами рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов РФ в процессе принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы и предложения.
Основной целью проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития муниципальных образований и принятия соответствующих управленческих решений. При этом, конечным результатом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления являются определение проблемных мест и направлений в организации управления, а также разработка ориентиров повышения эффективности деятельности.
Рассмотрев системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в различных иностранных государствах, мы сделали вывод о том, что существует два способа формирования системы оценки: активный и пассивный. Также в зависимости от входящих в систему оценки показателей, её можно классифицировать на унифицированную и оригинальную. Также мы выявили, что наиболее результативной системой является оригинальная система оценки, сформированная активным образом.
Тем не менее, в ходе исследования мы выяснили, что для нашей страны характерен пассивный способ формирования и единый перечень всех показателей оценки.
В ходе проведения анализа отчетов об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере города Ульяновск, мы выявили, что ряд показателей не зависит напрямую от деятельности органов местного самоуправления. К таким показателям, в первую очередь мы отнесли показатель, связанный с числом субъектов малого и среднего предпринимательства, показатель, отвечающий за потребление энергоресурсов, а также показатель, связанный с общей площадью жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя.
Таким образом, одной из основных проблем существующей системы оценки в нашей стране является её унифицированность. Отсюда, на наш взгляд, возникает необходимость в реформировании существующего перечня показателей с учетом особенностей и специфики различных территорий .
Как нам представляется, новый перечень показателей для оценки эффективности должен быть многоуровневый. Первый уровень включал бы показатели, которые можно было бы отнести к базовым, то есть достижение значений которых было бы обязательным для всех муниципальных образований, не смотря на особенности территории. В перечень базовых показателей добавился бы показатель, связанный с социально-экономическим развитием территории и содержащий информацию по наличию стратегии территории и уровня её реализации. Также, в данный перечень следовало бы добавить показатель, связанный с гражданской активностью. Оценка гражданской активности при этом бы строилась как из объективных, так и из субъективных показателей.
Второй уровень включал бы показатели, связанные со спецификой территории. Сюда могли бы входить, например, показатели, касающиеся эффективности муниципального менеджмента, учитывающие квалификацию специалистов, скорость обработки обращений, введение собственных стандартов и т.д.
При этом результаты первого уровня показателей учитывались бы при составлении итоговых отчетов на региональном уровне, а показатели второго уровня были бы дополнительным основанием для поощрения отличившихся муниципальных образований, что могло бы стать достаточно эффективным механизмом мотивации органов местного самоуправления.
Представленный нами перечень проблем и направлений повышения эффективности оценки деятельности органов местного самоуправления не является исчерпывающим. При этом, стоит отметить, что сама система оценки деятельности органов местного самоуправления в России постоянно реформируется. Актуальность данного вопроса, дает нам надежду на то, что путем нововведений и реформаций, в скором времени система оценки деятельности органов местного самоуправления в России примет такой вид, который позволит нам говорить действительно о её результативности и полезном эффекте.
Основной целью проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития муниципальных образований и принятия соответствующих управленческих решений. При этом, конечным результатом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления являются определение проблемных мест и направлений в организации управления, а также разработка ориентиров повышения эффективности деятельности.
Рассмотрев системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в различных иностранных государствах, мы сделали вывод о том, что существует два способа формирования системы оценки: активный и пассивный. Также в зависимости от входящих в систему оценки показателей, её можно классифицировать на унифицированную и оригинальную. Также мы выявили, что наиболее результативной системой является оригинальная система оценки, сформированная активным образом.
Тем не менее, в ходе исследования мы выяснили, что для нашей страны характерен пассивный способ формирования и единый перечень всех показателей оценки.
В ходе проведения анализа отчетов об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере города Ульяновск, мы выявили, что ряд показателей не зависит напрямую от деятельности органов местного самоуправления. К таким показателям, в первую очередь мы отнесли показатель, связанный с числом субъектов малого и среднего предпринимательства, показатель, отвечающий за потребление энергоресурсов, а также показатель, связанный с общей площадью жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя.
Таким образом, одной из основных проблем существующей системы оценки в нашей стране является её унифицированность. Отсюда, на наш взгляд, возникает необходимость в реформировании существующего перечня показателей с учетом особенностей и специфики различных территорий .
Как нам представляется, новый перечень показателей для оценки эффективности должен быть многоуровневый. Первый уровень включал бы показатели, которые можно было бы отнести к базовым, то есть достижение значений которых было бы обязательным для всех муниципальных образований, не смотря на особенности территории. В перечень базовых показателей добавился бы показатель, связанный с социально-экономическим развитием территории и содержащий информацию по наличию стратегии территории и уровня её реализации. Также, в данный перечень следовало бы добавить показатель, связанный с гражданской активностью. Оценка гражданской активности при этом бы строилась как из объективных, так и из субъективных показателей.
Второй уровень включал бы показатели, связанные со спецификой территории. Сюда могли бы входить, например, показатели, касающиеся эффективности муниципального менеджмента, учитывающие квалификацию специалистов, скорость обработки обращений, введение собственных стандартов и т.д.
При этом результаты первого уровня показателей учитывались бы при составлении итоговых отчетов на региональном уровне, а показатели второго уровня были бы дополнительным основанием для поощрения отличившихся муниципальных образований, что могло бы стать достаточно эффективным механизмом мотивации органов местного самоуправления.
Представленный нами перечень проблем и направлений повышения эффективности оценки деятельности органов местного самоуправления не является исчерпывающим. При этом, стоит отметить, что сама система оценки деятельности органов местного самоуправления в России постоянно реформируется. Актуальность данного вопроса, дает нам надежду на то, что путем нововведений и реформаций, в скором времени система оценки деятельности органов местного самоуправления в России примет такой вид, который позволит нам говорить действительно о её результативности и полезном эффекте.
Подобные работы
- Деятельность муниципальных органов власти в сфере управления городским хозяйством
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Муниципальные программы как инструмент управления городским хозяйством (на примере города Набережные Челны)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Проблема управления городским общественным транспортом на примере городов-миллионников
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
(НА ПРИМЕРЕ Г.КАЗАНИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Цифровая трансформация городского хозяйства малых и средних городов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Городское хозяйство как система (Кубанский государственный технологический университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019



