Введение 3
1. Становление прокуратуры Российской Федерации 5
1.1 История и зарождение прокуратуры в России 5
1.2. Влияние судебной реформы 1864 года на развитие прокуратуры в России 10
2 Особенности организации и деятельности прокуратуры в советский период 16
2.1 Органы прокуратуры в первые годы советской власти 16
2.2 Деятельность прокуратуры с 1950-х по 1991 год 19
2.3. Современная организация и деятельность прокуратуры Российской Федерации 23
Заключение 27
Список использованной литературы и источников 29
Актуальность исследования обусловлена тем, что прокуратура РФ - важнейший государственный орган, к статусу которого приковано повышенное внимание законодателя, ученых, широкого круга общественности.
Принято считать, что историческое появление самой модели прокуратуры связано с развернувшимся в средневековой Европе противостоянием королевской и феодальной власти и принятием королем Филиппом IV Ордонанса от 25 марта 1302 г., учредившего прокуратуру в целях обеспечения посредством надзора исполнения воли монарха. Становление российской прокуратуры не сводилось, однако, к транзитивным (рецепционным) процессам. Этот институт, как полагают исследователи, стал «результатом творчества Петра I и включал элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов и чисто русские изобретения» . При этом практически на всем протяжении без малого трехсотлетней истории вопросы, касающиеся места прокуратуры в системе российской государственности, постоянно были в центре острых дискуссий. Как следствие, правовой статус прокуратуры на разных исторических этапах менялся, имел определенную специфику. Однако ретроспективный анализ показывает, что динамизм правового развития прокуратуры сочетался с началами преемственности, и ее главное функциональное назначение оставалось в своей основе стабильным.
На протяжении 300 летнего периода времени деятельность прокуратуры отличалась своей многогранностью, эффективностью и результативностью.
Цель представленной работы – изучить исторические условия создания и функционирования прокуратуры в нашей стране.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю дореволюционной прокуратуры;
- изучить развитие прокуратуры в советский период;
- исследовать прокуратуру постсоветского и современного периодов;
- проанализировать реформирование конституционного статуса прокуратуры.
Объект исследования – общественные отношения в сфере функционирования органов прокуратуры в историческом аспекте.
Предмет исследования – история создания прокуратуры РФ.
Методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – метод сравнительного правоведения, исторический, формально-юридический.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Прокуратура в России учреждена Петром I. В Именном Высочайшем Указе от 12 января 1722 г.
В 1802 г. прокуратура стала составной частью нового органа - Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности одновременно являлся Генерал-прокурором. Судебная реформа 1864 г.
Прокуратура из института, осуществляющего надзор за исполнением законов, превратилась в орган уголовного преследования в структуре исполнительной власти. За прокуратурой сохранилось руководство расследованием преступлений и надзор за законностью его производства
После провозглашения советской власти прокуратура была упразднена. Декретом № 1 «О суде», опубликованным 24 ноября 1917 г., Совет Народных Комиссаров - высший исполнительный орган советской власти распустил существовавшие ранее институты судебных следователей и прокурорского надзора, а вместе с ними суды, присяжную и частную адвокатуру. И лишь спустя почти пять лет большевики пришли к необходимости возрождения прокуратуры.
С образованием Союза ССР 23 ноября 1923 г. прокуратура Российской Федерации стала составной частью общесоюзной прокурорской системы, а в 1933 г. была осуществлена ее централизация. Прокуратура вышла из состава Наркомата Юстиции, то есть из исполнительной власти.
После распада СССР и провозглашения Российской Федерации демократическим правовым государством большинство учрежденных ранее и действовавших в стране правоохранительных органов, включая прокуратуру, были сохранены. Однако цели и задачи их деятельности существенно скорректированы на реализацию основополагающего конституционного принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства.
После распада СССР в 1991 г. прекратила свое функционирование прокуратура СССР, и прокурорская деятельность на территории нашего государства в полной мере стала осуществляться российской прокуратурой.
Был принят Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», который в дальнейшем стал Федеральным законом и продолжал совершенствоваться. В 1993 г. принята Конституция РФ, сохранившая конституционный статус прокуратуры.
Таким образом, на протяжении своей истории в разные периоды времени прокуратура имела неодинаковую компетенцию, при этом оказывала большее или меньшее влияние на состояние законности в государстве. Тем не менее деятельность прокуратуры практически всегда была направлена в том числе на недопущение правонарушений в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, а также национальной безопасности страны.
В современной государственно-правовой системе Российской Федерации прокуратура занимает особое место и, наряду с восстановлением попранной законности и привлечением к ответственности виновных лиц, прокуратурой значительное внимание уделяется вопросам выявления и устранения причин правонарушений и способствующих им условий, предотвращения замышляемых и готовящихся, а также пресечения начатых противоправных деяний.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4203.
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 548.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
5. Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» // СЗ СССР. 1934. № 1. Ст. 2б.
6. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята ВС СССР 07.10.1977 // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
7. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. № 1162-X «О прокуратуре СССР» (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.
8. Указ Президиума ВС СССР от 27.02.1959 «Об образовании Коллегий в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик» // Ведомости ВС СССР. 1959. № 9. Ст. 67.
Указ Президиума ВС СССР от 24 мая 1955 г. «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9. Ст. 222.
9. Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» // СЗ СССР. 1934. № 1. Ст. 2б.
10. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 «Положение о прокурорском надзоре» // СУ. 1992. № 36. Ст. 424.
Декрет «О суде» // Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
11. Устав уголовного судопроизводства: систематический комментарий. М., 1914. Вып. I. - 690 с.
12. Учреждение судебных установлений // Свод законов Российской Империи. Т. XVI. Ч. 1. С. 252.
13. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 7 марта 1866 г. «О некоторых изменениях и дополнениях в законах о правах и обязанностях лиц прокурорского надзора» // ПСЗ РИ. Собр. 2-е. Т. 16. Отд. 1. № 43077.
14. Императорский манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств» // Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. 27 (1802 - 1803). СПб., 1830. N 20406. С. 243 - 248.
15. Указ «Об обязанностях Сенатских членов, о заседаниях Президентов Воинских Коллегий Иностранной и Берг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате Генерал и Обер-прокурорам, Рекетмейстеру, Экзекутору и Герольдмейстеру, а в каждой Коллегии по Прокурору; о выбирании Кандидатов к оным местам, и о чинении при сем выборе и баллотировании присяге по приложенной форме» от 12 января 1722 г. // Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. 6 (1720 - 1722). СПб., 1830. № 3877. С. 479 – 480
16. Указ«Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 г. // Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. 6 (1720 - 1722). СПб., 1830. № 3880. С. 480.
17. Указ «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 г. // Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. 6 (1720 - 1722). СПб., 1830. № 3979. С. 662 - 664.