Введение 3
Глава I. Теоретический обзор риторических приемов и теорий эффективной коммуникации на телевидении 10
1.1. Исторический экскурс в теорию ораторского искусства 10
1.2. Основные приемы ораторского искусства в журналистике 15
1.3. Классификация видов дискуссионной коммуникации 23
1.4. Эволюция полемических приемов публичной речи 41
Глава II. Приемы ораторского искусства в современной журналистике России 62
2.1. Развлекательные телепередачи канала «Культура» 62
2.2. Полемические приемы в дискуссионных проектах Федеральных
каналов 94
2.3. Ток-шоу с элементами спора 100
2.4. Полемика на российском телевидении 112
Заключение 123
Список используемых источников и научной литературы 126
Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь — это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. И, конечно же, журналиста. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики — дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков1. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению коммуникации — вопрос жизни и смерти для нашего общества.
Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки — воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно-значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в наше время изучение ораторского искусства в журналистике является важной составляющей частью профессии. Необходимо уметь правильно связывать свои слова с мыслью, чтобы тебя поняли другие. Ораторское искусство позволяет научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои размышления и убедить ее в нашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может быть, даже побудить их к каким-либо действиям. Этот навык необходим как в монологической, так и в полемической сфере. Для того, чтобы регулировать смысловой порядок своей речи, надо овладеть риторическими приемами, а чтобы вести дискуссии, надо знать и уметь пользоваться полемическими методами. В освоении ораторского искусства приобретаются навыки не только выступающего, но и слушателя. Зачастую на радио и телевидении владение ораторским искусством является важным критерием в работе. И если даже кто-то в силу особенностей своего характера и своих интересов выбирает сферу журналистской деятельности, в которой нет необходимости выступать публично, то несмотря на это, первоначальные навыки ораторского искусства необходимо знать каждому журналисту для того, чтобы уметь правильно общаться со своим собеседником и значительно упростить свою работу.
Передачи телеканала «Культура» - «Тем временем» и «Белая студия» и передачи федеральных каналов - «Пусть говорят» и «К барьеру!» («Поединок») взяты потому, что они поданы в разных развлекательных и дискуссионных форматах, представляя собой жанровое разнообразие, тем самым, на наш взгляд, полностью раскрывают приемы ораторского искусства.
Цель исследования: выявить основные характеристики приемов ораторского искусства на примере информационно-аналитической телепрограммы «Тем временем» и аналитической телепрограммы «Белая студия», а также ток-шоу с элементами спора «Пусть говорят» и политических дебатов «К барьеру!» (Поединок»).
Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать все основные приемы ораторского искусства в СМИ.
- Определить основные характеристики приемов ораторского искусства в журналистике.
- Провести анализ выпусков четырех передач за определенный период и представить разбор шести самых рейтинговых выпусков в каждой передаче, таких как «Тем временем», «Белая студия», «Пусть говорят» и «К барьеру!» (Поединок»).
- Выделить актуальные приемы ораторского искусства в выбранных передачах.
Объектом исследования являются выпуски аналитических телепрограмм «Тем временем» и «Белая студия», а также дискуссионных проектов Федеральных каналов «Пусть говорят» и «К барьеру!» (Поединок»). Первые представляют интерес тем, что показываются в жанрах, благодаря культурной подаче которых, зритель просвещается и узнает новую информацию на качественном уровне, что непосредственно его привлекает. Вторые передачи представляют интерес тем, что показываются в разных жанрах, благодаря контрасту подач которых, зритель видит различия в типах передачи и узнает новую информацию на разных уровнях, сравнивая качество подачи, что непосредственно служит для прихода к определенным выводам.
Предметом исследования являются приемы ораторского искусства в журналистике.
Эмпирическую базу исследования составляют 367 выпусков в средствах массовой информации: 55 выпусков развлекательной телепередачи «Тем временем»; 55 выпусков развлекательной телепередачи «Белая
студия»; 202 выпуска дискуссионной телепередачи «Пусть говорят»; 55 выпусков дискуссионной телепередачи «К барьеру!» (Поединок).
Хронологический период: 10 марта 2016 года - 31 марта 2017 года.
Гипотеза данной работы состоит в том, что средства массовой информации отходят от принципов объективного освещения событий и в своих целях воздействуют на общественное мнение, используя в своих телевизионных материалах определенные риторические средства, выражающие скрытые субъективные оценки.
Теоретико-методологическая база исследования:
- Обзор научной литературы.
- Выявление основных характеристик приемов ораторского искусства.
- Контент-анализ телепередач на выявление навыков ораторского искусства в общей и конкретно дискуссионной сферах.
- Выявление использованных приемов в конкретной передаче и их особенности.
Степень изученности поднятого мною вопроса в науке многообразен. Риторика включает два основных раздела — общую риторику и частную риторику.
Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение - одно из направлений новой риторики. Начало использованию этого термина положил выход в свет книги Дюбуа Ж. и др.
Общее направление в ораторском искусстве описывают такие пособия, как «Риторические основы журналистики» Смелковой З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А., «Умение говорить публично» Миртова А.В., «Риторика» Невской М.А. и «Риторика» Александрова Д.Н, «Ораторское искусство» Апресян Г.З., «Общая риторика» Хазагерова Т.Г., «Азбука дипломатии» Ковалева А.Н., «Слагаемые журналисткой профессии» Виноградовой С. М. и других.
Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека.
Деловая полемика, в основном, рассматривается с точки зрения культуры делового общения. Со временем все больше внимания начало уделяться конкретным понятиям, присущим полемике, а также различным классификация принципов и правил ведения спора, типов и особенностей его участников и искусству разрешения конфликтов. В большей степени они обращены на саморазвития ораторского мастерства. Определить дискуссионное направление в риторике мне помогли работы по деловой журналистике В.И Андреева, Т.В. Анисимовой и Е.Г. Гимпельсон, Граудиной Л.К. и Ширяева Е.И., Введенской Л.А. и Павловой Л.Г. и других. В них представлены подробная типология приемов ораторского мастерства, классификация различных принципов и правил ведения спора, а также многообразие полемических приемов в риторике.
Новизна данного исследования состоит в том, что работа помогает увидеть все значение ораторского искусства не только из исторических и теоретических фактов, но и из практических. Для рассмотрения взяты именно эти развлекательные телепередачи канала «Культура» («Тем временем», «Белая студия») и дискуссионные передачи федеральных каналов («Пусть говорят» и «К барьеру!»), так как до создания этой дипломной работы никто не исследовал их на выявление приемов ораторского искусства. При первичном просмотре мы обнаружили множество разнообразных приемов и решили более глубоко исследовать эти приемы в конкретных передачах. Я в своем труде попытаюсь объединить теоретический анализ трудов различных ученых и показать их практически на примере современных дискуссионных передач разных жанров. В этом и будет новизна моего исследования с этой стороны.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что история ораторского искусства и принципы его работы на практике способствуют расширению знаний об этом предмете, выделению важных моментов и проработки плана действий, которые можно использовать на практике. А знание понятий и основ полемики ораторского искусства, а также их использование, помогут определиться с выбором сферы частной риторики и посмотреть уровень взаимодействия оратора и зрителя в дискуссионной области.
Практическая значимость. Результаты исследования, на примере выбранных передач, которые представлены в разных жанрах, дадут практикующим журналистам представление об основных характеристиках и приемах ораторского искусства. Они могут быть использованы журналистами в развлекательном формате для привлечения внимания слушателей и в дискуссионной сфере, для установления связи со своими оппонентами, а также зрителями, находящимися по ту сторону экрана.
Структура. Данная исследовательская работа состоит из следующих частей: введение, двух глав - одна теоретическая, другая практическая с отдельными тематическими параграфами, заключения и списка использованной во время исследования литературы и электронных источников.
Во введении поясняется актуальность работы, указывается цель и ставятся задачи.
Глава I. Теоретический обзор риторических приемов и теорий эффективной коммуникации на телевидении. В данной главе мы поясняем термины, присущие риторической сфере журналистики, описываем и характеризуем основные общие и полемические приемы ораторского искусства в журналистике.
Глава II. Приемы ораторского искусства в современной журналистике России. В этой главе мы анализируем такие телепередачи как «Тем временем», «Белая студия», «Пусть говорят» и «К барьеру!» (Поединок») на выявление основных общих и полемических характеристик приемов ораторского искусства в журналистике.
В заключении подводится итог выполненной работы, делаются выводы.
Изучив «Основные приемы ораторского искусства в журналистике», был сделан следующий вывод: для того, чтобы аудитория доверилась журналисту, нужно владеть своей речью. Для этого нужно знать и уметь использовать приемы ораторского искусства в своей деятельности.
Мы ознакомились с научными исследованиями ораторства в журналистике и выявили основные характеристики и приемы ораторского искусства в журналистике. Самые главные риторические приемы привлечения и удержания внимания слушателя делятся на три вида: привлечение внимания, удержание интереса и соучастие. Эти три вида приемов обеспечивают и помогают сохранить нужный контакт в любой ситуации.
Таким образом, результаты исследования показали, что применение приемов привлечения, удержания внимания аудитории и соучастия с ней делает телепередачи более интересными, а также влияет на характер восприятия информации. А добавление приемов внушения и активизации внимания дополняют всю картину.
В полемической риторике существует типология приемов ораторского мастерства, так называемые типы эристики, в которых мы выделили два основных типа искусства спора, такие как диалектика - искусство спорить для выяснения истины и софистика - стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов. Рассмотрев разнообразие полемических приемов, мы определили наиболее используемые в современной полемике, такие как: применение полемических приемов выяснения принципиальной позиции оппонента по спорному вопросу, «прием бумеранга», атака вопросами, «использование психологических доводов и сопоставление утверждений оппонента с его поступками, применение юмора, афоризмов и ссылки на авторитет.
Изучив историю искусства ведения спора, мы пришли к выводу, что полемику на телевидении можно охарактеризовать наличием дебатов - аргументированного спора, в основе которого лежит обсуждение актуальных вопросов деловой или общественно-политической жизни. В процессе дебатов сопоставляются разные, в том числе противоположные точки зрения, позволяющие раскрыть обозначенную проблему с разных позиций. В отличие от дискуссии цель дебатов - это победа, утверждение собственной позиции. Наиболее зримо особенности жанра дебатов выражены в широко известной телепрограмме "К барьеру!" с ведущим Владимиром Соловьевым.
Среди отличительных признаков дебатов мы выделили: строгое соблюдение лимита времени; четкие ролевые функции участников; разнообразие и объективность критериев оценки.
При оценке спора используются в первую очередь такие критерии, как качество аргументов, риторические приемы, умение контактировать с аудиторией, выразительность речи и т.п. Дебаты требуют умения критически мыслить, рассуждать, формируют способность противостоять "информационному зомбированию" и самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Дебаты помогают тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, а также способность слушать и правильно воспринимать другого человека, понимать, что другая позиция тоже имеет право на существование.
Анализ двух рейтинговых проекта на телевидении показали, что для скандального шоу характерны провокационные приемы спора, такие как: провокация - доведение до эмоций человека, выяснение принципиальной позиции оппонента по спорному вопросу, подхват реплики, «довод к человеку» и атаку вопросами. Чуть реже применяется юмор и ирония в речи ведущего. И не так часто используется метод возвратного удара. Все приемы данных характеристик присутствуют практически в каждой передаче.
Для политической дискуссии же характерны полемические методы доказательства, такие как: корректные аргументационные приемы (сильные, неоспоримые аргументы, факты; техника встраивания и опровержение противника, его же оружием);
корректные ораторские и психологические приемы (ирония, юмор, сарказм); некорректные аргументационные приемы (использование некорректных аргументов, откровенно ложных тезисов);
некорректные ораторские и психологические приемы (выведение оппонентов из себя, сокращение дистанции, психологическое давление на человека, внушение).
Чтобы передачи с использованием риторических приемов оставались актуальными, телеведущие должны стремиться к использованию как можно большего арсенала приемов ораторского искусства в большем разнообразии для привлечения к ним и к проблеме, о которых они говорят, внимания зрителей.