ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о кредитных организациях 7
§1. Понятие и индивидуализирующие признаки кредитных организаций 7
§2. Виды кредитных организаций 14
§3. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций 21
Глава 2. Создание, лицензирование и ликвидация кредитных организаций в Российской Федерации 28
§1. Порядок создания кредитных организаций и лицензирование банковских операций 28
§2. Ликвидация кредитной организации: понятие, правовая основа, формы 35
§3. Банкротство кредитной организации: понятие, признаки и процедура 41
Глава 3. Государственное регулирование и надзор за деятельностью
кредитных организаций в Российской Федерации 47
§ 1. Пруденциальное регулирование банковской деятельности 47
§ 2. Понятие и содержание государственного в РФ 53
§ 3. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям за нарушения, выявленные в их деятельности 59
Заключение 66
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Глава 1. Общие положения о кредитных организациях 7
§1. Понятие и индивидуализирующие признаки кредитных организаций 7
§2. Виды кредитных организаций 14
§3. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций 21
Глава 2. Создание, лицензирование и ликвидация кредитных организаций в Российской Федерации 28
§1. Порядок создания кредитных организаций и лицензирование банковских операций 28
§2. Ликвидация кредитной организации: понятие, правовая основа, формы 35
§3. Банкротство кредитной организации: понятие, признаки и процедура 41
Глава 3. Государственное регулирование и надзор за деятельностью
кредитных организаций в Российской Федерации 47
§ 1. Пруденциальное регулирование банковской деятельности 47
§ 2. Понятие и содержание государственного в РФ 53
§ 3. Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям за нарушения, выявленные в их деятельности 59
Заключение 66
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 948 кредитных организаций с учетом банков и небанковских кредитных организаций, причем у более 340 из них отозваны лицензии . Банковский сектор является необходимым в сфере развития предпринимательских, бюджетных, экономических отношений, что обуславливает его значимость.
Банковское право комплексная отрасль права, сочетающая в себе нормы частного и публичного права. Объясняется это тем, что оно включает в себя несколько отраслей права: конституционного, финансового, административного, предпринимательского. Регулирование данной отрасли права осуществляется исключительно на федеральном уровне. Нормативно-правое регулирование отрасли банковского права на данном этапе развития не кодифицировано, нет единого нормативно правового акта, который бы полностью регулировал банковские отношения, начиная с создания и заканчивая мерами воздействия, применяемыми в случае нарушения банковских нормативов, иначе говоря ответственность кредитной организации за нарушение законодательства. Правовые нормы содержатся в различных федеральных законах, специальным среди которых является Федеральный Закон (далее ФЗ) «О банках и банковской деятельности» . Банкротство кредитной организации регулируется ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», многие вопросы связанные с осуществлением деятельности кредитных организаций, например, об обязательных нормативах, порядке предоставления отчетности, отнесены на подзаконное регулирование Центрального Банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Помимо этого ЦБ РФ ведет реестр кредитных организаций и осуществляет надзор за кредитными организациями.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что банки и небанковские кредитные организации в совокупности с Банком России являются главными составляющими банковской системы в целом. А успешное и эффективное функционирование банковского сектора играет ключевую роль в развитии экономики нашей страны. Практическую роль банковской сферы можно оценить посредством количества возложенных на нее функций, среди которых управление системой платежей и расчетов, осуществление переводов денежных средств, поддержка малого и среднего предпринимательства, открытие и ведение вкладов физических лиц, осуществление коммерческих сделок, предоставление лизинговых операций, размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др. О наличии в стране банковской системы можно говорить, если в достаточном количестве функционируют банки и небанковские кредитные организации. Отсюда следует, что банковский сектор требует не только тщательного контроля, с помощью которого выявляются нарушения в деятельности кредитных организаций, а также ряда факторов: востребования на финансовом рынке, качества предоставления услуг, деловой репутации и др. Успешным его функционированием банковской системы считается жесткое регулирование, недопущение банкротства кредитных организаций и своевременное применение мер по предупреждению банкротства. По состоянию на 1 мая 2017 года Федеральное Агентство по страхованию вкладов завершило 274 процедуры банкротства в отношении банков, а в 316 осуществляет функции конкурсного управляющего в процедуре банкротства. Из них зарегистрировано в Москве и Московской области - 193, в других регионах - 120. В данных кредитных организациях 359 688 кредиторов, объем требований которых
составляет 2 276 167,63 млн. руб4.
Цель исследования заключается в выработке комплексного научного представления о правовом статусе кредитных организаций, а именно о правовом регулировании, создании, лицензировании, ликвидации, банкротстве, пруденциальном регулировании и государственном надзоре. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие, и выявить индивидуализирующие признаки кредитных организаций;
- изучить виды кредитных организаций;
- охарактеризовать источники правового регулирования банковской деятельности;
- выделить ключевые особенности в создании и лицензировании
кредитных организаций;
- выявить формы и правовые основы ликвидации;
- определить признаки и процедуру банкротства;
- проанализировать государственное регулирование банковской
деятельности;
- раскрыть пруденциальное регулирование банковской деятельности;
- исследовать особенности применения мер воздействия, применяемые к кредитным организациям в случае нарушений, выявленных в их деятельности.
Объектом исследования являются урегулированные правом общественные отношения, возникающие в сфере банковской деятельности.
Предметом исследования выступают гражданско-правовые нормы и нормы иных отраслей права: конституционного, финансового, предпринимательского, административного, налогового, а также подзаконные акты Банка России, являющиеся по своей природе нормативными и регулирующие вопросы создания кредитной организации, ее стабильного функционирования, соблюдения законодательства, предоставления отчетности и ответственности кредитных организаций; материалы правоприменительной практики.
Теоретической основой квалификационной работы стали труды отечественных ученых А.Я. Курбатова, А.Г. Братко, Ю.А. Крохиной, О.И. Лаврушина, Д.Г. Алексеева, В.Ф. Попондопуло, С.В. Рыбакова, О.М. Олейника, А.М. Рахметова, Н.Ю.Ерпылевой, Н.А.Маркунцева, Н.В. Бандурина, А.А. Вишневского, Е.Ф. Жукова, Г.Г. Коробкова, Т.Э. Рождественской, Е.Б Стародубцевой, С.В. Рыбаковой, А.М.Тавасиева, Н.Д. Эриашвили и др.
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Арбитражных судов округов, районных судов субъектов Российской Федерации, а также нормативно правовые акты ЦБ РФ.
Методами исследования дипломной работы являются методы системно структурного анализа, сравнительно - правовой и статистический. Метод системно структурного анализа заключается в изучении нормативно правовой базы, специальной юридической литературы и соотношение их с материалами судебной практики; статистический необходим для получения показателей в сфере банковской деятельности; сравнительно правовой для сравнения понятий, выявления признаков, выделения особенностей кредитных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы, который сочетающего в себе нормативно - правовые акты, специальную литературу, именуемой учебной, материалы судебной практики и электронные ресурсы.
Банковское право комплексная отрасль права, сочетающая в себе нормы частного и публичного права. Объясняется это тем, что оно включает в себя несколько отраслей права: конституционного, финансового, административного, предпринимательского. Регулирование данной отрасли права осуществляется исключительно на федеральном уровне. Нормативно-правое регулирование отрасли банковского права на данном этапе развития не кодифицировано, нет единого нормативно правового акта, который бы полностью регулировал банковские отношения, начиная с создания и заканчивая мерами воздействия, применяемыми в случае нарушения банковских нормативов, иначе говоря ответственность кредитной организации за нарушение законодательства. Правовые нормы содержатся в различных федеральных законах, специальным среди которых является Федеральный Закон (далее ФЗ) «О банках и банковской деятельности» . Банкротство кредитной организации регулируется ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», многие вопросы связанные с осуществлением деятельности кредитных организаций, например, об обязательных нормативах, порядке предоставления отчетности, отнесены на подзаконное регулирование Центрального Банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Помимо этого ЦБ РФ ведет реестр кредитных организаций и осуществляет надзор за кредитными организациями.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что банки и небанковские кредитные организации в совокупности с Банком России являются главными составляющими банковской системы в целом. А успешное и эффективное функционирование банковского сектора играет ключевую роль в развитии экономики нашей страны. Практическую роль банковской сферы можно оценить посредством количества возложенных на нее функций, среди которых управление системой платежей и расчетов, осуществление переводов денежных средств, поддержка малого и среднего предпринимательства, открытие и ведение вкладов физических лиц, осуществление коммерческих сделок, предоставление лизинговых операций, размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др. О наличии в стране банковской системы можно говорить, если в достаточном количестве функционируют банки и небанковские кредитные организации. Отсюда следует, что банковский сектор требует не только тщательного контроля, с помощью которого выявляются нарушения в деятельности кредитных организаций, а также ряда факторов: востребования на финансовом рынке, качества предоставления услуг, деловой репутации и др. Успешным его функционированием банковской системы считается жесткое регулирование, недопущение банкротства кредитных организаций и своевременное применение мер по предупреждению банкротства. По состоянию на 1 мая 2017 года Федеральное Агентство по страхованию вкладов завершило 274 процедуры банкротства в отношении банков, а в 316 осуществляет функции конкурсного управляющего в процедуре банкротства. Из них зарегистрировано в Москве и Московской области - 193, в других регионах - 120. В данных кредитных организациях 359 688 кредиторов, объем требований которых
составляет 2 276 167,63 млн. руб4.
Цель исследования заключается в выработке комплексного научного представления о правовом статусе кредитных организаций, а именно о правовом регулировании, создании, лицензировании, ликвидации, банкротстве, пруденциальном регулировании и государственном надзоре. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие, и выявить индивидуализирующие признаки кредитных организаций;
- изучить виды кредитных организаций;
- охарактеризовать источники правового регулирования банковской деятельности;
- выделить ключевые особенности в создании и лицензировании
кредитных организаций;
- выявить формы и правовые основы ликвидации;
- определить признаки и процедуру банкротства;
- проанализировать государственное регулирование банковской
деятельности;
- раскрыть пруденциальное регулирование банковской деятельности;
- исследовать особенности применения мер воздействия, применяемые к кредитным организациям в случае нарушений, выявленных в их деятельности.
Объектом исследования являются урегулированные правом общественные отношения, возникающие в сфере банковской деятельности.
Предметом исследования выступают гражданско-правовые нормы и нормы иных отраслей права: конституционного, финансового, предпринимательского, административного, налогового, а также подзаконные акты Банка России, являющиеся по своей природе нормативными и регулирующие вопросы создания кредитной организации, ее стабильного функционирования, соблюдения законодательства, предоставления отчетности и ответственности кредитных организаций; материалы правоприменительной практики.
Теоретической основой квалификационной работы стали труды отечественных ученых А.Я. Курбатова, А.Г. Братко, Ю.А. Крохиной, О.И. Лаврушина, Д.Г. Алексеева, В.Ф. Попондопуло, С.В. Рыбакова, О.М. Олейника, А.М. Рахметова, Н.Ю.Ерпылевой, Н.А.Маркунцева, Н.В. Бандурина, А.А. Вишневского, Е.Ф. Жукова, Г.Г. Коробкова, Т.Э. Рождественской, Е.Б Стародубцевой, С.В. Рыбаковой, А.М.Тавасиева, Н.Д. Эриашвили и др.
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Арбитражных судов округов, районных судов субъектов Российской Федерации, а также нормативно правовые акты ЦБ РФ.
Методами исследования дипломной работы являются методы системно структурного анализа, сравнительно - правовой и статистический. Метод системно структурного анализа заключается в изучении нормативно правовой базы, специальной юридической литературы и соотношение их с материалами судебной практики; статистический необходим для получения показателей в сфере банковской деятельности; сравнительно правовой для сравнения понятий, выявления признаков, выделения особенностей кредитных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы, который сочетающего в себе нормативно - правовые акты, специальную литературу, именуемой учебной, материалы судебной практики и электронные ресурсы.
Банковское право, регулирует всю суть банковских отношений, специфические и общие черты, весь объем законодательства, который относится к кредитным организациям. Говоря об определение кредитной организации стоит заметить, что оно является общим для банков и небанковских кредитных организаций, имеет законодательное закрепление в специальном нормативно - правовом акте - Федеральном Законе от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности». Индивидуализирующие признаки кредитных организаций, как необходимые составляющие отрасли банковского права классифицируются на общие и дополнительные. Общие признаки вытекают из определения кредитной организации: юридическое лицо, цель - извлечение прибыли, специальная правоспособность кредитной организации, осуществление банковских операций, единая организационно-правовая форма. Дополнительные признаки выявляются путем анализирования отдельных статей в Федеральном Законе от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности. К ним относятся: осуществление банковских операций и других сделок в рублях, осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, специфика наименования кредитной организации, специфика устава кредитной организации, требования к капиталу кредитной организации.
Классификации в научной литературе различны. Кредитные организации предоставляется возможным классифицировать по нескольким критериям, таким, как тип собственности, виды финансовых операций, сфера обслуживания, масштаб операций, наличие филиалов. Законодатель выделяя двух уровневую структуру банковской системы Российской Федерации первой из которых является Центральный Банк, ко второй ступени относит банки, небанковские кредитные организации и представительства иностранных банков.
Банк России, являясь основным органом, регулирующим банковскую деятельность и осуществляя банковский надзор, издает указы и положения для стабильного функционирования банковской системы, которые имеют особое значение в области правового регулирования деятельности кредитных организаций. Нельзя не отметить множественность источников правового регулирования, которые на данном этапе не кодифицированы, они присутствуют в различных федеральных законах.
Кредитной организация может быть создана физическими лицами, юридическими, а также публично правовыми образованиями. Органами участвующими в создании, регистрации и получении лицензий кредитными организациями выступают Центральный Банк и Федеральная Налоговая служба. Размеры уставного капитала варьируются в зависимости от вида кредитной организации, так для банка минимальный размер уставного капитала составляет 300 млн.рублей, для НКО иного вида 18 млн. рублей. Процесс создания и получение лицензии на наш взгляд процесс достаточно сложный, так как объемный перечень документов. Срок в течение которого кредитная организация может быть зарегистрирована составляет шесть месяцев, причем отдельные сроки законодателем установлены в порядке процедуры государственной регистрации.
Ликвидация кредитной организации это прекращение ее существования, она считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Кредитная организация может быть ликвидирована в добровольном и принудительном порядке. Добровольная ликвидация проводится путем собрания акционеров и решения о ликвидации кредитной организации. Принудительная проводится в судебном порядке по инициативе Центрально Банка. А в случае признаков, установленных временной администрацией, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитной организации ликвидация будет осуществляться в порядке предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».
Банкротством или несостоятельностью называется неспособность удовлетворения требований кредиторов кредитной организации. Среди признаков, которые являются основанием для признания кредитной организации банкротом стоит выделить неисполнение кредитной организацией обязанностей, а именно неспособность удовлетворить требования кредиторов, оплатить выходные пособия, оплатить труд лиц работающих по трудовому договору, уплатить обязательные платежи, в предусмотренный законодателем срок четырнадцать дней, а также недостаточность стоимости активов кредитной организации для исполнения обязательств перед кредиторами. К кредитным организациям применяется процедура конкурсного управления и только она. Кроме того, до открытия процедуры конкурсного производства могут быть применены меры по предупреждению банкротства среди которых финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация кредитной организации.
Государственный надзор это инструмент, с помощью которого можно обеспечить стабильность функционирования банковской системы. Главными его целями являются проверка соответствия деятельности кредитных организаций требованиям законодательства, состояния ликвидности баланса и активов, контроль и анализ банковских операций, структуру доходов и расходов банка. Банковский надзор осуществляется непрерывно, от стадии создания кредитной организации, во время ее существования, до ликвидации кредитной организации. Надзор за деятельностью банка осуществляется путем установления пруденциальных норм деятельности. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, которые обеспечивают ликвидность кредитной организации. Формы государственного надзора за кредитной организацией можно выделить несколько: назначение кураторов кредитных организаций, дистанционный надзор при котором проверяется отчетность кредитной организации, это оформление бухгалтерского учета в соответствии с международными финансовыми нормами отчетности, различные виды проверок кредитных организаций.
Кредитные организации играют важную роль в экономической сфере, являются необходимыми инструментами цивилизованного государства, без которых невозможно полноценного развития экономического сектора и удовлетворения потребностей граждан страны. Стабильное функционирование банковской системы это путь к развитию государства и общества в целом.
Классификации в научной литературе различны. Кредитные организации предоставляется возможным классифицировать по нескольким критериям, таким, как тип собственности, виды финансовых операций, сфера обслуживания, масштаб операций, наличие филиалов. Законодатель выделяя двух уровневую структуру банковской системы Российской Федерации первой из которых является Центральный Банк, ко второй ступени относит банки, небанковские кредитные организации и представительства иностранных банков.
Банк России, являясь основным органом, регулирующим банковскую деятельность и осуществляя банковский надзор, издает указы и положения для стабильного функционирования банковской системы, которые имеют особое значение в области правового регулирования деятельности кредитных организаций. Нельзя не отметить множественность источников правового регулирования, которые на данном этапе не кодифицированы, они присутствуют в различных федеральных законах.
Кредитной организация может быть создана физическими лицами, юридическими, а также публично правовыми образованиями. Органами участвующими в создании, регистрации и получении лицензий кредитными организациями выступают Центральный Банк и Федеральная Налоговая служба. Размеры уставного капитала варьируются в зависимости от вида кредитной организации, так для банка минимальный размер уставного капитала составляет 300 млн.рублей, для НКО иного вида 18 млн. рублей. Процесс создания и получение лицензии на наш взгляд процесс достаточно сложный, так как объемный перечень документов. Срок в течение которого кредитная организация может быть зарегистрирована составляет шесть месяцев, причем отдельные сроки законодателем установлены в порядке процедуры государственной регистрации.
Ликвидация кредитной организации это прекращение ее существования, она считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Кредитная организация может быть ликвидирована в добровольном и принудительном порядке. Добровольная ликвидация проводится путем собрания акционеров и решения о ликвидации кредитной организации. Принудительная проводится в судебном порядке по инициативе Центрально Банка. А в случае признаков, установленных временной администрацией, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитной организации ликвидация будет осуществляться в порядке предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».
Банкротством или несостоятельностью называется неспособность удовлетворения требований кредиторов кредитной организации. Среди признаков, которые являются основанием для признания кредитной организации банкротом стоит выделить неисполнение кредитной организацией обязанностей, а именно неспособность удовлетворить требования кредиторов, оплатить выходные пособия, оплатить труд лиц работающих по трудовому договору, уплатить обязательные платежи, в предусмотренный законодателем срок четырнадцать дней, а также недостаточность стоимости активов кредитной организации для исполнения обязательств перед кредиторами. К кредитным организациям применяется процедура конкурсного управления и только она. Кроме того, до открытия процедуры конкурсного производства могут быть применены меры по предупреждению банкротства среди которых финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация кредитной организации.
Государственный надзор это инструмент, с помощью которого можно обеспечить стабильность функционирования банковской системы. Главными его целями являются проверка соответствия деятельности кредитных организаций требованиям законодательства, состояния ликвидности баланса и активов, контроль и анализ банковских операций, структуру доходов и расходов банка. Банковский надзор осуществляется непрерывно, от стадии создания кредитной организации, во время ее существования, до ликвидации кредитной организации. Надзор за деятельностью банка осуществляется путем установления пруденциальных норм деятельности. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, которые обеспечивают ликвидность кредитной организации. Формы государственного надзора за кредитной организацией можно выделить несколько: назначение кураторов кредитных организаций, дистанционный надзор при котором проверяется отчетность кредитной организации, это оформление бухгалтерского учета в соответствии с международными финансовыми нормами отчетности, различные виды проверок кредитных организаций.
Кредитные организации играют важную роль в экономической сфере, являются необходимыми инструментами цивилизованного государства, без которых невозможно полноценного развития экономического сектора и удовлетворения потребностей граждан страны. Стабильное функционирование банковской системы это путь к развитию государства и общества в целом.
Подобные работы
- ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Виды кредитных организаций (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (алтайский филиал))
Курсовые работы, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2022 - Правовой статус кредитных организаций
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРАВОВОГО СТАТУСА
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и некоторые проблемы правового регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Руководитель организации как специальный субъект трудового права
Диссертации (РГБ), трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



