Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование методического инструментария оценки эффекта от создания особых экономических зон

Работа №79435

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1. Экономическая сущность особых экономических зон как инструмента
инновационного развития экономики 10
1.2. Роль и место особых экономических зон в инновационном развитии
экономики 21
1.3. Механизм и принципы формирования особых экономических зон в
современных условиях хозяйствования 26
2. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТА ОТ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ
2.1. Анализ существующего методического инструментария оценки эффекта от создания особых экономических зон 35
2. 2. Анализ и оценка отечественного опыта формирования территорий с особым экономическим режимом 43
2.3. Проблемы оценки эффекта от создания особых экономических зон 56
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТА ОТ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
3.1. Мероприятия по совершенствованию методики оценки годового
бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ 61
3.2. Оценка экономического эффекта от предложенных
мероприятий 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы диссертационного исследования. Формирование особых экономических зон (далее ОЭЗ) в регионах России объективно предопределено законами регионального развития. Мировой опыт убедительно доказал, что ОЭЗ создаются в целях активизации инвестиционной деятельности в отдельных регионах страны, повышения эффективности работы субъектов хозяйствования, а также содействия развитию экономического сотрудничества. Они являются эффективным средством государственной экономической политики, раскрывающим потенциал территориальных точек роста и способствующим как выводу регионов их расположения из депрессивного состояния, так и прогрессивному поступательному развитию благополучных регионов.
В настоящее время существует достаточно большое количество видов ОЭЗ, имеющих свои специфические особенности, а для оценки эффекта от их создания, как правило, используется ограниченный ряд показателей, характеризующих количество создаваемых рабочих мест, планируемые объемы производства, частных инвестиций, налоговых платежей, а также затрат на создание инфраструктуры зоны. Этого явно недостаточно, так как необходимы показатели, которые позволят количественно оценить экономическую выгоду от реализации проектов создания ОЭЗ. Поэтому решение проблемы несовершенства используемого инструментария для оценки эффекта от создания ОЭЗ выдвигается на передний план как теоретиками, так и практиками.
В связи с этим объективной необходимостью, как в научном, так и в теоретическом плане является развитие методического инструментария оценки эффекта от создания ОЭЗ. Все вышесказанное и послужило побудительным мотивом для выбора темы диссертационной работы, которая, как нам представляется, является актуальной.
Таким образом, актуальность темы диссертационной работы заключается в совершенствовании методики оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ.
Степень изученности проблемы.
Среди зарубежных ученых, внесших основополагающий вклад в исследование комплекса проблем, связанных в целом с формированием и функционированием территорий с особым экономическим статусом, необходимо выделить Г. Акинчи, Р Болина, Ф. Бослера, Е.Р Джонса, Т Симадзаки, К. Сованта, Ш. Тацуно, П. Хансена, Р Хейвуда и другие.
Из работ отечественных авторов можно отметить исследования и пуб¬ликации Л.И. Абалкина, Е.Ф. Авдокушина, В.Д. Андрианова, Н.П. Воловик, Т.П. Данько, Р.И. Зименкова, С.Г. Овчинникову, З.М. Окрут, В.А. Савина, К.А. Семенова, И.Б. Соколова, П.В. Павлова, C.B. Приходько, Е.В. Шатрову и другие.
Среди наиболее известных отечественных исследователей, затрагивающих различные аспекты оценки целесообразности формирования и эффективности функционирования ОЭЗ в регионах России, следует отметить В.О. Андреева, Е.В. Крюкову, И.В. Передкову и другие.
Несмотря на многогранность работ в сфере формирования и функционирования ОЭЗ, остается нерешенным ряд теоретических и методических проблем. Так, до сих пор отсутствуют показатели, демонстрирующие влияние на экономику региона, а именно совокупный макроэкономический эффект от функционирования ОЭЗ, а также на бюджетную эффективность, то есть выявление бюджетного эффекта, в результате реализации «проекта» ОЭЗ. Также следует отметить теоретическую непроработанность вопросов, связанных с несовершенством принципов создания ОЭЗ. В связи с этим разработка научных и практических рекомендаций в данной сфере имеет важное прикладное значение как для экономики регионов расположения ОЭЗ, так и для национальной экономики в целом.
Таким образом, дискуссионность проблематики, недостаточная разработанность теоретических и методических подходов к оценке эффекта от создания ОЭЗ, актуальность поставленных проблем обусловили выбор темы исследования, постановку ее цели и формулирование задач.
Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании методического инструментария оценки эффекта от создания особых экономических зон и соответствующих рекомендаций по его применению.
Для достижения поставленной цели в процессе диссертационного исследования решались следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность особых экономических зон как инструмента инновационного развития экономики, уточнить их функции и значение в региональном развитии;
- проанализировать механизм и принципы формирования особых экономических зон в современных условиях хозяйствования;
- разработать рекомендации по совершенствованию механизма отбора проектов создания ОЭЗ;
- оценить влияние функционирования особых экономических зон на социально-экономическое развитие регионов;
- систематизировать существующий методический инструментарий оценки эффекта от создания особых экономических зон и выявить проблемы его применения;
- усовершенствовать методику оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания особых экономических зон.
Объектом исследования в диссертационной работе выступают особые экономические зоны.
Предметом исследования является методический инструментарий оценки эффекта от создания особых экономических зон.
Теоретическую основу диссертации составили теории региональной экономики; концептуальные положения, представленные в фундаментальных научных трудах российских и зарубежных ученых, специализирующихся на проблемах формирования и функционирования особых экономических зон и оценке их целесообразности и эффективности.
Методологической основой исследования явились: системный анализ и синтез, принципы разработки стратегий и концепций, законы формальной и диалектической логики, выявление причинно-следственных связей, индукция и дедукция. Поставленные в диссертации цель и задачи решены на базе системного, логического, эволюционного подходов и общеэкономического анализа. При обработке фактического материала использовались такие исследовательские методы, как диалектический, системно-функциональный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, статистический анализ, сравнительный анализ, графический, логический, научных обобщений, применение которых позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Информационная база исследования.
В качестве исходных источников эмпирической информации использовались положения действующего законодательства федерального и регионального уровней, официальные материалы статистических сборников Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистические материалы, опубликованные в экономической литературе и периодической печати, материалы сайтов федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в сети Internet, данные, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных ученых- экономистов.
Научная новизна диссертационной работы состоит в совершенствовании методического инструментария оценки эффекта от создания ОЭЗ, заключающегося в разработке соответствующих методических рекомендаций по оценке показателей годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ.
Основные результаты, определяющие научную новизну проведенного исследования, заключаются в следующем.
1. Проанализированы механизм и принципы формирования особых экономических зон в современных условиях хозяйствования.
2. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизма отбора проектов создания ОЭЗ.
3. Статистически доказано положительное влияние деятельности особых экономических зон на социально-экономическое развитие региона.
4. Предложены мероприятия по совершенствованию методики оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты развивают положения региональной экономики, дополняют ее теоретический и методологический аппарат, создают предпосылки исследования теоретико-методологических основ формирования и функционирования ОЭЗ.
Представленные выводы и авторский подход к совершенствованию инструментария оценки эффекта от создания ОЭЗ позволяют расширить научный инструментарий для решения задач повышения эффективности функционирования экономики региона в современных условиях хозяйствования.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности федеральных и региональных органов власти:
- методики оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ ориентированы на федеральные и региональные органы власти и управления для обоснования конкретных проектов формирования территорий с особым экономическим статусом и привлечения дополнительных резидентов в уже существующие ОЭЗ;
- рекомендации по совершенствованию механизма отбора проектов создания ОЭЗ ориентированы на федеральные органы для обоснования выбора заявок при формировании территорий с особым экономическим статусом в рамках проводимых конкурсов.
- в АО «ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» при определении концептуальных подходов к оценке эффективности функционирования созданной ОЭЗ.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Библиография насчитывает 53 источников.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, исходные теоретические принципы, цель и задачи исследования, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава диссертации раскрывает понятие, сущность особых экономических зон как инструмента инновационного развития экономики, уточняет их функции и значение в региональном развитии.
Во второй главе проведен анализ и оценка отечественного опыта формирования территорий с особым экономическим режимом. Определены основные проблемы оценки эффекта от создания особых экономических зон.
В третьей главе обоснованы основные мероприятия по совершенствованию методики оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ.
В заключении изложены выводы, сформулированы практические рекомендации и предложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы.
Во-первых, особая экономическая зона - это сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, состоящая из элементов, объединенных отношениями и связями, включая особую территориально-организационную структуру, административный аппарат с иерархией управления, резидентов, систему преференций, взаимосвязи с внешней средой, ограничения, связанные с режимностью.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Основными целями создания ОЭЗ в Российской Федерации являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно- курортной сферы.
Исследование показало, что основными принципами формирования и функционирования особых экономических зон выступают следующие принципы: целостности территории; единства экономического пространства; заинтересованности в реализации крупных инвестиционных проектов; крупномасштабности реализуемых инвестиционных проектов. Однако при отборе проектов создания ОЭЗ уполномоченным органам необходимо обращать внимание не только на крупномасштабность проектов и заинтересованность в их реализации, а, прежде всего, на ориентацию на производств на инновационность, удовлетворение внутреннего и внешнего спроса, а также бюджетную отдачу.
Во-вторых, как показало проведенное исследование, действующим законодательством РФ определена процедура создания ОЭЗ, установлены форма и содержание заявки, перечень прилагаемых документов, критерии отбора проектов. Однако, несмотря на то, что сама процедура создания ОЭЗ эффективно отработана на практике, но вызывают замечания содержание заявок на создание зон и критерии их отбора. Это связано с тем, что определенный законодательством перечень критериев для оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ различного типа содержит достаточно широкий спектр показателей.
В диссертации было выявлено, что, с одной стороны, данный перечень критериев достаточно широк, а с другой стороны - характеризуется лишь наличием количественных показателей, а сами критерии отбора остаются для участников конкурса неясными. Кроме того, отсутствуют показатели, которые позволили бы оценить экономический эффект от создания ОЭЗ, особенно бюджетного экономический эффект, важность которого не раз отмечалась в заявлениях Минэкономразвития РФ. Поэтому был предложен усовершенствованный механизм отбора заявок на создание ОЭЗ. Данный механизм включает в себя установленную законодательством РФ процедуру формирования ОЭЗ, реализуемую в пять основных этапов, а также скорректированное содержание заявки и дополненные критерии отбора проектов формирования зон.
В-третьих, исследование показало, что в формировании ОЭЗ заинтересован ряд субъектов (государство, регион и муниципальное образование, инвестор, предприятия - резиденты), поэтому становится необходимой разработка методики, позволяющей комплексно и целостно оценить эффект от создания ОЭЗ.
Таким образом, проанализированы методологические основы, путем рассмотрения процесса эволюции методик. На их основе, разработаны соответствующие методические рекомендации по оценке показателей годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ.



1. Федеральный закон от 22.07.2005 г. №116-ФЗ "Об особых
экономических зонах в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 31.05.1999 г. №104-ФЗ (ред. от 22.12.2014 г.) «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».
3. Федеральный закон от 10.01.2006 г. №16-ФЗ (ред. от 11.03.2016 г.) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 29.11.2014 г. №377-ФЗ (ред. от 31.12.2014г.) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
5. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 №563 (ред. от
31.01.2008) "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005г. № 564 «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от
21.12.2005 г. № 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно¬производственного типа".
8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 г. № 1131 «О создании на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан особой экономической зоны технико-внедренческого типа».
9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013г. №491 "Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 г. №643 "О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон" .
11. Постановление Правительства РФ от 10.05.2017 г. № 552 «О
внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны».
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
17.11.2008 г. №1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. №51. Ст.2732.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
13. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИВЦ "Маркетинг", 2009-264 с.
14. Богуславский М.М. Международное частное право. 5-е изд. М.: Юрист, 2004. С. 247.
15. Бондаренко Н.Е. Государственная политика в условиях
формирования инновационной экономики: Монография / Н.Е. Бондаренко. - М.: Ваш полиграфический партнер, 2011.
16. Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. — М.: Инфра-М, 1998.
17. Платонова И.Н. Международные экономические отношения России. Учебник. М.: Магистр, 2012. 560 с.
18. Рагулина Ю.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. - М.: КноРус, 2014.
19. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гл. 3. С. 35.
20. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России: Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006. Гл. 1. С. 12-13.
21. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник. М.: Инфра-М, 2005. Гл. 18. С. 262.
22. Фетисов Г.Г., Региональная экономика и управление: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 2009. — 416 с.
23. Фурщик М.А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. М.: Медиа Инфо Групп, 2014. 212 с.
24. Чередниченко Л.Г. //Микроэкономика: Учебник.- М.: Инфра-М, 2015. - 448 с.
25. Батыров М.В. Административно - правовые основы
функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. канд. юрид. наук. М., 2011.
26. Божко Т. А. Методический инструментарий оценки эффекта от создания особых экономических зон: автореф. дис. канд. экон. наук. Тамбов, 2012.
27. Егоров А.И. Особые экономические зоны регионального уровня: тенденции развития: автореф. дис. канд. экон. наук. Тамбов, 2008. С.5.
28. Крюкова Е.В. Эффективность функционирования зон с особым экономическим статусом: дис. канд. экон. наук. Волгоград, 2014. - 198 с.
29. Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования :дис. канд. юрид. наук СПб, 2011. С 48-49.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
30. Михеева Н.Н., Ананьева Р.И. Инструменты региональной политики: оценка эффективности использования // Регион: экономика и социология. 2011. №3. С.39-57.
31. Павлов П.В. Система показателей оценки функционирования особых экономических зон // Финансы и кредит. 2009. №29 (365). С. 2-11.
32. Панкова С.В., Попов В.В. О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. №7 (292).
33. Плисецкий Е.Е. Оценка уровня социально-экономического развития территории для целей эффективного создания туристско-рекреационных особых зон. 2012. №8 (44).
34. Попова М.В., Кашкирова И.А., Рубцова Н.М., Попова Д.Б. Комплексная оценка песпектив развития особой экономической зоны портового типа в Ульяновской области// Теория и практика общественного развития. 2014. №8. С.126-130.
35. Рязанцев Е.Ю. Алгоритм оценки развития муниципального образования в условиях формирования особой экономической зоны // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2012. Вып. 2 (33). С.315-317.
36. Смородинская П.А., Капустин А.С. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. Вопросы экономики. 2012. № 27, с. 126-140.
37. Цветкова С.Н. Методический подход к оценке мультипликативного эффекта инвестиций в особые экономические зоны // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №28 (121). С.38-44.
38. Шапкин И.Н. Создание национальной инновационной системы как условие повышения конкурентоспособности стран в глобальной экономике / И.Н. Шапкин, Н.Е. Бондаренко // Век глобализации. - 2012. - №2. - С. 160-173.
39. Шевцова С.Н. Управление особой экономической зоной как
инструментом повышения региональной социально-экономической
способности: автореферат дис. канд. эконом.наук. Белгород, 2012.
40. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. No1. С 18-28.
41. Зубарев А. Е., Федорова В. А. ВЕСТНИК ТОГУ, 2014 № 4 (35).
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
42. Алабуга - Лучшая ОЭЗ в Европе /[Электронный ресурс]. URL: http://alabuga.ru/ru/ (дата обращения 01.03.2017).
43. Бюллетень № 5 за 2016 год /[Электронный ресурс]: Счетной палаты РФ. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/26898
44. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2015-2017 годы /[Электронный ресурс]: Министерство экономического развития РФ. Москва, 2015. 89 с. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/35546f26-71ce-4751-8624-5707f6b6f802/DOKLAD_min_part1.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=35546f26-71ce-4751-8624-5707f6b6f802 (дата обращения 27.03.2017).
45. Итоги деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2016 год. /[Электронный ресурс]. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/fi le/pub/pub_857452.docx (дата обращения 30.02.2017).
46. Иннополис [Электронный ресурс]. URL:http://www.innopolis.com/
47. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 год и за период с начала функционирования особых экономических зон /[Электронный ресурс]. URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/bec omeinvestor/news/20160930 (дата обращения 27.05.2017).
48. Стратегия социально - экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан до 2021 года и на перспективу до 2030 года. /[Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/pub_655618.doc (дата обращения 20.02.2017).
49. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/ (дата обращения 10.04.2017).
50. Россия. Особые экономические зоны /[Электронный ресурс]. URL: http://www.russez.ru(дата обращения 11.02.2017).
51. Утверждены новые критерии для создания особых экономических зон [Электронный ресурс]. -URL:http://economy. gov.ru/minec/about/structure/ depOsobEcZone/2017150508 (дата обращения 16.05.2017).
52. Экономический словарь. [Электронный ресурс]:
URL http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_yooaeoeaiinou.html (дата обращения 27.04.2014).
53. Якорева А. Особый отбор: получить статус особой экономической зоны станет сложнее // Expert Online. /[Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2Ql2/Q3/2/ osobyij-otbor. (дата обращения 12.03.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ