Введение 3
Глава I. Формирование образа мигранта в СМИ современной России 7
1.1. Историография вопроса: мигранты в СМИ 7
1.2. Проблемы трудовой миграции в современной России 21
1.3. Способы формирования телевизионного образа мигранта 32
Глава II. Образ мигранта в телепередачах телеканала «Россия 1» 44
2.1. Специфика телепередач, представляющих образ мигранта, на канале
«Россия 1» 44
2.2. Подходы к созданию образа мигранта на канале «Россия 1» 50
2.3. Влияние образа мигранта на общественное мнение 63
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение
Актуальность. Проблема миграции, в том числе миграции трудовой, является значимой для России, что обусловлено ростом количества иностранцев, приезжающих в РФ с целью трудоустройства. Приезд трудовых мигрантов преимущественно из стран с более низким уровнем жизни и особенно ближнего зарубежья трансформирует трудовой рынок и ведет к серьезным изменениям социальной структуры. По многим показателям меняется социальный облик городов, куда мигранты стремятся активнее всего, этнический состав и даже религиозные практики. Итогом становится изменение привычного образа жизни для коренного населения в связи с внедрением ряда элементов традиций приезжих. При этом, мигранты часто принимают решение об изменении своего гражданства в связи с отсутствием устремленности возвращаться на Родину.
Трудовая миграция создает между коренным населением и мигрантами особые взаимоотношения и далеко не всегда они носят конструктивный характер. Во многом на данные процессы в значительной степени оказывают влияние СМИ, формирующие образ трудовых мигрантов, как части социально-экономических процессов РФ. Представляемые образы различны, но они могут стать фактором, составляющим картину в целом, и в большинстве своем жители России ориентируются не на личный опыт, а на те стереотипы, которые транслируются по телевидению или распространяются через прессу и сетевое пространство.
Телевидение играет решающую роль так, как к нему существует более высокая степень доверия, оно доступно большинству населения. Однако, даже транслируемые по телевидению образы трудовых мигрантов не постоянны, они меняются в зависимости от темы сообщения. Создаваемые телевидением аудиовизуальные образы обладают огромным воздействием на аудиторию. В связи с этим, вопрос об образах трудовых мигрантов, транслируемых на наиболее влиятельных федеральных каналах, является актуальным.
Степень изученности. Изучением формирования образа мигранта в современных СМИ специалисты занимаются с началом активизации данного процесса, и на современном этапе количество исследований, посвященных данной тематике, достаточно значительное. В частности, можно отметить исследования социолога О.Ф. Варгановой , которая рассматривает образ трудовых мигрантов на страницах печати, теле и радио эфиры. Однако ее исследование было проведено в 2012 году - до миграционного кризиса в Европе, который значительно изменил отношение к трудовым мигрантам. Журналистом Е.С. Базиной было изучено освещение проблем миграции в российской прессе. Вопрос формирования стереотипных представлений о трудовых мигрантах ставит в своей работе лингвист Т.Г. Скребцова . Она рассматривает способы создания образов трудового мигранта через СМИ при помощи стереотипов. Полезно для раскрытия темы было комплексное исследования, проведенное в 2010 году Всемирным Банком при поддержке правительства Великобритании на материалах московских СМИ.
Существует немало публикаций по теме мигрантов России, а так же социологических исследований по созданию образов России и Европы, однако проблемам трудовой миграции и освещению их на телевидении уделяется мало внимания, что определяет актуальность выбранной темы.
Объект исследования - современное российское телевидение.
Предмет исследования - образ трудового мигранта, формируемый телеканалом «Россия 1».
Цель работы - проанализировать освещение образа мигранта в зеркале российского телевидения на примере телеканала «Россия 1».
Задачи:
1. изучить историографию вопроса;
2. рассмотреть проблемы трудовой миграции в современной России;
3. выявить способы формирования телевизионного образа мигранта;
4. определить специфику телепередач, представляющих образ мигранта на канале «Россия 1»;
5. проанализировать подходы к созданию образа мигранта на канале «Россия-1»;
6. выявить степень влияния образа мигранта, представляемого на канале «Россия 1», на общественное мнение.
Гипотеза исследования - в передачах телеканала «Россия 1» трудовых мигрантов чаще всего показывают в разделе «происшествия», а тема обсуждения - «криминал». Таким образом, у телезрителя формируется негативный образ.
В процессе изучения поставленных вопросов были использованы методы анализа, систематизации, обобщения, сопоставления, контент- анализа, опроса.
Хронологические рамки исследования - с 1.01.2016 по 1.01.2017.
Эмпирическая база исследования представлена материалами телеканала «Россия 1»: выпуски новостей «Вести», а так же проект «Следствие вели»
Практическая ценность заключается в том, что на основании работы могут быть выработаны рекомендации по требованиям к сюжетам о трудовых мигрантах, а так же результаты проведённого исследования можно включить в лекционный материал дисциплины «Журналистика». Они помогут студентам глубже понять и усвоить особенности освещения темы мигрантов.
Теоретическую базу составили работы отечественных ученых, изучающих процесс миграции и проблемы мигрантов, а так же труды по современному телевидению в частности О.Ф. Варагновой «Образ трудового мигранта в СМИ (по результатам контент-анализа)», Т.Г. Скребцовой «Образ мигранта в современных российских СМИ», Н.А. Шибановой «Визуализация образа трудового мигранта на страницах российских электронных СМИ»
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, в результате проведенного анализа в рамках работы были сделаны следующие выводы:
1. Внимание авторов, изучающих вопросы формирования образа мигранта через СМИ, меняется за последние тридцать лет. В 90-е годы формируется положительный образ части мигрантов — этнических русских, столкнувшихся с дискриминацией в новых национальных республиках бывшего Союза. Снисходительное и терпимое отношение наблюдалось к мигрантам, бежавшим от войн и разрухи, образ которых также преподносился в качестве потерпевших и исследователи отмечали данную особенность, как базовую для формирования образа. При этом, уже с середины 90-х годов в исследованиях начинает отмечаться такая тенденция, как формирование негативного образа мигрантов через СМИ и выработка стереотипов, которые переносились на нации и конфессии. После 2000-х годов она усиливается и к ней добавляется экономический фактор, который также представлялся в качестве ведущей проблемы. В итоге исследователи уделяют пристальное внимание уже составляющим данным формирующимся стереотипам. После 2010 года исследователи отмечают акцентирование внимания СМИ на проблеме правонарушений и, в целом, сформировавшемся комплексе стереотипов относительно трудовых мигрантов только отдельных наций, конкретно выходцев из средней Азии.
2. Существует множество групп проблем, которые характерны для трудовых мигрантов в целом и особенно мигрантов, которые являются представителями иных этно-национальных практик, чем распространены в России. Проблемы с адаптацией трудовых мигрантов ведут к такой проблеме, как формирование настороженного и даже негативного к ним отношения со стороны местного населения. Имеющиеся же проблемы могут усугублять и СМИ, демонстрируя их повсеместно и акцентируя на них внимание общественности.
3. Негативный образ трудового мигранта, довольно часто, создается исходя из конкретного случая, в котором журналист представляет действия субъекта не как противоречащие нормам законодательства, а как не отвечающие элементарным нормам человечности. Негативный образ прямо усугубляется и составляющими нарушения закона, если таковой в принципе имелся.
4. Исходя из анализа работы канала «Россия 1» возможно выявить такие приоритетные для канала технологии формирования массового сознания относительно образа трудового мигранта как:
- выбор актуальной для общественности тематики;
- включение развлекательной составляющей;
- использования художественно - документального жанра;
- воздействие на эмоциональный фон нагнетанием обстановки в процессе обсуждения и представления доказательно - событийной базы;
- использование знаменитостей и мнения экспертов;
- использование простой, доступной для понимания терминологии.
Использование данных практик в формировании образа трудового мигранта наблюдается фактически во всех передачах канала. Канал ориентирован на то, чтобы сохранять нейтралитет, однако далеко не всегда журналисты его сохраняют, в том числе и на уровне выбора сюжетов для передач и создания образа героев.
5. Образ трудового мигранта на канале «Россия 1», формируется в совокупности составляющих, которые представляют его как необходимый элемент для развитии республики и страны, однако же при этом коренное население должно проявлять бдительность и осторожность. Это представители другой культуры, иного сообщества и к тому же имеющие склонность к правонарушениям. Взаимодействие с ними, в целом, безопасно, но с соблюдением всех необходимых мер предосторожности.
6. Итоговый же потенциал работы канала «Россия 1» в формировании образа мигранта высокий и данный образ воспринимается в тех доминантах, которые транслируются в передачах канала. Передачи канала «Россия 1», как средство формирования общественного мнения в России на современном этапе эффективна в отношении воздействия на население, выполняет свои функции и трансформирует образы мигрантов в сознании граждан. При всем этом, далеко не всегда данные образы представляются позитивно или хотя бы нейтрально, происходит обобщение и формирование стереотипов о том, что мигранты опасны, к ним нужно относиться настороженно. Особенно негативно формируется образ трудовых мигрантов из Средней Азии. Подобные составляющие ведут в итоге к повышению уровня социального напряжения и восприятия всех поголовно трудовых мигрантов из Средней Азии, как составляющую опасности.
Все эти выводы доказывают нашу гипотезу о том, что в передачах телеканала «Россия 1» трудовых мигрантов чаще всего показывают в разделе «происшествия», а тема обсуждения - «криминал». Таким образом, у телезрителя формируется негативный образ.
1. Аблажей Н.Н. Образ трудового мигранта в прессе и массовом сознании россиян //Вестник Новосибирского государственного университета - 2012 - № 6. - С. 17-23.
2. Аграновский В. «Вторая древнейшая». Беседы о журналистике. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 274 с.
3. Абакумова И.В., Гришина А.В. Образ мигранта в отечественных СМИ: особенности ценностно-смыслового восприятия в молодежной среде //Российский психологический журнал - 2011 - № 1. - С. 11-19.
4. Базина Е.С. Тема миграции и мигрантов в Российских СМИ: образ «чужого» и проблема информационной объективности//Бизнес. Общество. Власть. - 2015 - № 23. - С. 24-36.
5. Белл Д.Эпоха разобщенности. — М.: Центр исследований
постиндустриального общества, 2007. - 211 с.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 392 с.
7. Бурдьё, П. Практический смысл. - СПб.: Алетейя, 2001. - 216 с.
8. Бушин В.С. Пятая колонна. «Когда таким пути открыты...». - М.: Алгоритм, 2014. - 237 с.
9. Бушин В.С. Пятая колонна. Отпор клеветникам. - М.: Алгоритм, 2015. - 237 с.
10. Вакурова Н.В. Теория и практика средств массовой информации. - М.: Альтея, 2010. - 418 с.
11. Варганова О.Ф. Образ трудового мигранта в СМИ (по результатам контент-анализа)// историческая и социально-образовательная мысль - 2012 - № 3. - С. 184-186.
12. Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванова Н.С. Информационное
поведение мигрантов из Средней Азии в контексте изменения миграционного законодательства//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены - 217 - № 1. - С. 181 - 195.
13. Веснина Л.Е. Милитарная метафора, представляющая образ
мигранта в отечественных СМИ //Лингвокультурология - 2009 - № 3.
- С. 34 - 41.
14. Гудков Л. Д. Смещенная агрессия: отношение россиян к мигрантам // Вестн. обществ. Мнения - 2005 - № 80. - С. 63- 68.
15. Дымова И.А. Профессиональная этика журналиста. - Оренбург: Университет, 2013. - 164 с.
16. Дятлов В. И. «Граждане ближнего зарубежья» и другие... // Дружба народов. - 2011. - № 4. - С. 44 - 51.
17. Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Что, где и как рекламировать? СПб.: Питер, 2005. - 226 с.
18.Зубарев Д.Ю. Социальные факторы формирования образа мигранта в представлениях москвичей//Вестник университета - 2014 - № 4. - С. 237 - 242.
19. Кобылинская С.В., Усенко А.С. Современная миграционная
политика России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета - 2014
- № 103. - С. 26 - 31.
20. Кравченко С.А. Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности.- М.: МГИМО- Университет, 2012. - 322 с.
21. Маркина В.М. Стратегии репрезентации Других в СМИ: теория и методология контент-анализа //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология - 2015 - № 1. - С. 82-90.
22. Мокрецова О.Г., Хрусталева Н.С. Актуальные вопросы адаптации трудовых мигрантов //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология - 2015 - № 2. - С. 112 - 116.
23. Назимова Л.Р. Репрезентация миграционных процессов в газетном дискурсе республики Татарстан //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки - 2014 - № 6. - С. 253 - 262.
24. Назимова Л.Р. Межкультурные взаимодействия в республике Татарстан: «свои» и «чужие» в массовом сознании//Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки - 2013 - № 6. - С. 62 - 72.
25. Новикова, А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. - М.: Алетейя, 2008. - 135 с.
26.Образ трудового мигранта из Центральной Азии в зеркале московской и национальной российской периодики/Ред. Н. Аджихиной. - М.: Издательство союза журналистов России, 2011. - 80 с.
27. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002г. № 115- ФЗ в ред. от 21.07.2014г. № 232-ФЗ// СЗ РФ.- 29.03.2002г.- №30.- ст.3032.
28. Осин Р.В. Исследование специфики отношения к образу трудового мигранта в условиях медиавоздействия //Теория и практика общественного развития - 2014 - № 13. - С. 45 - 52.
29. Пронин Е.И. Психология журналистики. - Спб.: Питер, 2006. - 392 с.
30. Романов, П. В. Публичная сфера: теория, методология, кейс стади. - М.: Вариант, 2013. - 422 с.
31. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2013 год// Управления информационных технологий ФМС России// http://services.fms.gov.ru/
32. Скребцова Т.Г. Образ мигранта в современных российских
СМИ//Политическая лингвистика - 2007 - № 23. - С. 115-118.
33. Скребцова Т.Г. Трансформирование социальных стереотипов в современном российском публичном дискурсе (на примере трудовых мигрантов и беженцев) //Политическая лингвистика - 2015 - № 1. - С. 224 - 230.
34. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель, 2006. - 314 с.
35. Титов В. Н. О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы) // Социс - 2003 - № 11. - С. 36 - 41.
36. Трошина Н. Н. Тема национально-культурной идентичности в дискурсе масс-медиа // Этнокультурная специфика речевой деятельности: Сб. обзоров. -М.: Аспект-Пресс, 2000. - 314 с.
37. Трофимова И.Н. Проблемы адаптации мигрантов в современной России //вестник университета - 2013 - № 8. - С. 62-67.
38. Шибанова Н.А. Визуализация образа трудового мигранта на страницах российских электронных СМИ//Вестник экономики, права и социологии - 2014 - № 1. - С. 191 - 195.
39. Ульфкотте У. Продажные журналисты. Любая правда за ваши деньги. - М.: Эксмо, 2015. - 478 с.
40. Хуснутдинова Л.Г. К проблеме адаптации и интеграции мигрантов в полиэтничное сообщество (на примере регионов Урало-Поволжья) //Самарский научный вестник - 2016 - № 4. - С. 145 - 149.