Введение 3
1. Основы учета, контроля и анализа текущих расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.1. Экономическая сущность расчетов и дебиторской задолженности как
логической составляющей расчетных отношений. Формы текущих расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование и учет текущих расчетов с
покупателями и заказчиками 14
1.3. Особенности формирования резерва по сомнительным долгам 18
2. Учет и контроль текущих расчетов с покупателями и заказчиками 29
2.1. Краткая характеристика АО «Татэнерго» и влияние отраслевых
особенностей на организацию учета текущих расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии 29
2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в АО «Татэнерго» 38
2.3. Учетные инструменты снижения риска неплатежей 45
2.4. Контроль расчетов с покупателями и заказчиками в АО «Татэнерго» 64
3. Анализ текущих расчетов с покупателями и заказчиками 77
3.1. Анализ расчетов по теплоснабжению с потребителями в АО «Татэнерго»
3.2. Расчет оборачиваемости дебиторской задолженности и
применение экономико-математического моделирования для прогнозирования оборачиваемости дебиторской задолженности в АО «Татэнерго» 86
Заключение 96
Список использованных источников 100
Приложения
Одним из ключевых аспектов функционирования современного хозяйствующего субъекта является взаимодействие с контрагентами. При этом в условиях современной экономики закономерным следствием существующей системы денежных расчетов между организациями является возникновение дебиторской задолженности, появляющейся ввиду наличия временного разрыва между платежом и моментом перехода права собственности на приобретаемый товар, между моментом предъявления платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты. Необходимо отметить, что одной из ключевых проблем хозяйствующих субъектов является проблема роста дебиторской задолженности, обусловленная не менее актуальной проблемой неплатежей. Поскольку каждое предприятие осуществляет ряд обязательных платежей, которые не зависят от финансового результата его деятельности (заработная плата работников, коммунальные платежи), несвоевременность поступления оплаты от покупателей может поставить под угрозу нормальное функционирование предприятия-поставщика.
В свою очередь, правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических отношений, улучшению расчетной, а также договорной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Эффективный контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия. Более того, контроль за своевременностью расчетов, а также своевременная и эффективная работа с дебиторами позволяет устранить проблему завышения дебиторской задолженности, которая являясь в некотором роде положительным аспектом для финансовой отчетности компании (ввиду завышения активов), в то же время является негативным аспектом для пользователей финансовой отчётности (ввиду искажения реального финансового положения организации).
Целью выпускной квалификационной работы является изучение организации бухгалтерского учета, контроля и анализа текущих расчетов с покупателями и заказчиками, а также разработка мероприятий по совершенствованию учета, контроля и анализа текущих расчетов с покупателями и заказчиками.
С учетом поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность расчетов, а также экономическую сущность дебиторской задолженности;
- изучить формы текущих расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить систему нормативного регулирования учета текущих расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить организацию бухгалтерского учета текущих расчетов с покупателями и поставщиками;
- установить особенности формирования резерва по сомнительным долгам;
- осуществить анализ текущих расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить контроль текущих расчетов с покупателями и
поставщиками;
- выявить пути совершенствования учета и контроля текущих расчетов с покупателями и поставщиками.
Методическими основами для написания дипломной работы, послужили нормативные документы, труды отечественных авторов, таких как: А. Выручаева, В.П. Козлов, В.В. Храпкин, Г.М. Колпакова, А. В.
Сметанко, а также материалы периодических изданий.
Объектом исследования послужила хозяйственная деятельность АО «Татэнерго» г. Казани Республики Татарстан в области учета расчетов с
покупателями и заказчиками.
В работе излагаются теоретические основы учета, контроля и анализа расчетов с покупателями и заказчиками: система нормативного
регулирования учета расчетов, формы расчетов, учет, анализ и контроль расчетов с покупателями и заказчиками. Дается краткая экономическая характеристика предприятия, рассматриваются отраслевые особенности, а также принципы организации бухгалтерского учета, контроля и анализа текущих расчетов с покупателями и заказчиками.
Логическим следствием взаимодействия с контрагентом является осуществление расчетов по возникающим в результате экономических отношений обязательствам. Способы проведения расчетов варьируются в зависимости от условий договоров, особенностей функционирования и возможностей должника. При этом существуют ситуации, когда оплата за отгруженные ценности, выполненные работы, предоставленные услуги не осуществляется вовсе, и организация вынуждена искать пути решения проблемы путем воздействия на контрагента, а в дальнейшем принимать превентивные меры по снижению риска неплатежей.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что при текущих экономических условиях насущной для многих отраслей является проблема неплатежей, то есть ситуация, когда предприятие-поставщик недополучает или не получает денежные средства, которые могли бы быть использованы для текущей деятельности, что побуждает организации привлекать заемные источники для финансирования своей деятельности или искать альтернативные способы расчетов или способы воздействия на контрагентов для взыскания долгов.
В приведенной работе были исследованы особенности, теоретические и методические проблемы бухгалтерского учета, контроля и анализа текущих расчетов с покупателями и заказчиками. Базой для написания выпускной квалификационной работы послужила учетная и внеучетная информация АО «Татэнерго».
В первой главе работы была изучена экономическая сущность расчетов, определена взаимосвязь между расчетами и обязательствами, выражающаяся в том, что обязательства являются логической составляющей расчетных отношений. Ввиду того, что следствием взаимодействия с покупателями и заказчиками является возникновение дебиторской задолженности, были изучены различные подходы к определению данного понятия. При этом было установлено, что все рассмотренные подходы не являются взаимоисключающими, а наоборот, дополняют друг друга. Интерес к дебиторской задолженности как объекту исследования вызван тем, что денежные средства, поступающие от покупателей, для большинства организаций являются главным источником финансирования, а для целей поддержания достаточного объема свободных денежных средств требуется осуществление грамотного управления дебиторской задолженностью, ее анализом и контролем. Работа по формированию резерва по сомнительным долгам является одним из способов управления дебиторской задолженностью. В рамках первой главы были рассмотрены принципы формирования резерва по сомнительным долгам в соответствии с Налоговым кодексом РФ, РСБУ и МСФО. При этом была сформирована аналитическая таблица, позволяющая провести сравнение каждого из способов.
Возвращаясь непосредственно к расчетам, необходимо отметить, что в рамках первой главы были рассмотрены особенности учета текущих расчетов с покупателями и заказчиками, а также формы проведения расчетов. Способы осуществления расчетов были классифицированы на денежные (наличные и безналичные) и неденежные. К неденежным способам расчетов были отнесены представленные в Гражданском кодексе РФ способы прекращения обязательств с поправкой на то, что не все указанные способы являются действительной альтернативой получению денежных средств. Так, были определены ряд способов прекращения обязательств, независящих от воли сторон и приводящих к погашению обязательства без сопутствующих данному событию экономических выгод для поставщика.
В первой части второй главы были рассмотрены отраслевые особенности функционирования АО «Татэнерго», а именно были определены категории потребителей и особенности осуществления расчетов с ними, а также особенности заключения договоров на поставку тепла для каждой категории. На основании проведенного исследования было установлено, что на этапе заключения договора теплоснабжения компания не осуществляет превентивных мер по снижению риска неплатежей потребителей (не осуществляет проверку контрагентов на платежеспособность), что обусловлено особенностями нормативного регулирования теплоснабжающей деятельности.
Во второй части второй главы были рассмотрены особенности учета расчетов с потребителями в АО «Татэнерго». В целом, учет в АО «Татэнерго» характеризуется отлаженностью и соответствием требованиям законодательства, а также представляет собой достаточно эффективную систему взаимодействия компании с потребителями, филиалов с управлением.
В третьей части второй главы были рассмотрены учетные механизмы снижения риска неплатежей. В рамках данной части выпускной квалификационной работы была предложена классификация потребителей по степени их надежности и использование данной классификации для целей внедрения субсчетов по каждой категории, что целесообразно ввиду возможности анализа структуры дебиторской задолженности по группам контрагентов. Кроме того, был предложен механизм формирования резерва по сомнительным долгам в соответствии с категориями потребителей и принципы структурных перемещений между категориями. Также были предложены способы модернизации принципов взаимодействия с контрагентами, относящимся к зоне риска неплатежей.
В четвертой части второй главы была изучена система внутреннего контроля АО «Татэнерго». В целом контроль на предприятии можно охарактеризовать как эффективный: работа отделов автоматизирована, деятельность каждого сотрудника строго регламентирована, для большинства операций существуют должностные инструкции, каждый сотрудник имеет право на участие в процессе совершенствования и оптимизации работы своего участка. Разработанные рекомендации касаются вопросов необходимости совершенствования процесса оценки рисков, а также совершенствования работы в рамках ведения судебных разбирательств с потребителями-неплательщиками.
В первой части третьей главы для целей последующего расчета оборачиваемости дебиторской задолженности был проведен анализ динамики выручки от реализации и дебиторской задолженности на конец периода. По итогам анализа был сделан вывод о том, что в целом, АО «Татэнерго» в 2016 году работало эффективно, о чем свидетельствует рост большинства составляющих выручки от реализации. Анализ дебиторской задолженности также показал рост данного показателя, кроме того, возросла доля просроченной дебиторской задолженности, что наталкивает на мысль о необходимости работы по улучшению платежной дисциплины населения.
Во второй части третьей главы были произведены расчеты оборачиваемости и периода оборачиваемости дебиторской задолженности за период с 2013 по 2016 года, по результатам которых была выявлена положительная тенденция, выраженная в росте коэффициента оборачиваемости и снижении периода оборачиваемости дебиторской задолженности.
В третьей части третьей главы был проведен прогноз выручки с помощью анализа временного ряда. Данный прогноз послужил основанием для расчета прогнозных значений коэффициента оборачиваемости и периода оборачиваемости дебиторской задолженности. При этом полученные прогнозные значения данных показателей свидетельствуют о необходимости совершенствования политики предоставления товарных кредитов, то есть совершенствования работы с потребителями тепла.
На наш взгляд, полученные в ходе выпускной квалификационной работы результаты имеют существенное значение для развития теории, практики бухгалтерского учета, контроля и анализа текущих расчетов с покупателями и заказчиками.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая):федеральный закон от 30.11.1994., № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 29.11.16 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
31.07.1998., №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).- Информ.- правов. система
«КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004, № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
4. Об исполнительном производстве: федеральный закон от
02.10.2007, № 229-ФЗ (ред. от 28.05.2017).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
5. О теплоснабжении: федеральный закон от 27.07.2010, № 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
6. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2011, № 402- ФЗ. (ред. от 23.05.2016).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
7. Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и овнесении изменений в некоторые акты Правительства РоссийскойФедерации: Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 04.02.2017).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
8. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998, № 34н (ред. от 29.03.2017).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999, № 33н (ред. от 06.04.2015).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина РФ от 06.07.1999, № 43н (ред. от 08.11.2010).- Информ.- правов. система
«КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999, № 32н (ред. от 06.04.2015).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
12. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000, № 94н (ред. от 08.11.2010).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
13. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (вместе с
Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008, № 106н (ред. от
06.04.2015).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
14. Письмо Минфина России от 06.12.2010 № ШС-37-3/16955.- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
15. Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 № 16¬15/035618).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
16. О правилах осуществления перевода денежных средств: положение утв. Банком России 19.06.2012, № 383-П (ред. от 06.11.2015).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
17. Письмо Минфина России от 08.08.2012 №03-03-07/37.- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
18. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст (ред. от 29.03.2016).- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
19. Об осуществлении наличных расчетов: указание Банка России от 07.10.2013, № 3073-У.- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
20. Письмо Минфина России от 20.03.2015 № 03-03-06/1/15533.- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс». - Версия от 15.03.17 г.
21. Астахов В. П.. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие / В. П. Астахов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, — 955 с. — Серия : Основы наук. 2011
22. Ван Хорн Джеймс К., Вахович мл., Джон М. Основы финансового менеджмента: Учебник. Издательство: «И.Д. Вильяме», 2008. 1232 с.
23. Вахрушина, Н. Создание системы управления дебиторской
задолженностью/ Н. Вахрушина //Я - финансовый директор. Секреты
профессии. - М., 2011. - С. 21-26.
24. Выручаева А. Учет дебиторской задолженности по МСФО // Журнал «Актуальная бухгалтерия». 2013. N 3. URL: http://www.aktbuh. ru/article/6122/ (дата обращения: 17.01.2017).
25. Гаврилов, А.М. Управление дебиторской задолженностью: учебник/ А.М. Гаврилов. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 239 с.
26. Добрынская, В.В. Дебиторская задолженность. Пути управления: учебник/ В.В. Добрынская. - М.: Брандесс, 2007. - 143 с.
27. Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. - М.: Бухгалтерский учет, 2003. - 192 с.
28. Киперман Г. Управление дебиторской задолженностью. «Финансовая газета. Региональный выпуск.», №12, 2006
29. Козлов В.П., Храпкина В.В. Экономико-организационные предпосылки создания системы оперативного управления дебиторской задолженностью на предприятии // Финансы, учет, банки. 2005. № 11. С. 75 - 78.
30. Колпакова Г.М. Управление дебиторской задолженностью предприятия: учеб. пособие. М.: МИЭТ, 2000. C.72
31. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и право: словарь-справочник. 2004. С. 1072
32. Куприянов И. Кредиторская и дебиторская задолженность - выгоды для компании // Коммерческий директор. - 2011. - №3/4.
33. Лебедев К.В. Понятие, правовой режим и механизм реализации дебиторской задолженности // Хозяйство и право. - 1999. -№ 4. - С. 35-42.
34. Нефедова, Т.А. Управление дебиторской задолженностью/ Т.А. Нефедова // Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция. - 2011. - №III. - С. 30-33.
35. Панков Д.А., Пашковская Л.В., Дражина О.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. Панокова Д.А. - Мн.: БГЭУ
36. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности. «Современный бухучет», №9, 2004.
37. Сметанко А.В. Прикладные аспекты внутреннего аудита дебиторской задолженности в акционерных обществах // Бухгалтерский учет. 2013. № 9-10. С. 95-99.
38. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник - М.: Зерцало, 2000.
39. Хромов, М.Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг: учебник/ М.Ю. Хромов. - СПб.: Питер, 2008. - 205 с.
40. Устав АО «Татэнерго», утвержденный Приказом генерального директора, №396 от 31.12.2015
41. Учетная политика АО «Татэнерго», утв. Приказом генерального директора, № 407 от 31.12.2015
42. Инструкция по формированию резерва по сомнительным долгам, утв. Приказом генерального директора, № 487 от 31.12.2014