ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 7
1.1 Понятие, сущность и виды субъектов административного права 7
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО¬
ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН 16
2.1 Права, обязанности и гарантии административно-правового статуса
граждан 16
ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 40
3.1 Права и обязанности иностранных граждан 40
3.2 Запреты и ограничения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время остро стоит вопрос о соблюдении конституционного принципа независимости прав и свобод человека и гражданина от произвола государства.
Формирование демократического государства немыслимо без тесного взаимодействия гражданского общества с представителями публичной власти. Как известно, главной задачей исполнительной власти, как стержневого элемента государственного механизма, является защита конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. С целью совершенствования законодательной базы в административно-правовой сфере, государством проводилось множество социально-экономических реформ. Однако существенных изменений в обществе это не повлекло.
На сегодняшний день в нашей стране наблюдается стремительный рост народного правосознания. Это обуславливается, во-первых, увеличением аппарата государственного управления и узковедомственным толкованием законов, во-вторых, отсутствием конкретной правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Отсутствие четкой структуры элементов системы исполнительной власти свидетельствует об использовании связи общественности с органами публичной власти в корпоративных или иных целях, что приводит к возникновению коррупционных отношений.
Представляется логичным, что между гражданским обществом и государством необходимо налаживать доверительные отношения. Это возможно осуществить путем поиска и нахождения оптимального взаимодействия публичных и частных начал правового регулирования. Усилия правозащитных организаций и каждого человека в отдельности, должны быть направлены на борьбу за права и свободы личности. Достижению этой цели может способствовать воспитание в представителях исполнительной власти таких качеств, как компетентность, неподкупность, строгость, доброжелательность, нейтральность и открытость перед обществом.
Главную роль в правильном обосновании административных реформ играет наука административного права. В целях поддержания правозаконности и укрепления взаимодействия государства и общества, было бы целесообразно гуманизировать науку административного права.
Система административного права по своей структуре довольно сложна, и, в отличие от многих других отраслей, недостаточно развита. Это объясняется сложностью и многогранностью предмета административного права. Ведь деятельность органов публичной администрации, регулируется нормами административного права и осуществляется во всех сферах функционирования государства и общества: политической, экономической, правоохранительной, социально-культурной. Имеются определенные особенности административно- правового воздействия на устоявшихся в каждой из этих сфер общественных отношений. Данные особенности закрепляются в нормах административного права, в связи с чем влияют и на построение этих норм и на их систему.
В целом, предмет административного права определяет концепция, согласно которой административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления.
Отметим, что в настоящее время существует недостаток научной разработки в области проблем административно-правового статуса гражданина, так как не уделяется достаточного внимания рассмотрению вопросов по этой тематике.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу осуществления исполнительной власти специально уполномоченными государством органами.
Предметом дипломной работы являются проблемы теоретического и прикладного характера, связанные с административно-правовым статусом граждан и выявлением многообразия административно-правовых отношений с их участием.
Цель дипломной работы состоит в системно-структурном и содержательном анализе комплекса правовых проблем, которые определяют специфику отношений граждан с органами, осуществляющими исполнительную власть в Российской Федерации.
Целью настоящей работы обусловливаются постановка и решение следующих задач:
- анализ имеющихся в научной литературе взглядов и представлений об административно-правовом статусе граждан;
- определение структуры, принципов, классификации административно - правового статуса граждан;
- раскрытие видов, факторов объема, ограничений и гарантий прав, свобод, обязанностей граждан в государственном управлении;
- изучение основных прав, свобод и обязанностей граждан в
государственном управлении;
- рассмотрение точек зрения на понятие и классификацию
административно-правовых отношений с участием граждан;
- выяснение многообразия административно-правовых отношений с участием граждан;
- исследование особенностей административно-правового статуса иностранных граждан.
В дипломной работе представлены следующие основные положения:
- термином «гражданин» в административном праве обозначается физическое лицо, не состоящее в устойчивых правовых отношениях с коллективными субъектами административного права;
- в Российской Федерации существуют следующие категории граждан: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, иностранные граждане, лица без гражданства;
- при изучении вопросов, касающихся граждан как субъектов административного права, подвергались анализу не только положения науки административного права, но и использовались достижения теории права, конституционного и международного права;
- продуктивность деятельности исполнительной власти зависит от степени удовлетворения правомерных потребностей граждан;
Методологической основой исследования служат такие методы научного познания, как формально-логический, специально-юридический, методы системно-структурного и функционального анализа, а также сравнительный, исторический и статистический методы.
Научно-теоретическую базу настоящей дипломной работы составляют труды отечественных ученых в области юриспруденции, теории государственного управления, политологии, социологии. Осуществлению настоящего исследования способствовали работы следующих советских и российских авторов: А.Б.Агапова, С.С.Алексеева, А.П.Алехина, Д.Н. Бахраха, А.П. Коренева, Д.М.Овсянко и других выдающихся ученых.
Структура дипломной работы включает в себя: введение, три главы, включающих четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Исследование темы дипломной работы позволило прийти к следующим выводам:
- Термином «гражданин» в административном праве обозначается физическое лицо, не состоящее в устойчивых правовых отношениях с коллективными субъектами административного права.
-Базируясь на критерии гражданства или иных видов политико-правовой связи индивида с государством, можно утверждать о существовании юридически закрепленных в российском законодательстве четырех категорий граждан: граждан Российской Федерации; иностранных граждан; лиц без гражданства; лиц с двойным гражданством.
-Законодательство РФ об иностранных гражданах, закрепляет наибольший объем прав и свобод за постоянно проживающими в России иностранными гражданами, что в целом соответствует международным правовым актам.
- По своему желанию и при наличии возможности гражданин может быть субъектом не только административного права, но и государственного управления, кроме того, любой гражданин вправе заниматься различной социально значимой деятельностью, неурегулированной правовыми нормами.
- В ходе раскрытия темы субъектов административного права, следует не ограничиваться лишь положениями науки административного права, важно также использовать соответствующие научные работы теории права, конституционное и международное право. Их грамотное сочетание позволит отыскать оптимальные пути решения вопросов по обсуждаемой проблематике.
Унификации юридической терминологии будут способствовать следующие выводы и предложения:
1. Вопросы административно-правового статуса граждан,
административно-правовых отношений с участием граждан следует рассматривать через призму понятий, изложенных в теории права.
2. Административно-правовой статус личности представляет собой сложную, комплексную, собирательную правовую категорию, состоящую из нескольких элементов: гражданство и иные разновидности политико-правовой связи индивида и государства; правосубъектность (праводееспособность); права, свободы и обязанности.
3. Права и свободы граждан по своей юридической природе идентичны. В то же время право определяет конкретные действия человека, представляя собой гарантированную законом меру возможного поведения гражданина. В свою очередь, термин «свобода» означает возможность избежать воздействия ограничений со стороны государства; запрещение эту свободу отрицать или умалять, обращенное к неопределенному кругу субъектов сферу самостоятельности личности, защиты ее от вмешательства, индивидуального выбора ею формы поведения (разрешено все, что не запрещено законом). Законные интересы - это такие интересы личности, которые не охватываются содержанием прав и свобод, но тем не менее подлежат охране и государственной защите наряду с ними.
4. Обязанностью называется государственное предписание лицу вида и меры должного поведения, вызванная общественной необходимостью. Абстрактное понятие «гражданский долг», в случае его закрепления нормами права, становится юридической категорией «правовой долг», служащий в дальнейшем разновидностью юридических обязанностей.
5. Административно-правовой статус граждан является одной из отраслевых разновидностей правового статуса личности. Административно-правовой статус граждан - это совокупность следующих элементов: гражданство и иные разновидности политико-правовой связи индивида и государства; административная правосубъектность; административно-правовые права, свободы и обязанности.
6. Под административно-правовыми правами граждан понимаются признаваемые и гарантируемые государством, закрепленные в источниках административного права, возможности граждан совершать действия (воздерживаться от действий) в установленных границах, требовать от обязанных субъектов (государственных, муниципальных и иных органов) осуществления определенных действий (воздержания от их осуществления) при возникновении условий для реализации этих возможностей.
7. Под административно-правовыми свободами граждан понимаются признаваемые и гарантируемые государством, закрепленные в источниках административного права сферы независимого, самостоятельного поведения граждан, в рамках которых граждане могут совершать определенные действия (воздерживаться от их совершения) с учетом изъятий и ограничений, установленных законодательством.
8. Административно-правовые обязанности граждан - это устанавливаемые государством виды и меры необходимого поведения граждан, закрепляемые в источниках административного права в интересах граждан, общества и государства. Каждой такой обязанности корреспондируется право (зачастую одновременно и обязанность) государственных и муниципальных органов, иных субъектов требовать от граждан исполнения своей обязанности.
Достижению цели укрепления законности в правоприменительной практике, решению задач по повышению правовой культуры представителей исполнительной власти могут послужить выводы следующего характера:
1. Концепция правоотношений по оказанию государственно-управленческих услуг гражданам должна базироваться на оценке таких отношений как комплексных, а не только как исключительно административно-правовых или гражданско-правовых.
2. Следует последовательно добиваться разделения функций собственно управления и оказания услуг от имени исполнительной власти государства.
1) Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
2) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)
3) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. «Российская газета». 25 декабря 1993 года.
4) Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» //«Российская газета» 21 июня 1994 г.
5) Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // «Российская газета»26 февраля 1997 года.
6) Кодекс РФ об административных правонарушениях. «Российская газета», 31.12.2001 года.
7) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации - СПб.: ИД «Весь»,.2002 .
8) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) - СПб.: ИД «Весь», 1998.
9) Трудовой кодекс Российской Федерации / Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.
10) Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) - СПб.: ИД «Весь», 2008.
11) Гражданский кодекс Российской Федерации / Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.
12) ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». «Российская Газета». 2 мая 2006 года.
13) Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// СПС «КонсультантПлюс».
14) ФЗ РФ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ- 2001. Собрание законодательства Российской Федерации.
15) ФЗ РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ).// СПС «КонсультантПлюс».
16) ФЗ РФ «Об общественных объединениях» (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)// СПС «КонсультантПлюс».
17) Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Закона РФ от 21.12.2004 N 171-ФЗ)// СПС «КонсультантПлюс».
18) ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 16.03.2016)
19) Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
20) ФЗ "О полиции" - СПб.: ИД «Весь» от 7 февраля 2011 г. (ред. 07.02.2011)// СПС «КонсультантПлюс».
21) ФЗ РФ "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" 16.05.2011г //СПС «КонсультантПлюс».
22) Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679// СПС «КонсультантПлюс».
II. Специальная и научная литература
1) Агапов А.Б. Административное право: Учебник для бакалавров. — 9-е изд., пересмотр. и доп.—М.: Юрайт, 2016.
2) Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2003.
3) Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр и доп. — М.: Норма, 2007.
4) Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н.. Административная ответственность по российскому законодательству. М: Норма, 2004.
5) Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - М.: Эксмо, 2009.
6) Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 2004.
7) Костькова О.В. Административное право. М: Норма, 2006.
8) Макарейко, Н. В. Административное право : краткий курс лекций— 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014.
9) Масленников М. Я. Административное право России. - СПб.: Изд- во СЗАГС, 2001.
10) Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.
11) Соболева Ю.В. Организации в системе субъектов административного права // Правовая наука и реформа юридического образования. /. -М.: ИГП РАН. 2014.
12) Четвериков В.С Административное право: Учебное пособие. М., АСТ, Астрель, 2009.
13) Хаманева Н.Ю., Административно-правовой статус гражданина РФ /. -М.: ИГП РАН, 2010.
III. Интернет - ресурсы
1) Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»,
URL: 11Пр://ууу.со1Ш|Иап1.1Т1/.
2) Справочно-правовая система «Гарант», URL: 11йр:/Аууу.цагап1.ги/.